Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мастерская научных публикаций. людям, оказавшимся в сложном положении?
людям, оказавшимся в сложном положении? Н аша задача — объ- яснить это, причем не в конце исследования, а еще до его начала. Проблема — это некое несоответствие наших знаний об объ- екте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здра- вому смыслу. Это некий парадокс, если угодно, загадка, которую предлагается разгадать, puzzle, противоречие в понимании, не- стыковка смыслов и интерпретаций. Она возникает тогда, когда исследователь сталкивается с препятствием, которое он не мо- жет с легкостью преодолеть или обойти. П риходится предпри- нимать определенные целенаправленные действия — разбирать завалы, карабкаться вверх и вниз, искать обходные пути. Очень часто формулирование проблемы подменяется ука- занием на нехватку данных или неполное знание о каком-то яв- лении. Д ескать, первое, второе и третье уже изучено, а четвер- тое и пятое еще нет, посему это — «проблема». Вновь повторим, что, подменяя предмет (проблему) ссылкой на объект исследо- вания (пусть даже он весь представляет сплошное белое пят- но), мы облегчаем себе жизнь, но не продвигаемся к смыслу. И каждый раз нам придется отвечать на неумолимый и жесткий вопрос: белых пятен много, зачем нам изучать именно это? И бо исследовательская проблема — это не пустое, необжитое ме- сто, где можно поставить палатку и начать строить здание но- вой теории. Это препятствие на нашем пути. Н а земном шаре еще немало неосвоенных территорий, однако это не означа- ет, что именно там необходимо селиться. П оэтому важно за- цепиться за неоднозначность и начинать растягивать смысло- вое пространство, а не гордо указывать пальцем на бесцвет- ную пустоту. Должно быть что-то удивительное, неожиданное или по крайней мере неочевидное — своего рода фишка. Н ужен во- прос, на который мы не в состоянии дать немедленный ответ. Этот вопрос становится крючком, за который цепляется инте- рес к нашему исследованию со стороны других. П ростые по- вествования о конкретном объекте интересны в лучшем случае узкому кругу специалистов, которые занимаются тем же самым делом и, кстати сказать, знают то, что мы собираемся им со- общить, как минимум на 90%. А вот как заинтересовать нашей проблемой других коллег? Эта задача не из легких. И это про-
изойдет только в двух случаях: либо человека привлечет какой- то поворот нашей темы, либо он (она) срезонирует на нашу проблему, и наш глубокий личный интерес отзовется интере- сом другого. Во втором случае человек поймет: это не про- сто еще одна «актуальная тема» и не просто еще один научный текст. Это личная ставка исследователя, он вкладывает в нее не только время, но и частицу собственного «я», он небезраз- личен к предмету, а значит, высока вероятность увидеть и ус- лышать что-то интересное. Как же сфор- мулировать проблему ис- следования 279 При этом проблема не обязательно должна быть чем-то абсо- лютно новым. Е сть проблемы, над которыми лучшие умы челове- чества бьются на протяжении многих столетий, они плодотворно разрешаются, а потом снова встают в полный рост перед новы- ми исследователями. Т аковы, например, вопросы о соотношении структуры и действия, макро- и микропорядка, об отношении ин- дивида и общества. Н о какова бы ни была наша исследовательская стратегия, беремся ли мы за «вечный» вопрос или пытаемся от- крыть совершенно новую перспективу, это не избавляет нас от не- обходимости определения предмета своих изысканий. Еще более затрудняет задачу то обстоятельство, что пробле- му надо не только понять, но и внятно изложить в нескольких пред- ложениях, где будут и указание на объект, и контекстуальные рам- ки, в которых он рассматривается, и смысловое несоответствие, «конфликт интерпретаций». Эти рассуждения открывают наш текст и во многом определяют, доберется ли читатель до последней страницы. Правило 6. Прежде всего мы должны показать, что предмет исследования интересен для нас самих, а затем убедить других людей в том, что он может иметь значение не только для автора. К сожалению, многие начинают со второго, пытаются навязать свое представление другим, причем в безлично-агрессивной фор- ме, а свой личный интерес стыдливо прячут за маской холодной объективности. Теперь наконец мы добрались и до основного текста в узком смысле слова — до того, что втиснуто в пространство между вве-
дением и заключительными выводами. Речь пойдет о стандартной структуре этого текста. Здесь важно сразу же уяснить следующее правило. Правило 7. Ядром всякого письменного текста является ключевая связка «тезис — аргумент». Существуют некоторые варианты в реализации этой схемы. Например, работа может быть теоретической или эмпирической, и это не может не влиять на структуру изложения. Начнем с теоретической работы, основанной преимуще- ственно или исключительно на литературных источниках. Т акую работу вполне можно открыть кратким, но впечатляющим об- зором этих источников, чтобы показать литературную тради- цию и обозначить наших предшественников. Одновременно мы не только демонстрируем свою осведомленность, но и вводим читателя в содержательный контекст. Вслед за этим выдвига- ется тезис, некая идея или концепция, предлагающая вариант объяснения ключевых вопросов, поставленных в нашем иссле- довании. Эта идея может родиться в нашей собственной голове, а может быть заимствована у других умных людей и предложена в нашем особом прочтении. И зложив подобную идею, мы пере- ходим к наиболее важной части текста — аргументации. Как постро- ить основ- ной текст В. В. Радаев Как написать академический текст 280
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.008 с.) |