В целом данное учебное пособие может быть применено как для обучающихся по специальности 030301. 65 психология служебной деятельности, так и психологов органов внутренних дел мвд России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В целом данное учебное пособие может быть применено как для обучающихся по специальности 030301. 65 психология служебной деятельности, так и психологов органов внутренних дел мвд России.




Список литературы

Айзенк Г. Как измерить личность / Г. Айзенк. – Москва: Когито-центр, 2000.

Айзенк Г. Личностный профиль по Айзенку / Г. Айзенк. – Москва: Когито-центр, 2003.

Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – Санкт-Петербург: Питер, 2001

Андрущенко Т. Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т. Ю. Андрущенко. – Москва: Академия, 2004.

Ануфриев А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва, 1997. – 224 с.

Балакшина Ж. А. Диагностика памяти, внимания, мышления, уровня развития / Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Балакшина Ж. А. Школьный тест умственного развития / Ж. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Баранова О. Применение теста Р. Жиля для исследования межличностных отношений в семье / О. Баранова // Школьный психолог. – 2001. – № 41.

Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – Москва: УМК «Психология», 2003.

Белопольская Н. Л. Поло-возрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н. Л. Белопольская. – Москва: Когито-центр, 2000.

Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Б. И. Белый. – Санкт-Петербург: Дорвиль, 1992.

Березин Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. – Москва: Фолиум, 1994.

Бернс Р. С. Кинетический рисунок семьи / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. – Москва: Смысл: Речь, 2003.

Бикел П. Математическая статистика / П. Бикел, К. Доксам; пер. с англ. – Москва, – 1983. – Вып. 1. – 278 с.

Битянова М. Как измерить отношения в классе: Социометрический метод в школьной практике / М. Битянова. – Москва, 2005. – 32 с.

Блейхер В. М. Практическая патопсихология. Руководство для врачей и медицинских психологов / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. – Москва, 2006.

Бодалев А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – Санкт-Петербург: Речь, 2001.

Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Санкт-Петербург: Питер, 2006.

Бурлачук Ф. Е. Психодиагностика / Ф. Е. Бурлачук. – Санкт-Петербург: Питер, 2002.

Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. – Москва, 2002. – 416 с.

Вассерман Л. И. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение / Л. И. Вассерман, С. Ю. Щелкова. – Москва: Академия, 2003.

Вассерман Л. И. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына. – Санкт-Петербург: Речь, 2004.

Велиева С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С. В. Велиева. – Санкт-Петербург, 2007. – 237 с.

Внешнегрупповая референтометрия // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – Москва, 2001. – Т. 2. – С. 16–17.

Гормин А. С. Методология и методы психологии: учеб.-метод. пособие / А. С. Гормин. – Великий Новгород, 2010. – 23 с.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.

Дворщенко В. П. Тест личностных акцентуаций / В. П. Дворщенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Детская психодиагностика и профориентация / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов на Дону, 1999. – 384 с.

Диагностический альбом для исследования познавательной сферы ребенка / авт.-сост. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва: АРКТИ, 1998.

Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д. Дилео. – Москва: Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2001.

Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – Санкт-Петербург: Питер, 2006.

Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. – Санкт-Петербург: Братство, 1994.

Зароченцев К. Д. Экспериментальная психология: учеб. / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. – Москва, 2005. – С. 40–41.

Злоказов К.В. Психологическая диагностика сотрудников правоохранительных органов: учеб-метод. пособие / К. В. Злоказов. – Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2010. – 220 с.

Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. – Москва: Педагогика, 1991.

Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р. Р. Калинина. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Киреева Н. Н. Диагностика когнитивных стилей / Н. Н. Киреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование / П. Клайн. – Киев: ПАН ЛТД, 1994.

Колакогло К. Сказочный проективный тест / К. Колакогло. – Москва: Когито-центр, 2003.

Копытин А. И. Тест «Нарисуй историю»: учеб.-метод. пособие / А. И. Копытин. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Костина Л. М. Методы диагностики тревожности / Л. М. Костина. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. Лаак. – Москва: Изд-во ИПП; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Леонова А. Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. – Москва: Изд-во МГУ, 1984.

Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест / Д. А. Леонтьев. – Москва: Смысл, 1998.

Лови О. В. Руководство по использованию зрительно-моторного Гештальт-теста Бендер / О. В. Лови, В. И. Белопольский. – Москва: Когито-центр, 2003.

Лупандин В. И. Математические методы в психологии: учеб. пособие / В. И. Лупандин. – Екатеринбург, 2009. – С. 83–84.

Марковская И. М. Программа и методы социально-психологического исследования: учеб. пособие / И. М. Марковская. – Челябинск, 2002. – 52 с.

Маховер К. Проективный рисунок человека / К. Маховер. – Санкт-Петербург: Смысл: Речь, 2003.

Махортова Г. Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребенка / Г. Х. Махортова. – Москва: Когито-центр, 2003.

Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения / А. Меграбян. – Санкт-Петербург: Речь, 2001.

Митина О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. – Москва, 2001. – С. 26.

Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. – Москва: Академический проект, 2003.

Носс И. Н. Психодиагностика: учеб. для бакалавров / И. Н. Носс. – Москва: Юрайт, 2011. – 439 с.

Овчинников Б. В. Типы темперамента в практической психологии / Б. В. Овчинников, И. М. Владимирова, К. В. Павлов. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка / О. А. Орехова. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Основы психодиагностики. Проективные методики. Психологический практикум / сост. Н. В. Зоткин. – Самара: Самарский университет, 1999.

Особенности референтных отношений студентов как фактор учебно-профессиональной мотивации // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – URL: http // www. psyedu.ru.

Паниотто В. И. Количественные методы в социологических исследованиях / В. И. Паниотто, В. С. Максименко. – Киев, 1982. – 272 с.

Петровский А. В. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А. В. Петровского / А. В. Петровский. – Москва, 1997. – 496 с.

Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / под ред. В. А. Бодрова. – Москва: Пер Сэ, 2003.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. С. Г. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. – Санкт-Петербург: Речь, 2001.

Практикум по психологии состояний / под ред. А. О. Прохорова. – Санкт-Петербург, 2004.

Практикум по психофизиологической диагностике / Н. Г. Блинов и др. – Москва: Владос, 2000.

Проективная методика для диагностики школьной тревожности / ред. И. Б. Дерманова. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Проективная психология. – Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Психологическая диагностика / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – Санкт-Петербург: Питер, 2004.

Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. – Москва: Академия, 2005.

Романова Е.С. Психодиагностика: учеб. пособие / Е. С. Романова. – 3-е изд., доп. – Москва: Кнорус, 2011. – 236 с.

Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия / Г. Роршах. – Москва: Когито-центр, 2003.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: практ. руководство / С. Я. Рубинштейн. – Москва: Апрель-пресс, 2004.

Рукавишников А. А. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла: Руководство по использованию / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. – Санкт-Петербург, 1995.

Русалов В. М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: метод. пособие / В. М. Русалов. – Москва: ИП АН СССР, 1992.

Сарычев С. В. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности / С. В. Сарычев, А. С. Чернышев. – Курск: КГПУ, 2000. – 180 с.

Семаго Н. Я. Руководство по психологической диагностике / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Москва, 2000.

Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. – Москва: Изд-во МГУ, 1980; Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Суходольский Г. В. Математические методы в психологии / Г. В. Суходольский. – Харьков, 2004. – С. 279.

Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. – Москва: Изд-во Института психотерапии, 2002.

Франселла Ф. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Банистер. – Москва: Прогресс, 1987.

Херсонский Б. Г. Метод пиктограмм в психодиагностике / Б. Г. Херсонский. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Цветкова Л. С. Методика нейропсихологического обследования детей / Л. С. Цветкова. – Москва: Когито-центр, 2001.

Червинская К. Р. Компьютерная психодиагностика / К. Р. Червинская. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Шведовская А. А. Использование методики «Родительское сочинение» в диагностике детско-родительских отношений в дошкольном возрасте / А. А. Шведовская // Психологическая диагностика. – 2005. – № 4. – С. 70–103.

Шевандрин Н. И. Основы психологической диагностики: в 3 ч. / Н. И. Шевандрин. – Москва, 2003.

Шмелев А. Г. Основы психодиагностики / А. Г. Шмелев. – Ростов на Дону, 1996.

Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. – Санкт-Петербург: Речь, 2002.

Щедрина Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива; под ред. А. В. Петровского. – Москва, 1979.

Эденборо Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование / Р. Эденборо. – Санкт-Петербург: Питер-М, 2003.

Эйдемиллер Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. – Санкт-Петербург: Речь, 2003.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – Москва, 2007. – 567 с.


 

Приложение 1

Практические задания и упражнения к теме 5

1. Согласно концепции Г. Айзенка экстра-, интроверсия и нейротизм являются независимыми переменными, не связанными между собой.

Проверить исходную предпосылку Г. Айзенка, используя данные, полученные на 50 испытуемых, протестированных по тесту Айзенка (ЭИ – показатели экстра-, интроверсии, Н – показатели нейротизма)[21].

Таблица значений

ЭИ Н ЭИ Н ЭИ Н ЭИ Н ЭИ Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7 13 12 15 14 16 11 8 9 18 18 15 20 9 20 15 15 20 15 9 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 7 9 10 9 6 17 12 9 17 8 18 10 12 15 20 12 8 13 8 12 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 13 18 5 16 13 15 7 16 16 14 10 17 11 23 16 18 7 20 9 11 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 13 19 5 7 6 11 17 11 7 14 18 8 11 14 8 10 11 12 15 10 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 9 11 18 18 15 10 8 13 17 12 6 4 18 9 21 11 5 15 16 15

 

2. Рассчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену, используя данные из таблицы значений.

Таблица значений

1

2

3

4

5

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
29 131 18 123 71 123 43 201 11 91
54 132 21 171 62 173 32 191 12 63
13 121 23 126 51 118 35 182 15 66
8 127 19 118 63 191 47 186 9 68
14 136 21 127 79 125 38 197 18 90
26 124 16 117 54 112 31 199 14 87
9 134 31 108 81 134 39 205 16 95
20 136 28 119 70 180 44 221 11 82
2 132 11 211 66 107 40 192 10 80
17 136 25 113 54 124 33 193 17 83

6

7

8

9

10

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
29 18 71 43 11 65 131 123 123 91
54 21 62 32 12 61 132 171 173 63
13 23 51 35 15 63 121 126 118 66
8 19 63 47 9 68 127 118 191 68
14 21 79 38 18 62 136 127 125 90
26 16 54 31 14 68 124 117 112 87
9 31 81 39 16 66 134 108 134 95
20 28 70 44 11 64 136 119 180 82
2 11 66 40 10 69 132 211 107 80
17 25 54 33 17 70 136 113 124 83

 

Определите вид шкал, используемых для оценки психологических свойств, оцените характер распределения. Рассчитайте коэффициент корреляции.

Таблица значения

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

2

1

2

1

2

1

2

риск

1

учится

8

годен

1

учится

13

нет

25

отчислен

25

годен

25

учится

25

риск

16

отчислен

16

не годен

16

учится

16

нет

4

учится

4

не годен

4

учится

11

риск

24

отчислен

24

не годен

24

учится

24

риск

22

отчислен

22

не годен

22

отчислен

17

риск

21

отчислен

21

не годен

21

учится

21

риск

10

учится

10

годен

10

отчислен

10

нет

18

учится

13

годен

18

отчислен

23

нет

12

отчислен

12

годен

12

учится

12

нет

13

учится

18

годен

13

отчислен

1

нет

15

учится

15

годен

15

учится

15

риск

8

учится

1

не годен

8

отчислен

8

риск

19

отчислен

19

не годен

19

учится

19

нет

6

отчислен

6

годен

6

отчислен

6

нет

14

учится

14

не годен

14

учится

14

нет

9

отчислен

9

годен

9

отчислен

9

нет

7

отчислен

7

не годен

7

отчислен

7

риск

23

отчислен

23

не годен

23

отчислен

18

риск

17

учится

20

годен

17

учится

22

нет

3

отчислен

3

годен

3

учится

3

риск

11

учится

11

не годен

11

учится

4

нет

2

отчислен

2

не годен

2

учится

2

нет

5

учится

5

годен

5

отчислен

5

риск

20

отчислен

17

годен

20

учится

20

 

Определите, существует ли связь между диагнозом ВВК и успешностью обучения.

Рассчитайте коэффициент корреляции.

Таблица значений

Вар. 1

Вар. 2

Вар. 3

Вар. 4

Вар. 5



1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

отчислен

годен

учится

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

учится

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

учится

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

годен

отчислен

годен

учится

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

не годен

учится

не годен

отчислен

не годен

учится

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

учится

не годен

учится

годен

отчислен

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

учится

годен

отчислен

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

отчислен

годен

учится

годен

учится

годен

учится

годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

не годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

отчислен

годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

учится

не годен

 


 

Приложение 2

Задания для самостоятельной работы по референтометрии и оценке параметров служебных коллективов.

Задание 1. Определение опосредованной групповой сплоченности и ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) группы.

Методика, разработанная В. С. Ивашкиным и В. В. Онуфриевым, предназначена для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности[22]. В качестве стимульного материала взяты деловые, моральные и эмоциональные качества, отражающие ценностные ориентации молодежных групп. Методика может быть использована и для исследования производственных коллективов.

Общие методические рекомендации при диагностике групповой сплоченности, ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ), психологического климата группы, которые экспериментатору дают авторы методики, таковы:

1. Список качеств личности испытуемые пишут под диктовку экспериментатора или работают по вывешенному плакату.

2. В опросный лист испытуемые записывают (отмечают): а) пять качеств, выбранных по первой инструкции; б) пять качеств, выбранных по второй инструкции.

3. Обработка результатов производится после выполнения всех инструкций.

Инструкция № 1.

«Выберите из предложенного списка пять качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива».

Инструкция № 2.

«Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ (с дифференциацией качеств)

Трудолюбие Д Дружелюбие М
Принципиальность М Сдержанность Э
Веселость Э Справедливость М
Аккуратность Д Общительность Э
Честность М Активность Д
Исполнительность Д Искренность Э
Порядочность М Настойчивость Д
Организованность Д Обаяние Э
Отзывчивость Э Правдивость М
Приветливость Э Деловитость Д
    Скромность М

Условные обозначения:

Д – деловые качества, М – моральные качества, Э – эмоциональные качества.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов производится после выполнения каждой из инструкций.

1. Определение опосредованной групповой сплоченности.

1.1. Подсчитывается общее количество выбранных респондентами качеств (согласно инструкции № 1). Для этого общее количество респондентов (членов группы) N умножается на 5 (количество сделанных каждым респондентом выборов): N х 5.

1.2. Подсчитывается общее число эмоциональных (Э), деловых (Д) и моральных (М) качеств, отмеченных всеми членами группы. В результате получим Σ Э = …; Σ Д = …; Σ М = …

1.3. Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные (Э), деловые (Д) и моральные (М) качества. Для этого общая сумма каждого блока качеств (соответственно, Σ Э = …; Σ Д = …; Σ М = …) делится на N х 5 и умножается на 100 %:

Э = Σ Э х 100 % / N х 5;

Д = Σ Д х 100 % / N х 5;

М = Σ М х 100 % / N х 5.

1.4. В результате получаем процентное соотношение трех шкал (Э, Д, М) в виде Э %: Д %: М %, которое отражает основные ориентации в группе.

1.5. Определяем уровень групповой сплоченности. При этом имеем в виду, что:

· если Д > 55 % или Д + М > 60 %, то групповая сплоченность высокая (3 балла);

· если М < 55 %, то групповая сплоченность средняя (2 балла);

· в остальных случаях, при 35 % < М < 55 % – групповая сплоченность низкая.

2. Определение ценностно-ориентационного единства группы.

2.1. Подсчитывается общее количество выбранных респондентами качеств (согласно инструкции № 2). Для этого общее количество респондентов (членов группы) N умножается на 5 (количество сделанных каждым респондентом выборов): N х 5.

2.2. Подсчитывается число выборов, сделанных всеми членами группы, на каждое из перечисленных в списке качеств.

2.3. Выберите, исходя из количества полученных выборов, пять самых популярных в группе качеств (Н).

2.4. Выберите, исходя из количества полученных выборов, пять самых непопулярных в группе качеств (М).

2.5. Вычисляется С – коэффициент ЦОЕ по формуле:

С = (Н – М) х 100 % / N х 5.

2.6. Определяем уровень группового ценностно-ориентационного единства. При этом имеем в виду, что:

· если С > 55 %, то ЦОЕ в группе высокое (оценка 3 балла);

· если 30 % < С < 50 %, то ЦОЕ среднее (оценка 2 балла);

· в остальных случаях – ЦОЕ в группе низкое (оценка 1 балл).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

По опыту диагностики и оценки динамики малых групп полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):

1. «Песчаная россыпь»:

1) люди мало знакомы друг с другом;

2) нет общих интересов;

3) нет общих дел;

4) отсутствует авторитетный центр;

5) группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

2. «Мягкая глина»:

1) наблюдаются первые усилия по сплочению коллектива;

2) нет достаточного опыта совместной работы;

3) дисциплина носит формальный характер и исходит от старших;

4) отношения в группе от доброжелательных до конфликтных;

5) существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко сорятся;

6) нет хорошего организатора или ему трудно проявить себя, т. к. по-настоящему его некому поддержать.

3. «Мерцающий маяк»:

1) в группе существует потребность в совместной деятельности и взаимопомощи;

2) в группе есть организаторы, актив;

3) недостаточно проявляется инициатива отдельных участников;

4) не все члены группы готовы подчиняться коллективным требованиям;

5) проявления активности наблюдаются не у всех и не всегда.

4. «Алый парус»:

1) в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;

2) дружное участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;

3) во главе группы – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью;

4) большинство членов группы проявляют гордость за свой коллектив, их огорчают неудачи группы;

5) члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других группах, приходят на помощь другим группам;

6) в группе бывают моменты, когда участники не готовы преодолевать трудности и не могут признавать ошибки.

5. «Горящий факел»:

1) в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;

2) дружное участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;

3) во главе группы – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью;

4) все члены группы проявляют гордость за свой коллектив, их огорчают неудачи группы;

5) члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других группах, приходят на помощь другим группам;

6) члены группы всегда готовы преодолевать трудности и помогают друг другу.

Задание 2. Оценка микроклимата группы.

Методика: Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива по В. М. Завьялову.

Инструкция. Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в социально-психологическом исследовании. Предлагаем заполнить анкету в которой представлены утверждения относительно Вашей учебной группы. Анкета разработана по типу утверждений, противоположных по смыслу. Слева приведены позитивные утверждения, а справа – негативные. Между данными утверждениями расположены цифры 3-2-1-0-1-2-3. Вам предстоит прочитать утверждений, выбрать одно из двух утверждений (слева или справа), наиболее полно раскрывающих взаимоотношения в вашей учебной группе, точнее всего передающих настроение и взаимодействие участников в ней. Затем, выбрать кружком одну из трех цифр, раскрывающих выраженность показателя: высокая степень выраженности – 3, средняя степень выраженности – 2, слабая степень выраженности – 1.

Если вы затрудняетесь определить, какое из двух полярных суждений отражает типичный микроклимат вашей студенческой группы, то отметьте цифру 0. Например, обращаясь к первой строчке, вы знаете, что в вашей группе обычно бодрое и жизнерадостное настроение, но выраженность этого показателя, по-вашему, средняя. Вам нужно отметить кружком цифру 2 в левой от нуля части.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.555 с.)