Диагностические признаки  кинетического рисунка семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностические признаки  кинетического рисунка семьи



Симптомокомплекс Симптом Балл

1. Благоприятная

семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи 0, 2
2. Преобладание людей на рисунке 0, 1
3. Изображение всех членов семьи 0, 2
4. Отсутствие изолированных членов семьи 0, 2
5. Отсутствие штриховки 0, 1
6. Хорошее качество линии 0, 1
7. Отсутствие показателей враждебности 0, 2
8. Адекватное распределение людей на листе 0, 1
9. Подчеркивание отдельных деталей 0, 1

2. Тревожность

1. Штриховка 0, 1, 2,
2. Линия основания – пол 3
3. Линия над рисунком 0, 1
4. Линия с сильным нажимом 0, 1
5. Стирание 0, 1
6. Преувеличенное внимание к деталям 0, 1, 2
7. Преобладание вещей 0, 1
8. Двойные или прерывистые линии 0, 1
9. Подчеркивание отдельных деталей 0, 1
10. Другие возможные признаки 0, 1

3. Конфликтность

в семье

1. Барьеры между фигурами 0, 2
2. Стирание отдельных фигур 0, 1, 2
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 0, 2
4. Выделение отдельных фигур 0, 2
5. Изоляция отдельных фигур 0, 2
6. Неадекватная величина отдельных фигур 0, 2
7. Несоответствие вербального описания и рисунка 0, 1
8. Преобладание вещей 0, 1
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0, 2
10. Член семьи, стоящий за спиной 0, 1
11. Другие возможные признаки

4. Чувство

неполноценности

в семейной

ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький 0, 2
2. Расположение фигур на нижней части листа 0, 2
3. Линия слабая, прерывистая 0, 1
4. Изоляция автора от других 0, 2
5. Маленькие фигуры 0, 1
6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора 0, 1
7. Отсутствие автора 0, 2
8. Автор стоит спиной 0, 1
9. Другие возможные признаки

5. Враждебность

в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 0, 2
2. Агрессивная позиция фигуры 0, 1
3. Зачеркнутая фигура 0, 2
4. Деформированная фигура 0, 2
5. Обратный профиль 0, 1
6. Руки раскинуты в стороны 0, 1
7. Пальцы длинные, подчеркнутые 0, 1
8. Другие возможные признаки

 

Бланк регистрации результатов оценки КРС

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Дата рождения ________________ Дата эксперимента _______________

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация Тревожность Конфликтность в семье Чувство неполноценности в семейной ситуации Враждебность в семейной ситуации
         

6.3. Изучение типа детско-родительских отношений [20]

Проблема комплексного изучения детско-родительских отношений ставит перед психологом задачи накопления и расширения методического арсенала в области семейного и возрастно-психологического консультирования. Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является методика «Родительское сочинение».

Диагностическую ценность традиционно используемой методики свободного сочинения на заданную тему («Мой ребенок», «Я как родитель») в ряде случаев существенно ограничивает недостаточный культурно-образователь-ный и интеллектуальный уровень родителей и в первую очередь уровень развития у обследуемых родителей письменной речи и способности к рефлексии, что встречается достаточно часто в современных неблагополучных, дисгармоничных, проблемных семьях.

К трудностям проведения методики относятся нередкие отказы родителей от выполнения задания из-за его сложности или отсутствия времени. Наиболее часто отказываются от выполнения задания родители, не имеющие постоянной практики и опыта письменного изложения своих мыслей и чувств. В этих случаях отказ может сопровождаться альтернативными предложениями со стороны родителя рассказать о ребенке и проблемах более подробно, ответить на любые вопросы психолога, заполнить анкеты и опросники.

В большинстве случаев необычность и непривычность задания, длительное время, требующееся для его выполнения, стремление родителя к уединению в процессе написания сочинения приводит к тому, что родитель просит написать сочинение дома, в форме «домашнего задания». Это не позволяет психологу осуществить наблюдение за особенностями эмоционального отношения родителя к заданию, фиксировать речевые комментарии родителя в процессе написания сочинения и проч. Кроме того, при интерпретации полученных данных для проведения контент-анализа текста сочинения от психолога требуется высокая квалификация и значительные временные затраты.

Практика показывает, что модифицированный вариант методики «Родительское сочинение» в форме незавершенных предложений снимает основные трудности проведения и интерпретации результатов. Родители легче и охотнее соглашаются на диагностическое взаимодействие с психологом, оказываясь в привычной ситуации заполнения анкет и опросников. Заданность и последовательность предъявления диагностического материала позволяет актуализировать исследуемые особенности родительско-детских отношений: прямые и отраженные оценки ребенка; ценностные ориентации родителя, включающие систему идеальных ожиданий, реальных требований и возможных страхов и опасений; особенности совместной деятельности родителя и ребенка.

По результатам методики «Родительское сочинение» становится возможным выявление родительской позиции в семьях дошкольников, сложившегося образа ребенка у родителя, особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет также получить данные об индивидуально-личностных особенностях родителя.

В используемом нами модифицированном варианте методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия»«.

1. «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

· Когда я думаю о своем ребенке, то...

· Скорее всего, он/она...

· Я всегда замечал(а)...

2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

· По сравнению с другими детьми его/ее возраста...

· Когда мы с ним/ней бываем среди других детей...

3. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

· Самое главное в характере моего ребенка...

· Мой ребенок силен в...

4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности гендерной идентичности.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

· Я люблю, когда мой ребенок...

· Мне нравится в моем ребенке...

5. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

· Я хотел(а) бы, чтобы...

· Я всегда мечтала о том, что...

· Я был(а) бы рад(а), если бы...

· Мой ребенок достаточно способен, чтобы...

6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

· Меня беспокоит в нем/ней...

· Я боюсь, что...

· Мне бы не хотелось, чтобы...

7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

· Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания...

· Хотелось, чтобы он/она перестал(а)...

8. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

· Я очень раздражаюсь, когда...

· Мне не нравится в нем/ней...

· Думаю, что ему/ей мешает...

9. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

· Когда он/она рос(ла)...

· Когда он/она был(а) маленьким(ой)...

· Самое трудное, что пережил мой ребенок...

10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия интересов и предпочтений ребенка родителем.

Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

· Моего ребенка интересует...

· Мой ребенок любит...

· Он/она предпочитает...

11. Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия»« позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

· Мне приятно, когда мы с моим ребенком...

· Мой ребенок и я...

· Наши отношения с ребенком...

Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя.

Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка. Идеальный образ ребенка отражается в декларируемых родителями целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности, сравнение ребенка с родителем), страхах и опасениях родителей (шкалы 5, 6, 7).

Реальный образ ребенка включает в себя представления родителей о значимых особенностях и качествах ребенка, его интересах, особенностях отношений со взрослыми и сверстниками. Реальный образ ребенка складывается из образа ребенка в прошлом (анамнестические сведения, шкала 9) и образа ребенка в настоящем – оценочный (прямая и сравнительная оценка ребенка, шкалы 2, 4) и констатирующий (значимые характеристики, интересы, трудности, шкалы 3, 8, 10) компоненты образа.

Блок «Образ отношений в семье» включает в себя воспитательные требования родителей, особенности совместной деятельности родителя и ребенка, эмоциональный компонент отношений ребенка с родителями, особенности отношений с другими взрослыми в семье (шкала 11).

Определенную информацию дают результаты ответов родителей на нейтральные незаконченные предложения (шкала 1). По этой шкале родители имеют возможность высказаться о наиболее важном и значимом для них в относительно свободной форме.

Сочинения родителей анализируются по следующим критериям: распространенность среди высказываний определенных содержательных категорий, их эмоциональный знак, особенности временной перспективы высказываний (временная направленность на настоящее, прошлое, будущее) и центрированность высказываний (на ребенке, на родителе, на отношениях между ребенком и родителем). Подсчитываются также коэффициент распространенности описания и коэффициент значимости блоков «Образ идеального ребенка», «Образ реального ребенка» и «Образ отношений в семье».

Методические рекомендации для проведения. Модифицированная методика «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью методики «Родительское сочинение» возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности типа семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

Процедура проведения методики. Методика «Родительское сочинение» состоит из тридцати незавершенных предложений. Предложения разделены на одиннадцать шкал. На каждую шкалу приходится несколько незавершенных предложений.

Обследуемому родителю предъявляется перечень незавершенных предложений (см табл. 11).

Таблица 11

Список незаконченных предложений:

1. Когда я думаю о своем ребенке, то... 2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста... 3. Я люблю, когда мой ребенок... 4. Я хотел(а) бы, чтобы... 5. Меня беспокоит в нем/ней... 6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания... 7. Я очень раздражаюсь, когда... 8. Когда он/она рос (ла)... 9. Моего ребенка интересует... 10. Мне приятно, когда мы с моим ребенком... 11. Скорее всего, он/она... 12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей... 13. Мне нравится в моем ребенке... 14. Я всегда мечтала о том, что... 15. Я боюсь, что... 16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а)... 17. Мне не нравится в нем/ней... 18. Когда он/она был(а) маленьким(ой)... 19. Мой ребенок любит... 20. Мой ребенок и я... 21. Я всегда замечал(а)... 22. Самое главное в характере моего ребенка... 23. Мой ребенок силен в... 24. Я был(а) бы рад(а), если бы... 25. Мне бы не хотелось, чтобы … 26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы... 27. Думаю, что ему/ей мешает... 28. Самое трудное, что пережил мой ребенок... 29. Он/она предпочитает... 30. Наши отношения с ребенком...

 

Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10–15 незаконченных предложений с достаточным количеством свободного места для их завершения.

Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время психологического обследования.

Обработка и интерпретация результатов. Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования. Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице (см. табл 12).

Таблица 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.028 с.)