Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Табличный расчет коэффициента корреляции по Пирсону
Величина коэффициента линейной корреляции находится в интервале: 1< r < + 1 и не может выходить за его пределы, т. е. равняться или превышать 1 по модулю. Интерпретация полученного коэффициента проводится на основе его фактического выражения по модулю полученного знака и уровня статистической значимости. Коэффициент корреляции, близкий к 1 по модулю, свидетельствует о высоком уровне связи между анализируемыми переменными, близкий к 0 – о низком уровне связи или ее отсутствии на данной выборке. Знак корреляционной связи описывает характер зависимости. Положительный знак указывает на прямо пропорциональную зависимость, отрицательный – на обратно пропорциональную. То есть в первом случае с изменением одной переменной с определенной долей статистической вероятности можно говорить о последовательном изменении второй (согласованном росте или убывании), во втором случае с уменьшением одной переменной вторая увеличивается (и наоборот). Заключительным этапом при расчете коэффициента корреляции является определение уровня статистической значимости полученной связи. С этой целью результаты вычислений по формуле (12) сопоставляются с табл. I в прил. 2. В данной таблице представлены критические значения коэффициентов корреляции по Пирсону для выборок от 4 до 1000 элементов (n). Помимо установления связи между переменными, достаточно часто в психологических исследованиях ставится задача определения различий в выраженности какого-либо признака в связи с влиянием некоторых факторов. С этой целью применяется параметрический критерий t, иначе называемый критерий Стьюдента. Критерий Стьюдента был разработан английским химиком У. Госсетом в ходе работы на пивоваренном заводе Гиннеса. Поскольку по условиям контракта Госсет не имел права открытой публикации своих исследований, поэтому статьи по t-критерию были напечатаны в 1908 г. в журнале «Биометрика» под псевдонимом «Student». В отечественной литературе принято писать «Стьюдент»[18]. Простота вычисления t-критерия Стьюдента, а также его наличие в большинстве статистических пакетов и программ привели к широкому использованию этого критерия даже в тех условиях, когда применять его нельзя. Рассмотрим более подробно особенности использования статистического t-критерия Стьюдента.
Наиболее часто t-критерий используется в двух случаях. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная и опытная группы, состоящие из разных лиц, их количество в группах может быть различно. Во втором же случае используется так называемый парный t-критерий, когда одна и та же группа объектов порождает числовой материал для проверки гипотез о средних. Поэтому эти выборки называют зависимыми, связанными. Например, психологические свойства одних и тех же лиц до и после психологического тренинга. В обоих случаях должно выполняться требование нормальности распределения исследуемого признака в каждой из сравниваемых групп. Следующее требование, которое должно выполняться, – это равенство дисперсий в сравниваемых группах. Чем больше различаются между собой дисперсии и объемы выборок, тем сильнее отличается распределение «вычисляемого t-критерия» от распределения истинного «t-критерия Стьюдента». При этом различную величину имеют и сам t-критерий, и такой параметр этих распределений, как число степеней свободы. В свою очередь, число степеней свободы сказывается на величине достигнутого уровня значимости Таким образом, для применения t-критерия Стьюдента: 1. Данные должны быть представлены в шкале интервалов либо отношений. 2. Сравниваемые выборки должны иметь распределение, близкое к нормальному. 3. Сравниваемые выборки должны иметь одинаковый размер. Формула t-критерия имеет следующий вид: для несвязанных выборок:
и
где Х – среднее арифметическое для X; Y – среднее арифметическое для Y;
Sd – сумма среднеквадратических отклонений X и Y. Число степеней свободы вычисляется для неравных групп: k = n1 + n2 – 2, где n1 – выборка первой группы, n2 – второй; для равных по размеру групп: k = 2 · n – 2, где n – объем выборки; для связанных выборок:
где
и
Число степеней свободы вычисляется как k = n – 1, где n – объем выборки. t-критерий Стьюдента без применения пакета статистических программ может быть рассчитан «вручную». С этой целью необходимо заполнить табл. 9. Приведем пример для несвязанных выборок. Таблица 9
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.008 с.) |