Особенности восприятия и изучения лирики в старших классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности восприятия и изучения лирики в старших классах



Изучение лирики в школе – одна из сложных методических проблем, так как лирика – это род литературы, требующий особого восприятия мира. К пониманию назначения лирики невозможно приблизиться, изучая её только поверхностно. Мы выяснили, что ведущая характеристика лирики – это ярко выраженный образ-переживание. Н. А. Добролюбов также справедливо добавляет: «Чтобы иметь значение пред судом ума, поэтическое произведение необходимо должно заключать в себе мысль»[15]. Изучение лирики требует высоко уровня эмоционального развития для постижения мира лирического героя.

На каждом этапе развития школьника отношение к лирике разное. В старших классах необходимо подвести ученика к мысли, что в лирическом произведении есть отражение авторское мировосприятия, его взглядов, мыслей, чувств. Многие исследования в области лирики, её изучения в школе показывают, что ученики зачастую не понимают лирические произведения, не могут осознать их важность в поэтическом мире литературы, определить идею, смысловую значимость и мировоззрение автора. Уровень восприятия лирических произведений низкий, это обусловлено с неумением оперировать теоретико-литературными понятиями, связными с лирикой как родом литературы. Количество времени, которое уделяется школой для изучение критических статьей, заметок крайне мало. Изучение в школе лирики несет огромное влияние не только на литературное образование школьника, но и на часть воспитательного процесса. Такие исследователи как В. Я. Рез, В. Л. Медведев, В. Г. Маранцман замечают, что лирика является особенным родом литературы, который формирует душевный мир учащихся.

Стоит отметить, что в школьной практике изучение стихотворений без соответствующих комментариев и эвристической беседы практически невозможно. Учащимся сложно однозначно воспринимать произведение. Разбор ученики сопровождают десятками вопросов, которые изначально направлены на анализ прозаического текста, таким образом, нарушая целостное восприятие стихотворения. Некоторые произведения служат подчас только на рассмотрение эмоционального отклика, скрупулёзный анализ которых разрушает их непосредственность. К ним относится стихотворение М. Л. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…», Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…».

Для полноценной аналитической работы с лирическими произведениями нужно отчетливо осознать художественную природу текста, поэтический мир автора, основные компоненты, образ лирического героя, мысли автора, наблюдение над художественной формой. Для учащихся необходимо донести, что художник видит мир по-своему, для него характерно оригинальное понимание. На старших этапах изучения лирики, анализ произведения становится глубже и многограннее.  При изучении лирики в школе главной задачей становится познакомить учащихся с особенностями ее рода, с метафоричностью, абстрактностью и ассоциативностью лирических стихотворений. Поэзия охватывает все виды искусства, поэтому при ее изучении стоит сопоставлять картины, иллюстрации, устанавливать содержание и настроение картины, замысел поэта и художника. Особое внимание уделять образам, колориту и языку произведения. Отбирая произведения живописи, необходимо смотреть на их экспрессивность и музыкальность. К примеру, такими свойствами обладают картины Ч. Левитана и Ф. Васильева. Поэтому широкое обращение к ним происходит при изучении лирических произведений.

Наряду с живописью, музыкальная составляющая имеет огромное место при изучении лирики. Если обратиться к термину «поэт», то в XVIII-XIX веках оно было синонимично слову «певец», что подтверждает общность сфер поэзии и музыки. Знакомя учеников с музыкальными произведениями важно настроить их на особую волну, проявить музыкальное начало, которое входит в содержание стихотворения. Возможны разные формы работы с музыкой: прослушивание композиций (особенно романсов), мелодекламация, чтение стихотворений на музыкальной основе и т.п.

Главный этап в процессе изучения лирики в школе – это постановка проблемного вопроса. З. Я. Рез подчёркивает необходимость создания таких вопросов: «Эмоции, не подкрепленные и не усиленные размышлением, могут воспитать читателя восприимчивого, но не глубокого»[16]. «Мышление подростка требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы. Освоение исследовательского познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры»[17].

Проблемная ситуация мотивирует к изучению и активизирует читательский интерес. Он может быть связан с реалиями жизни, с биографией поэта или с историко-литературным процессом. В старших классах исследователи ставят в приоритет проблемные вопросы, связанные с художественным своеобразием писателя, эволюцией его творчества и мировоззрения. В таком случае анализ деталей лирического текста не приведёт к его разобщенности по строкам, а соберется в единое целое, раскрывающее ту или иную сторону жизни. Лирическое произведение представляет собой динамическую систему, элементы которой не могут существовать друг без друга. Все центральные и второстепенные образы, сквозные мотивы, детали, настроение, ритм, - все эти элементы работают органично и выстраиваются в особый организм. Поэтому цель изучения лирики в старших классах – способствовать развитию навыков анализа и интерпретации поэтического текста, углубить знания учащихся о лирике как о роде литературы и способствовать повышению интереса к лирическому творчеству.

Мы рассматриваем лирику как особый род литературы, в центре внимания которого – человеческая душа и её переживания, стремления, порывы. Ближе всего лирика близка к музыкальному искусству. Ведь в лирике точно также события и сюжет играют второстепенную роль. Лирика тяготеет к малым жанрам, а лирическое переживание может проявлять себя в разных формах: от громкого открытого признания до скрытого в деталях еле ощутимого волнения.

В настоящее время принято считать, что под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[18].

Главный этап в процессе изучения лирики в школе – это постановка проблемного вопроса. Проблемная ситуация мотивирует к изучению и активизирует читательский интерес. Он может быть связан с реалиями жизни, с биографией поэта или с историко-литературным процессом. В старших классах исследователи ставят в приоритет проблемные вопросы, связанные с художественным своеобразием писателя, эволюцией его творчества и мировоззрения. В таком случае анализ деталей лирического текста не приведёт к его разобщенности по строкам, а соберется в единое целое, раскрывающее ту или иную сторону жизни. Лирическое произведение представляет собой динамическую систему, элементы которой не могут существовать друг без друга. Все центральные и второстепенные образы, сквозные мотивы, детали, настроение, ритм, - все эти элементы работают органично и выстраиваются в особый организм. Поэтому цель изучения лирики в старших классах – способствовать развитию навыков анализа и интерпретации поэтического текста, углубить знания учащихся о лирике как о роде литературы и способствовать повышению интереса к лирическому творчеству.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.011 с.)