Ханты-мансийского автономного округа - югры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ханты-мансийского автономного округа - югры



«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

Кафедра филологического образования и журналистики

На правах рукописи

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. КЕРДАНА КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность

Русский язык и литература

Квалификация

Бакалавр

Исполнитель:                                                Усманов Кирилл Владиславович

обучающийся группы Б-5081

_____________________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Ганущак Н.В., к.филол.наук, доцент

 _____________________________________

(подпись)

И.о.заведующего кафедрой: Бреусова Е.И., к.филол.н., доцент кафедры ФОиЖ

______________________________________

(подпись)

Дата допуска к защите «__»___ 2020 г.

 

Оценка ___________________

Протокол №___ от  «__» ______2020 г.

Председатель ГЭК ______/Щербакова Н.Н.

               (подпись) / (расшифровка подписи)

Сургут 2020


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ...................................................................................................3

1. 1. Особенности лирики как литературного рода..............................................6

1. 2. Взаимоотношения понятий «лирический герой» и «авторское сознание»..................................................................................................................8

1. 3. Особенности восприятия и изучения лирики в старших классах.............11

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА КЕРДАНА (ОТ ЛИРИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ К ЭПИЧЕСКОМУ МИРОСОЗЕРЦАНИЮ)........................................................................................16

2.1. Жизненный путь Александра Кердана........................................................16

2.2. Отражение жизненного пути в творчестве поэта........................................20

2.3. Лирический герой как отражение авторского сознания А. Б. Кердана.....26

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Б. КЕРДАНА В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ....................................................................................38

3.1. Особенности изучения биографии и творчества писателя в старших классах....................................................................................................................38

3.2. Разработка авторского элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».........................................................................................42

ЗАКЛЮЧЕНИ Е....................................................................................................50

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................54

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................57

Приложение 1. Конспект урока №1...................................................................57

Приложение 1. Конспект урока №2...................................................................64

Приложение 1. Конспект урока №3...................................................................71


ВВЕДЕНИЕ

Термин «лирический герой» до недавнего времени был одним из самых дискуссионных в литературоведении ХХ века. Очевидно, что он зависим как от историко-культурной ситуации, так и от индивидуальной художественной системы автора. «Лирический герой – это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром»[1], - пишет литературовед Б.О.Корман. Понятие «лирический герой» дает возможность глубже раскрыть художественный мир поэта, понять его мировоззрение, проанализировать произведения автора с точки зрения идейно-смысловой нагрузки, закономерностей построения, темы, мотивов и образов.

Александр Кердан – активно работающий в литературе нового времени автор, который утверждает через своё творчеством принципы мужской чести и дружбы, принцип верности Отечеству и любви к своей Родине. Это настоящий идейный вдохновитель писательской ассоциации Урала. Его творчество представляет негласную «уральскую» школу поэзии, давно вышедшее за границы регионального.

Анализ и обзор творчества автора, как правило, составляет один из важных компонентов литературного образования обучающихся. Данная работа рассматривает творчество современного прозаика и поэта А. Б. Кердана, его творческий путь с биографическими деталями, а также анализ его произведений с последующей разработкой методического проекта. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца ХХ - начала XXI веков, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное знакомство с    литературно-художественными произведениями последних десятилетий. Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана», посвященная анализу произведений автора, изучению его биографии, ориентирована на ознакомление в течение 6-ти часов обучающимися десятых классов. В заключении формулируются основные результаты работы. Список литературы представлен 50 наименованиями.

Цель нашего исследования: анализ своеобразия художественного мира Александра Кердана и выявление авторской позиции в произведениях.

Объект исследования: специфика, характерные особенности и стилистика творчества автора на примере различных произведений, написанных в разные периоды творчества.

Предмет исследования: лирическое наследие А. Б. Кердана.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Охарактеризовать систему и принципы изучения лирических произведений в процессе литературного образования в школе.

2. Определить специфические особенности лирических произведений поэта разных лет.

3. Разработать методические рекомендации по изучению творчества     А. Кердана в рамках авторского элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».

Методологическую основу работы составляют общенаучные методы (аналитический, сравнительно-сопоставительный, структурный) и специальные (методы проектирования, анализа результатов творческой деятельности).

Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения лирических произведений, анализируются особенности лирики как литературного рода, определяется категориальное понятие «лирический герой» в произведении, характеризуются особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками. Вторая глава представляет собой описание жизненного пути А. Б. Кердана, специфику и анализ лирических произведений писателя, особенности его творчества, характеристику лирического героя в произведениях писателя как отражение авторского сознания. Третья глава посвящена особенностям изучения творчества А. Б. Кердана в школьной практике. Здесь представлен элективный курс «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».

Работа прошла апробацию в период прохождения педагогической, научно-исследовательской и преддипломной практики. Результаты неоднократно представлялись на студенческих научных конференциях, в сборнике студенческих работ «Филологические штудии» (Сургут, 2020) опубликованы материалы исследования. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.248 (0.011 с.)