Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретические основы изучения лирических произведений
Особенности лирики как литературного рода Лирика с древнегреческого языка обозначает «музыкальный инструмент». Под его звуки обычно исполняются стихи или песни. На первое место лирика ставит состояние человеческой души, её эмоциональный и чувственный фон, впечатления. Лирическое содержание глубоко субъективно. Верно подметил Г. Л. Абрамович особенность лирики: «Лирика всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв удивления, вспышку гнева, боли, радости - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства»[2]. Поэтический мир автора и личностное начало в лирике проявляются с огромной силой. Мысли, эмоции, абстрактные размышления писателя, прежде всего, определяют состояние автора. В лирике особенно выделяется субъективное, личностное начало, однако объективность и ценность существующего мира, глобальность исторических событий осознается в полной мере. А. Кушнер замечает: «Лирика играет на повышение всех ценностей, разглядывает как драгоценность каждую крупицу жизни»[3]. Лирические произведения тяготеют к различным видам искусства. С одной стороны, лирика соотносится с эпосом с точки зрения наличия событийной основы, с другой стороны - к музыке. Ведь в музыкальном искусстве вся внешняя событийность и сюжет отступает на второй план. Сюжет уступает внутренними переживаниям человеческой души, именно эмоции становятся главным содержанием. Если обратить внимание на лирический пейзаж в поэзии и лирический пейзаж в живописи, то невозможно не заметить, как один выступает в качестве интерпретации другого вида искусства. Состояние человеческого сознания и души – вот что первоочерёдно для лирики как рода литературы. Л. Я. Гинзбург сформулировала интересную формулу для лирики: «Это квинтэссенция душевного опыта человека.... Это самый субъективный род литературы»[4]. Лирика особым образом переоценивает и заново «переживает» всё, что когда-либо испытал человек. Однако не стоит равнять лирику и глубокую психологию. Объект внимания лирики – это художественное переживание внешних реалий. Лирика в преобладающем большинстве имеет стихотворную форму. Литературовед К. Ахмедьянов приводит классификацию лирики по форме обращения: «лирика-монолог, лирика-обращение, лирика-диалог»[5]. Что касается объёма и жанрового разнообразия, лирический род литературы тяготеет к малой жанровой форме: лирическое стихотворение, послание, элегия, эпиграмма, романс... Хотя известны нам и объёмные лирические поэмы, изображающие переживания в эпической многоплановости: Маяковский «Про это», Цветаева «Поэма конца» и т. д. Человеческое состояние или переживание может транслироваться разными способами. Открыто и напрямую: например, монолог-исповедь (вспомним вечное «Не жалею, не зову, не плачу…» Есенина). Или косвенно, в скрытых образах: чаще всего в пейзажной и описательной лирике.
Итак, мы рассматриваем лирику как особый род литературы, в центре внимания которого – человеческая душа и её переживания, стремления, порывы. Ближе всего лирика близка к музыкальному искусству. Ведь в лирике точно также события и сюжет играют второстепенную роль. Лирика тяготеет к малым жанрам, а лирическое переживание может проявлять себя в разных формах: от громкого открытого признания до скрытого в деталях еле ощутимого волнения.
Взаимоотношения понятий «лирический герой» И «авторское сознание» Понятие «лирический герой» в литературоведении двадцатого века (и до сих пор) - один из самых острых дискуссионных терминов. Его значение, трактовка особенно важна при анализе поэтического произведения в целом и поэтому нуждается в уточнении. Определение термина «лирический герой» зависит не только от индивидуального восприятия и концепции автора, но и от культурно-исторической ситуации. На сегодняшнее время многие ученые ставят под сомнения существование лирического героя, современные поэты считают, что «причина кризиса – не смерть «поэта», а смерть лирического героя»[6]. Все художественные средства в лирике служат для раскрытия человеческой души. Это кардинально отличает её от других родов литературы, ведь в лирике особое место имеют жизненные эмоции. Лирический герой как носитель переживаний является специфическим образом человека, о внутреннем мире которого мы узнаем из художественного текста. Чувства героя во время чтения переплетаются с читателем, образуют единое целое – «мы». Лирика как особый род литературы требует умения погрузиться в эмоциональный мир другого человека, именно автора, понять его настроение и чувства. Авторское субъективное начало в лирике достигает особой концентрации.
Первым ученым, который ввел термин «лирический герой» в литературоведение, считается Ю. Н. Тынянов. Этот термин он использовал в размышлениях о единстве и цельности поэтического мира Блока: «…Почти всегда за его поэзией невольно подставляют человеческое лицо – и все полюбили лицо, а не искусство»[7]. Таким образом исследователь утверждал, что под образом автора подразумевается лирический герой, который является его прототипом. Л. Я. Гинзбург, изучая понятие «лирического героя», утверждает: «В подлинной лирике всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда она облекается устойчивыми чертами – биографическими, сюжетными»[8]. Л. Гинзбург считает, что у лирического героя есть особые черты, такие как облик, с помощью которого он может предстать в воображении читателя[9]. Однако нельзя отождествлять лирического героя с биографичным лицом автора. Б. Эйхенбаум пишет: «Лирический герой двупланен. Возникал он тогда, когда читатель, воспринимая лирическую личность, одновременно постулировал в самой жизни бытие ее двойника... Притом этот лирический двойник, эта живая личность поэта отнюдь не является эмпирической, биографической личностью, взятой во всей противоречивой полноте и хаотичности своих проявлений. Нет, реальная личность является в то же время «идеальной» личностью, идеальным содержанием, отвлеченным от пестрого и смутного многообразия житейского опыта»[10]. С «двуплановостью» лирического героя согласна такая исследовательница как И. Роднянская, о назначении лирического героя она пишет следующим образом: это «...своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделенного жизненной определенностью личной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластичной определенности (облик, «повадка», «осанка»)»[11]. Б. Корман, известный исследователь авторского сознания и его художественной структуры, подчеркивает, что лирический герой – это и субъект, и объект: «Лирический герой это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром»[12]. В лирическом произведении действительно всегда можно обнаружить авторское присутствие, тонкую нить связи между автором и читателем. Писатель и лирический герой, на наш взгляд, только в гармоничном сочетании передают движение авторской мысли и чувства. Стоит уделить особое внимание точке зрения М. М. Бахтина на отношения автора и лирического героя. Он отмечает: «В лирике всё внутреннее в герое как бы сплошь повернуто наружу, к автору, и проработано им....Может показаться, что круги автора и героя слились, их центры совпали». По словам учёного, проблемы с трактовкой лирического героя и авторского сознания связаны с многоголосьем лирике, с её «хоровой природой». Мы слышим автора, слышим лирического героя, слышим искусство, чтобы в конце концов услышать себя. Соотносится с его точкой зрения размышление С. Н. Бройтмана: «Лирический герой выявляется в контексте творчества поэта, в книге или цикле.... Он является образом, намеренно отсылающим к внелитературной личности поэта»[13]. Таким образом, в настоящее время принято считать, что под понятием «лирический герой» (или более широком – «лирический субъект») принято понимать образ личности в творчестве конкретного поэта, наделенного особенными чертами личности, внешности, судьбы. Специфическая особенность лирического героя – это его двуплановость. В лирическом герое существуют эмоции, настроения эпохи, мнения и мысли, выражение сознания автора. Авторское сознание - «это категория литературоведческого анализа, выражающая мироотношение писателя, которое воплощается в художественных образах произведения, всей его структуре»[14].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.005 с.) |