Sex pistols – спектакль для разрушения спектакля 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Sex pistols – спектакль для разрушения спектакля



 

(Эссе на тему:"Влияние идей Ги Дебора на молодежную субкультуру на примере панк-движения в Великобритании 70х")

Шестого ноября семьдесят пятого года в зале лондонской школы искусств имени святого Мартина прогремел взрыв, который дал старт новому мощному молодежному движению. В Великобритании началась панк-революция.

Первый концерт, ставшей впоследствии культовой, группы Sex Pistols не был отыгран даже до середины: после первых четырех песен сотрудник школы искусств отключил электричество. Но и этого было достаточно, чтобы запустить волну панк-движения.

Популярность панка возникла не на пустом месте: в 1970-х в Великобритании был зафиксирован самый высокий показатель молодежной безработицы, превышавший послевоенные показатели. Уровень доверия к власти стремительно падал. Миролюбивая идеология субкультуры хиппи не давала выхода накопившейся агрессии. Первая волна британского рока плавно уходила в музыкальный мейнстрим и уже не могла удовлетворить потребности молодежи в демонстрации протеста и бунтарских настроений.

На первый взгляд, появление панков с их эпатажным внешним видом, вызывающим и подрывающим моральные устои поведением, революционными и дерзкими текстами, агрессивной музыкой кажется абсолютно естественным, логичным и закономерным. Таких как они много. Образ безработного, вечного пьяного или находящегося под веществами, инфантильного, бросающего протест старшему поколению, обществу и власти подростка-переростка можно было встретить не только на панк-сцене, но и на улицах крупных лондонских городов, таких как Лондон, Манчестер и Ливерпуль.

Но, говоря о Sex Pistols, как о пионерах и иконе панка, нельзя забывать, что за деятельностью этой группы стоял создатель группы и её продюсер Малкольм Макларен. Без Макларена панк мог бы остаться гаражным роком, играемым подростками после школы, но благодаря его идеям, акциям и умелому руководству это движение получило колоссальное распространение.

Малкольм Макларен с помощью Sex Pistols пытался воплотить в жизнь идеи ситуационистов, которых сам придерживался.

Ситуационизм появился в шестидесятых годах, это было авангардистское движение на стыке искусства и социальной практики. В 1967 году Ги Дебор, один из лидеров Ситуационистского интернационала, выпускает манифест «Общество спектакля», представляющий собой, по сути, сборник тезисов. Основная мысль это работы в том, что современный человек порабощен тотальной фальшью и является зрителем спектакля. По Ги Дебору СМИ, политика, культура являются частью этого спектакля. Настоящее переживание давно вытеснено образами.

 Революционная тактика ситуационистов состоит в том, что необходимо остановить спектакль, столкнуть людей с парадоксальной ситуацией, когда становится очевидно, что настоящая жизнь и настоящие ощущения — это совсем не то, что человек привык считать таковым. Ситуационист создает спонтанно возникающие ситуации, которые выбиваются из сценария спектакля. В своих акциях ситуационисты использовали всем известные символы и понятия, но сталкивали их в непривычных сочетаниях, тем самым способствуя освобождению человека.

Макларен говорил в одном из интервью, что Sex Pistols – это не только музыкальная группа, что он создавал её как художник: «Большинство людей привыкли считать меня музыкантом. Нет! Никогда, никогда-никогда я не был музыкантом. Это не то, что я умею, не то, что мне дано, и, честно говоря, совсем не то, что мне нравится. Я художник, черт возьми. Но с тех пор, как я придумал эту группу – Sex Pistols, – совершенно походя, между прочим, меня словно прокляли званием музыканта. Общество в тот момент, к моему удивлению, оказалось готово принять такое явление как панк – фактически синоним безответственного, ребяческого, чего-то, что теоретически общество должно было бы ненавидеть. Но поскольку это было сделано художником – мной, – это было принято как нечто новое, провокационное, имеющее потенциал к перемене в культуре. Этому манипулированию культурой меня учили в моей школе, ровно это я и попытался сделать по ее окончании».[1]

И действительно, привлекательность Sex Pistols с точки зрения музыкальной эстетики весьма спорна. Сид Вишез, басист группы, бывший её символом, олицетворением панка, не умел играть на своем инструменте. Часто бас-гитару и вовсе отключали на концертах.

Группа выпустила всего один студийный альбом и тот больше привлекателен обложкой, чем содержимым.

Обложка альбома создана графиком Джейми Ридом, постоянным оформителем пластинок и разнообразной печатной продукции Sex Pistols. Рид был другом и товарищем Макларена с шестидесятых годов.

Рид разработал свой собственный стиль в духе ситуационизма, имитируя шантажистские письма с требованиями выкупа. Слова в них составлялись из вырезанных из газет букв, которые упоминались ещё в рассказах Артура Конан Дойля про Шерлока Холмса.

Скандал спровоцировало и название альбома. «Never mind the bollocks, here’s the Sex Pistols» - можно трактовать как фразу с обсценной лексикой, что повлекло за собой судебное разбирательство. Однако, защите удалось доказать, что слово «bollocks» следует читать как бред или чепуха, а название альбома звучит как «Не обращай внимания на чепуху – здесь Секс Пистолс».

Примечательны и акции, проводимые группой и похожие на те, что проводил ситуационисты в шестидесятые. Будь это скандал на британском телевидении, когда музыканты, будучи в нетрезвом состоянии, оскорбили ведущего Билла Гранди.

Пощёчиной пуританскому британскому обществу было исполнение песни «God save the Queen», оскорбляющей не только личность королевы Елизаветы, но и всю действующую Британскую правительственную систему. Особое негодование вызвало то, что эта песня была исполнена не на концерте в клубе, а на катере, идущем по Темзе.

 А вскоре последовал еще больший скандал, связанный с выходом одноименного сингла, на обложке которого изначально должен был быть изображен портрет королевы с булавкой, скрепляющей ее рот, однако позднее, из-за протестов работников фабрики, выпускающей пластинки, был сделан другой вариант обложки – с газетными обрывками, закрывающими глаза и рот Елизаветы.

Sex Pistols функционировали всего три года и были, по сути, самым удачным продюсерским проектом Макларена. Двадцатилетние пьяницы и дебоширы, они должны были провоцировать и эпатировать чопорную британскую публику, а на деле выяснилось, что огромное количество подростков готовы идти следом, надевая на себя наряды панков, протестуя и устраивая беспорядки.

Макларен, желал воплотить идеи ситуационистов, дать пощечину обществу, разрушить спектакль, но в итоге сам создал грандиозное представление.

Разумеется, участники группы, не имевшие практически никакого образования, употребляющие наркотики и алкоголь, устраивавшие дебоши и беспорядки, понятия не имели о воззрениях своего менеджера. Но, примечательно, что вокалист коллектива Джонни Роттен, уходя со сцены после своего последнего концерта в составе группы, сказал, что больше не желает быть частью спектакля.


 

Ярослав Дидин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.005 с.)