Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ж. Бодрийяр «символический обмен и смерть»
Жан Бодрийяр является одним из известнейших постмодернистских и постструктуралистских философов (хоть сам он себя к ним и не относил). Книга «Символический обмен и смерть» выделяется, как попытка не только дать критическое описание неокапиталистического общества потребления, но и предложить ему культурную альтернативу, которую автор связывает с восходящими к архаическим традициям механизмами «символического обмена»: обменом дарами, жертвоприношением, ритуалом, игрой, поэзией. По мнению Бодрийара современное общество является обществом победившего гиперреализма – в нем окончательно утрачена связь между смыслом и реальностью. Если раньше смысловые категории знаков направляли наблюдателя к конкретным реальным вещам и понятиям, то теперь они ведут к другим семиотическим знакам. Данный процесс продолжается до бесконечности приводя к полной потери наблюдателем возможности понять, что действительно реально, а что является всего лишь симулякром – имитацией, не имеющей оригинала. Бодрийяр констатирует, что постмодернизм привел к «смерти» таких фундаментальных концептов как Бог, прогресс, человек и т. д. В данном случае подразумевается одна из известнейших парадигм постмодернизма – утрата веры в возможность существования универсальных фундаментальных ценностей. В своей книге он дает такой термин как – Симулякр. Это- «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности. Обычно создание этого термина приписывается Жану Бодрийяру, который ввел его в широкий обиход и применил для интерпретации реалий окружающего мира. Однако сам философ опирался на уже довольно прочную философскую традицию, сложившуюся во Франции и представленную такими именами как Жорж Батай, Пьер Клоссовский и Александр Кожев. Однако Жан Бодрийяр, в отличие от других постмодернистов, придал совершенно новые оттенки содержанию термина симулякр, употребив его по отношению к социальной реальности. Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка — на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка — на основе структурного закона ценности. Порядок симулякров одерживает полную победу над реальным миром, поскольку он сумел навязать этому миру свое время симулякров, свои модели темпоральности. В «Символическом обмене...» Бодрийяр предлагает историческую схему «трех порядков» симулякров, сменяющих друг друга в новоевропейской цивилизации от Возрождения до наших дней: «подделка — производство — симуляция». Симулякрам третьего порядка следует, стало быть, противопоставлять как минимум столь же сложную игру — а возможно ли это?
Все революции наших дней привязаны к предыдущей фазе системы. Оружие каждой из них — ностальгически воскрешаемая реальность во всех ее формах, то есть симулякры второго порядка: диалектика, потребительная стоимость, прозрачность и целенаправленность производства, «освобождение» бессознательного, вытесненного смысла (то есть означающего и означаемого по имени «желание») и т.д. Идеальным содержанием всяких таких освобождений оказываются призраки, поглощенные системой в ходе ее прежних революций и искусно воскрешаемые ею в виде революционных фантазмов.
Примечательно, что Жан Бодрийяр предлагает рассматривать симуляции как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре ступени развития: 1 порядок — отражение базовой реальности. Класс копий — например, портретная фотография. 2 порядок — последующее искажение и маскировка данной реальности. Класс функциональных аналогий — например, резюме или грабли как функциональная аналогия руки. 3 порядок — подлог реальности и сокрытие отсутствия реальности (где больше нет модели). Знак, скрывающий, что оригинала нет. Собственно, симулякр. 4 порядок — полная утрата всякой связи с реальностью, переход знака из строя обозначения (видимости) в строй симуляции, то есть обращение знака в собственный симулякр. Знак, не скрывающий, что оригинала нет.
Вторая половина книги посвящена как одной из важнейших философских концепций. Бодрийяр приходит к парадоксальному выводу, что наша современная цивилизация является цивилизацией Смерти. Смерть всегда есть одновременно и то, что ждет нас в конце системы, и символический конец, подстерегающий саму систему. Смерть ни в коем случае не должна пониматься как реальное событие, происходящее с некоторым субъектом и телом, но как некоторая форма — в известных случаях форма социальных отношений, — в которой утрачивается определимость субъекта и ценности. Бодрийяр считает, что в своем желании забыть о своей смертности человек тем самым делает ее фундаментальной основой своего существования. Смерть, по его мнению, превратилась в основополагающий товар нашей цивилизации поскольку все что мы делаем мы делаем для того, чтобы её избежать.
Подводя итог, следует сказать, что работа Бодрийяра является довольно тяжелой для чтения, поскольку написана с использованием большого количества метафор и специализированных терминов, что, впрочем, не уменьшает огромную ценность выложенных в ней идей для современной постмодернистской философии.
Колчина Елена
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.005 с.) |