Ж. Бодрийяр «символический обмен и смерть» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж. Бодрийяр «символический обмен и смерть»



Жан Бодрийяр является одним из известнейших постмодернистских и постструктуралистских философов (хоть сам он себя к ним и не относил).

Книга «Символический обмен и смерть» выделяется, как попытка не только дать критическое описание неокапиталистического общества потребления, но и предложить ему культурную альтернативу, которую автор связывает с восходящими к архаическим традициям механизмами «символического обмена»: обменом дарами, жертвоприношением, ритуалом, игрой, поэзией.

По мнению Бодрийара современное общество является обществом победившего гиперреализма – в нем окончательно утрачена связь между смыслом и реальностью. Если раньше смысловые категории знаков направляли наблюдателя к конкретным реальным вещам и понятиям, то теперь они ведут к другим семиотическим знакам. Данный процесс продолжается до бесконечности приводя к полной потери наблюдателем возможности понять, что действительно реально, а что является всего лишь симулякром – имитацией, не имеющей оригинала.

Бодрийяр констатирует, что постмодернизм привел к «смерти» таких фундаментальных концептов как Бог, прогресс, человек и т. д. В данном случае подразумевается одна из известнейших парадигм постмодернизма – утрата веры в возможность существования универсальных фундаментальных ценностей.

В своей книге он дает такой термин как – Симулякр. Это- «копия», не имеющая оригинала в реальности. Иными словами, семиотический знак, не имеющий означаемого объекта в реальности. Обычно создание этого термина приписывается Жану Бодрийяру, который ввел его в широкий обиход и применил для интерпретации реалий окружающего мира. Однако сам философ опирался на уже довольно прочную философскую традицию, сложившуюся во Франции и представленную такими именами как Жорж Батай, Пьер Клоссовский и Александр Кожев. Однако Жан Бодрийяр, в отличие от других постмодернистов, придал совершенно новые оттенки содержанию термина симулякр, употребив его по отношению к социальной реальности.

Симулякр первого порядка действует на основе естественного закона ценности, симулякр второго порядка — на основе рыночного закона стоимости, симулякр третьего порядка — на основе структурного закона ценности. Порядок симулякров одерживает полную победу над реальным миром, поскольку он сумел навязать этому миру свое время симулякров, свои модели темпоральности. В «Символическом обмене...» Бодрийяр предлагает историческую схему «трех порядков» симулякров, сменяющих друг друга в новоевропейской цивилизации от Возрождения до наших дней: «подделка — производство — симуляция». Симулякрам третьего порядка следует, стало быть, противопоставлять как минимум столь же сложную игру — а возможно ли это?

Все революции наших дней привязаны к предыдущей фазе системы. Оружие каждой из них — ностальгически воскрешаемая реальность во всех ее формах, то есть симулякры второго порядка: диалектика, потребительная стоимость, прозрачность и целенаправленность производства, «освобождение» бессознательного, вытесненного смысла (то есть означающего и означаемого по имени «желание») и т.д. Идеальным содержанием всяких таких освобождений оказываются призраки, поглощенные системой в ходе ее прежних революций и искусно воскрешаемые ею в виде революционных фантазмов.

 

Примечательно, что Жан Бодрийяр предлагает рассматривать симуляции как заключительный этап развития знака, в процессе которого он выделяет четыре ступени развития:

1 порядок — отражение базовой реальности. Класс копий — например, портретная фотография.

2 порядок — последующее искажение и маскировка данной реальности. Класс функциональных аналогий — например, резюме или грабли как функциональная аналогия руки.

3 порядок — подлог реальности и сокрытие отсутствия реальности (где больше нет модели). Знак, скрывающий, что оригинала нет. Собственно, симулякр.

4 порядок — полная утрата всякой связи с реальностью, переход знака из строя обозначения (видимости) в строй симуляции, то есть обращение знака в собственный симулякр. Знак, не скрывающий, что оригинала нет.

 

Вторая половина книги посвящена как одной из важнейших философских концепций. Бодрийяр приходит к парадоксальному выводу, что наша современная цивилизация является цивилизацией Смерти.

Смерть всегда есть одновременно и то, что ждет нас в конце системы, и символический конец, подстерегающий саму систему. Смерть ни в коем случае не должна пониматься как реальное событие, происходящее с некоторым субъектом и телом, но как некоторая форма — в известных случаях форма социальных отношений, — в которой утрачивается определимость субъекта и ценности. Бодрийяр считает, что в своем желании забыть о своей смертности человек тем самым делает ее фундаментальной основой своего существования. Смерть, по его мнению, превратилась в основополагающий товар нашей цивилизации поскольку все что мы делаем мы делаем для того, чтобы её избежать.

Подводя итог, следует сказать, что работа Бодрийяра является довольно тяжелой для чтения, поскольку написана с использованием большого количества метафор и специализированных терминов, что, впрочем, не уменьшает огромную ценность выложенных в ней идей для современной постмодернистской философии.


 

Колчина Елена



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.005 с.)