Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность 030301 - Психология
Автор учебного методического комплекса - Шукова Светлана Рудольфовна
Санкт – Петербург 2010 год
СОДЕРЖАНИЕ: 1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 5 1.1. Цели и задачи курса. 5 1.2. Содержание дисциплины: 6 А. По видам учебных занятий. 6 Б. По темам и разделам курса. 7 В. По времени проведения курса. 10 Г. Текст лекций. 10 1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 11 1.3.1. Список литературы: 11 1.3.2. Активные методы обучения. 11 2. Методические указания преподавателю... 12 3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 14 3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 14 3.2. Вопросы для подготовки к экзамену. 15 4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контрля.. 17 4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 17 4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний 17 4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 17 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов. 18 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса. 20 1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. 20 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические указания по проведению семинарских занятий 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Глоссарий. 60 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Цели и задачи курса Базовый курс «Клинический психоанализ» относится к блоку дисциплин специализации по специальности 030301 «Психология». Клинический психоанализ является методом недирективной психотерапии различного рода психических заболеваний и способом разрешения психологических проблем. В самом конце прошлого века в психологической теории и практике возникли новые направления, положившие начало тому, что сейчас во всем цивилизованном мире принято называть глубинной психологией. И, конечно, самыми значительными событиями того периода были инновационные работы Зигмунда Фрейда, посвященные психоанализу, являющемуся краеугольным камнем в истории развития глубинно-психологической мысли. С ростом и развитием психоаналитического движения расширялся и терминологический аппарат, что неизбежно приводило к известной утрате единого понимания терминов, к путанице в их использовании в разных контекстах, в частности, в клиническом и психологическом. Кроме того, со временем менялись и представления о роли психоаналитического лечения, равно как и взаимоотношений, в которые вступают аналитик и пациент.
Целью курса «Клинический психоанализ» является ознакомление студентов с клиническим психоанализом как с практическим методом лечения различных видов психической патологии и решения психологических проблем. Курс лекций по клиническому психоанализу содержит систематическое изложение разделов общей теории и практики психоанализа. В структуре курса освящены вопросы теории и истории психоанализа, дается сравнительный анализ психоанализа с другими видами психотерапий, вводятся ключевые понятия психоанализа и психоаналитической техники, описываются различные психоаналитические процессы, техники и процедуры, используемые клиническим психоанализом, уделяется внимание особенностям психоаналитической техники при работе с различными видами психопатологии.
К основным задачам курса «Клинический психоанализ» можно отнести следующие: - ознакомить студентов с историей развития клинического психоанализа как методом лечения различного рода психических заболеваний и решения психологических проблем; - дать представление о главных ключевых понятиях психоаналитического лечения; - познакомить с основными техниками и процедурами клинического психоанализа; - сформировать представление о процессе психоаналитического подхода к лечению различного вида психопатологий; - показать возможности и ограничения, особенности и отличительные черты клинического психоанализа как особой техники при лечении психических расстройств; - проследить влияние уровня патологии и диагностической категории психических проблем на процессы, происходящие в психоаналитической терапии и на изменения в технике работы; - ознакомить с трудностями и нюансами психоаналитической техники, возникающими в процессе терапии; - используя примеры из клинической практики способствовать более глубокому пониманию студентов сути психоаналитического лечения, его целей, процессов, происходящих в нем.
Данный учебный курс опирается на знания, полученные в курсах «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология». Поэтому введение его в учебный план возможно после (или параллельно) изучения хотя бы части содержания указанных учебных курсов. Это будет способствовать более глубокому пониманию специфики психоаналитической терапии и процессов, происходящих в ней.
В процессе обучения предусмотрены: - лекции, которые проводятся методом проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами; - семинары, на которых студенты выступают с сообщениями и обсуждают наиболее сложные и проблемные вопросы курса; - семинары-диспуты, на которых студентам предлагается к обсуждению вопросы или темы, не имеющие однозначного решения и требующие творческого теоретического и личностного подхода.
Самостоятельная работа студентов представляет собой: - чтение дополнительной литературы, способствующее более глубокому пониманию и усвоению содержания курса; - домашние задания по отдельным разделам курса; - выполнение творческой работы, направленной на развитие самостоятельного аналитического мышления, способности к синтезу собственных ассоциативных процессов и теоретических знаний. 1.2. Содержание дисциплины: А. По видам учебных занятий
|