Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

  Клинический психоанализ

Специальность 030301 - Психология

 

Автор учебного методического комплекса - Шукова Светлана Рудольфовна

 

Санкт – Петербург

2010 год

 


СОДЕРЖАНИЕ:

1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 5

1.1. Цели и задачи курса. 5

1.2. Содержание дисциплины: 6

А. По видам учебных занятий. 6

Б. По темам и разделам курса. 7

В. По времени проведения курса. 10

Г. Текст лекций. 10

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 11

1.3.1. Список литературы: 11

1.3.2. Активные методы обучения. 11

2. Методические указания преподавателю... 12

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 14

3.1. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки. 14

3.2. Вопросы для подготовки к экзамену. 15

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контрля.. 17

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 17

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний 17

4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов. 18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса. 20

1. ВВЕДЕНИЕ В КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ. 20

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методические указания по проведению семинарских занятий 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Глоссарий. 60

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

Базовый курс «Клинический психоанализ» относится к блоку дисциплин специализации по специальности 030301 «Психология».

Клинический психоанализ является методом недирективной психотерапии различного рода психических заболеваний и способом разрешения психологических проблем.

В самом конце прошлого века в психологической теории и практике возникли новые направления, положившие начало тому, что сейчас во всем цивилизованном мире принято называть глубинной психологией. И, конечно, самыми значительными событиями того периода были инновационные работы Зигмунда Фрейда, посвященные психоанализу, являющемуся краеугольным камнем в истории развития глубинно-психологической мысли.

С ростом и развитием психоаналитического движения расширялся и терминологический аппарат, что неизбежно приводило к известной утрате единого понимания терминов, к путанице в их использовании в разных контекстах, в частности, в клиническом и психологическом. Кроме того, со временем менялись и представления о роли психоаналитического лечения, равно как и взаимоотношений, в которые вступают аналитик и пациент.

Целью курса «Клинический психоанализ» является ознакомление студентов с клиническим психоанализом как с практическим методом лечения различных видов психической патологии и решения психологических проблем.

Курс лекций по клиническому психоанализу содержит систематическое изложение разделов общей теории и практики психоанализа. В структуре курса освящены вопросы теории и истории психоанализа, дается сравнительный анализ психоанализа с другими видами психотерапий, вводятся ключевые понятия психоанализа и психоаналитической техники, описываются различные психоаналитические процессы, техники и процедуры, используемые клиническим психоанализом, уделяется внимание особенностям психоаналитической техники при работе с различными видами психопатологии.

 

К основным задачам курса «Клинический психоанализ» можно отнести следующие:

- ознакомить студентов с историей развития клинического психоанализа как методом лечения различного рода психических заболеваний и решения психологических проблем;

- дать представление о главных ключевых понятиях психоаналитического лечения;

- познакомить с основными техниками и процедурами клинического психоанализа;

- сформировать представление о процессе психоаналитического подхода к лечению различного вида психопатологий;

- показать возможности и ограничения, особенности и отличительные черты клинического психоанализа как особой техники при лечении психических расстройств;

- проследить влияние уровня патологии и диагностической категории психических проблем на процессы, происходящие в психоаналитической терапии и на изменения в технике работы;

- ознакомить с трудностями и нюансами психоаналитической техники, возникающими в процессе терапии;

- используя примеры из клинической практики способствовать более глубокому пониманию студентов сути психоаналитического лечения, его целей, процессов, происходящих в нем.  

Данный учебный курс опирается на знания, полученные в курсах «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология». Поэтому введение его в учебный план возможно после (или параллельно) изучения хотя бы части содержания указанных учебных курсов. Это будет способствовать более глубокому пониманию специфики психоаналитической терапии и процессов, происходящих в ней.

 

В процессе обучения предусмотрены:

- лекции, которые проводятся методом проблемного изложе­ния материала, иллюстративно-объяснительным методом, а также методом проведения лекций-бесед со студентами;

- семинары, на которых студенты выступают с сообщениями и обсуждают наиболее сложные и проблемные вопросы курса;

- семинары-диспуты, на которых студентам предлагается к обсуждению вопросы или темы, не имеющие однозначного решения и требующие творческого теоретического и личностного подхода.

 

       Самостоятельная работа студентов представляет собой:

- чтение дополнительной литературы, способствующее более глубокому пониманию и усвоению содержания курса;

- домашние задания по отдельным разделам курса;

- выполнение творческой работы, направленной на развитие самостоятельного аналитического мышления, способности к синтезу собственных ассоциативных процессов и теоретических знаний.

1.2. Содержание дисциплины:

А. По видам учебных занятий

 

Разделы и темы

Всего часов

Аудиторные занятия, в том числе:

Самостоятельная работа

Лекции   Семинарские и практические занятия

Раздел 1. Введение в клинический психоанализ

1. Предмет  клинического психоанализа 3 2   --- 1
2. История развития клинического психоанализа 5 2   --- 3
3. Современный клинический психоанализ 4 2   --- 2  
4.        Терапевтические принципы и процедуры 4 1    --- 3
5. Психоанализ и другие виды психотерапии 5 2    --- 3
6. Классический психоанализ и психоаналитическая терапия 4 2    --- 2

Раздел 2. Основные понятия, техники и процедуры клинического психоанализа

7. Показания и противопоказания к лечению психоанализом 7 2    2 3
8. Личность аналитика 5 2    2 1
9. Обследование пациента и начало лечения 6 4   --- 2
10. Продукция материала в психоанализе 7 4   --- 3
11. Анализирование материала пациента 6 4   --- 2
12. Перенос 10 4    2 4
13. Рабочий альянс 4 2   --- 2
14. Реальные отношения между терапевтом и пациентом 4 2   --- 2
15. Контрперенос 8 4   --- 4
16. Сопротивление 7 3   --- 4
17. Границы в психоанализе 6 4   --- 2
18. Работа со сновидениями 5 2   --- 3
19. Окончание терапии 4 2   --- 2

Раздел 3. Особенности психоаналитической техники в зависимости от уровня патологии

20. Особенности психоаналитической техники при работе с психотическим уровнем патологии 8 4   --- 4
21. Особенности психоаналитической техники при работе с пограничным уровнем патологии 8 4     --- 4
22. Особенности психоаналитической техники при работе с невротическим уровнем патологии 8 4      --- 4
  Итого: 128 62     6 60
  Всего: 128

68

60

Раздел 2.Основные понятия, техники и процедуры клинического психоанализа.

 

Тема 11. Перенос.

Общее понятие переноса. Краткая история термина. Различные точки зрения на важность переноса. Наиболее типичные клинические проявления реакций переноса (неуместность реакции, ее интенсивность, амбивалентность и стойкость). Клиническая классификация реакций переноса (позитивный и негативный перенос, перенос с точки зрения развития либидозных фаз, с точки зрения объектных отношений, с точки зрения структурного психического аппарата). Невроз переноса, причины и условия возникновения. Отличие невроза переноса от переносной реакции. Техника работы с переносом. Отличительные особенности при работе с переносом в классическом психоанализе и психоаналитической терапии. Особенности работы с переносом в зависимости от уровня патологии пациента.

 

Тема 12. Рабочий альянс.

Общее понятие рабочего альянса. Краткая история термина. Источники рабочего альянса. Вклад пациента в рабочий альянс (способность формировать сублимированные, задержанные в отношении цели отношений в своей внешней жизни, роль функций Эго). Вклад аналитика. Факторы, мешающие развитию рабочего альянса.

 

Тема 14. Контрперенос.

Общее понятие контрпереноса. Краткая история термина. Признаки контрпереноса в психоаналитической клинической практике. Проявления контрпереноса. Классификация контртрансферных реакций (согласующийся, дополнительный контрпереносы, виды контрпереноса в зависимости от точки фиксации на определенной стадии психосексуального развития, с точки зрения объектных отношений, с точки зрения структурной модели психики, эмпатический, уникальный, ситуационный, характерологический, анаклитический контрперенос). Полезный и препятствующий контрперенос. Некоторые технические проблемы обращения и использования контрпереносных реакций.

Тема 15. Сопротивление.

        Общее понятие сопротивления. Краткая истории термина. Проявления сопротивления в клинической практике. Классификация сопротивлений (в соответствии с источником сопротивления, с точками фиксации на определенной фазе психосексуального развития, с типами защиты, с диагностическими категориями, сопротивления переноса). Техника работы с сопротивлением.

 

Тема 16. Границы в психоанализе.

 

         Понятие внешних границ клинического психоанализа (сеттинг). Понятие внутренних границ клинического психоанализа (отношения в переносе, реальные отношения, рабочий альянс, контрпереносные взаимодействия). Влияние сеттинга на процесс установления внутренних границ психотерапии. Влияние уровня патологии и диагностической категории пациента на внешние и внутренние границы терапии. Влияние внутренних границ психотерапевта на психоаналитический процесс. Нарушения терапевтических границ со стороны пациента. Пересечения и нарушения границ со стороны терапевта и их последствия.

 

Тема 17. Работа со сновидениями.

 

         Функции и роль сновидений в психоаналитической терапии (диагностическая ценность, терапевтический прогноз, свидетельства о наличии переносных реакций, о наличии и качестве динамики терапии, о наличии и специфике сопротивления и т.д.) Важные практические моменты работы со сновидением.

 

 

Тема 18. Окончание терапии.

 

         Признаки окончания психоаналитической терапии. Техника проведения заключительных сессий. Переносные и контрпереносные реакции при окончании терапии. Влияние факта окончания психоаналитической терапии на границы психоаналитической пары аналитик-пациент.

 

Г. Текст лекций

Краткий текст лекций представлен в приложении; основные термины по курсу представлены в разделе «Глоссарий».

 


1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.3.1. Список литературы:

а) основная литература:

 

1. Гринсон Р. Р. Техника и практика психоанализа. М., КОГИТО-центр, 2003.

2. Дж..Коттлер. «Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами», «Питер», 2002. – 353 с.

3. З.Фрейд. «Введение в психоанализ», Азбука-классика, 2009 г. – 416 с.

4. З.Фрейд. «Психоаналитические этюды», Изд. «Попурри», 2010 г. – 618 с.

5. Куликов А. И. профессиональное выгорание и контрперенос. Вестник психоанализа, 2007, № 1.

6. Лейбин В. М. Психоанализ. Учебник для вузов. СПб, Питер, 2005.

7. Ральф Р. Гринсон. «Техника и практика психоанализа», Когито-Центр, 2010 г.

8. Решетников М. М. Трудности и типичные ошибки начала терапии. СПб, ВЕИП, 2009.

9. Рождественский Д. С. Начало психоаналитического процесса. Уч. пособие. СПб, Б и К, 2006

10. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. Academia, 2010.

11. Ф. и Р. Тайсон. Психоаналитические теории развития», «Когито-Центр, 2006 г.

12. Фрей Ш. Психоанализ дестких неврозов.2007

13. Ш.Роут. «Психотерапия. Искусство постигать природу», Москва, «Когнито-Центр», 2002.

 

б) дополнительная литература:

1. З.Фрейд. «О клиническом психоанализе», «Медицина»,1992.

2. Ч.Райкрофт. «Критический словарь психоанализа», Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.

3. Р.Урсано и др. «Психодинамическая психотерапия», РПА,1992.

4. Дж.Сандлер и др. «Пациент и психоаналитик», Изд. Смысл, 1997 – 200 с.

5. П.Кейсмент «Обучаясь у пациента», Воронеж, 1995.

6. М.Канн «Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения», Б.С.К., СПб,1997.

7. А.Кемпиньский «Познание больного», Минск, «Высшая школа», 1998.

8. Н.Мак-Вильямс. «Психоаналитичесая диагностика», Москва, «Класс», 1998

9. «Знаменитые случаи из практики психоанализа», Москва, «REFL-book», 1995.

10. «Современная теория сновидений», АСТ, «REFL-book», 1999.

11. Ч.Кранер. «Мастерство психотерапии», «Питер», 2003.

12. Жан Поль Сартр. «Фрейд», Москва «ФОЛИО», 2001.

13. Р.Дадун. «Фрейд», Москва, 1994.

14. Л.Флем. «Повседневная жизнь Фрейда и его пациентов», Москва, «Молодая гвардия», 2003.

5. О.Кернберг. «Тяжелые личностные расстройства», Москва, «Класс», 2002.

15. О. Кернберг. «Агрессия при расстройствах личности», Москва,»Класс», 1998.

16. М.Кляйн. «Зависть и благодарность», Б.С.К., СПб, 1997.

17.  М.Кляйн и др. «Развитие в психоанализе», Москва, «Академический проект», 2001..

18. Р.Шпиц. «Первый год жизни», Москва, 2000.

 

Активные методы обучения

Практическая самостоятельная работа по дисциплине «Клинический психоанализ» может быть отнесена к учебно-исследовательским работам, поскольку является творческой работой студентов. Студенты после ознакомления с предлагаемым клиническим случаем самостоятельно ставят предполагаемый диагноз (уровень и качество патологии), подбирают адекватную ему технику лечения, оценивают перспективы лечения, возможные проблемы и способы их преодоления.

К активным методам обучения также следует отнести семинарские занятия. В приложениях приводятся планы семинарских занятий и методические указания по их проведению (приложение 5).

 

Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контрля

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

- предмет клинического психоанализа;

- основные ключевые понятия клинического психоанализа;

- принципы и процедуры психоаналитической техники;

- отличия клинического психоанализа от других видов психотерапии;

- методику работы по созданию и поддержанию рабочего альянса

- методику анализирования материала пациента

- методику работы с сопротивлением и переносом в различных терапевтических

случаях;

- причины возникновения различного рода психопатологий с точки зрения психоана-

литической теории;

- психоаналитические техники работы с психопатологией различного уровня.

уметь:

- ориентироваться в различных теоретических концепциях и практических методах

  клинического психоанализа;

- аналитически подходить к решению проблем постановки диагностической катего-

   рии и выбора соответствующей техники лечения;

- творчески применять на практике полученные теоретические знания;

иметь представление:

- о психотерапевтическом психоаналитическом процессе;

- об особенностях психоаналитической терапии в разных конкретных случаях;

- о возможностях и ограничениях метода клинического психоанализа.

 

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

 

  Форма промежуточного контроля знаний  —  обучающий тестовый контроль, самостоятельная творческая работа.

  Форма итогового контроля знаний — экзамен.

 

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы (теста промежуточной аттестации — смотри в приложении 2).

К итоговой аттестации студент должен выполнить самостоятельную творческую работу, требования к которой изложены в приложении 1.

Итоговая аттестация (экзамен) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу (список тестовых вопросов смотри в приложении 3.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Требования и методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

 

В процессе изучения учебной дисциплины «Клинический психоанализ» студенты должны выполнить самостоятельную работу. При написании этой работы следует руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в методическом пособии «Методические указания к оформлению контрольных, курсовых проектов (работ) и рефератов», имеющемся в библиотеке института. Однако следует учесть, что самостоятельная работа по «Клиническому психоанализу» не является аналитическим реферативным обзором, а должна представлять собой творческую работу. Поэтому ее структура несколько изменяется.

Особенность самостоятельной творческой работы по клиническому психоанализу заключается в следующем. Студентам предлагается описание какого-либо клинического случая, в котором указываются следующие данные: причина обращения за лечением, история жизни пациента, содержание первичного интервью, динамика терапевтического процесса и ее особенности, материал сновидений пациента, содержание последней на момент лечения сессии. Используя полученную информацию и имеющиеся теоретические знания студенты должны изложить свое профессиональное видение данного случая.

Самостоятельная творческая работа состоит из следующих заданий:

1. Используя полученную информацию оценить уровень патологии пациента и его особенности.  

2. Определить особенности переносных процессов в терапии данного случая:

- с точки зрения структуры психики,

- с точки зрения теории объектных отношений,

- с точки зрения теории драйвов.

3. Определить особенности проявления сопротивления описанного клинического случая:

- с точки зрения структуры психики,

- с точки зрения теории драйвов.

4. Проанализировать имеющееся в описании случая сновидение.

5. Описать возникающие контртрансферные реакции.

6. Оценить динамику психотерапии.

7. Дать предложения по продолжению лечения.

Методические указания по выполнению самостоятельной творческой работы студентов

Цель выполнения самостоятельной творческой работы — приобретение опыта постановки психоаналитического диагноза, оценки процессов, происходящих при терапии в данном конкретном случае и собственных контрпереносных реакций, прогнозирования процнесса терапии и его результатов.

В процессе написания творческой работы студентам даются следующие рекомендации.

Прежде всего необходимо внимательно ознакомиться с материалом предложенного клинического случая. На основании чего требуется:

- точно определить запрос пациента, его жалобы,

- оценить ожидания пациента относительно длительности лечения и его результа-

тов,

- составить наиболее полное представление о личности пациента и его жизни (воз-

раст, образовательный и профессиональный уровень, наличие предыдущих обращений за психотерапией, ее результаты и причины прекращения, наличие травматических событий, их давность и последствия, соматические заболевания, наличие и состав семьи, качество объектных отношений, способы проявления агрессии, детские воспоминания, сновидения и т.д.),

- оценить адекватность используемого сеттинга,

- дать описание трансферных реакций пациента и обосновать свое мнение,

- указать виды сопротивлений и защит, которые использует данный пациент,

- дать развернутый анализ предложенного сновидения,

- описать собственные контртрансферные реакции и предполагаемый контрперенос

аналитика, ведущего случай,

- оценить в целом динамику психоаналитического лечения, указать стадию, на

которой находится процесс,

- оценить диагностическую категорию, к которой принадлежит пациент,

- представить свои соображения по дальнейшему ходу лечения.

 

Данная работа в окончательном варианте, который предоставляется преподавателю, должна быть иметь следующую структуру:

1. Социально-демографические характеристики обследуемого человека.

2. Психодиагностический запрос.

3. Анамнестические данные.

4. Сеттинг.

5. Трансферные реакции.

6. Сопротивление

7. Анализ сновидения.

8. Контрперенос.

9. Динамика терапии.

10. Диагноз пациента.

11. Дальнейший ход терапии.

12. Использованная литература.

 

Образец титульного листа самостоятельной творческой работы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект лекций к теоретической части курса

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕХНИКИ И ПРОЦЕДУРЫ КЛИНИЧЕСКОГО  ПСИХОАНАЛИЗА

 

Личность психоаналитика.

 

   Те умения, которых требует от аналитика психоаналитическая ситуация, приобретаются не только из курса подготовки и опыта, но они во многом зависят и от его личности и характера, от его темперамента, чувствительности, отношений привычек, ценностей и интеллекта. Никто не рождается психоаналитиком и никто вдруг им не становится. Личный опыт, полученный при прохождении тренингового анализа, является абсолютно необходимой предпосылкой. Природные качества и богатство личного опыта могут соединяться с особым талантом к профессии психоаналитика. Но как бы ценен он не был, таланта самого по себе недостаточно. Аналитическая ситуация предъявляет такие серьезные эмоциональные требования к аналитику, что если талант не будет поддерживаться анализирующей структурой характера, он может не выдержать испытания временем.

   Если кратко описать те умения и качества, которыми должен обладать психоаналитик для успешной профессиональной деятельности, они будут выглядеть следующим образом.                                                                                                                                                                     

         1 ) П онимание бессознательного, т.е. способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение с их бессознательными предшественниками.

   2) Эмпатия – умение разделять и переживать чувства другого человека или иначе: частичная и временная идентификация с другим. Аналитик разделяет эти чувства на качественном, а не на количественном уровне. Его мотивом является поиск понимания, а не использование этого переживания для замещающего удовольствия. Эмпатия является функцией переживающего Эго.

   3) Интуиция – способность быстро и глубоко понимать благодаря бессознательной переработке различной информации. Она является функцией наблюдающего Эго.

   4) Интеллект и теоретические знания. К функции интеллекта относятся: способность долго находиться в состоянии внимания, к сосредоточению, хорошая память, аналитические способности, гибкое мышление.            

   5) Жизненный опыт.

   6) Культурный уровень.

   7) Умение слушать.

   8) Умение говорить, т.е. иметь богатый речевой запас, уметь облекать мысли, образы и чувства в слова, говорить на языке пациента, подбирать тон голоса и найти нужный момент для сообщения.

   9) Умение использовать молчание.

   10) Умение присоединяться к пациенту и оставаться в реальности.

   11) Обладание способностью взаимодействовать с пациентом таким образом, чтобы он развивал трансферный невроз и сохранял рабочий альянс.

Знания, опыт собственной терапии, талант – еще не все. Для того, чтобы стать психоаналитиком, необходима особая структура характера. Аналитик должен обладать жизненным интересом к людям, уметь получать удовольствие от поиска знаний, причин и происхождений, т.е. обладать благожелательным любопытством. Также он должен получать удовольствие от процесса слушания. Ему полезно быть свободным от ограничений общества и в то же время хорошо знать его нормы. Важным качеством для аналитика является осведомленность о своих бессознательных процессах и смирение по поводу своей непогрешимости.

 

 

3. Обследование пациента и начало лечения.

 

Психиатрическое обследование имеет решающее значение для оценки пациента с точки зрения его пригодности для психотерапии даже в большей степени, чем для медикаментозного лечения. Необходимо взвесить все «за» и «против», проанализировать все симптомы, показания и противопоказания. При применении психоанализа или психоаналитической терапии нужно отметить присутствие или отсутствие органических причин; необходимость медикаментозного курса, взвесить риск возможных последствий и, в частности, возможность ухудшения состояния, узнать, подвержен ли пациент глубоким депрессиям или маниям, были ли в прошлом попытки суицида.

      Время первичного обследования занимает, как правило, от одной до пяти встреч. Желательно, чтобы между этими встречами не было больших промежутков. Большее количество встреч для обследования не рекомендуется в связи с вероятным возникновением переносных процессов.

     В настоящее время существует три способа проведения первичного интервью.

     К наиболее традиционным способам обследования можно отнести так называемое структурное интервью. При использовании данного метода активность проявляет по большей части терапевт, который задает вопросы и таким образом контролирует и регулирует процесс. Пациент же занимает пассивную позицию и его роль сводится к ответам на задаваемые вопросы. К положительным сторонам структурного интервью можно отнести тот факт, что своей упорядоченностью оно снимает тревогу пациента, достаточно быстро позволяет диагностировать очевидную психопатологию, что может быть полезно для психотических и некоторых пограничных пациентов. Вместе с тем, такой способ обследования поощряет регресс и пассивность пациента, что не всегда желательно и вследствие довольно жестких рамок может вызвать агрессию у невротических и, иногда, пограничных пациентов. Очевидным минусом структурного интервью является то, что доминирующие защиты оказываются, как правило, скрыты от терапевта.

   Альтернативой структурному интервью является свободная форма проведения обследования, которая заключается в том, что пациенту предлагается сказать то. Что он считает нужным. Врач в данном случае занимает более пассивную позицию и вмешивается только в том случае, когда требуется дополнительное прояснение для наилучшего понимания. Во время слушания терапевт обращает внимание на то, что именно говорит пациент, чему он уделяет особое внимание, как он это делает, насколько последователен, связен и понятен рассказ, на мимику пациента, его позу, внешний вид, интонации и следит за своим контртрансфером. Таким образом терапевт получает как вербальную, так и невербальную информацию.

    Третий способ проведения первичного интервью заключается в синтезе структурной и свободной форм в зависимости от ситуации.

     Во всех случаях по возможности желательно собрать следующую информацию:

- проблемы и жалобы, как их представляет себе пациент,

- опыт прежней терапии (какая именно, как долго, результат, причина прекращения),

-история жизни, характеристика образа объектов родительской семьи,

- семейное положение,

- наличие или отсутствие длительных отношений с кем-либо,

-образование и профессия,

- наличие соматических заболеваний в прошлом и настоящем,

- наличие травматических событий в течение жизни и особенно в последнее время,

- воспоминания из детства,

- наличие или отсутствие сновидений, их характер, запомнившиеся и повторяющиеся

сновидения,

- предпочитаемые сюжеты в литературе, кино и других видах искусства,

- причины и способы проявления агрессии,

- ожидания от терапии (результат, длительность),

- суицидоопасность (если требуется).

     К преимуществам свободной формы интервью относится то, что при данном способе обследования терапевт имеет возможность видеть пациента более естественным, увидеть некоторые из его защит, уделить внимание своему контртрансферу. При этом далеко не всегда удается собрать всю интересующую информацию и, кроме того, у некоторых пациентов такая форма проведения первого интервью вызывает повышение тревожности. Но, тем не менее, для невротических пациентов и некоторых пограничных она является более предпочтительной.

   В конце обследования терапевту необходимо предусмотреть время для заключения договора с пациентом по поводу частоты, времени и места встреч, суммы гонорара и способа оплаты. Необходимо оповестить пациента о правилах оплаты пропущенных сессий, оговорить сроки предполагающихся перерывов на отпуск, каникулы и т.д. Таким образом пациент и терапевт договариваются о сеттинге будущей терапии. Процедура заключения сеттинга также может дать большое количество информации о клиенте.

     В некоторых случаях перед началом терапии бывает полезно дать некоторую информацию о правилах психоанализа, о том, как он работает, о важности сновидений и т.д.

 

 

Анализирование материала.

 

В классическом психоанализе большое число терапевтических процедур используется для работы на различных уровнях. Общей характеристикой для всех аналитически ориентированных техник является их непосредственная цель – улучшение понимания пациентом самого себя. Некоторые процедуры не добавляют этого понимания сами по себе, но усиливают те функции Эго, которые необходимы для улучшения понимания. Например, отреагирование создает достаточную разрядку инстинктивных напряжений, так что осажденное Эго далее не будет чувствовать надвигающуюся опасность. Более спокойное Эго облегчит затем возможность наблюдения, мышления, воспоминания, оценки – функциям, которые были утрачены в остром тревожном состоянии. Понимание теперь становится возможным. Отреагирование – одна из неаналитических процедур, которая часто используется при аналитическом лечении. Часто оно является необходимой предпосылкой для инсайта.

  Анти-аналитические процедуры – те, которые блокируют или уменьшают способность пациента к пониманию и инсайту. Меры или действия, которые ослабляют функции Эго по наблюдению, мышлению, воспоминанию и оценке, принадлежат к этой категории (назначение некоторых медикаментов, быстрое и легкое успокоение, удовольствие переноса, отвлечение внимания и т.д.).

  Самой важной аналитической процедурой является интерпретация, и все остальные подчинены ей теоретически и практически. Все аналитические процедуры – либо шаги, которые ведут к интерпретации, либо делают ее эффективной.

  Собственно сам процесс анализирования заключается в последовательном применении следующих шагов: конфронтации, прояснения, интерпретации и проработке.

   Первый шаг при анализировании психического феномена - конфронтация – прием, который использует аналитик, чтобы привлечь внимание пациента к каким-либо особенностям его поведения, не пытаясь их объяснить или интерпретировать. Целью конфронтации является сделать очевидным какое-либо явление для сознательного Эго пациента.

   Следующим этапом в процессе анализирования является прояснение. Это прием, который относится к тем действиям, которые имеют целью поместить анализируемый психический феномен в четкий фокус. Значимые детали должны быть выявлены и тщательно отделены от посторонних. Частности или части феномена в вопросе должны быть выделены и изолированы. Обычно процедуры конфронтации и прояснения идут бок о бок, параллельно.

  Третьим шагом при анализировании материала пациента является интерпретация. Эта процедура отличает психоанализ от всех остальных психотерапий, потому что в психоанализе интерпретация является окончательным и решающим действием. Все другие процедуры подготавливают для интерпретации материал или развивают ее и, в свою очередь, сами должны быть проинтерпретированы. Ее задачей является превращение бессознательных феноменов в сознательные или, более точно, придание сознательных смыслов бессознательному значению, источнику, истории, форме и причине рассматриваемого психического явления. Это обычно требует не одной, а нескольких интерпретаций. Для создания интерпретации аналитик использует свое собственное бессознательное, эмпатию, интуицию и теоретические знания. Путем интерпретации мы поднимаемся выше того, что поддается прямому наблюдению, и определяем значение и казуальность психологического феномена. Нам необходимы ответы пациента для того, чтобы определить валидность нашей интерпретации.

   Процедуры прояснения и интерпретации тесно переплетаются. Очень часто прояснение ведет к интерпретации, которая, в свою очередь, приводит к дальнейшему прояснению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.43.163 (0.163 с.)