Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа с детьми
В рамках возрастного, деятельностного подходов к содержанию коррекционно-развивающего обучения детей определяются их общие и специфические задачи коррекционно-педагогического обучения. Общие задачи: · раннее коррекционное обучение и воспитание в ситуации эмоционально-положительного взаимодействия с близкими взрослыми; · реализация возрастных и индивидуальных потребностей ребенка с использованием специальных методов и приемов обучения в ситуации взаимодействия со взрослым; · активизация всех сторон психического развития с учетом доступных ребенку способов усвоения программного материла; · формирование средств общения со сверстниками, овладение социальными нормами поведения в среде сверстников; · воспитание самостоятельности в бытовых ситуациях и типичных видах детской деятельности, в том числе и досуговой. На основе дифференцированного и индивидуального подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей выделяются специфические коррекционно-педагогические задачи, направленные на коррекцию отклонений в развитии детей в процессе занятий с дефектологом, логопедом, психологом. Специфические задачи коррекционной работы: · формирование средств общения с одним из «продвинутых» сверстников для последующего включения ребенка в микрогруппу детского коллектива; · развитие слухового внимания и фонематического слуха; · развитие ритмических способностей; · коррекция нарушений структуры слов и развитие возможностей словообразования, словотворчества; · формирование грамматического строя речи (построение предложений разных типов, согласование слов в роде, числе, падеже, понимание смысловых оттенков слова в зависимости от суффикса); · овладение звуковой стороной речи (знакомство со звуковой структурой слова, правильное звукопроизношение, развитие дикции, темпа речи, силы голоса). В целях обеспечения коррекции отклонений развития детей необходимо создать специальные условия, обеспечивающие реализацию как общих, так и специфических образовательных задач: · организация личностно-ориентированного общения ребенка со взрослым с учетом возрастных этапов: от первоначально совместных, через совместно-разделенные действия к самостоятельной деятельности самого ребенка;
· реализация развивающего принципа обучения, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка; · организация активной деятельности ребенка, соответствующей его возрасту: от манипулятивных действий к предметным, к игровой и продуктивным видам деятельности, а далее самостоятельно - к досуговой; · поэтапное формирование возрастных психологических достижений у каждого ребенка как этапа детского развития, · учет индивидуальных возможностей ребенка в усвоении и закреплении содержания программного материала; · тесное профессиональное взаимодействие всего коллектива группы (учителя-дефектолога, логопеда, педагога-психолога, медицинского персонала, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому развитию, администрации ДОО); · сочетание невербальных и вербальных средств общения в работе педагогов с детьми, при использовании разнообразного дидактического материала и технических средств. Основные этапы коррекционно-педагогической работы с детьми : Первый этап: · активизация слуховых и зрительных ориентировочно-поисковых реакций на зрительные, слуховые и тактильные стимулы; · стимулирование эмоционального общения ребенка с взрослым, вызывание голосовых реакций в процессе общения со взрослым; · создание условий для активизации общих движений (подъем головы, повороты, тела, ползание, сидение, ходьбы); · развитие ручных действий для обследования ближайшего пространства, в том числе и собственного тела; · активизация манипулятивных действий с игрушками и предметами; · развитие первых предметных действий (нажимание, бросание, закрывание), · стимулирование поисковых действий к изучению ближайшего пространства, · активизация самостоятельности в быту (держать самому бутылку, чашку, подносить и жевать баранку, кусочек банана). Второй этап: · поддержание интереса к ситуативно-деловому общению с взрослым в процессе игровых ситуаций, · совершенствование основных движений (ходьба по прямой, ходьба по лесенке вверх) при совместном участии «продвинутого» сверстника,
· формирование предметных действий (соотносящие, орудийные), · активизация ориентировочно-исследовательских действий в процессе обследования предметов, их свойств, качеств и отношений (дидактические игры), · развитие наглядно-действенного мышления: создать условия для решения практических проблемных задач, связанных с игровыми ситуациями. Третий этап: · активизация познавательной деятельности: развитие внимания, памяти (зрительной, слуховой, тактильной) с использованием дидактических игр и упражнений, · совершенствование восприятия: уточнение систем сенсорных эталонов, · развитие наглядно-действенного мышления: совершенствование фиксирующей и сопровождающей функций речи в процессе решения практических проблемных задач, связанных с установлением причинно-следственных зависимостей, · расширение познавательной функции речи: уточнение и объяснение смысловой стороны речевых высказываний, · выявление творческих способностей в процессе различных видов детской деятельности (музыкальной деятельности, продуктивных видов детской деятельности и др.). Четвертый этап: · формирование наглядно-образного мышления: учить устанавливать причинно-следственные зависимости в природные или социальные явления, устанавливать временную последовательность изображенных действий персонажей, соотносить иллюстрации с содержанием прочитанного текста, · обучение решению элементарных математических задач, связанных с жизненными ситуациями, · активизация интереса к одному из видов детской деятельности (пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование и др.). Пятый этап: · формирование наглядно-образного и элементов логического мышления: · обучение составлению рассказов по сюжетным картинкам (например, «Снежный колобок»), · формирование умений оперировать понятиями (использовать игры «Живое - неживое»; «Летает - не летает», «Растет – не растет», «Далеко- близко»; «Высоко – низко»; «Четные – нечетные числа»; «Гласные – согласные звуки»), · обучение отгадыванию загадок, логических задач, рассказов со скрытым смыслом и т.д. · обучение пониманию смысла поговорок, пословиц (например, «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться», «Любишь кататься, люби и саночки возить»), · активизация индивидуальных способностей в одном из видов детской деятельности. Основные этапы логопедической работы по развитию речи детей ДГ: Первый этап: · расширение понимания обращенной речи к ребенку, · формирование интереса и проявления активности ребенка к эмоционально-личностному общению взрослого с ребенком, внимания к произносительной стороне речи, · совершенствование тонкой ручной и мелкой моторики рук, · развитие зрительного, слухового восприятия, слухового внимания, · развитие речевого дыхания и модуляции голоса, · развитие артикуляторной моторики. Второй этап: · расширение возможностей понимания обращенной к ребенку речи (учить выполнять определенные действия по слову, показывать части тела и лица, предметы в окружающей среде: «Где у нас окошко? А где у нас водичка? А где у нас дверь? Кто там?» и др), · стимулирование произношения звукоподражания и средств выражения своих потребностей с помощью лепетных слов и жестов (пить «пи», спать «а-а-а», кушать «ам-ам»),
· активизация звукоподражания: «Кто там? Там лает собачка. Послушаем лай собачки: «гав, гав- гав», «Где она? А, вот она! А как же она лает?..» и т.д., · соотнесение действий с их словесным обозначением: «Покажи, как юла крутится! Покажи, как машина едет? Покажи, как папа крутит руль? Покажи, как птички летают? А как зайка прыгает?», · стимулирование произнесения первых слов: «Что там? – Там кукла! Позовем куклу. – Ляля, иди к нам! Ляля – топ – топ –топ! Кто пришел! – Это, ляля!»; другой пример: «Что там, гудит? – Посмотрим! Паровоз! Как гудит? – Туту- ту! Это паровоз! Как он едит и гудит? – Вот так, ту-ту-ту!» и др., · стимулирование употребления элементарной фразы, с использованием жестов: «Дай пить!», «Хочу сок!», «Дай би-би!», «Дай лю-лю!», «Дай тук-тук» и др., · обучение использовать жесты и слова для приветствия, прощания, выражения вежливости: «Привет!» «Пока!», «Спасибо!» и др., · формирование интереса к чтению, рассказыванию художественных произведений (сказок, рассказов, потешек, стихов). Третий этап: · совершенствование и расширение понимания обращенной речи к ребенку, · формирование фонематического слуха, · формирование ритмических способностей, умения выполнять движения со словесным сопровождением (рифмовок, потешек) под определенную музыку, · активизация фразовых высказываний, основанных на эмоциональном, практическом. чувственном опыте ребенка, · заучивание рифмовок, считалок, потешек, стихов, · активизация, расширение возможностей употребления фразовой речи в процессе прослушивания художественных произведений и рассказывания с демонстрацией игрушек и иллюстраций, · активизация артикуляционного аппарата. Четвертый этап: · совершенствование речевых высказываний, основывающихся на активизации познавательной функции речи, · побуждение к участию в диалоге со взрослым, · формирование грамматического строя речи, · расширение и уточнения словарного запаса на основе формирования словообразования и словотворчества, · продолжение работы над коррекцией нарушений звукопроизношения, · заучивание, стихов, потешек, скороговорок, загадок, пословиц. Пятый этап: · учить проводить звукобуквенный анализ слов, · продолжать обогащать активный словарь с использованием всех частей речи в процессе участия в играх с правилами, учить употреблять слова синонимы, антонимы в ходе игр со сверстниками,
· учить составлять рассказы по серии сюжетных картинок или игрушек, иллюстраций к текстам, · совершенствовать умения поддерживать диалог со взрослыми и сверстниками на основе прослушанных художественных произведений (текстов) или знакомых мультфильмов, · коррекция нарушений звукопроизношения. Кроме того, в процессе коррекционной работы с детьми специалист взаимодействуют с их родителями. Формирование социально-педагогической компетентности родителей, налаживание детско-родительских отношений, информирование и обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком относятся к области значимых направлений работы образовательной организации. На основе полученных данных изучения особенностей развития ребенка и детско-родительских отношений определяются различные организационные формы помощи семье. Содержание работы специалистов с родителями зависит от разных факторов: возраста родителей, их образовательного уровня, отношения к воспитанию детей, типа и структуры семьи, материального обеспечения, условий проживания, социальной компетентности родителей и др. Обязательным условием организации психолого-педагогической помощи является включение родителей в коррекционный процесс, которое начинается с изучения детско-родительских отношений. И в этом принимают активное участие специалист-психолог. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка осуществляется в различных организационных формах: консультирование, беседа, обучение педагогическим технологиям в ходе занятий с ребенком.
вернуться в оглавление
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка: организация образовательной деятельности
Термин «образовательная среда» и содержание этого понятия в психолого-педагогическом сообществе разрабатываются уже достаточно давно - с конца 90-х годов ХХ в. В разнообразных подходах к смыслу термина «образовательная среда» оно представлено по-разному (С.Н. Дерябо, В.А.Ясвин, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков и др.). Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает образовательную среду как совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей, как систему условий социализации и индивидуализации развития. Достаточно близка, на наш взгляд, к этому пониманию эколого-личностная модель В.А. Ясвина, определяющего «образовательную среду» «как систему влияний и условий формирования личности…, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении», что обеспечивает активную позицию учащихся в образовательном процессе, их саморазвитие [Ясвин В. А., 2001]. Системность понятия предполагает ее многокомпонентность. В этой модели выделены: · пространственно-предметный компонент; · социальный компонент;
· психодидактический компонент. Это, в целом, соотносится с аспектами образовательной среды, обозначенными во ФГОСе дошкольного образования: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослым; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому. К организационным условиям осуществления образовательной деятельности относятся - организация развивающей пространственно-предметной образовательной среды, кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, финансовые условия реализации.
вернуться в оглавление
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.04 с.) |