Диминуции для голоса, мелодических инструментов и виолы бастарды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диминуции для голоса, мелодических инструментов и виолы бастарды



G. Dalla Casa. Il vero modo di diminuir..., libro secondo (15842), p. 12 & 13 (две разные диминуции)

G. Bassano. Motetti, madrigali et canzoni francese... diminuiti (1591), p. 33

F. Rognoni Taegio. Selva de varii passaggi (1620), libro secondo, p. 61 & 63 (две различные версии для бастарды)

B. de Selma y Salaverde. Canzoni fantasie et correnti (1638), p. 17 (для басового инструмента, отчасти в бастардной манере)

Ms.London Add.30491 (ок.1617-20), f. 47v: обработка Орацио Бассани для виолы бастарды

Ms. Wroc ław 111 (1627): «концерт» N° 10 А. Яжембского для сопранового инструмента, бастарды и basso continuo («Susanna videns»)

В нотное приложение мы включили:

– шансон Лассо (оригинал), по изд. Orlando di Lasso, Sämtliche Werke (F.X. Haberl &    A. Sandberger), XIV, p. 29

– клавирные интабуляции Эрнандо де Кабесона, А. Габриели, Меруло, Родригеша Коэльо (№ 2), Корреа де Араухо

– лютневые интабуляции Адриансена (1584) и Франсиска

– обработки О. Бассани для бастарды (London Add. 30491) и Сельмы-и-Салаверде для басового инструмента



III.2. «Vestiva i colli» (Джованни Пьерлуиджи да Палестрина)

Пятиголосный мадригал Палестрины «Vestiva i cоlli e le campagne intorno» не вошел ни в одно из изданных при жизни авторских собраний. Он, собственно, был напечатан только один раз, в антологии «Il Desiderio» (Venezia, Scotto, 1566). Однако его популярность в конце XVI и  начале XVII вв. подтверждается многочисленными рукописными копиями и инструментальными обработками. Одно из самых ярких свидетельств его популярности — мадригал Адриано Банкьери «Ro stiva i co rn i e le ca st agne in f orno» («Фасоль зажарил и каштаны в печке»), вышедший в 1598 г. в собрании «La Pazzia Senile» («Старческое сумасбродство»). Эта пьеса является веселой пародией на мадригал Палестрины как в плане текста (см. буквы, выделенные жирным шрифтом), так и музыкальном (трехголосная композиция на мотивы Палестрины).

На то же стихотворение, что и у Палестрины, написаны также мадригалы             П. Ветторе (1560), И. Сабино (1582) и В. Коссы (1587).

Стихотворение (анонимное) написано в форме сонета. Палестрина сочиняет на его основе двухчастный мини-цикл. Первая часть («Vestiva i colli» – «Одела холмы») использует два начальных четверостишия (восемь стихов), вторая («Cosi le chiome mie» – «Так и власы мои») – следующие за ними две терцины (шесть стихов). В некоторых инструментальных обработках представлена лишь первая часть. Вторая часть, когда она присутствует, как правило, фигурирует под отдельным номером. Мы ограничиваемся текстом и музыкой первой части.

Vestiva i colli e le campagne intorno la primavera di novelli onori, e spirava soavi Arabi odori, cinta d’erbe e di fior il crine adorno: quando Licori all’apparir del giorno, cogliendo di sua man purpurei fiori disse: in guiderdon di tanti onori a te li colgo, ed ecco io te n’adorno Одела холмы и поля повсюду Весна одеждой новой и сладчайших Арабских напустила благовоний, C цветами в кудрях, в поясе травяном. Ликори же, с зарею выйдя в поле, Рукой цветы пурпурны собирая, Сказала: в дар тебе их приношу я, Тебе сбирала, и твое чело украшу.

Музыкальная форма произведения необычна для жанра мадригала. Вместо постоянного обновления музыки вместе с текстом Палестрина здесь пользуется формой, близкой строфической: оба четверостишия поются на одну и ту же музыку (т. 1-41 и 41-81), после чего пьеса завершается своего рода кодой на повторение последнего стиха (с новой музыкой: с т. 81 до конца). Такая периодичность вызвана, несомненно, периодичностью, правильностью стихотворения, представляющего собой фрагмент сонета, а не изобилующий свободными и «неправильными» структурами поэтический мадригал. Заметим в связи с этим, что все стихи суть endecasillabi (одиннадцатисложники) вместо характерных для мадригала как жанра поэзии чередований одиннадцати- и семисложников.

Возможно, структурная повторность (позволяющая, как и в обработках французских шансон, применение орнаментальной вариации как инструментального принципа формообразования) и ясность полифонии, как и мелодическая красота начальной «темы», способствовали популярности пьесы в качестве инструментальной модели. Наряду с интабуляциями и диминуциями существуют ансамблевые и клавирные ричеркары и фантазии на тему мадригала: канцона «L’Alcenagina»               А. Банкьери в «Canzoni alla francese», 1596 (= № 14 в «Fantasie overo canzoni alla francese», 1603), ричеркар IX тона Х. Эрбаха (на темы двух мадригалов Палестрины, «Io son ferito» и «Vestiva i colli»), фантазия Дж. Булла (в ркп. London,Br.L. Ms.Add.23623, f.37).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.006 с.)