Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лютня ( Франция , Нидерланды )
Le Roy, A. A briefe and plaine Instruction to set all Musicke... London, 15742. См. в британских источниках. Francisque, Antoine. Le trésor d’Orphée. Paris, héritiers de Robert Ballard & Pierre Ballard, 1600 // Франсиск, Антуан. Сокровище Орфея. 32 ff. Собрание открывается орнаментальной обработкой «Susanne un jour» Лассо. Факсимиле: Genève, Minkoff. Besardus, Johannes Baptista. Thesaurus Harmonicus, Coloniae, 1603. См. в немецких источниках. [ Bataille, Gabriel (éd.). Airs de différents autheurs mis en tablature de luth, livres 1-6. Paris, Pierre Ballard, 1608-1615 // Батай, Габриэль (изд.). Арии разных авторов, интабулированные для лютни, книги 1-6. Переложения для голоса с лютней airs de cour Гедрона, Батая, Боэссе и др., многие из которых в оригинале сочинены для четырехголосного ансамбля. Книги 7-8 вышли в 1616-17, кн. 9-16 – в 1620-43. В поздних книгах большинство арий — оригинальные композиции для голоса с лютней.] Vallet, Nicolas. Le Secret des Muses, Amsterdam, 1615. См. в нидерландских источниках. Besardus, J.B. Novus partus..., Augustae, 1617. См. в немецких источниках. Mersenne, Marin. Harmonie universelle. Paris, Sébastien Cramoisy, 1636 // Мерсенн, Марен. Всеобщая гармония. 3 vols. Vol. III, p. 90: интабуляция четырехголосной арии Антуана Боэссе «Divine Amarillis» для десятихорной лютни, настроенной в одной из раннебарочных систем: e1-c1-a-f-c-G-F-E-D-C. На с. 92 та же ария переложена для голоса в сопровождении лютни (в старом, «ренессансном» строе). Факсимиле: Paris, CNRS, 1965/1986. б) рукописи Vesoul, Bibliothèque Municipale, N° 711 & 9287. Два анонимных рукописных сборника конца XVI в. (утеряны). Ms.9287 (до 1598) содержал обработки 14 шансон и 2 мотетов Лассо, Ms.711 (1598) — 43 шансон Лассо[13]. Uppsala, Universitätsbiblioteket, Instr.mus.hs.412 (1560-е гг.). 36 ff. Танцы, шансон (Майар, Сертон, Жанекен, Аркадельт, Сандрен, Сермизи), «O Passi sparsi» К. Фесты. Uppsala, Universitätsbiblioteket, Ms. Vocalmusik i h. 76b & 76c. 2-я половина XVI в. Рукописи вокальной музыки, свободное пространство в которых заполнено лютневыми интабуляциями (в т.ч. черновиками и фрагментами) мотетов (Лассо), шансон (Аркадельт, де Бертран, Котеле, Ла Грот, Сандрен, Сермизи), псалмов, испанских villancicos. Paris, Bibliothèque Nationale, Rés.941: Pierre de Pouille, Tabulatura de leuto, 1609. См. в итальянских источниках. –––––––––––––––––––––––––––––––– Нидерланды (Фландрия, Брабант, Голландия) а) печатные издания Vorsterman, Guillaume (éd.) Livre plaisant et tres utile pour apprendre a faire & ordonner toutes tablatures... Anvers, 15292 // Ворстерман, Гийом (изд.). Приятная и весьма полезная книга (о том), как научиться делать и приводить в должный вид разные табулатуры... 40 ff. Свободный перевод второй части книги Вирдунга «Musica getutscht» (15113), с заменой вирдунговской интабуляции фламандской пьесой «Een vrolijc wesen». Фламандский перевод: Jan van Ghelen, Dit is een zeer schoon Boecxken..., 15549 & 15688.
Лютня (Нидерланды) Phalèse, Pierre (éd.) Des сhansons reduictz en Tabulature de Lut à deux, trois, et quatre parties. Avecq une briefve & familiare Introduction pour entendre & apprendre par soy mesmes à jouer dudict Lut. Livre premier. Louvain, 15453 // Фалез, Пьер (изд.). Двух-, трех- и четырехголосные песни (шансон), переложенные в лютневую табулатуру. A также краткое и нетрудное введение (в то, как) научиться самостоятельно играть на оной лютне. Книга первая. 48 ff. 14 прелюдий и фантазий, 36 французских шансон (многие перепечатаны из П. Аттеньяна, 15293) и песен на фламандском языке, 11 танцев. Переиздания (с некоторыми вариантами и сокращениями): 15477, 15478, 15498. Факсимиле: Genève, Minkoff (с изд. 15477). Phalèse, P. (éd.) Des сhansons reduictz en Tabulature de Luc à trois et quatre parties Livre deuxieme Louvain, 154618 // Фалез, П. (изд.). Трех- и четырехголосные песни (шансон), переложенные в лютневую табулатуру. Книга вторая. 56 ff. 11 прелюдий и фантазий (в т.ч. 8 фантазий Нарваэса, перепечатанных из 15381), 44 шансон и иных светских вокальных композиций (Жоскен, Жанекен, Сермизи, Гомбер, Крекийон, Клеменс-Не-Папа...). Факсимиле: Genève, Minkoff. Phal è se, P. Carminum Quae chely vel testudine canuntur... Liber secundus. Lovanii, 154619. Латинское издание того же сборника (154618). Teghi, Pietro. Des Chansons & Motetz Reduictz en Tabulature de Luc, a quatre, cinque et six parties, Livre troixiesme. Louvain, P. Phalèse, 15479 // Теги, Пьетро. Шансон и мотеты, переложенные в лютневую табулатуру, на четыре, пять и шесть голосов. Книга третья[14]. 36 ff. 12 шансон (Сермизи, Сандрен, Жанекен, Клеменс-Не-Папа, Сертон), 1 мадригал (Аркадельт), 6 мотетов (Жоскен, Гомбер, Моралес и др.). Факсимиле: Genève, Minkoff. Teghius, Petrus. Carminum ad Testudinis usum compositorum Liber tertius. Lovanii, Apud Petrum Phalesium, 154710. Латинское издание того же сборника (15479). Переиздание: 15735. Phalèse, P. (éd.) Des Chansons, Gaillardes, Paduanes & Motetz, reduitz en tabulature de luc... Livre cinquiesme. Louvain, [1547]11 // Фалез, П. (изд.). Шансон, гальярды, паваны и мотеты, переложенные в лютневую табулатуру... Книга пятая. 32 ff. 5 фантазий (в т.ч. две – Франческо да Милано), 23 шансон (Сермизи, Жанекен, Сертон, Пайен...), 2 мотета (Мутон, Сермизи), танцы.
Phalèse, P. (éd.) Hortus musarum in quo tanquam flosculi quidam selectissimorum carminum collecti sunt ex optimis quibusque autoribus. Lovanii, 155211 // Фалез, П. (изд.). Сад муз, в коем собран цвет избраннейших песен лучших авторов. 56 ff. Фантазии (Вальдеррабано, Ротта, Франческо да Милано...), шансон (Жан де Латр, Крекийон, Сермизи, Сандрен, Сертон, Клеменс-Не-Папа, Вилье, Жоскен...), мадригалы (Аркадельт, Берхем), мотеты и части месс (Жоскен, Вилларт, Аркадельт, Мутон...). Вторая часть книги (начиная с р.81) представляет интабуляции и оригинальные композиции для двух лютен. Факсимиле: Genève, Minkoff. Phalèse, P. (éd.) Horti musarum secunda pars, continens selectissima quaedam ac iucundissima carmina testudine simul et voce humana, vel alterius instrumenti Musici adminiculo modulanda. Lovanii, 155310 // Фалез, П. (изд.). Вторая часть сада муз, содержащая избраннейшие и приятнейшие песни, переложенные для лютни и человеческого голоса или же с участием иного музыкального инструмента. 16 ff. 21 шансон и 3 мотета (Жоскен, Лупус), переложенные для голоса с лютней. Совр. изд. в: «Chansons au luth et airs de cour français du XVIe siècle», Paris, Heugel, 1976. Факсимиле: Genève, Minkoff (вместе с «Hortus musarum», 155211). Van Ghelen, Jan. Dit is een zeer schoon Boecxken... 15549. См. Vorsterman, 15292. Matelart, Jean. Intavolatura de leuto. Roma, 15597. См. в итальянских источниках. Лютня (Нидерланды) Phal è se, P. (éd.) Theatrum musicum in quo selectissima optimorum quorumlibet autorum ac excellentissimorum artificum cum veterum tum etiam novorum Carmina summa diligentia ac industria expressa oculis proponuntur. Lovanii, 156312 // Фалез, П. (изд.). Музыкальный театр, в коем с наибольшим тщанием и особым прилежанием очам предлагаются избраннейшие песни разных лучших авторов и отличнейших мастеров, как старых, так и новых. 70 ff. Фантазии, танцы, шансон и мотеты, многие из которых перепечатаны с более ранних изданий самого Фалеза (154618, 15479, 155211) и с иностранных публикаций (Паладино, Ле Руа, Морле...). Ff.55-60: музыка для лвух лютен. Факсимиле: Genève, Minkoff. Phal è se, P. (éd.) Luculentum theatrum musicum... Lovanii, 15687 // Фалез, П. (изд.). Прекрасный музыкальный театр... 92 ff. Материал издания в значительной степени почерпнут в более ранних публикациях Фалеза (особенно в 156312), но включает и новейшие композиции — в частности, сочинения О. Лассо (14 пьес). План собрания — тот же, что в 156312: (1) фантазии (ff.1-11), (2) интабуляции шансон, мадригалов и мотетов (ff.11v-58v), (3) музыка для двух лютен (ff.59-64v), (4) танцы для лютни соло (с f.65v до конца). Факсимиле: Genève, Minkoff. Bakfark, Valentin. Harmoniarum musicarum in usum testudinis factarum Tomus primus. Antverpiae, Apud Viduam Johannis Latii, 15691 // Бакфарк, Валентин. Первый том музыкальных гармоний, приспособленных для лютни. 51 ff. Фламандское переиздание краковской книги Бакфарка (15651; см. в немецких и восточноевропейских источниках). Phalèse, P. (éd.) Theatrum musicum, longe amplissimum cui (demptis quae vetustate viluerant) authorum praestantiss, tum veterum, tum recentiorum carmina selectissima sunt inserta... Lovanii, 15716 // Фалез, П. (изд.). Обширнейший музыкальный театр, содержащий (за вычетом устаревших и потому потерявших интерес) избраннейшие песни лучших авторов, как старых, так и современных. 126 ff. 34 фантазии, более 80 шансон (Крекийон, Клеменс-Не-Папа, Лассо), 26 итальянских канцонетт и мадригалов (в т.ч. «Io mi son giovinetta» Ферабоско, «Anchor che co’l partire» Роре и ок. 10 пьес Лассо), 14 мотетов (Жоскен, Лассо, Клеменс-Не-Папа...). 2-я часть: лютневые дуэты; 3-я часть: танцы. Факсимиле: Genève, Minkoff. Phalèse, Pierre & Bellère, Jean (éd.) Thesaurus musicus continens selectissima Alberti Ripae, Valentini Bacfarci, et aliorum Praestantissimorum Carmina, ad usum Chelys, vel Testudinis accommodata. Lovanii, 15747 // Фалез, Пьер и Беллер, Жан (изд.). Музыкальная сокровищница, содержащая пьесы Альберто Рипы, Валентина Бакфарка и иных наилучших (авторов), приспособленные для лютни. 84 ff. Фантазии, шансон и мадригалы, мотеты, танцы. Репертуар вокальных моделей — более консервативный, чем в 15687 и 15716: господствуют Сандрен, Жанекен, Аркадельт; Лассо представлен пятью композициями.
Adriansen, Emanuel. Pratum musicum longe amoenissimum... Antverpiae. Ex Typographia Musica Petri Phalesii,... 15846 // Адриансен, Эмануэль. Прелестнейший музыкальный луг... 92 ff. 5 фантазий, интабуляции (шансон, мадригалы, napolitane), танцы. Большинство интабуляций приводят 2-4 голоса оригинала в мензуральной нотации для пения (ad libitum); иные выполнены для двух лютен (с пением) или для трех-четырех лютен. Переиздание (с дополнениями и вариантами): 1600. Факсимиле: Joachim Lüdtke, 2005. Adriansen, Emanuel. Novum pratum musicum longe amoenissimum... Antverpiae, P. Phalesius & J. Bellerus, 15926 // Адриансен, Эмануэль. Новый прелестнейший музыкальный луг... 98 ff. Прелюдии, фантазии, интабуляции, танцы. Интабуляции сопровождаются 2-4 голосами в мензуральной нотации, для пения. Среди вокальных моделей преобладают композиции новейших авторов: Маренцио, Палестрины, Лассо, Ферретти, Лежёна... Факсимиле: Genève, Minkoff. Hove, Joachim van den. Florida, sive Cantiones... ad testudinis usum accommodate. Ultraiecti, Apud Salomonem de Roy, & Ioannem Guilielmi de Rhenen, 1601 // Хове, Йоахим ван ден. Цветущая (книга), или песнопения, приспособленные для игры на лютне. Утрехт, 1601. Структура книги — та же, что в собраниях Адриансена: фантазии, интабуляции, танцы. Хове, как и Адриансен, предпочитает итальянский репертуар и приводит наряду с табулатурой голоса в мензуральной нотации. Факсимиле: издания Нидерландского лютневого общества (Nederlandse Luitvereniging). Лютня (Нидерланды, Англия) Vallet, Nicolas. Secretum musarum.../ Le secret des muses.../ Het gheheymenisse der Zang-Godinnen... Amsterdam, N. Vallet, 1615/1618 // Вале, Никола. Тайна муз... (ориг. заглавие на лат., франц. и гол. языках)]. 6 + 94 pp. Оригинальные лютневые композиции и две интабуляции псалмов К. Лежёна. Совр. изд.: CLF. Факсимиле: Nederlandse Luitvereniging. [ Vallet, N. Een en twintich Psalmen Davids. Amsterdam, 1615 // Вале, Н. Двадцать один псалом Давида. 21 псалом для голоса и лютни. Факсимиле: Nederlandse Luitvereniging.] [ Vallet, N. Regia Pietas. hoc est Psalmi Davidici concinne aptati ad modulantes fides./ Piété Royale, c’est à dire les cent cinquante pseaumes de David, accommodés pour jouer sur le luth... Amsterdam, 1620 // Вале, Н. Царское благочестие, то есть сто пятьдесят псалмов Давида, приспособленные для игры на лютне. Десять прелюдий с последующими псалмами и духовными песнями, обработанными для лютни с голосом ad libitum. Оригиналы – не полифонические. Факсимиле: Nederlandse Luitvereniging.]
[ Valerius, Adriaen. Nederlandtsche gedenck-clanck, 1626. // Валериус, Адриан. Нидерландский песенник. Песни для голоса с лютней.] б) рукописи Leiden, Rijksuniversiteitsbibliotheek, Thysius 1666 (olim MS 133.1.63): «Luitboek van Johan Thysius» («Лютневая книга Йохана Тизиуса», ок. 1595-1630). 251 ff. Редкий пример семилинейной французской табулатуры (для семихорной лютни). Фантазии, интабуляции мадригалов, шансон, мотетов, протестантских псалмов (в т.ч. сочинений Я.П. Свелинка); танцы; обработки популярных произведений для ансамбля из четырех лютен. Berlin, Staatsbibliothek: Preussischer Kulturbesitz, Mus. autogr. Hove 1 // автограф Й. ван ден Хове, 1615. 178 ff. 106 произведений для 9-хорной лютни, в т.ч. интабуляции 11 нидерландских песен, 3 шансон (из которых одна лассовская) и 10 мадригалов и вилланелл (в т.ч. Д. Ферабоско и Стриджо). ––––––––––––––––––––––––––––– Британские острова Мы не цитируем многочисленные издания «песен и арий» конца XVI начала – XVII вв. (Доуленд, Морли, Кэмпион...), многие из которых напечатаны на манер итальянских сборников конца XVI в. (Винченти, Векки, Беллазио, Веровио) — одновременно в нескольких голосах и с лютневой табулатурой для аккомпанемента. В некоторых из них, возможно, лютневая партия является интабуляцией голосов. Но в более типичном случае она самостоятельна. Возможно, именно версию «голос + лютня» следует считать «оригиналом», а вокально-ансамблевую версию — вторичной. С другой стороны, в список рукописных источников включены некоторые манускрипты, представляющие интабуляции для голоса с лютней «консортных» (ансамблевых, для голоса и виол) песен Бёрда и других авторов. Более подробный каталог английских рукописных лютневых источников — в работе [II.3] Craig-McFeely 2000. а) печатные источники Le Roy, Adrian. A Briefe and easye instruction to learne the tableture to conducte and dispose thy hande unto the Lute. London, Jhon Kyngston, 15683 // Ле Руа, Адриан. Краткое и несложное руководство по изучению табулатуры и по постановке руки на лютне. 39 ff. Частичный английский перевод утерянного франц. оригинала ([1557]1, [1567]3, [1570]2 и [1583]3 по каталогу Брауна). Среди муз. примеров: интабуляции двух псалмов и одной шансон (Аркадельт). Расширенное переиздание: 15742. Лютня (Англия) Le Roy, Adrian. A briefe and plaine Instruction to set all Musicke of eight divers tunes in Tableture for the Lute. With a briefe Instruction how to play on the Lute by Tablature, to conducte and dispose thy hande unto the Lute... London, James Rowbothome, 15742 // Ле Руа, Адриан. Краткое и простое руководство по тому, как перелагать любую музыку восьми тонов в лютневую табулатуру. А также краткое и несложное руководство по изучению табулатуры и по постановке руки на лютне... 90 ff. Английский перевод утерянного франц. оригинала (издания [1557]1, [1567]3, [1570]2, [1583]3, по каталогу Брауна). Первая часть: учебник по интабуляции (=[I.2] Le Roy 1574), иллюстрированный обработками 11 шансон Лассо и одной — Аркадельта, причем каждая модель фигурирует дважды: в виде простой транскрипции и с диминуциями. Вторая часть воспроизводит Le Roy 15683 (с теми же псалмами и той же шансон). Третья часть («The thirde booke») включает перепечатку в табулатуре для лютни соло airs de cour из Le Roy 15713 (см. во французских источниках) и интабуляции псалмов. Совр. изд.: CLF.
[ Allison, Richard. The Psalmes of David in Meter... to be sung and plaide upon the Lute, Orpharyon, Citterne or Base Violl... London, William Barley, 15991 // Аллисон, Ричард. Псалмы Давида в метре... для пения и игры на лютне, орфарионе, цистре или басовой виоле... 75 ff. Псалмы гармонизованы на 4 голоса и интабулированы для лютни и для цистры. Их можно петь на 1 или более голосов, с аккомпанементом одного из инструментов или обоих, или исполнять инструментально.] б) рукописи London, British Library, Roy. App.58; ff.51v-56 (несколько лютневых пьес в собрании клавирной и ансамблевой музыки, ок.1547-1555). Интабуляции одной нидерландской и четырех английских песен. Washington, Folger Shakespeare Library, V. a.159 (ранее 448.16): «Giles Lodge Book» (ок.1559-1576). 136 ff., из которых 24 — с лютневой табулатурой. Интабуляции английских песен и пр. (всего 38 композиций). «William Trumbull’s Lute Book» (частная коллекция). Ff.21v-23: диминуция шансон «Si vous voulez» Филипа ван Вильдера. Факсимиле: Boethius press, 1980. Dublin, Trinity College Library, D.3.30/i: «Thomas Dallis Pupil’s Lute Book» (Кембридж, 1583). 254 pp., 288 композиций для лютни, лютневого дуэта, трио, квинтета, для голоса с лютней, для цистры и для бандоры. Среди лютневых пьес: интабуляции нидерландских и английских псалмов, 16 шансон (Жанекен, Сандрен, Крекийон, Жоскен, Лассо...), 10 итальянских мадригалов и villanesche (Аркадельт, Горцанис, Пати), 4 английских песен. Dublin, Archbishop Marsh’s Library, MS Z3.2.13: «The Marsh Lute Book» (ок.1595). Интабуляции шансон (в т.ч. работы А. да Рипы), отдельных мадригалов и английских песен. Факсимиле: Boethius press, 1981. Cambridge, University Library, Dd.2.11: Лютневая книга Мэтью Холмса, ок.1590-1600. 101 ff., 326 композиций (в т.ч. 53 — для бандоры), среди которых 11 интабуляций шансон (Лассо, Сермизи, Жерард, Филипс, Феррабоско). London, British Library Ms.Hirsch.M.1535: «The Hirsch Lute Book» (ок.1595). 69 ff. (с пробелами). Фантазии, паваны, гальярды. Интабуляция: шестиголосный мадригал «Ultimi miei sospiri» Вердело в обработке А. Феррабоско (f.18v). New Haven, Yale University, School of Music Library, Ma.21.W.632: «Wickhambrook Lute manuscript» (конец XVI в.). 68 ff., 25 композиций, среди которых 3 интабуляции шансон (Аркадельт, Лассо, Филипс). [ London, British Library, Add.4900. Ff.54v-65v: 18 песен в сопровождении лютни Хейвуда, Джонсона, Тавернера и Шеппарда.] London, British Library, Add.15117: «Swarland Book» (ок.1610). 23 ff. Арии и духовные песни с лютней Доуленда, Бёрда, Лейтона, Морли, Таллиса и др., среди которых — интабуляции «консортных» полифонических песен. Лютня (Англия, Германия) National Library of Wales, Brogyntyn Collection Ms.27: «The Brogyntyn Lute Book» (1624 и позднее). 135 рр. P.14: интабуляция шансон «Je file quand Dieu me donne de quoi» Ф. ван Вильдера, без верхнего голоса (для аккомпанемента). Р.125-135: переложения английских консортных песен, по большей части без верхнего голоса. Факсимиле: Boethius press, 1981. Cambridge, Fitzwilliam Museum, Mus.689: лютневая книга лорда Херберта Чербери (ок.1624-1640). 94 ff. Среди многочисленных английских и французских оригинальных композиций (в т.ч. в «новых строях») — единичные обработки вокальных пьес (Псалом 5, «Susannе» Лассо...). Факсимиле: Genève, Minkoff. ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.028 с.) |