Лютня ( Франция , Нидерланды ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лютня ( Франция , Нидерланды )



Le Roy, A. A briefe and plaine Instruction to set all Musicke... London, 15742. См. в британских источниках.

Francisque, Antoine. Le trésor d’Orphée. Paris, héritiers de Robert Ballard & Pierre Ballard, 1600 // Франсиск, Антуан. Сокровище Орфея. 32 ff. Собрание открывается орнаментальной обработкой «Susanne un jour» Лассо. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Besardus, Johannes Baptista. Thesaurus Harmonicus, Coloniae, 1603. См. в немецких источниках.

[ Bataille, Gabriel (éd.). Airs de différents autheurs mis en tablature de luth, livres 1-6. Paris, Pierre Ballard, 1608-1615 // Батай, Габриэль (изд.). Арии разных авторов, интабулированные для лютни, книги 1-6. Переложения для голоса с лютней airs de cour Гедрона, Батая, Боэссе и др., многие из которых в оригинале сочинены для четырехголосного ансамбля. Книги 7-8 вышли в 1616-17, кн. 9-16 – в 1620-43. В поздних книгах большинство арий — оригинальные композиции для голоса с лютней.]

Vallet, Nicolas. Le Secret des Muses, Amsterdam, 1615. См. в нидерландских источниках.

Besardus, J.B. Novus partus..., Augustae, 1617. См. в немецких источниках.

Mersenne, Marin. Harmonie universelle. Paris, Sébastien Cramoisy, 1636 // Мерсенн, Марен. Всеобщая гармония. 3 vols.

Vol. III, p. 90: интабуляция четырехголосной арии Антуана Боэссе «Divine Amarillis» для десятихорной лютни, настроенной в одной из раннебарочных систем: e1-c1-a-f-c-G-F-E-D-C. На      с. 92 та же ария переложена для голоса в сопровождении лютни (в старом, «ренессансном» строе). Факсимиле: Paris, CNRS, 1965/1986.

б) рукописи

Vesoul, Bibliothèque Municipale, N° 711 & 9287. Два анонимных рукописных сборника конца XVI в. (утеряны). Ms.9287 (до 1598) содержал обработки 14 шансон и 2 мотетов Лассо, Ms.711 (1598) — 43 шансон Лассо[13].

Uppsala, Universitätsbiblioteket, Instr.mus.hs.412 (1560-е гг.). 36 ff. Танцы, шансон (Майар, Сертон, Жанекен, Аркадельт, Сандрен, Сермизи), «O Passi sparsi» К. Фесты.

Uppsala, Universitätsbiblioteket, Ms. Vocalmusik i h. 76b & 76c. 2-я половина XVI в. Рукописи вокальной музыки, свободное пространство в которых заполнено лютневыми интабуляциями (в т.ч. черновиками и фрагментами) мотетов (Лассо), шансон (Аркадельт, де Бертран, Котеле, Ла Грот, Сандрен, Сермизи), псалмов, испанских villancicos.

Paris, Bibliothèque Nationale, Rés.941: Pierre de Pouille, Tabulatura de leuto, 1609. См. в итальянских источниках.

––––––––––––––––––––––––––––––––

Нидерланды (Фландрия, Брабант, Голландия)

а) печатные издания

Vorsterman, Guillaume (éd.) Livre plaisant et tres utile pour apprendre a faire & ordonner toutes tablatures... Anvers, 15292 // Ворстерман, Гийом (изд.). Приятная и весьма полезная книга (о том), как научиться делать и приводить в должный вид разные табулатуры... 40 ff. Свободный перевод второй части книги Вирдунга «Musica getutscht» (15113), с заменой вирдунговской интабуляции фламандской пьесой «Een vrolijc wesen». Фламандский перевод: Jan van Ghelen, Dit is een zeer schoon Boecxken..., 15549 & 15688.


Лютня (Нидерланды)

Phalèse, Pierre (éd.) Des сhansons reduictz en Tabulature de Lut à deux, trois, et quatre parties. Avecq une briefve & familiare Introduction pour entendre & apprendre par soy mesmes à jouer dudict Lut. Livre premier. Louvain, 15453 // Фалез, Пьер (изд.). Двух-, трех- и четырехголосные песни (шансон), переложенные в лютневую табулатуру. A также краткое и нетрудное введение (в то, как) научиться самостоятельно играть на оной лютне. Книга первая. 48 ff. 14 прелюдий и фантазий, 36 французских шансон (многие перепечатаны из                   П. Аттеньяна, 15293) и песен на фламандском языке, 11 танцев. Переиздания (с некоторыми вариантами и сокращениями): 15477, 15478, 15498. Факсимиле: Genève, Minkoff (с изд. 15477).

Phalèse, P. (éd.) Des сhansons reduictz en Tabulature de Luc à trois et quatre parties Livre deuxieme Louvain, 154618 // Фалез, П. (изд.). Трех- и четырехголосные песни (шансон), переложенные в лютневую табулатуру. Книга вторая. 56 ff. 11 прелюдий и фантазий (в т.ч. 8 фантазий Нарваэса, перепечатанных из 15381), 44 шансон и иных светских вокальных композиций (Жоскен, Жанекен, Сермизи, Гомбер, Крекийон, Клеменс-Не-Папа...). Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phal è se, P. Carminum Quae chely vel testudine canuntur... Liber secundus. Lovanii, 154619. Латинское издание того же сборника (154618).

Teghi, Pietro. Des Chansons & Motetz Reduictz en Tabulature de Luc, a quatre, cinque et six parties, Livre troixiesme. Louvain, P. Phalèse, 15479 // Теги, Пьетро. Шансон и мотеты, переложенные в лютневую табулатуру, на четыре, пять и шесть голосов. Книга третья[14].      36 ff. 12 шансон (Сермизи, Сандрен, Жанекен, Клеменс-Не-Папа, Сертон), 1 мадригал (Аркадельт), 6 мотетов (Жоскен, Гомбер, Моралес и др.). Факсимиле: Genève, Minkoff.

Teghius, Petrus. Carminum ad Testudinis usum compositorum Liber tertius. Lovanii, Apud Petrum Phalesium, 154710. Латинское издание того же сборника (15479). Переиздание: 15735.

Phalèse, P. (éd.) Des Chansons, Gaillardes, Paduanes & Motetz, reduitz en tabulature de luc... Livre cinquiesme. Louvain, [1547]11 // Фалез, П. (изд.). Шансон, гальярды, паваны и мотеты, переложенные в лютневую табулатуру... Книга пятая. 32 ff. 5 фантазий (в т.ч. две – Франческо да Милано), 23 шансон (Сермизи, Жанекен, Сертон, Пайен...), 2 мотета (Мутон, Сермизи), танцы.

Phalèse, P. (éd.) Hortus musarum in quo tanquam flosculi quidam selectissimorum carminum collecti sunt ex optimis quibusque autoribus. Lovanii, 155211 // Фалез, П. (изд.). Сад муз, в коем собран цвет избраннейших песен лучших авторов. 56 ff. Фантазии (Вальдеррабано, Ротта, Франческо да Милано...), шансон (Жан де Латр, Крекийон, Сермизи, Сандрен, Сертон, Клеменс-Не-Папа, Вилье, Жоскен...), мадригалы (Аркадельт, Берхем), мотеты и части месс (Жоскен, Вилларт, Аркадельт, Мутон...). Вторая часть книги (начиная с р.81) представляет интабуляции и оригинальные композиции для двух лютен. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phalèse, P. (éd.) Horti musarum secunda pars, continens selectissima quaedam ac iucundissima carmina testudine simul et voce humana, vel alterius instrumenti Musici adminiculo modulanda. Lovanii, 155310 // Фалез, П. (изд.). Вторая часть сада муз, содержащая избраннейшие и приятнейшие песни, переложенные для лютни и человеческого голоса  или  же с участием иного музыкального инструмента. 16 ff. 21 шансон и 3 мотета (Жоскен, Лупус), переложенные для голоса с лютней. Совр. изд. в: «Chansons au luth et airs de cour français du XVIe siècle», Paris, Heugel, 1976. Факсимиле: Genève, Minkoff (вместе с «Hortus musarum», 155211).

Van Ghelen, Jan. Dit is een zeer schoon Boecxken... 15549. См. Vorsterman, 15292.

Matelart, Jean. Intavolatura de leuto. Roma, 15597. См. в итальянских источниках.


Лютня (Нидерланды)

Phal è se, P. (éd.) Theatrum musicum in quo selectissima optimorum quorumlibet autorum ac excellentissimorum artificum cum veterum tum etiam novorum Carmina summa diligentia ac industria expressa oculis proponuntur. Lovanii, 156312 // Фалез, П. (изд.). Музыкальный театр, в коем с наибольшим тщанием и особым прилежанием очам предлагаются избраннейшие песни разных лучших авторов и отличнейших мастеров, как старых, так и новых. 70 ff. Фантазии, танцы, шансон и мотеты, многие из которых перепечатаны с более ранних изданий самого Фалеза (154618, 15479, 155211) и с иностранных публикаций (Паладино, Ле Руа, Морле...). Ff.55-60: музыка для лвух лютен. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phal è se, P. (éd.) Luculentum theatrum musicum... Lovanii, 15687 // Фалез, П. (изд.). Прекрасный музыкальный театр... 92 ff. Материал издания в значительной степени почерпнут в более ранних публикациях Фалеза (особенно в 156312), но включает и новейшие композиции — в частности, сочинения О. Лассо (14 пьес). План собрания — тот же, что в 156312: (1) фантазии (ff.1-11), (2) интабуляции шансон, мадригалов и мотетов (ff.11v-58v), (3) музыка для двух лютен (ff.59-64v),  (4) танцы для лютни соло (с f.65v до конца). Факсимиле: Genève, Minkoff.

Bakfark, Valentin. Harmoniarum musicarum in usum testudinis factarum Tomus primus. Antverpiae, Apud Viduam Johannis Latii, 15691 // Бакфарк, Валентин. Первый том музыкальных гармоний, приспособленных для лютни. 51 ff. Фламандское переиздание краковской книги Бакфарка (15651; см. в немецких и восточноевропейских источниках).

Phalèse, P. (éd.) Theatrum musicum, longe amplissimum cui (demptis quae vetustate viluerant) authorum praestantiss, tum veterum, tum recentiorum carmina selectissima sunt inserta... Lovanii, 15716 // Фалез, П. (изд.). Обширнейший музыкальный театр, содержащий (за вычетом устаревших и потому потерявших интерес) избраннейшие песни лучших авторов, как старых, так и современных. 126 ff. 34 фантазии, более 80 шансон (Крекийон, Клеменс-Не-Папа, Лассо), 26 итальянских канцонетт и мадригалов (в т.ч. «Io mi son giovinetta» Ферабоско, «Anchor che co’l partire» Роре и ок. 10 пьес Лассо), 14 мотетов (Жоскен, Лассо, Клеменс-Не-Папа...). 2-я часть: лютневые дуэты; 3-я часть: танцы. Факсимиле: Genève, Minkoff.

Phalèse, Pierre & Bellère, Jean (éd.) Thesaurus musicus continens selectissima Alberti Ripae, Valentini Bacfarci, et aliorum Praestantissimorum Carmina, ad usum Chelys, vel Testudinis accommodata. Lovanii, 15747 // Фалез, Пьер и Беллер, Жан (изд.). Музыкальная сокровищница, содержащая пьесы Альберто Рипы, Валентина Бакфарка и иных наилучших (авторов), приспособленные для лютни. 84 ff. Фантазии, шансон и мадригалы, мотеты, танцы. Репертуар вокальных моделей — более консервативный, чем в 15687 и 15716: господствуют Сандрен, Жанекен, Аркадельт; Лассо представлен пятью композициями.

Adriansen, Emanuel. Pratum musicum longe amoenissimum... Antverpiae. Ex Typographia Musica Petri Phalesii,... 15846 // Адриансен, Эмануэль. Прелестнейший музыкальный луг... 92 ff. 5 фантазий, интабуляции (шансон, мадригалы, napolitane), танцы. Большинство интабуляций приводят 2-4 голоса оригинала в мензуральной нотации для пения (ad libitum); иные выполнены для двух лютен (с пением) или для трех-четырех лютен. Переиздание (с дополнениями и вариантами): 1600. Факсимиле: Joachim Lüdtke, 2005.

Adriansen, Emanuel. Novum pratum musicum longe amoenissimum... Antverpiae, P. Phalesius & J. Bellerus, 15926 // Адриансен, Эмануэль. Новый прелестнейший музыкальный луг... 98 ff. Прелюдии, фантазии, интабуляции, танцы. Интабуляции сопровождаются 2-4 голосами в мензуральной нотации, для пения. Среди вокальных моделей преобладают композиции новейших авторов: Маренцио, Палестрины, Лассо, Ферретти, Лежёна... Факсимиле: Genève, Minkoff.

Hove, Joachim van den. Florida, sive Cantiones... ad testudinis usum accommodate. Ultraiecti, Apud Salomonem de Roy, & Ioannem Guilielmi de Rhenen, 1601 // Хове, Йоахим ван ден. Цветущая (книга), или песнопения, приспособленные для игры на лютне. Утрехт, 1601. Структура книги — та же, что в собраниях Адриансена: фантазии, интабуляции, танцы. Хове, как и Адриансен, предпочитает итальянский репертуар и приводит наряду с табулатурой голоса в мензуральной нотации. Факсимиле: издания Нидерландского лютневого общества (Nederlandse Luitvereniging).


Лютня (Нидерланды, Англия)

Vallet, Nicolas. Secretum musarum.../ Le secret des muses.../ Het gheheymenisse der Zang-Godinnen... Amsterdam, N. Vallet, 1615/1618 // Вале, Никола. Тайна муз... (ориг. заглавие на лат., франц. и гол. языках)]. 6 + 94 pp. Оригинальные лютневые композиции и две интабуляции псалмов К. Лежёна. Совр. изд.: CLF. Факсимиле: Nederlandse Luitvereniging.

[ Vallet, N. Een en twintich Psalmen Davids. Amsterdam, 1615 // Вале, Н. Двадцать один псалом Давида. 21 псалом для голоса и лютни. Факсимиле: Nederlandse Luitvereniging.]

[ Vallet, N. Regia Pietas. hoc est Psalmi Davidici concinne aptati ad modulantes fides./ Piété Royale, c’est à dire les cent cinquante pseaumes de David, accommodés pour jouer sur le luth... Amsterdam, 1620 // Вале, Н. Царское благочестие, то есть сто пятьдесят псалмов Давида, приспособленные для игры на лютне. Десять прелюдий с последующими псалмами и духовными песнями, обработанными для лютни с голосом ad libitum. Оригиналы – не полифонические. Факсимиле: Nederlandse Luitvereniging.]

[ Valerius, Adriaen. Nederlandtsche gedenck-clanck, 1626. // Валериус, Адриан. Нидерландский песенник. Песни для голоса с лютней.]

б) рукописи

Leiden, Rijksuniversiteitsbibliotheek, Thysius 1666 (olim MS 133.1.63): «Luitboek van Johan Thysius» («Лютневая книга Йохана Тизиуса», ок. 1595-1630). 251 ff. Редкий пример семилинейной французской табулатуры (для семихорной лютни). Фантазии, интабуляции мадригалов, шансон, мотетов, протестантских псалмов (в т.ч. сочинений Я.П. Свелинка); танцы; обработки популярных произведений для ансамбля из четырех лютен.

Berlin, Staatsbibliothek: Preussischer Kulturbesitz, Mus. autogr. Hove 1 // автограф Й. ван ден Хове, 1615. 178 ff. 106 произведений для 9-хорной лютни, в т.ч. интабуляции 11 нидерландских песен, 3 шансон (из которых одна лассовская) и 10 мадригалов и вилланелл (в т.ч. Д. Ферабоско и Стриджо).

–––––––––––––––––––––––––––––

Британские острова

Мы не цитируем многочисленные издания «песен и арий» конца XVI начала – XVII вв. (Доуленд, Морли, Кэмпион...), многие из которых напечатаны на манер итальянских сборников конца XVI в. (Винченти, Векки, Беллазио, Веровио) — одновременно в нескольких голосах и с лютневой табулатурой для аккомпанемента. В некоторых из них, возможно, лютневая партия является интабуляцией голосов. Но в более типичном случае она самостоятельна. Возможно, именно версию «голос + лютня» следует считать «оригиналом», а вокально-ансамблевую версию — вторичной.

С другой стороны, в список рукописных источников включены некоторые манускрипты, представляющие интабуляции для голоса с лютней «консортных» (ансамблевых, для голоса и виол) песен Бёрда и других авторов.

Более подробный каталог английских рукописных лютневых источников — в работе [II.3] Craig-McFeely 2000.

а) печатные источники

Le Roy, Adrian. A Briefe and easye instruction to learne the tableture to conducte and dispose thy hande unto the Lute. London, Jhon Kyngston, 15683 // Ле Руа, Адриан. Краткое и несложное руководство по изучению табулатуры и по постановке руки на лютне. 39 ff. Частичный английский перевод утерянного франц. оригинала ([1557]1, [1567]3, [1570]2 и [1583]3 по каталогу Брауна). Среди муз. примеров: интабуляции двух псалмов и одной шансон (Аркадельт). Расширенное переиздание: 15742.


Лютня (Англия)

Le Roy, Adrian. A briefe and plaine Instruction to set all Musicke of eight divers tunes in Tableture for the Lute. With a briefe Instruction how to play on the Lute by Tablature, to conducte and dispose thy hande unto the Lute... London, James Rowbothome, 15742 // Ле Руа, Адриан. Краткое и простое руководство по тому, как перелагать любую музыку восьми тонов в лютневую табулатуру. А также краткое и несложное руководство по изучению табулатуры и по постановке руки на лютне... 90 ff. Английский перевод утерянного франц. оригинала (издания [1557]1, [1567]3, [1570]2, [1583]3, по каталогу Брауна). Первая часть: учебник по интабуляции (=[I.2] Le Roy 1574), иллюстрированный обработками 11 шансон Лассо и одной — Аркадельта, причем каждая модель фигурирует дважды: в виде простой транскрипции и с диминуциями. Вторая часть воспроизводит Le Roy 15683 (с теми же псалмами и той же шансон). Третья часть («The thirde booke») включает перепечатку в табулатуре для лютни соло airs de cour из Le Roy 15713 (см. во французских источниках) и интабуляции псалмов. Совр. изд.: CLF.

[ Allison, Richard. The Psalmes of David in Meter... to be sung and plaide upon the Lute, Orpharyon, Citterne or Base Violl... London, William Barley, 15991 // Аллисон, Ричард. Псалмы Давида в метре... для пения и игры на лютне, орфарионе, цистре или басовой виоле... 75 ff. Псалмы гармонизованы на 4 голоса и интабулированы для лютни и для цистры. Их можно петь на 1 или более голосов, с аккомпанементом одного из инструментов или обоих, или исполнять инструментально.]

б) рукописи

London, British Library, Roy. App.58; ff.51v-56 (несколько лютневых пьес в собрании клавирной и ансамблевой музыки, ок.1547-1555). Интабуляции одной нидерландской и четырех английских песен.

Washington, Folger Shakespeare Library, V. a.159 (ранее 448.16): «Giles Lodge Book» (ок.1559-1576). 136 ff., из которых 24 — с лютневой табулатурой. Интабуляции английских песен и пр. (всего 38 композиций).

«William Trumbull’s Lute Book» (частная коллекция). Ff.21v-23: диминуция шансон «Si vous voulez» Филипа ван Вильдера. Факсимиле: Boethius press, 1980.

Dublin, Trinity College Library, D.3.30/i: «Thomas Dallis Pupil’s Lute Book» (Кембридж, 1583). 254 pp., 288 композиций для лютни, лютневого дуэта, трио, квинтета, для голоса с лютней, для цистры и для бандоры. Среди лютневых пьес: интабуляции нидерландских и английских псалмов, 16 шансон (Жанекен, Сандрен, Крекийон, Жоскен, Лассо...), 10 итальянских мадригалов и villanesche (Аркадельт, Горцанис, Пати), 4 английских песен.

Dublin, Archbishop Marsh’s Library, MS Z3.2.13: «The Marsh Lute Book» (ок.1595). Интабуляции шансон (в т.ч. работы А. да Рипы), отдельных мадригалов и английских песен. Факсимиле: Boethius press, 1981.

Cambridge, University Library, Dd.2.11: Лютневая книга Мэтью Холмса, ок.1590-1600. 101 ff., 326 композиций (в т.ч. 53 — для бандоры), среди которых 11 интабуляций шансон (Лассо, Сермизи, Жерард, Филипс, Феррабоско).

London, British Library Ms.Hirsch.M.1535: «The Hirsch Lute Book» (ок.1595). 69 ff. (с пробелами). Фантазии, паваны, гальярды. Интабуляция: шестиголосный мадригал «Ultimi miei sospiri» Вердело в обработке А. Феррабоско (f.18v).

New Haven, Yale University, School of Music Library, Ma.21.W.632: «Wickhambrook Lute manuscript» (конец XVI в.). 68 ff., 25 композиций, среди которых 3 интабуляции шансон (Аркадельт, Лассо, Филипс).

[ London, British Library, Add.4900. Ff.54v-65v: 18 песен в сопровождении лютни Хейвуда, Джонсона, Тавернера и Шеппарда.]

London, British Library, Add.15117: «Swarland Book» (ок.1610). 23 ff. Арии и духовные песни с лютней Доуленда, Бёрда, Лейтона, Морли, Таллиса и др., среди которых — интабуляции «консортных» полифонических песен.


Лютня (Англия, Германия)

National Library of Wales, Brogyntyn Collection Ms.27: «The Brogyntyn Lute Book» (1624 и позднее). 135 рр. P.14: интабуляция шансон «Je file quand Dieu me donne de quoi» Ф. ван Вильдера, без верхнего голоса (для аккомпанемента). Р.125-135: переложения английских консортных песен, по большей части без верхнего голоса. Факсимиле: Boethius press, 1981.

Cambridge, Fitzwilliam Museum, Mus.689: лютневая книга лорда Херберта Чербери (ок.1624-1640). 94 ff. Среди многочисленных английских и французских оригинальных композиций (в т.ч. в «новых строях») — единичные обработки вокальных пьес (Псалом 5, «Susannе» Лассо...). Факсимиле: Genève, Minkoff.

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.028 с.)