Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическая характеристика памяти.
Память – это важнейшее психическое свойство человека, которое в значительной степени определяет развитие его личностных особенностей. Собственно понятие “память” подразумевает множество толкований. Например, это: · способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации; [30,c.150] · психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала; · способность связывать отдельные переживания из прошлого с конкретным временем и пространством; [28,c.124] · совокупность процессов и функций, расширяющих познавательные возможности человека; [30,c.184] · сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Основные функции и свойства памяти. Основными функциями памяти являются: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание), воспроизведение и забывание. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. Частота воспроизведения влияет на сохранение. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта, а использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось - это воспроизведение. Длительная невостребованность определенного материала в человеческой деятельности ведет к его постепенному забыванию. Напротив, если определенный материал часто востребован, его сохранение в памяти гарантировано. Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. По механизму выделяют логическое и механическое запоминание, по результату - дословное и смысловое. У разных людей разные функции памяти развиты неодинаково, это зависит от особенностей и свойств личности. Такие психические способности личности не автономны, они формируются в процессе разнообразной деятельности конкретной личности и определяются характером этой деятельности. Различия памяти у людей бывают количественные и качественные. Качественное различие свойств памяти проявляется в том, какой вид памяти доминирует: зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Кому–то для запоминания нужно прочесть материал, у кого-то больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Это зависит от активности у человека конкретных анализаторов, хотя, по статистике, у большинства людей ведущей является зрительная память. [30,c.194]
“Чистые” виды памяти встречаются редко, чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, в обиходе – “фотографическая память”. Количественное различие свойств памяти характеризуется скоростью запоминания, прочностью сохранения запомненной информации, лёгкостью и точностью её воспроизведения. Например, можно быстро запомнить материал, но вскоре его забыть, а можно с трудом запоминать (слабая кратковременная память), но уж запоминать надолго. [8,c.160] Основные характеристики памяти. Важные характеристики памяти, от которых зависит продуктивность памяти человека это: длительность, быстрота, точность запоминания, готовность к воспроизведению, объём запоминания и воспроизведения. · длительность запоминания – это способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. · быстрота запоминания – это физиологическое свойство конкретного человека, которое можно развивать с помощью специальной тренировки памяти. · точность запоминания – это точность в припоминании деталей и последовательности фактов и событий. · готовность к воспроизведению – это способность быстро воспроизводить в сознании человека необходимую информацию. · Объём памяти – это способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти взрослого − 7 элементов (единиц) информации, у детей (2-3 лет) он начинается с 1 элемента. [8,c.161] Классификация памяти П.П. Блонского. Память принято классифицировать в зависимости от особенностей деятельности, при которой происходит сам процесс запоминания. · Если рассматривается участие воли в процессе запоминания, память подразделяется на произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память – это “автоматическое” запоминание, произвольная – когда для запоминания используются волевые усилия.
· По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую. · Двигательная память – это запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память проявляется у человека первой, и крайне необходима для нормального развития. · Эмоциональная память – это память на переживания. То, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. · Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Образная память может быть зрительной (сохранение и воспроизведение зрительных образов), слуховой (запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки), обонятельной, осязательной и вкусовой (сконцентрированных на удовлетворении биологических потребностей организма, и не играющих существенной роли). · Словесно-логическая память – это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. Человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. [3,c.218-220] В зависимости от продолжительности сохранения информации память подразделяют на мгновенную, кратковременную, оперативную и долгосрочную. Мгновенная память удерживает материал, только что полученный органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти − от 0,1 до 0,5 секунд. Кратковременная память – это сохранение информации в течение короткого промежутка времени, в среднем около 20 секунд. Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока – от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение неограниченного срока, она начинает функционировать не сразу после заучивания материала, а спустя некоторое время. В российской психологии сложилось традиционное представление о развитии памяти, связанное с обращением к теории деятельности. Так, было разработано представление о памяти как о действии в собственном смысле слова, имеющем сознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанных знаковых средств. В ходе эволюции человечества происходит смена способов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материале осмысленных семантических связей. Тем не менее, вопрос о развитии памяти в современной психологии не имеет общепризнанного решения, а теоретические положения учения о развитии памяти детей дошкольного возраста не имеют классического однообразия. В настоящей работе мы рассматриваем принимаемые большинством современных исследователей простые и понятные теоретические положения концепции развития памяти, предложенные П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. [3,c.230-231]
Самый ранний вид – моторная (двигательная) память проявляется в первых, условных двигательных рефлексах детей уже на первом месяце жизни. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования сначала простейших навыков ползания, ходьбы, хватания, а затем других практических и трудовых навыков. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, хореографичность, сноровка в труде, ловкость рук. Эмоциональная (аффективная) память – память на чувства. Она появляется практически самой первой, так как для ребенка первого полугодия жизни самым важным является удовлетворение простейших потребностей. Его поведением руководят ощущения – мокро-сухо, голод, сон. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память в определенных жизненных ситуациях может оказываться сильнее других видов памяти. Иногда от давно прошедших и основательно забытых событий остается только впечатление, чувство. И чем оно сильней, тем быстрее вызовет в памяти определенную цепочку ассоциаций. [17,c.117] Образная память - память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Образная память бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Зрительная и слуховая (музыкальная, речевая) память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке большинства людей. Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности (например, у дегустаторов развиты вкус и обоняние), или специфическими заболеваниями (у слепых – слух, осязание, обоняние, у глухих – зрение). [22,c.89] Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно.
Содержанием словесно-логической памяти являются мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память - специфически человеческая память в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые, в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе обучения. [8,c.159] Достаточно редко встречаются люди, обладающие так называемой эйдетической (фотографической) памятью. Эйдетические (наглядные) образы памяти возникают в отсутствие предмета и характеризуются удивительной детализированной наглядностью, человек в своём сознании “видит” отсутствующий предмет до мельчайших подробностей, “переводя взгляд” с детали на деталь, как при обычном зрительном восприятии. [30,c.195] Образная память, проявляющаяся первыми зачатками свободных воспоминаний, проявляется ко второму году жизни ребенка. Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше словесной. Словесная (вербальная) память – это память, присущая только человеку, владеющему речью – мощнейшим средством запоминания. Это способ хранения информации в виде письменных текстов, устных рассказов, стихов. Словесную память необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Словесная память – это память–рассказ, которая имеется у ребенка уже в 3−4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. В концепции развития памяти вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитии ключевой. Более раннее появление образной памяти не означает ее последующею исчезновения и замены вербальной памятью. Образная память продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым – зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на более низком уровне; обычно зрительная память бедна, поэтому несравненно полезнее другой, более высокий вид памяти – память-рассказ. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах: сначала это только словесное сопровождение действия, далее - это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение. [3,c.219]
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.013 с.) |