Глава I. Теоретические подходы К проблеме развития памяти в психолого–педагогической литературе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические подходы К проблеме развития памяти в психолого–педагогической литературе.



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему

«Возрастные особенности усвоения техник развития памяти»

 

Слушатель группа 160801з _______________       Ю.А. Сыманович

 

 

Руководитель старший преподаватель, кандидат психологических наук,

доцент                    __________________                Е.К. Агеенкова

 

 

Рецензент

декан факультета коммуникаций, экономики и права

_________________ ______________________ _____________________

 

 

Минск 2021

Учреждение образования

«МИНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСТЕТ»

 

 

Факультет коммуникации, экономики и права

Кафедра психологии

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему

«Возрастные особенности усвоения техник развития памяти»

 

Слушатель        Сыманович Юлия Анатольевна

 

Группа  160801з

 

Руководитель старший преподаватель, кандидат психологических наук,

доцент Екатерина Кузьминична Агеенкова

 

Минск 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 Специфика памяти в различных возрастных группах 5

1.1 Современные представления о памяти и особенностях ее развития. 5

1.2 особенности переработки информации в различных возрастных группах   ……………………………………………………………………..…. 5

1.3 соврменные технологии развития памяти …………………………..…. 5

 

2 методология и методики исследования.. 6

2.1 теоретические основания исследования. 6

2.2 результаты исследования. 14

2.2.1. динамика усвоения технологий развития памяти на слова у разных возрастных групп. 14

2.2.2. динамика усвоения технологий развития памяти на цифрыу разных возрастных групп. 14

2.2.3.  динамика усвоения технологий развития памяти на картинки у разных возрастных групп … …………………………………………………..14

2.2.3.  выявление связи возраста со способностью усвоения техник развития памяти ……………… …………………………………………………14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 45

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

дипломной работы Сыманович Ю.А.

«Возрастные особенности усвоения техник развития памяти»

 

 

Объем работы 45 страниц,  в том числе 3 рис., 4 табл.,50 литературных источников.

 

Ключевые слова: память, усвоение информации, мнемотехники

 

    В дипломной работе исследуются особенности переработки информации в различных возрастных группах и выявляется связь возраста со способностью усвоения техник развития памяти.

 Исследование на примере формирующего эксперимента выявить связь возраста со способностью усвоения техник развития памяти.

 

ВВЕДЕНИЕ

https://www.bestreferat.ru/referat-209256.html тут еще посмотерть

 

Актуальность исследования. Участь современного человека, жителя так называемого информационного века, такова, что каждый день ему приходится иметь дело с огромным потоком информации. У школьников это различные данные по школьным предметам, у студентов – знания, связанные с выбранной специальностью, у работающего человека – информация по его сфере деятельности и т.д. Поэтому вопросы памяти и способности усваивать новую информацию в любом возрасте важна и актуальна.

Актуальными  вопросами общей психологии и, в частности вопросами памяти, занимались такие известные  ученые, как: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, П.П. Блонский,Р.Л. Немов и др.

Л. С. Выготский  занимался разработкой  теории развития высших психических функций и основной акцент в этой теории был направлен на выявление основ произвольного в психике человека, на процесс развития познавательных функций человека - восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления. Его работу продолжали и развивали П.И. Зинченко, А.А. Смирнов.

П. И. Зинченко занимался  изучением непроизвольного запоминания и отмечал его огромное значение в жизни и в обучении.

А. А. Смирнов в своих трудах уделял внимание вопросам развития памяти.

С.Л. Рубинштейн ставил перед собой задачи изучения психики и сознания в конкретной деятельности, в которой они не только проявляются, но и формируются; предлагал трактовку психологии памяти в соотношении с проблемой реконструкции и реминисценции.

П.П. Блонский развивал идею эволюции памяти. В частности, он показал, что четыре вида памяти – моторная, аффективная, образная и вербальная – представляют собой последовательные стадии психического развития человека.

Р.Л. Немов в своей фундаментальной работе “Психология” затрагивал проблемы психологии возрастного развития, проблем органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития ребенка.

В рамках данной дипломной  работы нами проводилось исследования по изучению возрастных особенностей усвоения особенностей усвоения техник развития памяти.

Цель исследования: выявить возрастные особенности усвоения техник развития памяти.

Объект исследования: возрастные особенности памяти.

Предмет исследования: возрастные особенности усвоения техник развития памяти.

Гипотеза исследования: техники развития памяти в любом возрасте способствуют большему объему усвояемой информации

Задачи исследования:

-выявить современные представления о памяти и особенностях ее развития

-определить особенности переработки информации в разных возрастных группах;

-выявить современные технологии развития памяти (мнемотехники);

-определить динамику усвоения технологий развития памяти на слова у разных возрастных групп;

-определить динамику усвоения технологии развития памяти на числа у разных возрастных групп;

-определить динамику усвоения технологии развития памяти на картинки у разных возрастных групп;

-выявить связь возраста со способностью усвоения техник развития памяти.

Методы исследования:

Теоретические:

· изучение научной, учебной и научно-периодической  литературы по данной проблеме.

Эмпирические:

· формирующий эксперимент.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявлены возрастные особенности усвоения техник развития памяти, проведены занятия с применением современных технологий изучения памяти в трех различных возрастных группах.

 

 

Тест “Пиктограмма” (Ермолаевой М.В., Ерофеевой И.Г)

Диагностический материал. Лист белой бумаги (стандартный лист А4), простой карандаш и набор слов и словосочетаний для запоминания. Может быть использован следующий набор из 12 слов: веселый праздник, вкусный ужин, строгая воспитательница, тяжелая работа, теплый ветер, болезнь, обман, расставание, развитие, слепой мальчик, страх, веселая компания.

Инструкция. Я сейчас прочитаю слова, которые тебе надо хорошо запомнить и повторить мне в конце занятия. Слов много, а чтобы тебе было легче их запомнить, ты можешь на этом листочке нарисовать что - нибудь, что тебе напомнит каждое из них. Но рисовать можно только картинки, а не буквы. Так как слов довольно много, а листочек только один, постарайся расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Не старайся вырисовывать картинки, качество рисунков не важно, важно только, чтобы они правильно передавали смысл слова.

Проведение теста. Приведенные выше слова и словосочетания медленно читают вслух, а дети рисуют, что им придет в голову. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. При этом взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. Если рисунок получается слишком крупным, можно напомнить, что листочек один, а на нем надо уместить все картинки. Это напоминание делают один раз, примерно после второго - третьего слова. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что - то к первоначальному рисунку, то нужно напомнить, что важно не качество картинки, а ее связь с произнесенным словом. Если ребенок продолжает рисовать, ему читают следующее слово.

После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. (Если ребенок умеет считать, можно попросить, чтобы он сделал это сам). Через 20-30 минут после проведения теста детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки, вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова “разлука” ребенок говорит “расставание” или вместо “вкусный ужин” – “сладкий ужин”, это ошибкой не считается.

Анализ результатов. Количество правильно воспроизведенных слов говорит об объеме опосредованной памяти, который должен быть больше, чем объем непосредственной памяти, и в норме для детей этого возраста составляет 10-12 слов, то есть практически стопроцентное воспроизведение.

Дети 6 лет и старше должны адекватно изображать все слова пиктограммы.

Высокий уровень – после 20-30 минут дети по своим рисункам вспомнили от 9-12 слов

Средний уровень – после 20-30 минут дети по своим рисункам вспомнили 5-8 слов

Низкий уровень – после 20-30 минут дети по своим рисункам 1-4 слова.

После проведения первой диагностики детей были получены следующие результаты.

Диаграмма 1

Количество детей, показавших высокий уровень развития произвольной памяти составило – 25% (Лиза Б., Глеб Б., Егор С., Настя К., Егор К.);

средний уровень – 35% (Никита Д., Даша Б., Оля Д., Полина Е., Лиза О., Вера К., Маша К.);

низкий уровень – 40% (Ваня Г., Алеша К., Лиза В., Вася В., Влад К., Алена С., Артур Ш., Эльмар Ю.);

Общий уровень развития группы, по данной диагностики, ниже среднего.

Результаты представлены в Приложении 1.

Конкретно о каждом ребенке можно сказать следующее:

Глеб Б. 6л,7м.

Во время тестирования Глеб вел себя спокойно, не задавая лишних вопросов, и не переспрашивал слова. После первого воспроизведения Глеб повторил 5 слов: самолет, тачка, свеча, машина, волк. После 3 повторений смог воспроизвести все 9 слов. Через 20-30 минут он повторил 8 слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, машина, волк.

Егор С., 6л,11м

Во время тестирования Егор внимательно слушал, не отвлекался, и старался запомнить все слова. После первого воспроизведения Егор повторил 7 слов: самолет, тачка, свеча, машина, волк, журнал, бабочка. После 3 повторений смог воспроизвести все 10 слов. Через 20-30 минут он повторил 10 слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, машина, волк, журнала.

Ваня Г., 6л,9м.

Во время тестирования Ваня вел себя нормально, не отвлекался, слушал внимательно. После первого воспроизведения Ваня повторил 4 слова: самолет, тачка, свеча, машина. После 3 повторений смог воспроизвести 6 слов. Через 20-30 минут повторил только 5 слов: самолет, чайник, бабочка, машина, волк.

Настя К., 6л,10м.

Во время тестирования Настя вела себя спокойно, но один раз отвлеклась, что не помешало ей воспроизвести 6 слов после первого воспроизведения и 10 слов, после 3-х повторений. Через 20-30 минут, Настя повторила 9 слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, журнал, машина, волк.

Алёша К., 6л,10м.

Во время тестирования Алеша постоянно отвлекался, рассказывал о самолете, который видел вчера в небе. После первого воспроизведения Алеша повторил только 3 слова: самолет, чайник, машина. После 3-х воспроизведений он повторил 5 слов: самолет, чайник, машина, волк, бабочка. Через 20-30 минут смог повторить только 2 слова: самолет и машина.

Лиза Б., 6л,9м.

Во время тестирования Лиза вела себя спокойно, не отвлекалась и старалась запомнить все слова. После первого воспроизведения Лиза повторила 5 слов: самолет, чайник, бабочка, журнал, машина, волк. После 3 повторений смогла воспроизвести все 10 слов. Через 20-30 минут она повторила 9 слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, журнал, машина, волк.

Лиза В., 6л,9м.

Во время тестирования Лиза слушала внимательно, не отвлекалась. После первого воспроизведения слов, она повторила только 3 слова: чайник, бабочка, волк. После 3-х воспроизведений Лиза повторила 4 слова: самолет, чайник, бабочка, волк. Через 20-30 минут ей удалось повторить только 2 слова: самолет, машина.

Никита Д., 6л,8м.

Во время тестирования Никита был сосредоточен и повторял про себя слова. После первого воспроизведения он повторил 3 слова: самолет, чайник, машина. После 3-х воспроизведений он повторил 5 слов: машина, самолет, чайник, бабочка, ноги. Через 20-30 минут Никите удалось вспомнить только 4 слова: самолет, чайник, бабочка, машина.

Даша Б., 6л,9м.

Во время тестирования Даша внимательно слушала и повторяла за мной шепотом. После первого воспроизведения она смогла повторить только 3 слова: бабочка, ноги, тачка. После 3-х воспроизведений повторила 6 слов: самолет, машина, бабочка, ноги, самолет, тачка. Через 20-30 минут Даше удалось вспомнить только 5 слов.

Вася В., 6л,6м.

Во время тестирования Вася отвлекался, крутился, ерзал на стуле, был не внимательным. После первого воспроизведения он повторил только 2 слова: машина, самолет. После 3-х воспроизведений ему удалось повторить всего 4 слова: самолет, машина, тачка, журнал. Через 20-30 минут Вася вспомнил только 2 слова: машина, самолет.

Оля Б., 6л,11м

Во время тестирования Ольга слушала не очень внимательно, отвлекалась на другие предметы, окружающие ее. После первого воспроизведения она повторила только 4 слова: чайник, самолет, ноги, журнал. После 3-х воспроизведений ей удалось повторить уже 7 слов: чайник, самолет, журнал, волк, машина, ноги, тачка. Через 20-30 минут Оля вспомнила 5 слов: чайник, самолет, машина, тачка, бабочка.

Полина Е., 6л,10м.

Во время тестирования Полина внимательно слушала и повторяла про себя слова. После первого воспроизведения смогла повторить 5 слов: волк, чайник, журнал, ноги, машина. После 3-х воспроизведений, она повторила уже 7 слов: волк, чайник, журнал, ноги, машина, бабочка, тачка. Через 20-30 минут ей удалось вспомнить только 5 слов: машина, чайник, самолет, журнал, ноги.

Влад К., 6л,7м.

Во время тестирования постоянно вертелся, крутился, не мог сосредоточиться на слова, которые он должен был запомнить и воспроизвести. После первого воспроизведения Влад повторил только одно слово: волк. После 3-х воспроизведений смог повторить 3 слова: журнал, машина, волк. Через 20-30 минут Владик вспомнил только 1 слово: волк.

Лиза О., 6л,9м.

Во время проведения тестирования Лиза слушала внимательно, не отвлекалась. После первого воспроизведения повторила 5 слов: самолет, чайник, машина, журнал, волк. После 3-х воспроизведений смогла повторить 7 слов: машина, самолет, журнал, волк, бабочка, ноги, чайник. Через 20-30 минут смогла вспомнить и повторить 5 слов: самолет, чайник, бабочка, журнал, волк.

Егор К., 6л,10м.

Во время тестирования Егор слушал внимательно, не отвлекался. После первого воспроизведения повторил 8 слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, машина, волк. После 3-х воспроизведений он повторил все 10 слов. Через 20-30 минут ребенок вспомнил и повторил 9 слов: самолет, чайник, бабочка, ноги, бревно, свеча, журнал, машина, волк.

Вера К., 6л,7м.

Во время тестирования Вера два раза отвлекалась не по теме. После первого воспроизведения повторила только 5 слов: самолет, чайник, бабочка, машина, волк. После трех воспроизведений Вера повторила уже 7 слов: самолет, чайник, бабочка, бревно, журнал, машина, волк. Через 20-30 минут Вера вспомнила и повторила только 5 слов: самолет, чайник, бабочка, машина, волк.

Алёна С., 6л,5м.

Во время тестирования Алена слушала внимательно, не отвлекалась. После первого воспроизведения слов, она повторила только 3 слова: чайник, бабочка, волк. После 3-х воспроизведений Алена повторила 4 слова: самолет, чайник, журнал, волк. Через 20-30 минут ей удалось повторить только 2 слова: самолет, машина.

Маша К., 6л,8м.

Во время тестирования Маша внимательно слушала и повторяла за мной шепотом. После первого воспроизведения она смогла повторить только 3 слова: бабочка, самолет, тачка. После 3-х воспроизведений повторила 6 слов: самолет, машина, бабочка, журнал, самолет, тачка. Через 20-30 минут Маше удалось вспомнить только 5 слов.

Артур Ш., 6л,7м.

Во время тестирования постоянно вертелся, крутился. После первого воспроизведения Артур повторил только одно слово: волк. После 3-х воспроизведений смог повторить 3 слова: журнал, машина, волк. Через 20-30 минут Артур вспомнил только 2 слова: волк, самолет.

Эльмар Ю., 6л,8м.

Во время тестирования отвлекался, ерзал, был невнимателен. После первого воспроизведения повторил 4 слова: самолет, машина, журнал, бабочка. После трех воспроизведений повторил 5 слов: самолет, машина, бабочка, журнал, волк.

После мы провели вторую диагностику “10 предметов” (А.С. Герасимовой)

Диаграмма 2

Количество детей, показавших высокий уровень развития произвольной памяти – 40% (Лиза Б., Глеб Б., Егор С., Настя К., Лиза О., Егор К., Вера К., Маша К.);

средний уровень – 55% (Ваня Г., Алеша К., Лиза В., Вася В., Влад К., Никита Д., Даша Б., Оля Д., Полина Е., Артур Ш., Эльмар Ю.);

низкий уровень – 5% (Алена С.);

Общий уровень развития группы, по данной диагностики, находится на среднем уровне.

Результаты представлены в Приложении 2.

Конкретно о каждом ребенке можно сказать следующее:

Егор С., 6л,11м

Во время тестирования Егор внимательно смотрел, не отвлекался, и старался запомнить все картинки. В конце занятия он вспомнил и назвал все 10 предметов.

Ваня Г., 6л,9м.

Во время тестирования Ваня не отвлекался, смотрел внимательно, но в конце занятия вспомнил только 4 слова.

Настя К., 6л,10м.

Во время тестирования Настя внимательно и сосредоточено изучала нарисованные предметы, повторяла их вслух. В конце занятия вспомнила и назвала 6 предметов.

Алёша К., 6л,10м.

Алеша внимательно рассмотрел все 10 предметов. В конце занятия вспомнил только 3 предмета.

Лиза Б., 6л,9м.

Вначале Лиза внимательно рассмотрела все предметы, нарисованные на листе, затем проговорила про себя и запомнила. В конце занятия она вспомнила и назвала только 7 картинок (предметов).

Лиза В., 6л,9м.

Во время тестирования Лиза не разговаривала, внимательно рассматривала все предметы. В конце занятия вспомнила 4 предмета.

Никита Д., 6л,8м.

Никита изучил внимательно все 10 предметов, проговаривая их про себя. В конце занятия вспомнил и повторил 4 предмета.

Даша Б., 6л,9м.

Во время тестирования Даша не отвлекалась, рассматривала каждый предмет. В конце занятия вспомнила и назвала 4 предмета.

Глеб Б., 6л,7м.

Во время тестирования Глеб вел себя спокойно, внимательно рассмотрел все картинки. В конце занятия вспомнил и назвал 6 слов.

Вася В., 6л,6м.

Вася внимательно рассматривал каждый предмет, проговаривая шепотом все слова. В конце занятия Вася вспомнил и назвал 3 предмета.

Оля Б., 6л,11м

Во время тестирования Ольга внимательно и сосредоточено изучала нарисованные предметы, повторяла их вслух. В конце занятия вспомнила и назвала 4 предмета.

Полина Е., 6л,10м.

Во время тестирования Полина отвлекалась и была невнимательна. В конце занятия вспомнила только 4 предмета.

Влад К., 6л,7м.

Владик внимательно изучил все 10 предметов, повторил их вслух. В конце занятия вспомнил и назвал 5 предметов.

Лиза О.,, 6л,9м.

Во время тестирования задавала много вопросов, связанных с предметами, нарисованными на листе. В конце занятия вспомнила и назвала 7 предметов.

Егор К., 6л,10м.

Егор внимательно и сосредоточенно рассматривал все предметы, не отвлекался. Через 20-30 минут вспомнил и назвал 9 предметов из 10.

Вера К., 6л,7м.

Вера в течение 3 минут рассматривала все предметы. В конце занятия, после того как она вспомнила 5 предметов, ей был задан вопрос: “Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?”. И Вера вспомнила еще 3 предмета. В сумме Вера назвала 8 предметов.

Алёна С., 6л,5м.

Во время тестирования Алена слушала внимательно, после чего в течение 3 минут изучала и пыталась запомнить все предметы. Через 20-30 минут ей удалось вспомнить и назвать только 2 предмета. После слов: “Помнишь, я тебе говорила о том, что их надо хорошенько запомнить?”. Алена ответила, что не помнит, чему она очень расстроилась.

Маша К., 6,8м.

Маша внимательно рассматривала предметы, нарисованные на листе. Повторяла каждый предмет в слух. Через 20-30 минут Маша вспомнила и повторила 9 предметов.

Артур Ш., 6л,7м.

Во время тестирования Артур выслушал задание, внимательно рассмотрел предметы, изображенные на листе, повторил их про себя. Через 20-30 минут смог вспомнить и назвать 5 предметов.

Эльмар Ю., 6л,8м.

Эльмар был не очень внимателен, ерзал на стуле, задавал вопросы не по теме. В конце занятия вспомнил и назвал только 5 предметов.

Затем, нами была проведена диагностика по тесту “Пиктограмма” (М.В. Ермолаевой, И.Г. Ерофеевой)

Диаграмма 3

Количество детей, показавших высокий уровень развития произвольной памяти составило – 15% (Егор С., Оля Д., Егор К.);

средний уровень – 40% (Лиза Б., Глеб Б., Ваня Г., Настя К., Лиза В., Вася В., Влад К., Алена С.);

низкий уровень – 45% (Алеша К., Никита Д., Даша Б., Полина Е., Лиза О., Вера К., Маша К., Артур Ш., Эльмар Ю.);

Общий уровень развития группы, по данной диагностики, ниже среднего.

Результаты представлены в Приложении 3.

Конкретно о каждом ребенке можно сказать следующее:

Глеб Б., 6л,7м.

Во время тестирования рисовал быстро, не вырисовывая каждую деталь. Рисунки получились не очень аккуратные. После 20-30 минут Смог по рисункам вспомнить 8 слов: веселый праздник, вкусный ужин, теплый ветер, болезнь, обман, слепой мальчик, страх, расставание.

Егор С., 6л,11м

Во время тестирования рисовал быстро и достаточно аккуратно. Вырисовывая каждую деталь, но укладываясь в минуту. После 20-30 минут по своим рисункам смог вспомнить 10 слов: веселый праздник, вкусный ужин, строгая воспитательница, тяжелая работа, теплый ветер, болезнь, обман, расставание, слепой мальчик, страх.

Ваня Г., 6л,9м.

Во время тестирования Ваня рисовал быстро, не аккуратно и периодически отвлекался. Спрашивал почти после каждого произнесения слов, а можно вот так нарисовать? После 20-30 минут смог по своим рисункам вспомнить и повторить 6 слов: страх, слепой мальчик, обман, болезнь, тяжелая работа, вкусный ужин.

Настя К., 6л,10м.

Во время тестирования Настя слушала внимательно слова, затем 10-15 сек. думала и начинала рисовать. Укладывалась в отведенное время. Рисунки получились не очень аккуратные. В конце занятия Настя смогла по своим рисункам вспомнить 8 слов: обман, болезнь, тяжелая работа, вкусный ужин, веселый праздник, слепой мальчик, страх, веселая компания. Перепутала словосочетание вкусный ужин – на сладкий ужин.

Алёша К., 6л,10м.

Во время тестирования Алеша несколько раз отвлекался. Рисовал не аккуратно и быстро. На каждый рисунок тратил не более 30-40 секунд. В конце занятия по своим рисункам, Алеша вспомнил только 3 слова: страх, болезнь, вкусный ужин.

Лиза Б., 6л,9м.

Во время тестирования Лиза не отвлекалась, внимательно слушала, рисовала медленно и аккуратно. Укладывалась во время. Через 20-30 минут по своим рисункам вспомнила 6 слов: вкусный ужин, веселый праздник, болезнь, строгая воспитательница, обман, слепой мальчик.

Лиза В., 6л,9м.

Во время тестирования Лиза слушала внимательно, рисовала не очень аккуратно. Уложилась в отведенное время. Через 20-30 минут по своим рисунка вспомнила и назвала 6 слов: слепой мальчик, страх, обман, теплый ветер, болезнь, вкусный ужин.

Никита Д. 6л,8м.

Во время тестирования Никита, отвлекался, задавал вопросы, что можно нарисовать. Рисовал каждый рисунок около минуты. Через 20-30 минут вспомнил по – своим рисунком только 4 слова, при этом перепутав теплый ветер – холодный ветер, вкусный ужин, обман, страх.

Даша Б., 6л,9м.

Во время тестирования Даша не отвлекалась, слушала внимательно слова. Но не могла сразу придумать рисунок к словам, на что ушло больше времени, чем положено. В конце занятия вспомнила только 3 слова: вкусный ужин, болезнь, слепой мальчик.

Вася В., 6л,6м.

Во время тестирования Вася внимательно слушал, аккуратно рисовал рисунки к словам. Уложился во время. В конце занятия смог вспомнить по своим рисункам только 7 слов: слепой мальчик, обман, болезнь, расставание, строгая воспитательница, вкусный ужин, страх.

Оля Б., 6л,11м

Во время тестирования не отвлекалась, внимательно слушала. Рисовала рисунки к словам, иногда добавляла какие-то детали. Через 20-30 минут смогла вспомнить по своим рисункам 9 слов: страх, слепой мальчик, болезнь, веселая компания, теплый ветер, тяжелая работа, строгая воспитательница, вкусный ужин, веселый праздник.

Полина Е., 6л,10м.

Во время тестирования Полина отвлекалась, спрашивала, а можно я нарисую вот это. Рисовала картинки к словам быстро, уложилась в отведенное ей время. В конце занятия по своим рисункам смогла вспомнить только 2 слова: болезнь, страх.

Влад К., 6л,7м.

Во время тестирования, не отвлекался, аккуратно рисовал рисунки. Дополнял их какими-то не нужными деталями. К концу занятия смог вспомнить только 6 слов: страх, слепой мальчик, обман, болезнь, теплый ветер, вкусный ужин.

Лиза О., 6л,9м.

Во время тестирования не отвлекалась, усердно старалась рисовать рисунки. Но не совсем подходящие к словам. После 20-30 минут по своим рисункам смогла вспомнить только 1 слово: болезнь.

Егор К., 6л,10м.

Во время тестирования Егор был очень внимательным и сосредоточенным. Рисунки рисовал быстро, но аккуратно. Через 20-30 минут смог повторить 11 слов: обман, болезнь, теплый ветер, тяжелая работа, строгая воспитательница, вкусный ужин, веселый праздник, веселая компания, страх, слепой мальчик, расставание.

Вера К., 6л,7м.

Во время тестирования была не внимательна, отвлекалась. Рисовала не аккуратно и быстро. Через 20-30 минут смогла вспомнить по своим рисункам только 4 слова: страх, слепой мальчик, обман, болезнь.

Алёна С., 6л,5м.

Во время тестирования Алена не отвлекалась, внимательно слушала. Рисовала не аккуратно, но через 20-30 минут смогла вспомнить 7 слов по своим рисункам: страх, слепой мальчик, обман, болезнь, теплый ветер, вкусный ужин, веселый праздник.

Маша К., 6,8

Во время тестирования Маша была не внимательна и переспрашивала слова. Рисовала схематично. Через 20-30 минут вспомнила по своим рисункам только 2 слова: вкусный ужин, болезнь.

Артур Ш., 6л,7м.

Во время тестирования Артур слушал слова внимательно, не отвлекался на посторонние раздражители. Рисовал медленно, но не аккуратно. В конце занятия вспомнил только 3 слова: слепой мальчик, обман, болезнь.

Эльмар Ю., 6л,8м.

Во время тестирования Эльмар отвлекался, задавал много лишних ненужных вопросов, был невнимателен. Рисовал не аккуратно. Через 20-30 минут не смог вспомнить ни слова.

Результаты проведения трех диагностик были обобщены, что позволило определить общий уровень развития произвольной памяти детей.

Диаграмма 4

Количество детей, показавших высокий уровень развития произвольной памяти составило – 15% (Глеб Б., Егор С., Настя К., Лиза Б., Егор К.);

средний уровень – 40% (Ваня Г., Оля Д., Никита Д., Даша Б., Лиза В., Вася В., Влад К., Полина Е., Лиза О., Вера К., Маша К.,);

низкий уровень – 45% (Алеша К., Алена С., Артур Ш., Эльмар Ю.);

Исходя из результатов, полученных при проведении трех диагностик, видно, что группа находится на среднем уровне. Что, может измениться, после проведения формирующего эксперимента.

Результаты представлены в Приложении 4.

Серая кошка, белая мышь”.

Выбирается ведущий. Остальные все дружно вспоминают различных птиц, рыб, животных, растения. При этом нужно указать какой–то признак названного предмета. Например: один “Серая кошка”, другой “белая мышь”, третий “Черна ворона”. Каждый может назвать один предмет или несколько. Ведущий должен быстро записать все названия, чтобы потом можно было проверить игроков. Затем каждый игрок по очереди называет всех животных, птиц, рыб, растения с их признаками. За каждый правильный ответ он получит одно очко. В результате победителем будет тот, кто наберет больше очков.

5. “Кто лучше знает сказки”

Выбирается ведущий. Он называет какую–то сказку, а все остальные должны быстро вспомнить и назвать сказочных героев, которые в ней участвовали. Например, ведущий называет сказку про “Буратино”. Игроки должны перечислить сказочных героев: Мальвина, Пьеро, Буратино, Артемон, Карабас–Барабас, Дуремар, Черепаха Тортилла и т.д.

За каждого названного героя игрок получает очко. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не назовет несколько сказок. Затем подводятся итоги – победителем становится тот, кто набирает больше очков.

6. “Кукольный домик”

(На развитие зрительной, моторной памяти и памяти на местность).

На столе строится кукольная квартира, в которой расставляются мебель и прочие предметы кукольного обихода. Ребенок во всем этом участвует и запоминает, что где стоит. Затем он выходит из комнаты, а ведущий меняет обстановку в “квартире”. Вернувшись в комнату, ребенок должен отгадать, что же изменилось в обстановке кукольного домика.

7. “Радуга”

(Игра направлена на развитие зрительной памяти, на цвета и ориентировку в пространстве).

Вырезаются полоски бумаги разного цвета. Их должно быть не более семи. Они раскладываются в определенном порядке на столе. Затем ребенок отворачивается, а ведущий меняет некоторые из них местами. Повернувшись, ребенок должен восстановить первоначальную “радугу”.

Одной из положительных сторон игры является то, что возраст ее участников абсолютно не имеет значения. Ведь даже если ребенок еще не знает название всех цветов, он всегда сможет разложить нужную комбинацию, не называя их.

8. “Цифровые ряды”

(Игра на развитие механической и слуховой памяти).

Поочередно зачитываются ряды цифр. Первый ряд включает в себя две цифры. Ребят просят повторить их в том же порядке, в каком они были зачитаны. Второй ряд состоит из 3 цифр, третий – из 4 цифр, четвертый – из 5 цифр и т.д. Детям предлагается соревнование: кто запомнит больше цифр и сможет воспроизвести их в том же порядке? Тот ребенок, который запомнит самый длинный ряд, и становится победителем.

9. “Что пропало?”

(Игра направлена на развитие зрительно памяти).

Выбирается ведущий. На стол выставляют в ряд 10–12 произвольных предметов, например: линейка, ластик, пуговица, мячик, кукла, карандаш, кубик, катушка ниток, ручка, резинка, заколка. Детям предлагается посмотреть на предметы 30 секунд, после чего они отворачиваются. Первый раз ведущий прячет несколько предметов, дети должны сказать каких предметов не стало. Во–второй раз, ведущий меняет предметы местами, дети должны вспомнить, где стоял (лежал каждый предмет).

10. “Алфавит”

(Игра направлена на развитие механической и зрительной памяти).

Потребуется доска или большой лист бумаги. Выбирается ведущий, который пишет на доске несколько букв в определенном порядке. Все остальные должны смотреть на этот буквенный ряд в течение одной минуты и, затем, сами в том же порядке написать увиденные буквы. За каждую правильную букву игроки получают очко. Игра продолжается до тех пор, пока все не наберут какое–то количество очков. Затем проводятся итоги – победитель тот, у кого лучшие результаты.

Работа по проведению выбранных игр была спланирована на 12 недель (план проведения игр указан в таблице 1.)

Таблица 1

Планирование проведения игр.

  I нед. II нед. III нед. IY нед. Y нед. YI нед. YII нед. YII нед. IX нед. X нед. XI нед. XII нед.
1.“Кто как выглядит”   ۞ ۞ ۞       ۞ ۞ ۞ ۞ ۞
2.“Слова” ۞       ۞   ۞ ۞ ۞     ۞
3.“Продуктовая база” ۞       ۞ ۞ ۞ ۞   ۞   ۞
4. “Серая кошка, белая мышь”. ۞       ۞ ۞ ۞     ۞ ۞ ۞
5.“Кто лучше знает сказки”   ۞         ۞   ۞ ۞   ۞
6.“Кукольный домик”   ۞ ۞ ۞     ۞ ۞ ۞   ۞ ۞
7.“Радуга”     ۞   ۞ ۞ ۞ ۞       ۞
8. “Цифровые ряды”         ۞ ۞ ۞     ۞ ۞ ۞
9. “Что пропало?” ۞       ۞ ۞   ۞ ۞ ۞   ۞
10.“Алфавит”   ۞       ۞ ۞ ۞     ۞ ۞

Игры проводились с детьми из экспериментальной группы систематически, с марта месяца до мая, во время повседневного общения, на занятиях, на прогулках.

В процессе проведения формирующих игр выяснилось, что некоторые игры не вызывают у детей особого интереса, так как вызывают сложности с запоминанием. Это игры: “Слова”, “Продуктовая база”, “Серая кошка, белая мышь”, – те игры, которые предполагают хорошее развитие логической, слуховой памяти.

Во время игры “Слова”, не все смогли запомнить и воспроизвести парные слова, связанные логической связью (справились только трое – Егор С., Настя К., Егор К., Лиза Б.), поэтомубыла спланирована и проведена индивидуальная работа с детьми на запоминание. Для начала предлагалось для запоминания 5 слов, потом 7 и так до 10 (принцип постепенности). Работа проводилась сначала исподволь, индивидуально с каждым ребенком, причем 6 из 10 детей выходили на уровень 10 слов почти три недели, а в целом, дети были готовы к групповым занятиям только через месяц.

Параллельно проводились игры более доступного содержания. По мере освоения всеми детьми подготовительных упражнений игра “Слова” проводилась повторно. В этот раз успешно справились 7 детей из 10 (с оставшимися 3-мя проводилась дальнейшая индивидуальная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.165 с.)