Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектная деятельность на уроках технологииСтр 1 из 7Следующая ⇒
Проектная деятельность на уроках технологии Методическое пособие для учителей технологии ЛУГАНСК 2018 УДК 372.8 ББК 74.268 И-38 Утверждено решением Методического совета Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Луганский информационно – методический центр» (протокол № 3 от 30.05.2018г.) Согласовано с управлением образования Администрации города Луганска Луганской Народной Республики Составители: Изотова И. В., Кравцова Е.А., Трофимова Е.Н.
И-38 Проектная деятельность на уроках технологии: методическое пособие для общеобразовательных учреждений г. Луганска/ Изотова И. В., Кравцова Е. А., Трофимова Е.А.,- Луганск, 2018.-178 с. В пособии изложены особенности проектной деятельности обучающихся, требования к содержанию и оформлению проектов по технологии, даны методические рекомендации по выполнению проектов на уроках технологии в основной и старшей школе, представлены творческие проекты обучающихся, выполненные под руководством учителей технологии города Луганска. Пособие предназначено для учителей технологии образовательных организаций. УДК 372.8 ББК 74.268 СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение___________________________________________4 2. Классификация типов проектов________________________5 3. Этапы творческого проекта___________________________ 7 4. Титульный лист творческого проекта___________________8 5. Структура пояснительной записки творческого проекта ___9 6. Защита творческого проекта __________________________18 7. Оценка творческого проекта и работы__________________19 8. Примерные критерии оценивания творческого проекта____20 9. Приложения________________________________________21 10. Использованная литература___________________________43 11. Банк проектов ______________________________________44
ВВЕДЕНИЕ «Учебный (творческий) проект» - самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования: от идеи до ее воплощения в реальность. Результатом работы школьника над проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные самостоятельно. Цели новой образовательной области “Технология” будут достигнуты, если обучающиеся будут выполнять проекты, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным соотношением к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Образно этот процесс можно представить как “расширяющуюся воронку”, в которую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектное обучение методом развивающего обучения.
Учебное проектирование следует рассматривать как специфическую практическую деятельность обучающихся. По характеру это эксперимент, по направленности - производственная деятельность, по задачам - обучение и воспитание. Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что обучающиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников. У обучающихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как обучающимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив. Поэтому логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования. В данном пособии рассмотрены существующие виды творческих работ, также представлены творческие проекты учащихся школ города Луганска. Учебный проект – проект, осуществляемый обучающимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель. Проект — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация. Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность обучающихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата. Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним обучающимся под руководством педагога. ПО УРОВНЮ ИНТЕГРАЦИИ Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся). Межпредметные проекты. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие 2 – 3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. По характеру контактов проекты бывают региональные и международные проекты.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА При работе над проектом мы выделяем четыре основных этапа выполнения творческого проекта школьниками. ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА Выделяют следующие разделы: 1.Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение цели и задач творческого проекта. 2.Схема обдумывания. 3.Выявление основных параметров и ограничений. 4.Теоретические сведения. 5.История и современность. 6.Банк идей. 7.Эскизная проработка базового варианта. 8.Требования к изделию. 9.Дизайн-спецификация. 10.Инструменты и оборудование. 11.Материалы. 12.Правила безопасности во время работы. 13.Технология изготовления. 14.Контроль качества. 15.Экологическое обоснование. 16.Экономическое обоснование. 17.Реклама. 18.Самооценка. 19.Словарь терминов. 20.Литература. Содержание пояснительной записки может меняться в зависимости от темы проекта. Рассмотрим более подробно содержание основных разделов пояснительной записки творческого проекта. Обоснование возникшей проблемы и потребности. В данном разделе дается обоснование выбранной темы проекта. Находят отражение ответы на следующие вопросы: почему выбрана эта тема, чем она интересна, каково ее значение. Особое внимание в данном разделе необходимо уделить практической значимости выполняемой работы.
Раскрыть раздел помогут следующие фразы: v Я выбрал(а) эту тему потому, что… v Она мне интересна потому, что… v У меня есть возможности… v Я хочу углубить знания в этом вопросе… v Для меня эти знания будут полезны, нужны мне… v Из предложенных мне тем я выбрал(а) данную, учитывая мой личный интерес, повышенный интерес к теме, свои склонности, возможности и потребности… v Эта тема актуальна в наше время… Цель творческого проекта – это модель желаемого конечного практического результата (продукта), который должен быть достигнут обучающимся в итоге проведения творческой работы по технологии. Цель творческой работы описывается обучающимися во введении творческого проекта простыми словами и одним - двумя предложениями (Приложение 2). Задачи творческого проекта - это все последовательные этапы организации и изготовления изделия с начала до конца. Задачи творческого проекта описываются обучающимися во введении творческого проекта после цели. Для того, чтобы определить задачи творческого проекта, нужно последовательно отвечать на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта?» (Приложение 3). Задачи творческой работы перечисляются (научиться..., разработать..., усовершенствовать..., ознакомиться..., освоить..., определить..., выбрать..., подобрать..., провести..., изучить..., развить..., соблюдать..., проанализировать..., закрепить... и т.п.). Схема обдумывания. Схема должна включать основные аспекты работы над проектом. Обучающийся, начиная проект, еще может не представлять, какую именно работу будет выполнять, но он должен четко знать, в какой последовательности она будет организована. Примерная схема обдумывания
Выявление основных параметров и ограничений. В данном разделе необходимо установить основные требования к выполняемой работе. То есть определить рамки, в которых будет проходить работа над проектом. Пример. Изделие должно отвечать следующим требованиям: · Изделие должно быть выполнено аккуратно. · Изделие должно соответствовать выбранной стилистике. · Изделие должно быть красивым. · Изделие должно быть прочным. Теоретические сведения. В данном разделе излагаются теоретические основы выбранной темы проекта, на базе которых в дальнейшем выполняется изделие.
История и современность. Данный раздел представляет собой историческую справку по выбранной теме проекта. Кроме этого здесь важно показать связь истории и современности вопроса. Банк идей. После сбора необходимой информации обучающиеся выдвигают различные творческие идеи по выполнению того или иного изделия. Изделия могут быть объединены техникой исполнения, стилем, назначением. Вариантов изделий должно быть не менее трех. Каждый из рассматриваемых вариантов должен иметь краткую характеристику, которая может включать название изделия, его назначение, описание техники исполнения. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде схемы или таблицы. Принятие решения о выборе того или иного предложенного варианта можно сделать, применив маркетинговую технологию «Сетка принятия решений» (Приложение 4). Пример:
Вывод: исходя из результатов оценки, оптимальным является вариант 2. Изделие является полезным и многофункциональным, универсального стилевого решения. Эскизная проработка базового варианта. Содержание данного раздела представляет собой подробное описание выбранного для дальнейшего изготовления окончательного варианта изделия. Здесь обязательно наличие подробного эскиза изделия или его фото. Требования к изделию. Требования к изделию дают наглядное представление об основных свойствах изготавливаемого изделия. Они могут оформляться в таблице по форме.
Дизайн-спецификация. Она представляет собой схему, которая наглядно представляет основные аспекты изготовления изделия.
Инструменты и оборудование. В данном разделе приводится описание инструментов и оборудования, применяемых для изготовления изделия в выбранной технике, а также обоснование выбранных инструментов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы (Приложение 6). Материалы. В данном разделе приводится описание материалов, используемых для изготовления в выбранной технике, а также обоснование материалов для изготавливаемого в дальнейшем изделия. Информация может быть представлена как текстом, так и в виде таблицы или схемы. Данный раздел может содержать также конфекционную карту, которая представляет собой образцы возможных используемых материалов (Приложение 7).
Правила техники безопасности. Санитарно-гигиенические требования. Данный раздел содержит информацию о правилах безопасного выполнения тех или иных видов работ. Теоретический материал излагается своими словами и может сопровождаться иллюстрациями. Технология изготовления. В этом разделе размещают технологическую карту (приложение 8) или план-описание изготавливаемого изделия. Она составляется для того, чтобы определить, с помощью каких действий будет достигнута цель проекта, какие ресурсы нужны для исполнения этих действий. При этом технологическая карта может быть представлена в виде таблицы и содержать следующие графы:
Если проект реализуется группой (командная работа), то кроме определения при планировании действий, ресурсов, необходимо определить непосредственных исполнителей тех или иных действий, т.е. зоны ответственности членов проектной команды. Контроль качества. В этом разделе перечисляются требования, которым в конечном итоге отвечает выполненное изделие. Пример. Готовое изделие отвечает следующим требованиям: •Цветовое сочетание материалов гармонично. •Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией. •Работа оформлена в законченное изделие. •В целом изделие производит благоприятное впечатление. Экологическое обоснование представляет собой обоснование экологической безопасности выполняемого изделия, безотходность его производства, возможность вторичного использования или экологическую безопасность утилизации. Экономическое обоснование. Раздел посвящен экономическим расчетам себестоимости и цены изделия, а также размеров предполагаемой прибыли. Пример оформления раздела: Себестоимость: С =C1 + С2 + Ао.
Ао - амортизация (износ) оборудования - 0,05 % от стоимости оборудования. Реклама. В данном разделе дается реклама выполняемого проекта с указанием формы рекламного носителя (объявление в газете, журнале, рекламный щит, реклама на телевидении и т. д.). Самооценка. Нельзя недооценивать важность данного раздела. На этом этапе у обучающегося формируется критическое мышление, развивается логика, умение анализировать и делать выводы. ЗАЩИТА ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА Учащимся сообщают заранее критерии оценки и порядок проведения защиты. (Приложение 12, 13) Для выступления каждому учащемуся дается 3-7 минут. При защите проекта можно применять наглядные средства – слайды, видеофильмы и другие технические средства. После выступления обучающегося присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросы и объяснения должны быть по существу проектной работы. В конце защиты проекта обучающиеся дают самоанализ своей деятельности. Формирование навыков самоанализа воспитывает у учащихся чувство верного представления об уровне своих возможностей; способствует формированию у них критического отношения к полученным результатам, активизации мыслительных процессов. Развитие рефлексивной деятельности учащихся ведёт к эффективному личностному росту детей в целом. Вопросы для рефлексии даны в приложении 14. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, а также направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д. Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА "Отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась обучающимися самостоятельно, решались задачи творческого характера. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследований можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках. "Хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у обучающегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения. "Удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес школьника к технике. Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.
Приложение 1 Титульный лист НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Творческий проект Формулировка темы Выполнил: ______________________________ (Ф.И.О. класс) Руководитель: _______________________________ (Ф.И.О. должность, регалии)
ЛУГАНСК 2018 Приложение 2 Примеры задач творческого проекта Замените слово " Изделие " названием Вашего изделия, слово " Материалы " - на название Ваших материалов. · Изучить историю возникновения такого рода изделий. · Изучить изделие на возможность его утилизации. · Изучить положительное или отрицательное воздействие на организм человека изделия. · Изучить технологию изготовления. · Изучить технологию моделирования. · Изучить технологию расчета изделия (вязаного изделия). · Изучить историю технологии изготовления. · Ознакомиться с основным приемом изготовления изделия, деталей изделия. · Ознакомиться с современными технологиями изготовления изделия. · Ознакомиться с историей создания изделия. · Разработать план изготовления изделия. · Разработать форму изделия. · Разработать дизайн изделия. · Разработать технологическую карту изготовления изделия. · Выбрать оригинальную технику изготовления изделия. · Выбрать необходимый материал для изготовления изделия. · Выбрать экологически чистый материал для изготовления изделия. · Подобрать недорогой, экологически чистый и легкий в обработке материал. · Подобрать дизайн изделия. · Подобрать цветовую гамму (тканей, красок, и т.п.). · Научиться оценивать свои способности. · Научиться самостоятельно решать технологические задачи, логически мыслить, выбирать необходимые материалы и применять нужные инструменты. · Научиться выполнять технологические операции. · Научиться использовать в работе чертежи и таблицы. · Научиться находить верные решения и оптимальные варианты. · Научиться правильно работать с материалами. · Научиться обрабатывать материалы. · Освоить технологию изготовления … · Освоить приёмы изготовления изделия в технике … · Усовершенствовать свои умения и навыки в изготовлении … · Усовершенствовать навыки и умения в процессе выполнения технологических операций. · Определить цветовую гамму, возможности комбинирования. · Определить пути утилизации отходов. · Произвести экономический расчёт. · Провести анализ изделия. · Провести анкетирование среди своих сверстников. · Соблюдать аккуратность в работе. · Соблюдать правила техники безопасности. · Соблюдать санитарно-гигиенические требования. · Развить художественные и творческие способности. · Развить познавательный интерес, трудолюбие. · Проанализировать рисунки и выбрать лучший вариант для выполнения. · Составить банк идей по созданию изделия. · Затратить минимум денежных средств на изготовление изделия. · Подобрать необходимые материалы и инструменты. · Выполнить работу аккуратно и качественно. · Закрепить навыки обработки материала.
Приложение 4 Варианты выбора идей Вариант 1 Первоначальные идеи выбора варианта светильника
Вывод. Исследование и опросзнакомых показали, что варианты … близки по предпочтительности, и я решил в своем изделии сочетать их основные достоинства: · красивая точеная стойка из древесины; · удобное основание; · устойчивая подставка; · возможность перестановки в помещении; · современность и оригинальность формы; · доступность и дешевизна материалов; · легкость изготовления; · экологическая и эксплуатационная безопасность. И поэтому я решил добавить дополнительные элементы: · двойной плафон (цветной и прозрачный); · плавную регулировку яркости цвета; · сменные легкосъемные вращающиеся цилиндры с различными прорезными узорами на стенках; · дополнительное декорирование; · использование в роли аэратора путем набрызгивания ароматических веществ на вращающийся цилиндр; · УКВ- FМ радиоприемник. Хотя все эти дополнения заметно увеличат себестоимость изделия, но оригинальность, многофункциональность, эстетическая привлекательность и необычность исполнения оправдывают эти затраты.
Вариант 2
Приложение 5 Варианты составления требований к изделию Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Приложение 6 Выбор материалов В своей работе я собираюсь использовать ткань - это бархат бордового цвета. Но, может, это не лучшее решение? Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрела шесть вариантов выбора материалов, которые показаны на схеме. Схема
· Шёлк – нежная, красивая ткань, но она дорогая и с ней очень трудно работать. · Драп – плотная, толстая шерстяная ткань с небольшим начёсом. Не подходит для изготовления моего панно. · Тюль – редкая и прозрачная ткань наподобие сетки из хлопка или синтетического материала. · Канва – специальная ткань, предназначенная для вышивки крестом. · Лён – недорогая ткань, но вышивать изонитью на ней неудобно. · Бархат – очень красивая ткань, приятная на ощупь. Из рассмотренных примеров видно, что в данной работе целесообразнее использовать бархат, так как на нём удобно вышивать изонитью, она недорогая, прекрасная, что немаловажно для моего изделия. Приложение 8
Варианты технологических карт Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Приложение 9 Оформление списка использованной литературы ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Государственные стандарты и сборники документов 1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с. 2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 34. - Ст. 3158 Учебники и учебные пособия 3. Экономика предприятия: учеб.пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова - Киев: НАУ, 2003. - 245 с. Книги с одним автором 4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с. Книги одного, двух, трех и более авторов 5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с. Статья из газеты или журнала 6. Андрейчук Н.В. Правила оформления титульного листа творческого проекта по технологии для учащихся. - 2015 - №5 - С.4-18 Статья из энциклопедии или словаря 7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395 8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с. Электронные ресурсы 19. Obuchonok, Inc.(2015). План оформления исследовательской работы. Симферополь, Obuchonok. Web: http://obuchonok.ru/plan
Приложение 10 РЕКОМЕНДАЦИИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.221 с.) |