Проверка остроты зрения с помощью таблицы Головина - Сивцева. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка остроты зрения с помощью таблицы Головина - Сивцева.



Выполнять процедуру проверки зрения необходимо каждый раз при поступлении на учебу, устройстве на работу, прохождении медицинской комиссии для военкомата или получения водительских прав. Остротой зрения приято называть способность глаза различать 2 точки, расположенные на неком расстоянии друг от друга (даже минимальном). Согласно существующей норме, глаз с нормальным зрением способен различить две удаленные точки, когда угловое расстояние между ними равно 1 минуте (т.е. 1/60 градуса). Острота зрения человека может быть больше нормы, например 1,2 и 1,5, и 3,0 и даже более. Но в случае аномалий рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизма), катаракты, глаукомы и др., острота зрения опускается ниже нормы, например — 0,8 и 0,4, и 0,05, и пр.

Встречаются попытки перевести остроту зрения в процентное отношение. Однако следует помнить, что простой перевод данного показателя в проценты несколько некорректен. В подобном пересчете достаточно много сложностей, поскольку необходимо учитывать многие параметры, которые определяют качество зрения. Поэтому, хотя 1,0 принято считать 100%-ным зрением, но зрение в 0,2 диоптрии составляет вовсе не 20%, а 49% нормы. Таким образом, в проценты перевести какие-либо показатели остроты зрения, отличные от единицы, нельзя.

Таблица Головина - Сивцева - стандартный набор букв (печатных знаков), предназначенный для определения значения остроты зрения человека. Семь разных букв в таблице произвольно повторяются и имеют разный размер, уменьшающийся от верхних строк к нижним. Предлагаемая таблица предназначена для определения остроты зрения с расстояния 5 м, в интервале 0.1 – 1.0. Первые 10 ее рядов (с V = 0.1-1.0) выполнены с шагом 0.1, идущие следом два ряда (V=1.5-2.0) выполнены с шагом 0.5, и дополнительные три ряда (V=3.0-5.0) - с шагом 1.0.

Как проводят исследование.

Для проведения процедуры определения остроты зрения тест-таблицу располагают на расстоянии 5 м от глаз испытуемого. При этом, она должна освещается одной лампой накаливания либо двумя люминесцентными, таким образом, чтобы освещенность составляла 700 лк. Таблицы стандартно помещены в аппарат Рота.

Проверку осуществляют в отдельности для каждого глаза, то есть второй глаз должен быть прикрыт (ладонью либо заслонкой для глаз) - не зажмуриваясь. Острота зрения может считаться полной, если допущено не больше одной ошибки в рядах V=0.6-0.8, и не более двух, в рядах V=0.9 – 1,0. На определение буквы дается до 3 секунд. Численное значение остроты проверяемого зрения будет равно значению V в последней строке, где были сделаны сверхнормативные ошибки. Если испытуемый способен видеть с пятиметрового расстояния более 10 строк, вопреки бытующему мнению, это не дальнозоркость. Здесь имеет место острота зрения, превышающая среднестатистическую норму.

Расшифровка обозначений.

В таблице Головина - Сивцева существуют две отдельные колонки: "D=..." или расстояние, определяемое в метрах, с которого человек, имеющий зрение 1,0 видит данный знак (слева) и "V=..." – численный эквивалент остроты зрения, если этот ряд читается с расстояния в 5 м (справа). Значение V из правой колонки таблицы показывает остроту зрения испытуемого с расстояния в 5 м.

 Остроту зрения определяют у лиц разного возраста различными способами. В связи с недостаточным дифференцированием зрительно-нервного аппарата острота зрения у детей в первые дни, недели и даже месяцы жизни очень низкая. Она изменяется постепенно и достигает возможного максимума в среднем к 5 годам. Исследование зрения у детей:

1-я неделя жизни: - прямая и содружественная реакция зрачков на свет - общая двигательная реакция (рефлекс Пейпера) на освещение каждого глаза - кратковременное слежение за медленно двигающимся предметом

 2-я недели жизни: - слежение с кратковременной фиксацией двигающегося предмета перед каждым глазом - общая двигательная реакция в ответ на световой раздражитель каждого глаза

 1-2-й месяцы жизни: - сравнительно продолжительная бинокулярная фиксация ярких предметов, передвигающихся перед каждым глазом - рефлекс смыкания век на быстрое приближение к каждому глазу яркого предмета - пищевой рефлекс – активная реакция на грудь матери

3-й месяц жизни: - устойчивое бинокулярное слежение и бинокулярная фиксация предметов, удаленных от глаза на разные расстояния - узнавание матери и других близких с общей активной двигательной реакцией

 6-й месяц жизни: - различительная реакция на разнообразные простые знакомые и незнакомые геометрические фигуры, игрушки - узнавание близких лиц, знакомых животных на различном удалении от каждого глаза

1-й год жизни: - различительная реакция на картинки, рисунки, игрушки на различном удалении от глаза - активная реакция на перемещение предметов, передвижение людей, животных, машин и др.

 2-4-й годы жизни: проверка зрения по детским картинкам на различных расстояниях от каждого глаза.

 5-6 лет и старше: проверка остроты зрения по специальным таблицам с буквами и оптотипами (специальные черные знаки на белом фоне). В детской практике удобны таблицы Е.М. Орловой с наиболее простыми и знакомыми детям рисунками. Если исследуемый не различает с расстояния 5 м даже первой строки таблицы, необходимо приближать его к таблице до тех пор, пока не будет виден ясно первый ряд, и далее произвести расчет по формуле. Когда буквы неразличимы при крайнем приближении их к глазу, отсутствует предметное зрение, необходимо проверить, сохранилось ли светоощущение в глазу. Если исследуемый определяет свет от офтальмоскопа, это говорит о сохранении восприятия света. Наводя на глаз «пучок света из различных мест» (сверху, снизу, справа, слева), проверяют, как сохранилась способность отдельных участков сетчатки воспринимать свет. Правильные ответы указывают на правильную проекцию света.

Цветоощущение – это способность глаза воспринимать световые лучи различной длины волны. Цветовое зрение, подобно остроте зрения, является функцией колбочкового аппарата. Все многообразие цветовых оттенков получают путем смешивания только трех основных цветов – красного, зеленого и синего. Способность правильно различать основные цвета называется нормальной трихромазией. Первая более или менее отчетливая реакция на яркие красные, желтые и зеленые цвета появляется у ребенка к первому полугодию жизни, и заканчивается формирование цветового зрения к 4-5 годам. Все цветовые тона образуются при смешении нескольких цветов — из семи основных цветов спектра. Цветовое зрение исследуют чаще всего с помощью специальных полихроматических таблиц Е.Б. Рабкина. В таблицах среди фоновых кружочков одного цвета имеются кружочки одинаковой яркости, но другого цвета, составляющие для нормально видящего какую-либо цифру или фигуру. Лица с расстройством цветового зрения не отличают цвет этих кружочков от цвета кружочков фона и поэтому не могут различить предъявляемых им фигурных или цифровых изображений. Каждую таблицу поочередно показывают в течение 5 секунд с расстояния 0,5-1 м, располагая их в строго вертикальной плоскости. Применение таблиц Е.Б. Рабкина особенно ценно в детской практике, когда многие исследования цветового зрения вследствие малого возраста пациентов невыполнимы. Для обследования самого младшего возраста можно ограничиться тем, что ребенок водит кисточкой или указкой по цифре или картинке, которую он различает, но не знает, как ее назвать.

  Периферическое зрение – совокупность пространства, видимая глазом человека при неподвижной фиксации головы и глаза. Определяется полем зрения.Поле зрения исследуется контрольным способом и с помощью специальных приборов - периметров, а исследование называется периметрией. Периметры могут быть дуговыми (простыми или механизированными), полушаровыми, сферическими, современные периметры автоматические и с программным обеспечением. Также существует и контрольный метод определения поля зрения, это субъективный метод. Самым простым прибором для исследования является периметр Ферстера, имеющего вид дуги или полусферы. Периметр Ферстера – дуга 180°, покрытая изнутри черной матовой краской и имеющая на наружной поверхности деления на градусы – от 0 в центре до 90° на периферии. Диск с делениями позади дуги позволяет ставить ее в положение любого из меридианов поля зрения. Для исследования применяют белые объекты в виде кружков из бумаги, наклеен-ных на конце черных матовых палочек. Белыми объектами диаметром 3 мм пользуются для определения наружных границ поля зрения. Для цветной периметрии пользуются цветными (красный, зеленый и синий) объектами диаметром 5 мм, укрепленными на концах палочек серого цвета. Результаты исследования переносят на специальную схему полей зрения. Определение границ поля зрения проводят по 8 (через каждые 45°) или лучше по 12 (через 30°) меридианам. Аналогичным образом проводят и цветовую периметрию. Нормальные границы поля зрения на белый цвет: наружная граница – 90, внутренняя – 55, нижняя – 65, верхняя – 45, измерения в градусах. Результаты исследований фиксируют в специальном бланке. Исследование поля зрения необходимы для диагностики патологии зрительного анализатора. 

  Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами – дает возможность воспринимать объемное изображение предметов, глубину их расположения, оценивать расстояние, на котором они находятся. При рассмотрении предмета правый глаз видит его справа, левый – слева. В то же время человек воспринимает эти два изображения как одно, только рельефное. Работая сообща, объединяя зрительную информацию, оба глаза обеспечивают стереоскопическое зрение, которое позволяет получить более точные представления о форме, объеме и глубине расположения предметов. Оно постепенно развивается у детей и достигает полного своего развития к 7-15 годам. Для развития бинокулярного зрения необходимо наличие:

 - соответствующей иннервации всех глазных мышц

 - нормального тонуса наружных мышц

 - отсутствия нарушения проводящих путей и высших зрительных центров

 - одинаковой остроты зрения в обоих глазах (не ниже 0,4 на каждый глаз)

 - одинаковой рефракции в обоих глазах - одинаковой величины изображений на сетчатках

 - симметричного положения глазных яблок.

Однако, у ряда людей механизм бинокулярного зрения не развивается, в ЦНС не происходит слияние 2-х изображений в единое. Такое состояние у детей потенциально опасно тем, что оно может повести к развитию косоглазия. Отсутствие бинокулярного зрения у взрослых может ограничивать годность к ряду профессий, например летных.

 Исследуется бинокулярное зрение с помощью 4-х точечного цветотеста, синаптофора, а также имеется контрольный способ – опыт Соколова с «дырой в ладони». Нарушение бинокулярного зрения отмечается при любом виде косоглазия.
Определение рефракции глаза.

Субъективный метод основан на показаниях исследуемого об изменениях остроты зрения при подборе корригирующих линз. Предварительно по обычным правилам определяют остроту зрения каждого глаза для дали. В пробную оправу перед исследуемым глазом первой всегда помещают слабую собирательную линзу +0,5 дптр и выясняют, как изменилось зрение. Если оно улучшилось, то речь идет о гиперметропии. При эмметропии и миопии зрение должно ухудшиться, так как усиление рефракции в гиперметропическом глазу приблизит фокус к сетчатке, сделает эмметропический глаз миопическим и еще более усилит миопию. Для определения степени гиперметропии под контролем остроты зрения постепенно меняют стекла, усиливая их с интервалом 0,5-1,0 дптр. При этом высокой остроты зрения можно добиться с помощью нескольких стекол разной силы потому, что небольшая гиперметропия самокорригируется напряжением аккомодации. Степень гиперметропии характеризуется самым сильным собирающим стеклом, которое дает высокую остроту зрения.

В случае ухудшения зрения после коррекции слабым собирательным стеклом предлагаются рассеивающие стекла. При эмметропии в молодом возрасте ослабление рефракции, вызванное рассеивающим стеклом, корригируется напряжением аккомодации, в связи с чем острота зрения не ухудшается; при наличии пресбиопии в эмметропическом глазу эти стекла понижают остроту зрения. При миопии рассеивающее стекло улучшает зрение. Для определения степени миопии постепенно увеличивают силу рассеивающих линз с интервалом 0,5-1,0 дптр до того момента, когда будет достигнута наивысшая острота зрения. Степень миопии оценивается самым слабым вогнутым стеклом, дающим наилучшее зрение, так как при гиперкоррекции миопии в глазу появляется слабая гиперметропия, корригируемая напряжением аккомодации.

Если с помощью сферических линз не удается добиться полной остроты зрения, следует проверить, нет ли астигматизма. Для этой цели в пробную оправу устанавливают непрозрачный экран со щелью. В астигматичном глазу вращение щели заметно отражается на остроте зрения. Вращением устанавливают щель в меридиане наилучшего зрения. Затем, не снимая экран, определяют в данном меридиане рефракцию обычным субъективным методом. Отметив положение щели по градусной сетке очковой оправы, определяют положение одного из главных меридианов данного глаза, а сила стекла указывает его рефракцию. Затем щель экрана поворачивают на 90°, рефракцию второго меридиана определяют тем же способом. Результаты исследования записывают с указанием главных меридианов и их рефракции.

Для коррекции астигматизма применяются цилиндрические стекла - рассеивающие и собирающие. Цилиндрическое стекло не преломляет лучи, падающие по его оси, а преломляет лучи, падающие перпендикулярно его оси. Это дает возможность корригировать один меридиан, не изменяя другой. Сила цилиндрического стекла должна равняться степени астигматизма. Простой астигматизм корригируется только цилиндрическим стеклом, а сложный и смешанный - комбинацией сферического и цилиндрического стекол. Чем старше возраст, в котором назначаются астигматические очки, тем они труднее переносятся.

 

 

Алгоритмы манипуляций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.013 с.)