Раздел 1.  Законодательное и нормативно-правовое обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1.  Законодательное и нормативно-правовое обеспечение



СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................... 4
Раздел 1. Законодательное и нормативно-правовое обеспечение охраны труда в отрасли............................  7
Тема 1.1. Законодательство ДНР в сфере охраны труда........ 7
1. История развития охраны труда....................  2. Основные понятия и определения ОТ.................  3. Основные нормативные и законодательные акты ОТ........  4. Система стандартов безопасности труда (ССБТ)...........  7 10 16 20
5. Общие положения законодательства ДНР об ОТ........ 6. Принципы государственной политики в области ОТ.......  7. Гарантии прав граждан на ОТ...................  8. Особенности ОТ отдельных категорий работников....... 9. Ответственность за нарушение требований законодательства об ОТ 24 26 27 31 36
Тема 1.2. Система управления охраной труда на предприятиях различных отраслей 1. Управление ОТ в ДНР........................ 2. Система управления ОТ на предприятии, ее задачи и функции.. 3. Финансирование ОТ......................... 4. Служба ОТ на предприятии.....................  5. Обучение по вопросам ОТ.....................  6. Комиссия по вопросам ОТ.....................  7. Государственный надзор и контроль за охраной труда..... 43 43 43 44 47 49 52 54 56
Тема 1.3. Травматизм и профзаболевания в отрасли. Расследование несчастных случаев............ 60
1. Производственная травма и производственный травматизм... 2. Основные положения Закона ДНР «Об основах общеобязательного социального страхования».......  ....  3. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий........................ 4.  Методы анализа производственного травматизма и профзаболеваемости........................ 60   65   68   79

Раздел 2. Основы техники безопасности................

Тема 2.1. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования по работе с электрическими приборами и на пожароопасных объектах...........................

1. Условия труда и их показатели..................... 

2. Гигиена труда. Гигиеническая классификация условий труда...

3. Аттестация рабочих мест......................

4. Работоспособность человека и факторы, влияющие на ее динамику................................

5. Влияние параметров микроклимата на организм человека....

6. Вредные вещества и их влияние на организм человека......                 

7. Вентиляция и кондиционирование воздуха рабочей сферы....

8. Производственный шум и методы защиты от шума. Вибрация и защита от нее.............................

9. Освещение производственных помещений и рабочих мест.....

10. Производственные излучения и средства защиты от них.....                                                                                                  

11. Понятие о технике безопасности.................... 

12. Действие электрического тока на организм человека........

13. Методы и средства защиты от поражения электротоком......                                                                                                                                                   

14. Классификация условий труда по степени опасности поражения электротоком.............................

15. Шаговое напряжение.........................

16. Первая помощь при поражении электротоком...........

17. Пожарная безопасность и пожарный надзор в ДНР........

18. Общие сведения о процессе горения, пожарная безопасность веществ...........................  .....

19. Классификация производств и помещений по взрыво- и пожароопасности...........................

20. Мероприятия по противопожарной защите.............

82     82 82 84 87   88 90 92 95
98 103 105 107 110 113   117
118 118 119   121   124 126
Тема 2.2. Оказание первой помощи во время производственной деятельности и при экстремальных ситуациях....... 1. Первая помощь: виды и принципы оказания............ 2. Признаки жизни и смерти пострадавшего..............  3. Классификация нарушений здоровья человека и первая помощь при них………………………………………………………………………. 129 129 131   133
Рекомендуемые источники........................                                                     136

Введение

 

Известно, что большая часть аварий и несчастных случаев происходит в мире не из-за каких-то непредвиденных катаклизмов и стихийных бедствий, а потому, что сплошь и рядом нарушаются существующие нормы, правила и законодательные акты, регламентирующие трудовые процессы и направленные на обеспечение безопасности работников.

Охрана труда играет важную роль в трудовой жизни человека. Правильная организация труда значительно повышает его производительность и резко снижает возможность производственных травм, увечий. Это, в свою очередь, оказывает и непосредственное положительное влияние на экономическую сторону труда: происходит снижение на оплату больничных листов и лечения сотрудников, уменьшается количество и размер компенсаций за работу во вредных условиях и пр. По статистическим подсчетам, затраты на необходимые мероприятия и средства для охраны труда и безопасности жизнедеятельности обходятся в десять раз меньше, чем расходы из-за несчастных случаев, связанных с их своевременным не проведением.

К сожалению, у нас нет сегодня информации о потерях, связанных с производственным травматизмом и профзаболеваемостью в ДНР. Но можно проследить эту информацию на примере РФ (у нас ситуация не лучше, а наоборот, немного хуже). Так по расчетам Российского Минтруда потери, связанные с несчастными случаями со смертельным исходом, травматизмом и профзаболеваемостью практически сравнимы с планируемым правительством приростом объема производства. Несмотря на это, в России пока не созданы эффективные законодательные и экономические механизмы заинтересованности работодателя как важнейших в обеспечении здоровых и безопасных условий труда и как важнейшего элемента повышения качества труда. Уровень смертности населения трудоспособного возраста превышает в 4,5 раза аналогичные показатели по Евросоюзу, в 2,5 раза – в развитых странах и в 1,5 раза в развивающихся странах! За период с 2001 по 2013 годы показатель профзаболеваемости снизился почти на четверть (с 2,24 до 1,79 на 10 000 работающих), что абсолютно не соответствует условиям труда. Регистрируемые в РФ показатели производственного травматизма в 7-16 раз ниже, чем в странах Евросоюза. При этом травматизм со смертельным исходом напротив в РФ выше, чем в развитых странах (в 3-6 раз). Неадекватное соотношение показателей смертельного и не смертельного производственного травматизма при сравнении с Европейскими странами свидетельствует о массовом сокрытии травм легкой и средней тяжести. В целом по оценкам экспертов в России из-за профзаболеваний ежегодно умирает 190 000 человек.

Исходя из сказанного, задача охраны труда - свести к минимуму вероятность поражения или заболевания работающих с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Следует отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями. Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие элементы (Охрана труда не включает в себя промышленную безопасность):

Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

  Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.

Электробезопасность - состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.

Пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества общества и государства от пожаров.

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.

Управление безопасностью труда - организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.

Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

Таким образом, охрана труда – это важнейшая социально-экономическая проблема, требующая к себе постоянного внимания со стороны государства, работодателей и коллективов работников.

Охраны труда в отрасли

Общие положения законодательства ДНР об ОТ

Закон ДНР «Об охране труда» был принят Народным Советом ДНР 03.04.2015г. Данный Закон определяет основные положения по реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, регулирует трудовые правоотношения между собственником предприятия или уполномоченным им органом и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, устанавливает единый порядок организации охраны труда в ДНР. Важнейшим достоянием Закона является следующее.

Принятие Закона "Об охране труда" позволило поставить охрану труда в Республике на законодательную основу и придать ей государственное значение.

Установление норм прямого действия по организации охраны труда непосредственно на всех субъектов хозяйствования, использующих наемный труд, независимо от форм собственности, вида деятельности и способа хозяйствования,четкое определение функций, обязанностей, прав, ответственности собственника, конкретных должностных лиц и работников, обеспечено определение законом основополагающих составных частей системы управления охраной труда на производственном уровне.

Упрочнение позиции и подтверждение весомого статуса служб охраны труда относительно прав и полномочий работников этих служб, их подчинение непосредственно руководителю и приравнивание к основным производственно-техническим службам предприятия, необходимость создания служб охраны труда как на предприятиях, так и во всех органах управления, включая местные государственные администрации.

Определение весомого места и роли коллективного договора предприятия в решении вопросов охраны труда, обеспечение прав и социальных гарантий работникам.

Установление порядка создания в Республике собственной нормативной базы по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной санитарии согласно требованиям сегодняшнего дня, с учетом рыночных преобразований и необходимости обеспечения единых государственных нормативов по охране труда на уровне, не ниже международных стандартов.

Определение курса на обеспечение непрерывного качественного обучения населения по вопросам безопасной жизнедеятельности и охраны труда, внедрение во всех учебных заведениях системы образования соответствующих дисциплин; подготовка специалистов по охране труда в технических вузах страны.

Распространение принципов демократизма и гласности в сфере охраны труда, закрепление за ответственными должностными лицами всех уровней и собственниками предприятий обязанностей по предоставлению населению Республики или соответствующего региона исчерпывающей информации о состоянии условий и безопасности труда, причин аварий, несчастных случаев, профзаболеваний и о принятых профилактических мерах.

Обеспечение активного участия профессиональных союзов и других общественных формирований в работе по улучшению охраны труда, создание возможностей для применения ряда новых общественных институтов: комиссий по вопросам охраны труда предприятия, уполномоченных трудового коллектива по этим вопросам.

Анализ действующего в ДНР законодательства о труде и охране труда позволяет выделить следующие его основные положения:

§ основные принципы государственной политики в области охраны труда;

§ права граждан на охрану труда при заключении трудового договора и во время работы;

§ социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

§ права работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда;

§ возмещение работодателем ущерба работникам в случае повреждения их здоровья или нанесения морального урона;

§ соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, разработке и изготовлении средств производства;

§ продолжительность рабочего времени работника, сокращенная продолжительность рабочего времени, ограничение работ в ночное время и сверхурочных работ;

§ обязанности работодателя по созданию безопасных и безвредных условий труда;

§ обязанности работника по выполнению требований нормативных актов по охране труда;

§ гарантии охраны труда женщин, ограничение использования женского труда в зависимости от условий труда и в ночное время, гарантии при приеме на работу и запрет увольнения беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей;

§ права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях, работы, на которых запрещено использование труда лиц моложе восемнадцати лет;

§ медосмотры при приеме на работу и в период работы.

Гарантии прав граждан на ОТ

Согласно Закону ДНР «Об охране труда» (ст. 10) «условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и другим нормативным правовым актам по промышленной безопасности и охране труда».

Трудовой договор – это соглашение работника и работодателя, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, не нарушая правил внутреннего распорядка и требований техники безопасности, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату  и обеспечивать надлежащие условия труда в соответствии с законодательством по охране труда.

При заключении трудового договора работодатель должен проинформировать работника под подписку: об условиях труда, о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, о возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с законодательством и коллективным договором.

Работнику не может предлагаться работа, которая по медицинскому заключению противопоказана ему по состоянию здоровья.

Все работники подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (см. так же Закон ДНР «Об основах общеобязательного социального страхования» от 30.04.2015г.).

Условия трудового договора не могут содержать положений, противоречащих законам и иным нормативно-правовым актам по охране труда.

Во время работы на предприятии (ст.11 - 12) работник вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья либо для окружающих его людей, или для производственной либо окружающей среды. Он обязан немедленно сообщить об этом непосредственно руководителю работ или работодателю. Факт наличия такой ситуации при необходимости подтверждается специалистами по охране труда предприятия с участием представителя профсоюза, членом которого он является, или уполномоченного работниками лица по вопросам  охраны труда (если профессиональный союз на предприятии не создавался), а также страхового эксперта ОТ.

За период простоя предприятия по причинам, возникшим не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если работодатель не выполняет законодательства об ОТ, не соблюдает условия коллективного договора по этим вопросам. В этом случае работнику выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного заработка.

Работник имеет право на предоставление ему более легкой работы по состоянию здоровья на основании медицинского заключения временно или без ограничения срока.

Работники, занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда (ст. 13), имеют право на: оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращение продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и другие и компенсации. Размеры (объемы) и порядок предоставления компенсаций и льгот по условиям труда устанавливаются в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

 Работодатель может за свои средства дополнительно устанавливать по коллективному договору работнику льготы и компенсации, не предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

В течение действия заключенного с работником трудового договора работодатель должен, не менее чем за 2 месяца, письменно информировать работника об изменениях производственных условий и размеров льгот и компенсаций, с учетом тех, которые предоставляются ему дополнительно.

На работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями (ст. 14), работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвреживающие средства.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты в соответствии с нормативными правовыми актами по охране труда и коллективным договором.

С учетом характера производства работодателями оборудуются санитарно-бытовые помещения (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогревания, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и другие), оснащенные необходимыми устройствами и средствами, организуется питьевое водоснабжение (ст.15). В цехах с избытками тепла работники обеспечиваются подсоленной газированной или минеральной водой. Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами.

Производственные и иные участки оснащаются аптечками первой медицинской помощи универсальными с набором необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

В случае причинения вреда здоровью работника или в случае его смерти возмещение ущерба осуществляется фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики (ст. 16). Работодатель может за счет собственных средств осуществлять пострадавшим и членам их семей дополнительные выплаты в соответствии с коллективным или трудовым договором.

Для охраны здоровья работников и поддержания их высокой работоспособности, а так же с учетом производственных особенностей, условий труда, возраста и категории работника, работодателем устанавливается определенный режим труда и отдыха (главы 4 – 6 КЗоТ Украины).

Согласно действующему законодательству все лица, которые находятся в трудовых отношениях с работодателем имеют право на отпуск за отработанный период в целях восстановления работоспособности (Закон ДНР «Об отпусках»). По характеру и условиям труда предоставляемый работникам отпуск подразделяется на ежегодный основной и дополнительный.

 

Управление ОТ в ДНР

 

В соответствии с Законом ДНР «Об охране труда» (глава 2 ст. 5–9), одним из принципов государственной политики в области охраны труда является государственное управление охраной труда (ст. 5), которое осуществляют (ст. 6):

· Глава Донецкой Народной Республики,

· Совет Министров Донецкой Народной Республики,

· республиканский орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда (ГК Гортехнадзора ДНР),

· министерства и др. республиканские органы исполнительной власти,

· территориальные подразделения республиканских органов исполнительной власти.

Все они осуществляют руководство охраной труда в пределах своей компетенции (ст. 7-9).

Так, полномочия органов государственной власти ДНР в области охраны труда прописаны в ст. 7; полномочия республиканского органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда – в ст. 8 Закона ДНР «Об охране труда» и в Указе Главы «О создании Государственного Комитета горного и технического надзора ДНР (Государственный Комитет Гортехнадзора ДНР)»

 

Финансирование ОТ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, согласно ст. 28 Закона ДНР "Об ОТ", осуществляется в рамках республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств государственного республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством ДНР.

Кроме того, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

1) средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства ДНР о труде и законодательства ДНР об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Советом Министров ДНР;

2) добровольных взносов организаций и физических лиц.

Согласно действующему законодательству, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм осуществляется в размере не менее 0,5 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, – в размере не менее 1,0 % суммы эксплуатационных расходов.

На предприятиях, содержащихся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местном бюджетах и составляют не менее 0,2 % от фонда оплаты труда.

В отраслях экономики, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством ДНР.

Работник не несет никаких расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

За активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда работодателем по отношению к работникам могут применяться любые поощрения. Виды поощрений определяются коллективным договором.

При расчете фондом социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размера страхового взноса для каждого предприятия, при условии достижения им надлежащего уровня состояния охраны труда и при отсутствии производственного травматизма и профессиональной заболеваемости или снижении их уровня вследствие осуществления работодателем соответствующих профилактических мероприятий, могут быть установлены скидки к его (страхового взноса) размеру или могут быть установлены надбавка к нему при высоком уровне травматизма и профессиональной заболеваемости и ненадлежащем состоянии охраны труда на предприятии.

Расчет размера страхового взноса с применением скидок и надбавок для предприятий, предусмотренных в настоящей статье, производится в соответствии с законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности.

За счет средств Фондов ОТ могут осуществляться следующие мероприятия:

· аттестация рабочих мест;

· разработка, изготовление и установка средств коллективной защиты, средств противопожарной защиты, приборов и устройств безопасности;

· обучение по вопросам ОТ;

· обеспечение средствами индивидуальной защиты;

· внедрение автоматического и дистанционного управления оборудованием, технологическими процессами;

· приведение уровней шума, вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения и др. излучений на рабочих местах в соответствии с требованиями нормативных актов.

· разработка, изготовление и монтаж вентиляционных систем;

· реконструкция системы освещения, отопления, кондиционирования.

· на медицинский осмотр работников.

 

Служба ОТ на предприятии

В соответствии с Законом ДНР "Об ОТ", для организации работы по ОТ и осуществления контроля за соблюдением законодательства ДНР об ОТ работодатель, в установленном законодательством порядке, создает службу ОТ, вводит в штат должности руководителей и специалистов по ОТ или возлагает соответствующие обязанности на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает постороннего специалисты на договорных началах, имеющего соответствующую подготовку и обучение (ст. 19).

Органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Главе и Совмин ДНР, органы местного самоуправления создают службу ОТ или вводят в штат должность специалиста по ОТ в пределах установленной численности работников.

Основной задачей службы ОТ является выполнение правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в процессе труда.

Структура и численность службы ОТ устанавливаются работодателем в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью в порядке и численностью, установленных «Типовым положением о службе охраны труда», утвержденным Приказом ГК Гортехнадзора ДНР от 2.08.2015 г. № 3554.

В соответствии с данным положением на предприятии, в организации, учреждении субъект хозяйствования создает Службу ОТ и вводит должности:

при численности работников от 50 до 200 человек не менее одного специалиста по ОТ;

при численности работников от 201 до 500 человек руководителя службы ОТ и не менее одного специалиста по ОТ;

при численности работников 501 человек и более заместителя первого руководителя предприятия, организации, учреждения по ОТ и не менее двух специалистов по ОТ.

Обычно при количестве работающих на предприятии более 500 человек численность службы ОТ рассчитывается по формуле:

где: М - численность службы ОТ предприятия;

Rср - среднесписочная численность работающих на предприятии;

Ф – эффективный годовой фонд рабочего времени специалиста службы ОТ, равный 1820 час/год;

Кв - коэффициент учитывающий наличие вредных и опасных условий труда на предприятии и 

где:  Rв – количество работающих во вредных условиях или с вредными веществами;

Rо – количество работающих на работах повышенной опасности.

Служба ОТ подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы ОТ по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно- технических служб.

Специалисты службы ОТ имеют право:

· выдавать руководителям структурных подразделений и предприятия в целом обязательные для исполнения предписания, касающиеся устранения выявленных недочетов в области ОТ;

· беспрепятственно в любое время прекращать работу любого структурного подразделения или всего предприятия в целом в случае угрозы жизни или здоровью работников;

· проверять состояние безопасности, гигиены труда на объектах производства;

· отстранять от работы лиц, не прошедших медосмотра или инструктажа по технике безопасности;

· привлекать к ответственности нарушителей норм и правил ОТ.

Предписания специалиста службы ОТ может упразднить только работодатель. Ликвидация службы ОТ допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.

Одной из основных функций службы ОТ на предприятии является организация обучения по вопросам ОТ и проведение инструктажей. Основным нормативным актом по этим вопросам является ГНАОТ 0.00.-4.12-99 «Типовое положение об обучении по вопросам ОТ». Согласно этому положению, ответственность за обучение возложена на работодателя. Допуск к работе без обучения и последующей проверки знаний по ОТ не выдается.

 

Обучение по вопросам ОТ

Обучение по вопросам ОТ проводится в соответствии с законом ДНР «Об ОТ» (ст. 22 часть 2.6; ст. 23 часть 1в; ст. 25 и 26) и «Типовым положением о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда», утвержденным Приказом ГК Гортехнадзора ДНР от 29.05.2015 г. № 227.

Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где есть необходимость в профессиональном отборе, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов по ОТ.

Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически, один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам ОТ при участии профсоюзов.

Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по ОТ.

Для проверки знаний по ОТ приказом работодателя создается комиссия, в которую входят представители службы ОТ, юридической, технологической служб и профсоюза предприятия. Перед проверкой знаний работников по вопросам ОТ на предприятии организовываются занятия: лекции, семинары и консультации. В результате получения удовлетворительной оценки работник получает удостоверение о прохождении обучения, при неудовлетворительной - он в течение месяца обязан пройти повторное обучение и проверку знаний. Повторная неудовлетворительная оценка является поводом для отказа в принятии на работу.

Обучение и проверка знаний по вопросам ОТ должностных лиц и специалистов проводится до начала выполнения ими своих обязанностей, а также периодически, один раз в три года.

Помимо обязательного обучения, предусмотренного для ряда должностей (электросварщики, горные рабочие, металлурги, высотники и т.д.), все работники предприятия должны проходить инструктаж. По характеру и времени проведения инструктажи делятся на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой.

Вводный инструктаж проводится с работниками других предприятий прибывших в командировку, с учениками и студентами проходящими практику, с прибывшими на экскурсию по предприятию, со всеми поступающими на временную или постоянную работу независимо от образования, должности и стажа работы.

Первичный  инструктаж проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте, проводит мастер. Первичный инструктаж проводится с новыми вновь принятыми работниками, переведенными из другого цеха работниками этого же предприятия, работником, который будет выполнять новую для него работу.

Повторный инструктаж проводится через десять дней после вводного. Эти 10 дней являются стажировкой для принятого работника. Во время стажировки он работает под непосредственным руководством опытного работника. Далее ежеквартально плановые (1 раз в 3 месяца) для работ с повышенной опасностью и 1 раз в 6 месяцев для других работ мастер обязан проводить инструктаж по специальности и вести журнал учета инструктажей. Также ежеквартально начальник цеха проводит контроль знаний по ТБ и результаты контроля вносит в журнал.

Внеплановый инструктаж проводится при: введении в действие новых или пересмотренных нормативов по ОТ, замене технологического процесса или замене (модернизации) оборудования, нарушении работниками нормативов по ОТ, выявлении в момент контроля незнания правил ТБ, и перерыве в работе более 30 дней для работников работающих в опасных условиях труда, и 60 дней – для других видов работ.

Целевой инструктаж проводится с работниками при выполнении разовых работ, работ, не предусмотренных трудовым соглашением (например, установить на крыше заводы праздничную атрибутику и др.), и при ликвидации аварий и последствий стихийных бедствий.

Проведение любого вида инструктажа регистрируется в соответствующем журнале. При неудовлетворительном качестве знаний, выявленном при проверке, работник проходит повторный инструктаж.

 

Комиссия по вопросам ОТ

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам ОТ (ст. 21 Закона ДНР «Об ОТ»; «Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия» утверждено Приказом ГК Гортехнадзора ДНР от 28.08.2015 г.№ 358). Комиссия по вопросам ОТ является постоянно действующим консультирующим органом трудового коллектива. Решение о целесообразности создания такой комиссии, ее численность и состав определяется общим решением трудового коллектива предприятия. В состав комиссии в равных долях входят представители работодателя и трудового коллектива.

Порядок создания комиссии по вопросам ОТ, обязанности и права комиссии определены в типовом положении о комиссии по вопросам ОТ.

 Основными задачами комиссии являются:

· защита законных прав и интересов работников в области ОТ;

· подготовка рекомендаций собственнику по вопросам производственного травматизма, условий труда, профзаболеваний и т.д.;

· составление соглашений при решении практических вопросов в области ОТ, предупреждение конфликтов между собственниками и членами трудового коллектива;

· выработка предложений по включению в коллективный договор вопросов по ОТ и использованию фондов ОТ на предприятии.

 Комиссия по вопросам ОТ имеет право:

· обращаться к работодателю с предложениями по урегулированию отношений в сфере ОТ;

· создавать рабочие группы из числа членов комиссии для выработки соглашений при решении практических вопросов в сфере ОТ, с привлечением в эти группы на договорной основе инспекторов и экспертов по ОТ;

· получать от отдельных работников и служб предприятия необходимую информацию о деятельности предприятия;

· устанавливать степень вины потерпевшего при производственном несчастном случае и принимать решение о размере единовременного пособия;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.116 с.)