Толкающая система управления материальными потоками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкающая система управления материальными потоками.



Управление материальным потоком в производственном процессе носит название логистики материалодвижения и осуществляется способами, основанными на двух принципиально различных подходах. Первый подход получил название «толкающая (выталкивающая) система», а второй — «тянущая (вытягивающая) система».

Для осуществления многопередельного производства необходим задел продукции на случай запаздывания доставки продукта между участками и цехами. При этом под заделомпонимают запас полуфабрикатов, деталей или сборочных единиц, обеспечивающий бесперебойную работу всех производственных подразделений предприятия. По назначению заделы делятся на технологические, оборотные, транспортные и страховые.

Технологический задел — это детали и сборочные единицы, которые находятся непосредственно в обработке или на контроле. Его величину определяют числом рабочих мест и числом обрабатываемых ими контрольных партий деталей и сборочных единиц

Оборотный задел представляет собой запас деталей и сборочных единиц, создаваемый на рабочих местах для организации непрерывной работы.

Транспортный задел — это совокупность деталей и сборочных единиц, которые в текущий момент находятся в процессе перемещения с одного рабочего места на другое или от одного производственного цеха (участка) к другому.

Страховой задел создается в производственной логистике при выходе из строя оборудования или при обнаружении брака на производстве, а также в других подобных случаях.

Для осуществления процесса управления составляются различные производственные графики для всех этапов производственного процесса — как для изготовления узлов, агрегатов и комплектующих, так и для сборочного конвейера. В этом случае используется так называемая система «выталкивания», сущность которой заключается в следующем.

Материальные ресурсы, поступающие на рабочие места или производственный участок, данными субъектами у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток выталкивается каждому последующему адресату строго по распоряжению (команде), поступающему из центра управления локальным (цех, участок) или общим (предприятие) производством (рис. 9.6).

 

Рис. 9.6. Общая схема функционирования «толкающей» системы в производственной логистике

 

По мере готовности детали проходят путь от предшествующей стадии процесса производства к последующей. Однако в этом случае трудно быстро перестроиться при сбоях в каких-то технологических процессах или при изменении спроса. Кроме того, при использовании данной системы управления на протяжении месяца приходится неоднократно изменять производственные графики для всех технологических стадий одновременно, что часто очень затруднительно.

Наиболее известными апробированными логистическими моделями систем данного типа являются MRP-I, MRP-II и др.

«Толкающие» системы управления материальными потоками характерны для традиционных способов организации производства. Первые разработки логистических систем, адаптирующих традиционные и современные подходы, появились в 60-е гг. Они позволяли не только согласовывать, но и оперативно корректировать планы, программы и алгоритмы действий всех структурных подразделений предприятия: снабженческих, производственных, сбытовых, с учетом динамичности внешних и внутренних воздействий в реальном масштабе времени.

Логистическая организация производственно-хозяйственной деятельности с помощью этих систем стала возможной благодаря массовому распространению вычислительной техники и современных информационных технологий.

Несмотря на то что толкающие системы в состоянии управлять функционированием разной степени сложности производственно-хозяйственных механизмов, объединяя все их элементы в единое целое, в то же время они имеют ограниченные возможности. Характеристики передаваемого от звена к звену материального потока оптимальны в той степени, в какой центр управления способен его учесть, оценить и скорректировать. Основным недостатком данной системы является высокая стоимость программного, информационного и материально-технического обеспечения.

Кроме того, при такой системе у предприятия должны иметься материальные запасы на всех стадиях производства, чтобы предотвратить сбои и приспособиться к изменениям спроса. Поэтому данная система предполагает создание внутренних статичных потоков между различными технологическими этапами, что часто приводит к замораживанию материальных средств, установлению излишнего оборудования и привлечению дополнительных рабочих.

«Толкающие» (выталкивающие) системы нашли применение не только в сфере производства (в производственной логистике), но и в сфере обращения как на стадии осуществления закупок, так и реализации готовой продукции.

В процессе материально-технического обеспечения толкающая система представляет собой систему управления запасами на всем протяжении логистической цепи, в которой решение о пополнении запасов в складской системе на всех уровнях принимается централизованно.

При реализации готовой продукции толкающая система проявляется как стратегия сбыта, направленная на опережающее по отношению к спросу формирование товарных запасов в оптовых и розничных торговых предприятиях.

Помимо организационных и управленческих функций современные варианты толкающих логистических систем позволяют успешно решать различные задачи прогнозирования. Для этих и других целей широко используются методы исследования операций, в том числе имитационное моделирование.

Большинство систем управления производством принадлежат в настоящее время к выталкивающим, и чем крупнее такая система, тем характернее становится для нее следующее.

· 1. При резких изменениях спроса или задержках в процессе изготовления практически невозможно перепланировать производство для каждой его стадии. Следствием этого являются избыточные запасы или даже затоваривание.

· 2. Управленческому персоналу очень трудно детально разобраться во всех ситуациях, связанных с нормами выработки и параметрами материальных запасов. Следовательно, производственный план должен предусматривать создание избыточных страховых запасов.

· 3. Любые оперативные, срочные изменения размера партий выпускаемых изделий, а также продолжительность производственно-логистических операций вызывают большие осложнения, поскольку рассчитать в деталях оптимальные производственные планы очень трудно.

 40. Разработка стратегии в логистической системе.

Логистическая стратегия — долгосрочное, качественно определенное направление
развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме,
межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции,
сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными
целями.

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых/комплексных показателей эффективности
логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации
(минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации)
ключевых показателей.

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы
достичь установленных целей. При проектировании логистической стратегии
исходной точкой становится всесторонний анализ

* стратегии более высокого уровня, позволяющие понять, каким
образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию.
Кроме того, необходимо учитывать:

* среду, в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику,
но которыми логистика управлять не может;

* особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми
организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от
других.
Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое
положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого
уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия
показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему.

 

Рис. 1. Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии

 

Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях
применяют так называемый логистический аудит. Его цель состоит в сборе значимой
информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения
логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями
поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается
средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения
операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования.
Этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются:

* сильные и слабые стороны организации, т.е. ее внутренние операции и особые
компетенции;
* возможности и угрозы, проявляющиеся в среде, в которой ведется бизнес.
Ключевым фактором среды, в которой ведется бизнес, является тип спроса,
который обуславливает выбор «тощей» или «динамичной» стратегий. Так, «тощая»
стратегия работает лучше всего в условиях, когда спрос стабилен или, по крайней
мере, предсказуем. Динамичная стратегия лучше работает в ситуациях широкого
ассортимента продукции, когда сложно точно спрогнозировать спрос, когда он
резко меняется, когда операции выполняются на заказ, например, массовое
выполнение заказов на модную продукцию и т.п.

Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является системность
подготовки стратегических решений, т. е. не только на уровне высшего
руководства, но с привлечением специалистов, которые будут непосредственно
заниматься реализацией стратегии. В течение всего процесса разработки стратегии
должны рассматриваться практические последствия и практическая возможность
реализации любого из принимаемых решений.

Существуют различные рекомендации по шагам разработки логистической стратегии,
например:

1) отдавайте приоритет тем областям логистической деятельности, которые
обеспечивают долгосрочное улучшение конкурентной позиции предприятия;

2) часто изменяемая стратегия, направленная на использование краткосрочных
рыночных возможностей, приносит мимолетные выгоды;

3) будьте осмотрительны, принимая жесткие, негибкие стратегии, которые могут
устареть и при этом лишить предприятие возможности маневра;

4) исключайте стратегии, которые могут привести к успеху только при условии
реализации наиболее оптимистичных прогнозов. Исходите из того, что конкуренты
предпримут ответные меры и могут наступить времена с неблагоприятными рыночными
условиями;

5) атакуйте слабые, а не сильные стороны конкурента и др.
Единого, универсального метода разработки логистической стратегии не
существует.

Логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур,
элементов, систем и т. д., которые представляются в виде стратегического
логистического плана, содержащего следующие разделы:

1) Общее резюме, в котором демонстрируется суть логистической стратегии и
показывается ее связь с другими частями организации.

2)  Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы
ее измерения.

3) Описание способа, при помощи которого логистика в целом может добиться
поставленных целей, изменений, которые для этого будут осуществлены, и того,
как будет осуществляться управление ими.

4) Описание того, как отдельные функции логистики (снабжение, транспорт,
контроль над запасами, грузопереработка и т. д.) будут вносить свой вклад в
выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех
операций.

5) Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.

6) Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.

7) Описание того, как стратегия повлияет на бизнес в целом, особенно с точки
зрения целевых показателей этого бизнеса, вклада стратегии в получение ценности
для потребителей и удовлетворение их запросов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.014 с.)