Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выбор поставщика. Основные методики проведения оценки поставщиков.
В настоящее время наблюдается поворот многих компаний в сторону тщательного выбора поставщиков и предъявления к ним более высоких требований. Проблема выбора поставщика является одной из наиболее существенных задач логистики снабжения. Некоторые менеджеры недооценивают значение выбора правильного поставщика для эффективного функционирования компании и цепи поставок в целом. С точки зрения логистики снабжения от того, насколько хорошо поставщики выполняют свои функции, может зависеть собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качественными товарами и услугами. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира по крайней мере 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компанию поставщики. Поэтому эффективное решение задачи выбора поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании. Прежде чем осуществить выбор источника снабжения, необходимо собрать максимально полную информацию обо всех потенциальных поставщиках. Источниками такой информации могут быть:
Большинство из названных источников информации не требует дополнительного разъяснения, но, например, такой источник, как "Собственное расследование", является достаточно емким и может включать в себя:
Вообще собственное расследование включает в себя все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов. Основными источниками информации по поставщикам являются общедоступные и информативные справочники: каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету – огромному "информационному банку" с еще не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе для снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета. Приведем вариант использования новых технологий при выборе поставщиков. Пример Важность современных технологий поиска наилучшего поставщика возросла с началом в 1998 г. второй волны развития электронного рынка, которая характеризуется большей ориентацией на требования покупателя, чем продавца. Это принципиальный поворот. Создается основа для кардинального снижения транзакционных издержек, в частности затрат на поиск лучшего поставщика. Например, компания "Microsoft" производит более 90% закупок в рамках своей корпоративной сети, к которой подключены крупнейшие поставщики и более 6 тыс. работников фирмы. Причем компания нс занимается поиском нужных товаров в каталогах других фирм. Наоборот, она предоставляет поставщикам место на своем сервере, что нс только обеспечивает единство форматов, но и способствует конкуренции между поставщиками. Данная система окупилась в течение года за счет сокращения 12 чел., занятых ранее обработкой информации, и совокупных скидок на сумму 7 млн долл., полученных от поставщиков в связи с оптовыми закупками[1]. Выбор поставщика (группы поставщиков) определяется целой системой критериев, но как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев первоначального отбора поставщиков в общем случае зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегий конкретной фирмы. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, критерии, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета и др. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации) и может меняться даже в течение тактического планового периода.
Данная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков МР. Если системе установленных критериев отвечают несколько поставщиков, их ранжируют, используя непосредственные контакты с представителями поставщиков. Рассмотрим пример расчета рейтинга поставщика. Пример Предположим, предприятию необходимо закупить товар "А", дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками отдела закупок, приведена в табл. 3.3. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Таблица 3.3 Расчет рейтинга поставщика
Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован. Заслуживает внимания шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном[3] (критерии расположены в порядке приоритета):
Некоторые специалисты при выборе поставщиков ставят во главу угла цепу продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна являться главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают очень высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у этих поставщиков можно приобрести самый качественный товар и на выгодных условиях (не считая собственно цены), включая сервис (до- и послепродажный), доставку, гарантии, условия для дальнейшего сотрудничества и т.д. А цена поставщика, если она значительно ниже, чем средняя у конкурентов, часто может являться предупреждающим знаком для того, чтобы не выбирать предлагающего ее поставщика. К сожалению, как показывает опыт работы, в отношении отечественных компаний это не всегда верно. Из-за нехватки оборотных средств многие из них вынуждены при выборе поставщика руководствоваться прежде всего ценой продукции, предлагаемой этим поставщиком. Цена для них является главным критерием. Остальные отходят на второй план.
При выборе новых потенциальных поставщиков зарубежные фирмы делают сильный акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в нашей, российской, действительности, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечестный бизнес, существовать фирмам-однодневкам и т.п. Основными методами выбора поставщика являются:
Среди наиболее распространенных методов выбора поставщика можно указать метод рейтинговых оценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения (см. ниже). После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливается экспертным путем сотрудниками службы снабжения закупок или привлеченными экспертами. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости (веса) критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика (см. табл. 3.3). Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют уже с использованием дополнительных критериев оценки.
Алгоритм выбора поставщика (продавца МР/ГП) на основе рейтинговой оценки можно укрупненно представить в виде блок-схемы (рис. 3.6). Рис. 3.6. Алгоритм выбора поставщика МР методом рейтинговой оценки В случае с потенциальными поставщиками трудность состоит в том, что тяжело (иногда практически невозможно) получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Окончательная оценка в соответствии с алгоритмом (см. рис. 3.6) дает фирме-покупателю основу для объективных суждений о товарах и услугах, предоставляемых конкретным поставщиком (продавцом). Акцент может ставиться на любом из аспектов, наиболее интересующих покупателя, о чем он может судить по своему опыту приобретения необходимой ему продукции. Рассмотрим разновидность рейтинговой (балльной) системы оценки поставщика[5]. Принцип расчета рейтинга поставщика аналогичен рассмотренному выше, за одним исключением. На начальной стадии выставления баллов каждый критерий рассматривается с нескольких позиций, причем у каждой позиции – своя балльная шкала с подробными пояснениями. В результате итоговая оценка получается более "объемной" и имеет несколько пояснений, касающихся каждого критерия. Такой метод рейтинговой оценки является трудоемким, однако при решении спорных вопросов он более эффективен. Одной из разновидностей балльно-рейтинговых методов является метод анализа иерархий (МАИ), используемый в случае необходимости принятия решения, которое основано на оценке обширной и далеко не всегда однозначной информации. Анализ проблемы принятия решений в МАИ начинается с построения иерархической структуры, которая включает в себя цель, критерии, альтернативы и другие рассматриваемые факторы, влияющие на результат выбора поставщика. Такие иерархические структуры представляют собой инструмент для качественного моделирования сложных задач. Вершиной иерархии является главная цель, элементы нижнего уровня представляют множество вариантов достижения этой цели (альтернатив), а элементы промежуточных уровней соответствуют критериям или факторам, которые связывают цель с альтернативами. Для формализации качественных оценок экспертов при ранжировании критериев используется достаточно подробная шкала оценок, называемая шкалой относительной важности (табл. 3.4). Таблица 3.4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.01 с.) |