Понятие «материального потока». Показатели, характеризующие материальный поток. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «материального потока». Показатели, характеризующие материальный поток.



Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями — начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальный поток — это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение, и т.п.

Материальный поток в определённые моменты времени может быть запасом материального ресурса, незавершенного производства или готовой продукции, если материальный поток не находится в состоянии движения.

Материальный поток характеризуется следующими параметрами:

-номенклатура, ассортимент и качество продукции;

-габаритные размеры (объем, площадь, линейные размеры);

-весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

-физико-химические характеристики груза;

-характеристики тары (упаковки);

-условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

-финансовые (стоимостные) характеристики и пр.

Виды материальных потоков

Виды материальных потоков по отношению к логистической системе:

-внутренний (не выходящий за пределы логистической системы);

-внешний (выходящий за пределы логистической системы).

Виды потоков по отношению к звену логистической системы:

-входные;

-выходные;

По номенклатуре материальные потоки делятся на:

-однопродуктовые (одновидовые);

-многопродуктовые (многовидовые).

Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

Виды материальных потоков по ассортименту:

-одноассортиментные;

-многоассортиментные.

Такое разделение необходимо, т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.(Ассортимент продукции — это состав и соотношение продукции определённого вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.)

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По характеру движения во времени различают материальные потоки:

-непрерывные (потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.;

-дискретные (прерывистые).

-Блиц-поток (единичная доставка) - это разновидность дискретного потока, когда, необходимый для доставки комплекс операций осуществляется без соблюдения какой-либо периодичности или даже повторяемости.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

М а с с о в ы м считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

К р у п н ы е потоки - несколько вагонов, автомашин.

М е л к и е потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

С р е д н и е потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Т я ж е л о в е с н ы е потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обра­зуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Л е г к о в е с н ы е потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортиров­ки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Н а с ы п н ы е грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Н а в а л о ч н ы е грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

Т а р н о – ш т у ч н ы е грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы.

Н а л и в н ы е грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности

Материальные потоки характеризуются рядом количественных и качественных показателей. Основными из них являются мощность и напряженность материального потока.

Мощность материального потока - это интенсивность перемещения материальных ресурсов, т. е. объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год) по соответствующему каналу (цепи).

Под напряженностью материального потока принято понимать степень использования им пропускной способности логистического канала или цепи, по которому проходит данный поток.

Показатели мощности и напряженности материальных потоков напрямую зависят от уровня производства и потребления, стратегии предприятий-операторов потоков, от состояния их инфраструктуры и инфраструктуры регионов функционирования потоков, используемых методов управления процессами производства и обращения, и т. д.

Зависимость между этими показателями неоднозначна. На нее прямое влияние оказывают объемы (масса) потоков и их стабильность во времени.

Играет роль и назначение продукции. Если она предназначена для предприятий сферы производства, то материальные потоки будут, как правило, более мощными по объемам, но менее напряженными. Другая ситуация наблюдается при управлении материальными потоками, состоящими из продукции потребительского назначения. В данном случае относительно частые поставки сравнительно большому числу потребителей делают поток менее мощным, но более напряженным ввиду его неравномерности. Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также выбор транспортных средств и другие факторы.

Изучение материальных потоков является неполным без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. В связи с этим для макрологистических (внешних) материальных потоков пользуются понятиями «логистический канал» и «логистическая цепь». Соответственно, для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются понятиями: микрологистическая цепь, микрологистический канал[1], пропускная способность микрологистической цепи, векторная направленность микрологистической цепи.

Логистический канал — канал распределения, сбыта, товародвижения, частично упорядоченное множество посредников (дилеров, транспортных фирм), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, которые осуществляют логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой

Микрологистическая цепь - это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения. В качестве фрагментов цепи рассматриваются производственные и другие подразделения предприятия, упорядоченные по ходу движения через них соответствующего потока.

Пропускная способность микрологистической цепи - это максимально возможная мощность материального потока, проходящего по данному пути перемещения.

Векторная направленность микрологистической цени - это направление движения материального потока внутри физического пространства, занимаемого логистической системой.

Как уже отмечалось, на выбор пути движения материальных потоков в логистической системе влияет много факторов. Задача логистики заключается в такой организации процессов перемещения, чтобы в совокупности они были оптимальными для логистической системы в целом. Это предполагает проектирование и сравнительный анализ ряда технически обоснованных вариантов маршрутизации потоков как на макроуровне, так и на предприятии (в целом и на отдельных участках).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.01 с.)