Виды транспорта. Критерии выбора транспортных предприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды транспорта. Критерии выбора транспортных предприятий.



Теоретическая часть

Выбор поставщика. Основные методики проведения оценки поставщиков.

В настоящее время наблюдается поворот многих компаний в сторону тщательного выбора поставщиков и предъявления к ним более высоких требований.

Проблема выбора поставщика является одной из наиболее существенных задач логистики снабжения. Некоторые менеджеры недооценивают значение выбора правильного поставщика для эффективного функционирования компании и цепи поставок в целом. С точки зрения логистики снабжения от того, насколько хорошо поставщики выполняют свои функции, может зависеть собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качественными товарами и услугами. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира по крайней мере 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми обеспечили компанию поставщики. Поэтому эффективное решение задачи выбора поставщика является основой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабжения любой компании.

Прежде чем осуществить выбор источника снабжения, необходимо собрать максимально полную информацию обо всех потенциальных поставщиках.

Источниками такой информации могут быть:

  • – каталоги и прайс-листы, торговые журналы;
  • – Интернет;
  • – рекламные материалы: фирменные каталоги, объявления в СМИ;
  • – местные источники, такие как действующие на данной территории юридические лица или "осведомители";
  • – объявления о проведении торгов;
  • – банки и финансовые институты официальных органов;
  • – выставки и ярмарки ("Экспоцентр", ВВЦ и др.);
  • – торговые директории ("Желтые страницы", "Оптовик", "Товары и цены" и т.д.);
  • – торговые представительства;
  • – собственное расследование;
  • – переписка и личные контакты с возможными поставщиками;
  • – конкуренты потенциального поставщика;
  • – торговые ассоциации (Торгово-промышленная палата РФ и др.);
  • – информационные агентства (РИА "РосБизнесКонсалтинг" и др.);
  • – государственные источники: регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

Большинство из названных источников информации не требует дополнительного разъяснения, но, например, такой источник, как "Собственное расследование", является достаточно емким и может включать в себя:

  • – неформальные личные контакты с коллегами, знакомыми, конкурентами;
  • – неформальные личные контакты и переписку с возможными поставщиками;
  • – общение с конкурентами потенциального поставщика и т.д.

Вообще собственное расследование включает в себя все методы и источники, не являющиеся формальными и не требующие официальных документальных запросов.

Основными источниками информации по поставщикам являются общедоступные и информативные справочники: каталоги, торговые журналы, прайс-листы и т.д. Особое внимание уделяется Интернету – огромному "информационному банку" с еще не до конца изученными возможностями. В последние годы Интернет и в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе для снабжения. Сегодня редко можно найти фирму, эффективно функционирующую в бизнесе, которая бы не пользовалась услугами Интернета.

Приведем вариант использования новых технологий при выборе поставщиков.

Пример

Важность современных технологий поиска наилучшего поставщика возросла с началом в 1998 г. второй волны развития электронного рынка, которая характеризуется большей ориентацией на требования покупателя, чем продавца. Это принципиальный поворот. Создается основа для кардинального снижения транзакционных издержек, в частности затрат на поиск лучшего поставщика.

Например, компания "Microsoft" производит более 90% закупок в рамках своей корпоративной сети, к которой подключены крупнейшие поставщики и более 6 тыс. работников фирмы. Причем компания нс занимается поиском нужных товаров в каталогах других фирм. Наоборот, она предоставляет поставщикам место на своем сервере, что нс только обеспечивает единство форматов, но и способствует конкуренции между поставщиками. Данная система окупилась в течение года за счет сокращения 12 чел., занятых ранее обработкой информации, и совокупных скидок на сумму 7 млн долл., полученных от поставщиков в связи с оптовыми закупками[1].

Выбор поставщика (группы поставщиков) определяется целой системой критериев, но как для промышленной, так и для торговой фирмы обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев первоначального отбора поставщиков в общем случае зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегий конкретной фирмы. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, критерии, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета и др. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации) и может меняться даже в течение тактического планового периода.

  • 1. Надежность доставки.
  • 2. Гарантии качества.
  • 3. Производственные мощности.
  • 4. Цены.
  • 5. Местоположение.
  • 6. Технический потенциал.
  • 7. Финансовое положение.
  • 8. Возможность компромиссов.
  • 9. Наличие информационной системы связи и обработки заказов.
  • 10. Послепродажный сервис.
  • 11. Репутация и роль в своей отрасли.
  • 12. Деловая инициативность.
  • 13. Управление и организация.
  • 14. Контроль деятельности.
  • 15. Отношение к покупателю.
  • 16. Имидж.
  • 17. Оформление товара (упаковка).
  • 18. Трудовые отношения.
  • 19. Деловой опыт и история взаимоотношений.
  • 20. Вспомогательная литература и инструкции.
  • 21. Взаимность выгод и интересов[2].

Данная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе (или предварительном отборе) поставщиков МР.

Если системе установленных критериев отвечают несколько поставщиков, их ранжируют, используя непосредственные контакты с представителями поставщиков. Рассмотрим пример расчета рейтинга поставщика.

Пример

Предположим, предприятию необходимо закупить товар "А", дефицит которого недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная так же, как и значимость первого, экспертным путем сотрудниками отдела закупок, приведена в табл. 3.3.

Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.

Таблица 3.3

Расчет рейтинга поставщика

Критерий выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка значимости критерия по 10-балльной шкале Произведение удельного веса критерия на оценку
Надежность поставки 0.30 7 2,1
Цена 0,25 6 1,5
Качество товара 0,15 8 1,2
Условия платежа 0,15 4 0,6
Возможность внеплановых поставок 0,10 7 0,7
Финансовое состояние поставщика 0,05 4 0,2
Итого 1,00   6,3

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Заслуживает внимания шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном[3] (критерии расположены в порядке приоритета):

  • – качество поставляемой продукции;
  • – своевременность доставки (авторы предлагают свою шкалу оценки рейтинга поставщиков на основе соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
  • – цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной, полученной у других поставщиков);
  • – обслуживание (качество технической помощи, отношения поставщика и времени ответа на просьбы о помощи, квалификации обслуживающего персонала и т.д.);
  • – повторные предложения по разработке продукции или услуги, по улучшению стоимости;
  • техническая, инженерная и производственная мощность;
  • оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
  • детальная оценка финансов и управления [4].

Некоторые специалисты при выборе поставщиков ставят во главу угла цепу продукции. С точки зрения большинства зарубежных специалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена – это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна являться главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают очень высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у этих поставщиков можно приобрести самый качественный товар и на выгодных условиях (не считая собственно цены), включая сервис (до- и послепродажный), доставку, гарантии, условия для дальнейшего сотрудничества и т.д. А цена поставщика, если она значительно ниже, чем средняя у конкурентов, часто может являться предупреждающим знаком для того, чтобы не выбирать предлагающего ее поставщика. К сожалению, как показывает опыт работы, в отношении отечественных компаний это не всегда верно. Из-за нехватки оборотных средств многие из них вынуждены при выборе поставщика руководствоваться прежде всего ценой продукции, предлагаемой этим поставщиком. Цена для них является главным критерием. Остальные отходят на второй план.

При выборе новых потенциальных поставщиков зарубежные фирмы делают сильный акцент на оценке их финансового положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в нашей, российской, действительности, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечестный бизнес, существовать фирмам-однодневкам и т.п.

Основными методами выбора поставщика являются:

  • – метод рейтинговых оценок;
  • – метод оценки затрат (метод миссий, затратно-коэффициентный метод);
  • – метод доминирующих характеристик;
  • – метод категорий предпочтения.

Среди наиболее распространенных методов выбора поставщика можно указать метод рейтинговых оценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения (см. ниже). После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливается экспертным путем сотрудниками службы снабжения закупок или привлеченными экспертами. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости (веса) критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика (см. табл. 3.3). Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют уже с использованием дополнительных критериев оценки.

Алгоритм выбора поставщика (продавца МР/ГП) на основе рейтинговой оценки можно укрупненно представить в виде блок-схемы (рис. 3.6).

Рис. 3.6. Алгоритм выбора поставщика МР методом рейтинговой оценки

В случае с потенциальными поставщиками трудность состоит в том, что тяжело (иногда практически невозможно) получить объективные данные, необходимые для работы экспертов. Окончательная оценка в соответствии с алгоритмом (см. рис. 3.6) дает фирме-покупателю основу для объективных суждений о товарах и услугах, предоставляемых конкретным поставщиком (продавцом). Акцент может ставиться на любом из аспектов, наиболее интересующих покупателя, о чем он может судить по своему опыту приобретения необходимой ему продукции.

Рассмотрим разновидность рейтинговой (балльной) системы оценки поставщика[5]. Принцип расчета рейтинга поставщика аналогичен рассмотренному выше, за одним исключением. На начальной стадии выставления баллов каждый критерий рассматривается с нескольких позиций, причем у каждой позиции – своя балльная шкала с подробными пояснениями. В результате итоговая оценка получается более "объемной" и имеет несколько пояснений, касающихся каждого критерия. Такой метод рейтинговой оценки является трудоемким, однако при решении спорных вопросов он более эффективен.

Одной из разновидностей балльно-рейтинговых методов является метод анализа иерархий (МАИ), используемый в случае необходимости принятия решения, которое основано на оценке обширной и далеко не всегда однозначной информации. Анализ проблемы принятия решений в МАИ начинается с построения иерархической структуры, которая включает в себя цель, критерии, альтернативы и другие рассматриваемые факторы, влияющие на результат выбора поставщика. Такие иерархические структуры представляют собой инструмент для качественного моделирования сложных задач. Вершиной иерархии является главная цель, элементы нижнего уровня представляют множество вариантов достижения этой цели (альтернатив), а элементы промежуточных уровней соответствуют критериям или факторам, которые связывают цель с альтернативами.

Для формализации качественных оценок экспертов при ранжировании критериев используется достаточно подробная шкала оценок, называемая шкалой относительной важности (табл. 3.4).

Таблица 3.4

Пример

Предприятие, оказывающее услуги по складской переработке и хранению крупногабаритных и тяжеловесных грузов, решает задачу выбора производителя кранового оборудования (рис. 3.7). В скобках указаны: для критериев – вес, для альтернатив – итоговый рейтинг производителей.

Рис. 3.7. Пример иерархической структуры факторов при выборе поставщика объекта основных фондов

Метод оценки затрат иногда называют затратно-коэффициентным, или методом миссий [6]. Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (миссий) и тщательно рассчитываются все расходы и доходы для каждого из них. В результате получается исходный материал для сравнения и выбора или переделки вариантов решений (миссий). При выборе поставщиков отдельно рассчитываются для каждого из них все возможные издержки на снабжение и доходы (выигрыши) (при этом должны учитываться и логистические риски) в рамках логистической цепи "поставщик – потребитель". Затем из набора вариантов выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу, это разновидность метода ранжирования важности критериев по стоимости. Метод содержателен с точки зрения факторов и их стоимостной оценки и направлен на идентификацию суммы, в которую обойдется выбор того или иного поставщика. Недостатком метода является то обстоятельство, что он требует большого объема информации и проведения анализа по каждому поставщику.

Метод доминирующих характеристик требует сосредоточения на одной выбранной характеристике (критерии) как основе для последующей оценки. Характеристика может быть любой: наиболее низкая цена, наилучшее качество, график поставок, внушающий наибольшее доверие и т.п. Преимущество этого метода – простота, а недостаток – отсутствие внимания к остальным факторам – критериям отбора.

Примером использования данного метода могут служить закупки для государственных и муниципальных нужд в форме аукциона, в котором в качестве доминирующей характеристики используется цена товаров (работ, услуг).

Методы анализа в логистике.

Методы логистики – способы воздействия на управляемый объект с целью эффективного и результативного решения логистических задач на предприятии. Среди основных методов логистики можно выделить следующие:метод системного анализа;кибернетический метод;методы экономико-математического моделирования;метод исследования операций;методы прогностики.

Применение основных методов логистики делает возможным успешное прогнозирование интенсивности и величины материальных потоков, способствует построению гибких интегрированных систем управления и контроля за движением товарно - материальных ценностей, а также разработке адаптивных систем логистического обслуживания, позволяет оптимизировать величину запасов сырья и готовой продукции на складе и решить широкий круг других задач.

Метод системного анализа в логистике опирается на общую теорию систем, в соответствии с которой любая логистическая цепочка с движущимися по ней сквозными потоками представляет собой сложную экономическую систему. Кибернетический метод основан на информационном подходе к исследованию процессов управления логистическими операциями.Методы моделирования широко применяются в распределительной логистике в связи со сложностью осуществления сбытовой деятельности и необходимостью ее логического моделирования. В распределительной логистике также пользуется популярностью метод АВС, содержание которого состоит в разделении объектов по трем классификационным группам: к группе А относится 20% наиболее ценных объектов, обеспечивающих 80 % результатов, к группе В – 30 % объектов, от которых зависит 15 % результатов, к группе С – оставшиеся 50 % наименее ценных объектов, на них приходится лишь 5 % результатов.

Цель применения метода АВС – сконцентрировать внимание менеджеров и ресурсы компании на той небольшой группе объектов, от которой зависит основной результат. АВС - метод позволяет выстроить логистику закупок, продаж в торговом зале и логистику управления товарными запасами. Еще одним широко признаным методом логистики явлется метод исследования операций. Он заключается в применении количественных подходов к выработке и принятию управленческих решений. При этом основной постулат теории исследования операций в логистике состоит в следующем: оптимальное решение содержит такой набор значений переменных, при котором значение критерия эффективности (целевой функции) логистической операции достигает своей оптимальной (минимальной или максимальной) величины при соблюдении заданных ограничений.

Метод исследования операций в логистике применяется при распределении ограниченных ресурсов организации, с целью оптимизации величины запасов, при сетевом планировании сложных проектов логистических систем, для оптимизации схем доставки продукции и др. Например, применение метода исследования операций в производственной логистике позволяет распределить фронт работ между отдельными единицами оборудования, производственными подразделениями или стратегическими бизнес – единицами таким образом, чтобы общая суммарная прибыль была максимальной.

Прогностика является одним из ключевых методов логистики и позволяет прогнозировать тенденции развития различных систем в динамике, опираясь на научно-обоснованные подходы к принятию решений. В частности, в зависимости от подходов, применяемых в прогнозировании, выделяют метод экспертных оценок (базируется на субъективной оценке мнений экспертов), метод анализа и прогнозирования рядов данных (связан с исследованием и анализом рядов значений показателей с целью выявления зависимостей между ними и прогнозирования дальнейших тенденций развития), метод причинно-следственной связи.Таким образом, применение методов логистики способствует эффективной организации бизнеса и достижению желаемых результатов с максимальной выгодой для предприятия.

 

Виды материальных потоков

Виды материальных потоков по отношению к логистической системе:

-внутренний (не выходящий за пределы логистической системы);

-внешний (выходящий за пределы логистической системы).

Виды потоков по отношению к звену логистической системы:

-входные;

-выходные;

По номенклатуре материальные потоки делятся на:

-однопродуктовые (одновидовые);

-многопродуктовые (многовидовые).

Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

Виды материальных потоков по ассортименту:

-одноассортиментные;

-многоассортиментные.

Такое разделение необходимо, т.к. ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.(Ассортимент продукции — это состав и соотношение продукции определённого вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.)

Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами, будет существенно отличаться от процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По характеру движения во времени различают материальные потоки:

-непрерывные (потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.;

-дискретные (прерывистые).

-Блиц-поток (единичная доставка) - это разновидность дискретного потока, когда, необходимый для доставки комплекс операций осуществляется без соблюдения какой-либо периодичности или даже повторяемости.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

М а с с о в ы м считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

К р у п н ы е потоки - несколько вагонов, автомашин.

М е л к и е потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

С р е д н и е потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Т я ж е л о в е с н ы е потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обра­зуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Л е г к о в е с н ы е потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3. Например, табачные изделия в процессе транспортиров­ки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Н а с ы п н ы е грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство — сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Н а в а л о ч н ы е грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

Т а р н о – ш т у ч н ы е грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы.

Н а л и в н ы е грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности

Материальные потоки характеризуются рядом количественных и качественных показателей. Основными из них являются мощность и напряженность материального потока.

Мощность материального потока - это интенсивность перемещения материальных ресурсов, т. е. объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год) по соответствующему каналу (цепи).

Под напряженностью материального потока принято понимать степень использования им пропускной способности логистического канала или цепи, по которому проходит данный поток.

Показатели мощности и напряженности материальных потоков напрямую зависят от уровня производства и потребления, стратегии предприятий-операторов потоков, от состояния их инфраструктуры и инфраструктуры регионов функционирования потоков, используемых методов управления процессами производства и обращения, и т. д.

Зависимость между этими показателями неоднозначна. На нее прямое влияние оказывают объемы (масса) потоков и их стабильность во времени.

Играет роль и назначение продукции. Если она предназначена для предприятий сферы производства, то материальные потоки будут, как правило, более мощными по объемам, но менее напряженными. Другая ситуация наблюдается при управлении материальными потоками, состоящими из продукции потребительского назначения. В данном случае относительно частые поставки сравнительно большому числу потребителей делают поток менее мощным, но более напряженным ввиду его неравномерности. Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также выбор транспортных средств и другие факторы.

Изучение материальных потоков является неполным без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. В связи с этим для макрологистических (внешних) материальных потоков пользуются понятиями «логистический канал» и «логистическая цепь». Соответственно, для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются понятиями: микрологистическая цепь, микрологистический канал[1], пропускная способность микрологистической цепи, векторная направленность микрологистической цепи.

Логистический канал — канал распределения, сбыта, товародвижения, частично упорядоченное множество посредников (дилеров, транспортных фирм), осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, которые осуществляют логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы к другой

Микрологистическая цепь - это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения. В качестве фрагментов цепи рассматриваются производственные и другие подразделения предприятия, упорядоченные по ходу движения через них соответствующего потока.

Пропускная способность микрологистической цепи - это максимально возможная мощность материального потока, проходящего по данному пути перемещения.

Векторная направленность микрологистической цени - это направление движения материального потока внутри физического пространства, занимаемого логистической системой.

Как уже отмечалось, на выбор пути движения материальных потоков в логистической системе влияет много факторов. Задача логистики заключается в такой организации процессов перемещения, чтобы в совокупности они были оптимальными для логистической системы в целом. Это предполагает проектирование и сравнительный анализ ряда технически обоснованных вариантов маршрутизации потоков как на макроуровне, так и на предприятии (в целом и на отдельных участках).

Инвестиционная модель

Предполагает наличие инвестирующего и консолидирующего центра с самостоятельными торговыми объектами. Такую модель чаще используют торговые компании, не являющиеся в полном смысле слова сетевыми. Они объединены либо общими инвесторами, либо общей торговой маркой.

Преимущества данной модели: задачи управления в центральном офисе упрощены, возможно проявление инициативы на местах.

Недостатки: невозможность использовать преимущества сетевой структуры, зависимость от квалификации руководителей магазинов, отсутствие консолидации закупок.

Холдинговая модель

Центр определяет закупочную политику (поставщиков, номенклатуру и закупочные цены), но магазины самостоятельны в оперативном управлении. Для центра не слишком важна высокая оперативность информации о состоянии торговых объектов. Такая модель используется значительной частью российских розничных компаний, и в ней успешно реализуется одна из основных задач сетевого ритейла — консолидация закупочной политики. Чаще всего эту модель управления выбирают розничные операторы, делегирующие функции оперативного взаимодействия с поставщиками менеджерам магазинов.

Преимущества данной модели: гибкость в управлении конкретным магазином менеджерами на местах.

Недостатки: чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки.

Централизованная модель

Это наиболее эффективная организация сетевой торговой компании. Единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в логистических операциях (заказ товаров, инвентаризация, переоценка). При этом в состав сети могут входить магазины как одного формата, так и разных.

Преимущества данной модели: снижение издержек, эффективное использование аппарата управления при его концентрации в едином центре. Фактически это дистанционное управление торговыми объектами, позволяющее интенсифицировать все бизнес-процессы торговой компании, а следовательно, получить значительное конкурентное преимущество.

Недостатки: зависимость от бесперебойной и эффективной работы информационно-компьютерной системы.

Лоточная модель

Данная модель предполагает полную концентрацию управления в центре и сведение к минимуму функций управления в магазине (кроме продажи товаров покупателям). В центральном офисе находится информационная система и ведется учет движения товаров, там же сосредоточен весь аппарат управления сетью.

Преимущества данной модели: большая экономия технических и трудовых ресурсов.

Недостатки: исключается прямая поставка товаров в магазин, слабый учет местных особенностей деятельности магазинов.

Гибридная модель

Часть торговых объектов сети управляются централизованно, часть магазинов может работать по холдинговому или, например, лоточному принципу. Подобный метод управления встречается в розничных компаниях, строящих крупные национальные сети. При этом региональные кусты могут выступать как подразделения, работающие по централизованной модели управления. Внутри этих структур применяется либо централизованная, либо гибридная модель управления.

Преимущества данной модели: практически единственно возможный метод управления для национальных и интернациональных сетевых ритейлеров, обеспечивающий единую товарную политику.

Недостатки схожи с недостатками холдинговой модели управления, однако они могут быть существенно уменьшены, если территориальные кусты управляются по централизованному или лоточному методу.

Функции отдела закупок

Отдел закупок является подразделением, где принимаются решения о приобретении товаров, заключаются контракты на поставку продукции, решаются вопросы выбора поставщиков, устанавливаются требования к качеству продукции и т. д. Внутренними потребителями результатов деятельности службы закупок являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется закупаемая продукция.

Важность этого подразделения в структуре торговой компании трудно переоценить, как трудно переоценить и важность правильно организованной закупочной логистики для работы всего предприятия.

В принципе закупка ресурсов в компании может быть построена централизованно или децентрализованно. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, служащие разных структурных подразделений будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является тот факт, что пользователь лучше знает свои потребности, чем кто-либо другой. Процесс закупки при этом подходе может осуществляться быстрее.

Тем не менее у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому почти все компании, за исключением самых мелких, используют этот подход к совершению закупок. При осуществлении закупок централизованным путем назначается конкретное лицо или создается отдел закупок с полномочиями приобретения ресурсов в интересах всех подразделений торгового предприятия.

Специалисты отдела закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии с заявками, полученными от внутренних потребителей, или же самостоятельно отслеживают возникновение потребности в ресурсах. Внутри самого отдела закупок операции, составляющие бизнес-процесс «Закупка», часто подвергаются дальнейшей специализации с целью развития профессионализма менеджеров по закупкам.

Закупочные центры крупных розничных торговых сетей обычно состоят из подразделений, ответственных за закупки какой-либо части товарного ассортимента. Распределение ассортимента между подразделениями часто происходит по принципу сходства характеристик товаров. Такое распределение труда позволяет закупщикам накопить максимум знаний о своем товаре. Чем крупнее компания-ритейлер, тем уже специализация работников в ее закупочном центре.

В небольшой компании, где отдел закупок представлен одним человеком, естественно, никакого разделения функций не будет.

Сроки поставки

Опоздание в закупках может сорвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока товары ложатся дополнительным бременем на оборотные средства и складские помещения предприятия.

Размер партии

Оптимальный размер партии поставки, т. е. соблюдение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточный объем поставляемых ресурсов негативно влияет на баланс оборотных средств, на устойчивость выпуска продукции или стабильность продаж торгового предприятия.

Качество продукции

Поддержание и повышение качества закупаемой продукции. Закупаемые ресурсы должны поставляться требуемого качества, иначе конечный продукт, производимый предприятием, не будет соответствовать принятым стандартам. Необходимо постоянно повышать качество закупок, чтобы обеспечивать конкурентоспособность приобретаемых товаров и услуг.

Поиск минимальных цен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 1024; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.09 с.)