Симптом «неудовлетворенности собой». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптом «неудовлетворенности собой».



В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недоволь­ство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, кон­кретными обязанностями. Действует «механизм «эмоционального переноса» — энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур «Я и обстоятельства»: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмируюшие элементы профессиональной деятельности.

В этой схеме особое значение имеют известные нам внутрен­ние факторы, способствующие появлению эмоционального вы­горании: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, об­стоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выгорания» они нагне­тают напряжение, а на последующих провоцируют психологи­ческую защиту.

Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим про­должением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и устранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то из­менять, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные ас­пекты своей работы. Это приводит к усилению психической энер­гии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы долж­ного и желаемого. Сосредоточение психической энергии дости­гает внушительных объемов. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение «загнанности в клетку», интеллектуально-эмоционального затора, тупика.

В таких случаях мы в отчаянии произносим: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безыс­ходность ситуации". Нас повергает в исступление бюрократи­ческая казенщина, организационная бестолковщина, людская. непорядочность, повседневная рутинность.         

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоцио­нальному выгоранию как средству психологической защиты. Чув­ство неудовлетворенности работой и собой Порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной про­фессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом «тревоги и депрессии», — пожалуй, крайняя точка в формиро­вании тревожной напряженности при развитии эмоционально­го выгорания.

ФАЗА «РЕЗИСТЕНЦИИ»

Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Фак­тически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологи­ческому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирова­ние зашиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений:

 1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал пере­стает улавливать разницу между двумя принципиально отлича­ющимися явлениями: экономичное проявление эмоций и не­адекватное избирательное эмоциональное реагирование.

В первом случае речь идет о выработанном со временем по­лезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ог­раниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыб­ка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержан­ные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Такой режим общения можно приветствовать, ибо он свиде­тельствует о высоком уровне профессионализма.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «эконо­мит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его со­стояния и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в. том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает до­пустимым образом. Однако субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное — эмоциональную черствость, не­учтивость, равнодушие. Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включе­ния эмоций в профессиональное общение интерпретируется парт­нерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плос­кость нравственных оценок.

 

2.   Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».  

Он углубляет неадекватную реакцию в отношениях с партнером. Нередко у профессионала возникает по­требность в самооправдании. Не проявляя должного эмоцио­нального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом заучат суждения: «это не тот случай, чтобы пережи­вать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о том,  что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нрав­ственные чувства. Ведь профессиональная деятельность, постро­енная на человеческом общении, не знает исключений.  Учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору. К сожалению, в жизни мы зачастую сталкиваемся с проявле­ниями эмоционально-нравственной дезориентации. Как прави­ло, это вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем по­пытки поделить нас на достойных и недостойных уважения. Но с такой же легкостью почти каждый, занимая свое место в систе­ме служебно-личностных отношений, допускает эмоционально-нравственную дезориентацию. В нашем обществе привычно исполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъ­ективного предпочтения.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».

Такое доказательство эмоционального выгорания имеет мес­то тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне про­фессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. Кстати часто именно домашние ста­новятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе вы еще держитесь соответственно нормативам и обязанностям, а дома замыкаетесь или, хуже того готовы послать всех подаль­ше, а то и просто, «рычите» на всех. Мож­но сказать, что вы пресыщены человеческими контактами.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности ре­дукция проявляется в попытках облегчить или сократить обя­занности, которые требуют эмоциональных затрат.

По пресловутым законам редукции нас, субъектов сферы обслуживания, обделяют эле­ментарным вниманием. В ответ мы тоже не спешим к нашим партнерам - ни подробного опроса, ни доброго слова, одним словом, редукция профессиональных обязанностей - привычная спутница бескультурья в контактах.

ФАЗА «ИСТОЩЕНИЯ»

Характеризуется более или менее выраженным падением обще­го энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъ­емлемым атрибутом личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.007 с.)