Восемь мифов, связанных с “ идеальным образом” педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восемь мифов, связанных с “ идеальным образом” педагога



Насколько Вы согласны со следующими утверждениями? Какие иррациональные верования стоят за этими мифами? Вы:

1. Хороший учитель спокоен, не суетится, всегда в одном настроении. Он всегда сдержан и никогда не показывает сильных эмоций.

2. Хороший учитель не имеет предубеждений или пристрастий. Для него все дети одинаковы - черные, белые, азиаты, кавказцы, умные, глупые, мальчики, девочки. Хороший учитель не бывает расистом, националистом, сексистом.

3. Хороший учитель может и должен скрывать свои настоящие чувства от школьников.

4. Хороший учитель одинаково расположен ко всем своим ученикам. У него нет любимчиков.

5. Хороший учитель способен обеспечить стимулирующую, свободную, превосходную обстановку в классе при постоянном соблюдении порядка и спокойствия.

6. Хороший учитель всегда хорош. Он никогда ничего не забывает. У него не бывает перепадов в настроении. Он не оборачивается к ученикам то хорошей, то плохой стороной характера. Он не делает ошибок.

7. Хороший учитель может ответить на любой вопрос. Он значительно мудрее школьников.

8. Хорошие учителя всегда поддерживают друг друга, выступают “единым фронтом” по отношению к ученикам, независимо от личных чувств, ценностей или убеждений.

 

Суммируя перечисленные мифы, можно сказать, что идеально “ хороший” учитель должен все знать, все понимать, быть лучше и совершеннее любого обычного нормального человека. Он должен как бы воспарить над человеческой массой, демонстрируя необычайные знания, яркий талант, организаторские способности, силу и полноту личности, умение заботливо и чутко относиться к детям... Мы видим, что образ “хорошего” учителя начинает терять человеческие черты, все более становясь похожим на ангела.

Тем не менее, очень многие учителя разделяют если не все, то большую часть перечисленных мифов, отчаянно стремясь при жизни вознестись на небо и болезненно ломая при этом себе крылья.

Мы предлагаем другую модель “хорошего” учителя. Хороший учитель - это счастливый учитель. Счастливый учитель - принц. Основная задача любого учителя - стать самому принцем и создать условия, позволяющие двигаться по пути к принцам его ученикам. Только в таких условиях учитель может персонализоваться в школьниках и только в таких условиях они могут действительно чему - то научиться, потому что им не нужно будет тратить время и силы для построения стратегий защиты от этого кошмарного человека, дающего невыполнимые задания и требующего железной дисциплины.  

Практическая работа 8.

    Изучение методического приема «Карта конфликта» для выявления интересов конфликтующих сторон.

1.Познакомтесь с принципами составления картографии конфликта

2.Постройте и проанализируйте картографию своего собственного конфликта с кем-то.

 

Информация к занятию

    Конфликтуя, участники предъявляют претензии к действиям друг друга, стремясь изменить поведение соперника. Претензии эти предъявляются в виде требований изменить поведение, прекратить либо, наоборот, начать активные действия. Между тем, за категорическими требованиями всегда можно обнаружить фрустрированные потребности, возможность удовлетворения которых субъект связывает с поведением оппонента. Претензии выражаются в виде готовых решений, предлагаемых оппоненту. Для анализа конфликта нужно вернуться к нуждам, проявляющимся в потребностях и опасениях. Р. Фишер и У. Юри предложили метод ведения переговоров, в основе которого идея о том, что всегда возможно найти ряд решений, максимально соответствующих интересам сторон. Для этого необходимо сосредоточить усилия не на отстаивании своей позиции, а на четырех основных элементах переговоров: люди - их интересы - варианты, удовлетворяющие эти интересы - справедливые критерии для принятия таких вариантов.

    Таким образом, первая задача анализа конфликта – выявление интересов. Австралийские  конфликтологи  Х. Корнелиус и Ш. Фейр предложили эффективный методический прием анализа конфликтной ситуации: составление «Карты конфликта».

    «Карта» представляет собой лист бумаги, в центре которого помещается предмет конфликта; каждому из участников дискуссии выделяется часть листа, где он записывает свои требования к оппоненту, свои интересы и опасения.

     Необходимо помнить, что клиент под влиянием иллюзии «плохого человека» часто склонен приписывать оппоненту низменные, социально неодобряемые мотивы, объясняющие его действия его моральными дефектами. Необходимо обсудить, какие общечеловеческие потребности присущи оппоненту, какие его потребности могут быть фрустрированы в случае осуществления требований клиента. Для того чтобы лучше понять мотивы поведения оппонента, следует также обсудить возможные опасения оппонента. После того, как будет заполнено поле «интересы оппонента», необходимо уточнить, что из описанного клиент знает наверняка (например, со слов оппонента), а о чем лишь догадывается. Нужно четко разводить домыслы и факты по поводу мотивации поступков оппонента.  

Ход работы

1. Вспомните две конфликтные ситуации, в которых вы участвовали.

2. Начертите в центре листа квадрат и опишите предмет, из-за которого разгорелся конфликт.

3. Опишите, какие требования предъявляли друг к другу стороны в начале конфликтного взаимодействия.

4. Опишите потребности и опасения каждой стороны. Стремитесь, чтобы было перечислено не менее пяти-шести пунктов: чем больше интересов, затронутых конфликтом, вы сможете выявить, тем больше предложений по урегулированию конфликта удастся сделать позже.

Обсуждение и выводы

1. Опишите опыт, который вы приобрели, выполняя это упражнение.

2. Какую роль в понимании конфликта сыграл анализ интересов сторон?

3. Что вы можете сказать о достоинствах изучаемого метода, об области его применения и его ограничениях?

 

Практическая работа 9.

Исследование собственной ответственности в конфликте с помощью методики «Диаграмма ответственности»

 

Выполнить упражнение «Диаграмма ответственности»

Для того, чтобы педагогу сопровождать переосмысление образа конфликта родителем, ребенком, коллегой, необходимо методом профессиональной пробы самому освоить эту методику.

 Быть ответственным означает держать ответ за что-то или признать, что именно ты был причиной чего-то. Существует несколько типов ответственности, например: ответственность за себя, ответствен­ность за других, моральная ответственность или юридическая от­ветственность. Несмотря на множество мнений о том, чему и как учить детей, существует определенное согласие, что детям необ­ходимо уже с самого раннего возраста предоставить возможность учиться ответственному поведению, и такое поведение должно на­правляться и подкрепляться значимыми для них взрослыми до тех пор, пока они не вырастут.

Родители, учителя и, в целом, взрослые заинтересованы в том, чтобы дети учились вести себя ответственно. На первый взгляд, понятие ответственности выглядит очень простым, но оно слиш­ком абстрактно. Как же можно научить быть ответственными де­тей, которые мыслят исключительно конкретно? В групповой ра­боте с детьми и подростками я использую «диаграмму ответственности» — технику, которая позволяет сделать наглядны­ми различные аспекты, связанные с ответственностью. Полная кру­говая диаграмма соответствует 100% ответственности в какой-либо конкретной ситуации за то или иное поведение. Детей просят взять на себя некоторую долю ответственности, какой бы маленькой она ни была. Например, ребенок может сказать: «Ну, моя ответствен­ность всего 5%. За все остальное отвечает мой брат». Принятая ответственность становится основой для того, чтобы объяснить ребенку, что можно было сделать, чтобы избежать проблем, и как стать более ответственным в будущем.

Дети не любят, когда их ругают, независимо оттого, понимают ли они, что явились причиной неприятностей, или считают, что не они ответственны за случившееся. Когда кто-то строго напо­минает им об их ответственности, дети обычно стремятся пе­реложить вину на кого-то еще или придумывают различные объяснения, лишь бы не отвечать за свои поступки. Например, мать может сказать дочери: «Лора, ты оставила открытое по­видло на террасе, и теперь вся банка полна муравьев». Лора скорее всего отклонит это обвинение: «Ну мам, я же не знала, что они сюда залезут!» Другими словами, она не принимает на себя ответственность за то, что муравьи добрались до еды.

 Работа с диаграммой помогает детям установить связь между их поведением и его последствиями и избежать при этом ситуации обвинения. Кроме того, они имеют возможность принять участие в поиске более приемлемых вариантов решения проблем. Они на­чинают стремиться к избежанию ситуаций, которые могут ранить других или причинить вред им самим.

 

Данная техника позволяет:

• Объяснить детям понятие ответственности, проанализиро­вать, как она проявляется в мыслях и поступках.

• Помочь детям понять, что их действия влияют на остальных.

• Объяснить детям, что принятие ответственности за свои действия может стать для них позитивным опытом.

• Помочь детям осознать, что ответственное поведение по­высит их самооценку.

Практические рекомендации

В качестве практических рекомендаций ниже приведен пошаговыйплан методики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.011 с.)