Использование средств игротерапии для развития коммуникативных навыков дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование средств игротерапии для развития коммуникативных навыков дошкольников



 

Сензитивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Это актуализируется и во ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Коммуникация». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

В планируемых итоговых результатах освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования одними из интегративных качеств ребенка, которые он приобретает в результате освоения Программы являются (озвучены):

- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

В настоящее время нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому, решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Игротерапия представляет собой погружение психолога в мир ребёнка. Наблюдение за детьми во время игры позволяет выявить проблемы, возможные причины их возникновения.

Начало своих игровых занятий с ребёнком начинаю с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия, где стараюсь обеспечить эмоциональную разрядку, уменьшить страх, освоить групповые правила поведения, наладить контакт между родителями и детьми. Общаясь с детьми, я вижу, как просыпаются их души, как в глазах зажигаются огоньки радости, а детская непосредственная фантазия обретает свободу. Потому что я для них как волшебник, который всегда поможет решить любую проблему, поймет, примет и поддержит. Я стараюсь смотреть на мир глазами ребенка. И все это дает понимание, что у меня, все-таки, получается, быть с детством «на ты». И может быть на моих занятиях со стороны взрослых, педагогов и не происходит ни чего сверхъестественного, нет ни кого видного результата, зато для самого ребенка уже большой подвиг, хоть и в одном им сказанном слове, проявление его инициативы, самостоятельности, выбора, решение какой либо ситуации, хоть и в игровой ситуации. Так одним за одним, казалось обычном занятие, ребенок постепенном проявляя уверенность в себе, не зажимая свои «детские проблемы» у себя в глубине души, учится видеть другие глазами, от чего на его лице появляется сияющая детская улыбка.

Из опыта, уже имеющейся у меня практики, я вижу, что чаще всего, мне приходится работать с эмоционально-личностными особенностями моих, еще совсем юных воспитанников. Это неожиданно возникающие страхи, высокая тревожность, замкнутость, неуверенность в себе, проявления агрессивности. Работая с различными детьми, я все чаще убеждаюсь, что большинство детских проблем корнями уходят в детско-родительские отношения. Реалии современной жизни таковы, что многие родители, стараясь улучшить финансовое положение семьи, забывают о необходимости постоянной эмоциональной близости с ребенком и заботе о его душевном развитии. И как следствие, не имея эмоциональной поддержки самых значимых взрослых, малыши чувствуют себя беззащитными перед «большим миром», испытывают трудности в понимании и принятии этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи.

Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры, проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушек, создавая картину собственного мира, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь когда рядом с тобой родные и любимые взрослые, которые могут все и у ребенка заканчивается все хорошо. Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают детей и родителей, вызывая добрую улыбку со стороны родителей и довольную со стороны детей, а как улыбается педагог, видя свой результат.

Несомненные достоинства игровых технологий:

- формирование у дошкольников навыков дружеского коммуникативного взаимодействия друг с другом помогающего понять самого себя, свою индивидуальность, свой внутренний мир (ребёнок умеет устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения);

- развитие взаимодействия ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-родитель для обеспечения эмоционального душевного благополучия.

- развитие у детей умения самоконтроля, речевого выказывания, саморегуляции своих действий, снятие страха, тревожности и зажима перед деятельностью, готовности к взаимодействию с социумом, к другой степени своего развития - школьной жизни, что отражено в результатах психолого-педагогического мониторинга.

- развитие у ребёнка умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию; умение оказать помощь другим детям в трудной ситуации, а также умение устанавливать и изображать причины эмоционального состояния.

Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет по­верить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и на различные ве­щества, такие как песок, краска или вода. Клиент выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой пре­жний опыт, затем использует эти объекты, чтобы примерить на них исследуемые роли и взаимоотношения. Важность символической игры состоит в том, что это способ исследования клиентом своего прошлого опыта с возможностью оставаться на безопасном рас­стоянии от реальной действительности.

Характерные особенности игры 1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществле­ние чего требует действий, связанных с решением вполне конк­ретных, часто нестандартных задач. 2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственнос­тью и многочисленными привходящими обстоятельствами. 3. Отличительными признаками развертывания игры являют­ся быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление дей­ствий к новой ситуации. Психокоррекционный эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с психологом.

Игровая терапия — метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром — игра. Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства конт­роля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Специалисты, работающие с проблемными детьми (психологи, психотерапевты, педиатры, социальные работники и педаго­ги), уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе.

Первоначально игровая терапия развивалась в рамках психоанализа (А. Фрейд, М. Кляйн, Г. Гуг-Гельмут). Термин «игровая терапия» был впервые предложен известным психоаналитиком М. Кляйн в 1920-х годах. Она предположила, что в детской игровой деятельности всегда присутствует символический смысл. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавленные фантазии и т. п. Таким образом, игра в работе с детьми заменяет метод свободных ассоциаций, применя­емый во взрослом психоанализе, и может позволить аналитику непосредственно соприкоснуться с бессознательным ребенка. Символические смыслы должны быть проинтерпретированы аналитиком. Эго (сознательное Я) ребенка укрепляется, когда аналитику удается помочь ему достичь инсайта и, как следствие, более полного понимания себя и своих отношений с другими. М. Кляйн также впервые предложила игротерапию в качестве инструмента психоанализа детей младше 6 лет. А. Фрейд с успехом применяла игротерапию в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время Второй мировой войны. Опыт этой работы обобщен в книге «Дети и война» (1944). Она делала акцент на двух важных моментах. Во-первых, игротерапия позволяет детскому психоаналитику быстрее установить с ребен­ком эмоциональный контакт. Во-вторых, выражая в процессе игры свои переживания, ребенок может освободиться от страха перед психотравмирующими событиями и тем самым избежать формирования серьезной нервно-психической патологии. Впоследствии игротерапевтический метод стал применяться в рамках других теоретических подходов. Идеи А. Фрейд нашли развитие в игровой терапии отреагирования Д. Леви. Это направление возникло в 1930-е годы. Для подхода Д. Леви характерно моделирование в игре определенной, тревожащей, пугающей ребенка жизненной ситуации. Воссоздание психотравмирующего события в безопасном пространстве игровой комнаты позволяет ребенку максимально полно выразить свое отношение к нему и освободиться от негативных чувств (ужас, боль, ярость и т. п.). Также в процессе терапии ребенок становится «режиссером» разыгрываемого события, тем самым его внутренний опыт меняется. Он больше не чувствует себя только лишь пассивной жертвой в психотравмирующей ситуации, но приобретает чувство уверенности в своей способности действовать активно.

Терапевтический эффект достигается за счет того, что ребенок получает опыт свободного самопроявления — спонтанной игры в присут­ствии взрослого, воспринимающего его безоценочно.

Взрослый следует за его фантазией, поддерживает процесс, инициированный ребенком, беря ответственность за поддержание особых, значимых для обоих и целительных для ребенка эмоциональных отношений. Он также призван сохранять атмосферу психологической безопасности и доверия.

Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию (Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.). Это эклектическая форма игротерапии, в которой могут сочетаться принципы, приемы, техники различных школ. Однако сказочную игротерапию можно отнести скорее к директивным формам. Ребенку чаще всего предлагаются какие-нибудь инструкции, то есть игровой процесс в значительной степени струк­турирован взрослым. Основным признаком сказочной игротерапии является обязательное присутствие сказочного мотива в инструкции. Иногда инструкции к играм переписываются в форме сказок, иногда, наоборот, игра придумывается к определенной сказке. Основная цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

 За период проведенной работы, наблюдаются  положительные результаты не только, в развитии познавательной, но и в социальной, эмоционально-личностной сферах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.008 с.)