Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии



Введение

В последнее время многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения между общающимися. Это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и непринужденно.

В дошкольном возрасте явная дифференциация происходит по положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочтительными для большинства сверстников, другие - не пользуются большой популярностью - либо отвергаются, или же остаются незамеченными.[35]. Первые контакты со сверстниками становятся тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка [4]. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение.

От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье. Личность ребёнка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни приспособление ребёнка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения [13].

Недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнёра, а так же установлению и поддержанию межличностных взаимодействий [27].

Специально организованные сеансы игротерапии для детей дошкольного возраста повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным [9]. Развитие коммуникативных навыков может привести к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства[34].

Процесс реализации игротерапевтического сеанса невозможен без общения; игра делает его приятным, желанным, интересным, творческим; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения [3].

Воспитатель, организовывая игротерапевтический сеанс, часто для достижения высоких результатов «проводит» игру как занятие, т.е. руководит, регламентирует, отводит каждому своё место, предписывает действия, оценивает и т.п. [14].  Игра, проведённая таким образом, не вызывает у детей интереса и желания играть. Только в свободной игре будет происходить социализация детей, развитие навыков общения, воображения и образного мышления [14].

Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема

исследования: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии».

Проблема исследования: каковы возможности игротерапии как средства развития коммуникативных навыков дошкольников?

Цель исследования: теоретически обосновать особенности развития коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии.

Объект исследования:процесс развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 Раскрыть психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

3 Рассмотреть особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

4 Изучить использование средств игротерапии для развития коммуникативных навыков дошкольников;

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования.

Курсовой проект состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» рассматривается основные направления в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Во втором параграфе «Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста» проанализированы  особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, его характеристики, а также напарвления деятельности педагогов.

В третьем параграфе «Использование средств игротерапии для развития коммуникативных навыков дошкольников» представлены возможности средств игротерапии в процессе развития коммуникативных навыков дошкольников, ее значение, а также специфика ее применения.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсового проекта составляет  41 страницу машинописного текста. Список использованных источников  включает в себя 62 наименования.


Методы исследования

 

Для проведения обследования коммуникативных навыков у дошкольников была выбрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство». Диагностика построена на методе наблюдения.

Обследование проводилось на ДОУ № 120. Данная диагностика способствует более детальному, подробному раскрытию особенностей коммуникативных навыков дошкольников. Наблюдение помогает в естественных условиях общения детей друг с другом увидеть и проанализировать состояние коммуникативных навыков.

Наблюдение проводилось в течение двух недель.

Диагностика проводилась с детьми старшей группы.

Списочный состав группы 20 человек, из которых 11 мальчиков и 9 девочек

Цель диагностики: выявление уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за свободным общением детей в разных видах деятельности, за общением детей с педагогами и родителями в течение всего дня ребёнка в ДОУ.

Схема фиксации результатов наблюдения включала следующие показатели:

- имя ребёнка, возраст на момент диагностики;

- дата и время коммуникации;

- поводы общения, собеседник;

- степень участия ребёнка в общении: инициация общения или ответ на предложение общения или пассивное участие в коллективном разговоре;

- владение речевыми умениями: слушать и правильно понимать мысль собеседника, формулировать в ответ своё суждение, правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости;

- владение умениями речевого этикета: умение вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать своё отношение к предмету разговора, приводить примеры, возражать, оценивать), умение обращения к собеседнику; знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие, отказ, жалоба, сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.;

- владение невербальными средствами общения: уместное использование мимики, жестов.

Количественная характеристика оценки результатов выражалась в следующем:

36 - высокий уровень показателя;

26 - средний уровень показателя;

16 - низкий уровень показателя.

Шкала оценки показателей (уровневая характеристика особенностей общения ребёнка).

Высокий уровень речевой коммуникации (186 - 146). Ребёнок в течение всего дня испытывает потребность в общении со сверстниками и взрослыми и успешно реализует её, выступая инициатором при любой возможности. С удовольствием участвует в коллективных диалогических формах общения, может занимать разные позиции активности. Поводы общения со сверстниками и взрослыми разнообразны, присутствуют познавательные и социальноличностные мотивы. Свободно владеет основными речевыми и коммуникативными умениями, использует их адекватно ситуации, умеет пользоваться формами речевого этикета. Допускает негрубые лексические ошибки и проявляет нетерпение. Не использует вульгарных слов.

Средний уровень речевой коммуникации (136 -96). Ребёнок в течение дня больше испытывает потребность в общении со взрослыми, чем со сверстниками и реализует её, отвечая на предложенное общение. Поводы общения со сверстниками деловые и эмоциональные, со взрослыми - ситуативные. При общении правильно понимает мысль собеседника, отвечает, используя простые предложения, фразы. Затрудняется в монологическом изложении мыслей. Знает много правил речевого этикета, но чаще пользуется ими по напоминанию взрослого.В речи детей встречаются грубые аграмма- тизмы, используются вульгарные выражения.

Низкий уровень речевой коммуникации (ниже 96) Ребёнок в течение дня не испытывает потребности в общении со сверстниками. Со взрослыми общается по их инициативе или в случае крайней необходимости. В разговорах участвует в роли пассивного слушателя. Поводы общения с окружающими редко выходят за рамки бытовых проблем ребёнка. Затрудняется в использовании речевых и коммуникативных умений: суждения выражает в простых нераспространённых предложениях, часто теряет общую нить разговора. Формами речевого этикета пользуется редко. Часто проявляется негативизм в общении. Интересы сверстников полностью игнорируются.

Результаты уровня развития коммуникативных навыков мы представляем в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты уровня развития коммуникативных навыков

Уровень Количество человек Проценты
Высокий 6 30%
Средний 9 45%
Низкий 5 25%

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости. Также у детей в недостаточной мере сформированы умения речевого этикета: дети могут начать беседу, но не всегда её завершают, не доказывают свою точку зрения или доказывают свою, но не принимают во внимание мнение других собеседников. Все дети здороваются и благодарят, но большинство не умеют обращаться с просьбой.

В общении друг с другом дети часто проявляют агрессивность, ссорятся, не могут договориться об игре. Некоторые дети дразнят других, разрушают чужие постройки, мешают играм, дерутся. Большая часть детей не понимает эмоционального состояния сверстника, не обращает внимания на чувства других людей.

Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно.

В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по формированию коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры:

Выбирается ведущий. Он становит­ся в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбыва­ет. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

 


 

Заключение

 

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

Определено, что коммуникативное общение ребенка 4-7 лет со сверстником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, котороеосно- вано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста позволили сделать вывод, что развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая

Определено, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завязываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных навыков оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Обозначено значение игротерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, в результате которого пришли к выводу, что в процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: договориться об игре; построить яркий ролевой диалог. Игра выступает в качестве движущей силы, побуждающей ребенка черпать необходимые для нее речевые средства из разнообразных источников — из опыта общения со взрослыми и сверстниками, из опыта восприятия художественной литературы, в том числе из занятий по развитию речи. Определено, что сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению.

Сущность педагогического проектирования показала, что это выступает комплексной задачей, решение которой осуществляется с учетом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социо-культурные, психолого- педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты. В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Во второй главе рассмотрены прикладные аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения сеанса игротерапии.

Для определения уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста была подобрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство», целью которой являлось исследование уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование показало, что 30% детей имеют высокий уровень развития коммуникативных навыков, 45%- средний, 25%-низкий.

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамотно оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контролировать её нормативность, вносить изменения при необходимости.

Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно. В связи с этим возникла потребность в разработке сеанса игротерапии по формированию коммуникативных навыков п. Результаты диагностики были учтены при разработке проекта развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Целью проекта является формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в ходе игротерапии.

Мы рассчитываем на то, что разработанный педагогический проект является эффективным и в результате его реализации, у детей повысится уровень коммуникативных навыков.


 

Введение

В последнее время многие педагогические и образовательные издания часто публикуют информацию о преимуществе игрового общения между общающимися. Это не удивительно, ведь личность ребенка раскрывается именно в игре, благодаря тому, что в процессе игровой деятельности снимается напряжение, дети ведут себя более легко и непринужденно.

В дошкольном возрасте явная дифференциация происходит по положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочтительными для большинства сверстников, другие - не пользуются большой популярностью - либо отвергаются, или же остаются незамеченными.[35]. Первые контакты со сверстниками становятся тем фундаментом, на котором строится дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка [4]. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение.

От уровня овладения навыками общения зависит не только адаптация детей в образовательном учреждении, но и их социализация, успех в профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, возможно, личное счастье. Личность ребёнка формируется в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми. С первых дней жизни приспособление ребёнка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания, обучения [13].

Недостаточно сформированная потребность в общении препятствует пониманию мотивов поведения партнёра, а так же установлению и поддержанию межличностных взаимодействий [27].

Специально организованные сеансы игротерапии для детей дошкольного возраста повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным [9]. Развитие коммуникативных навыков может привести к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства[34].

Процесс реализации игротерапевтического сеанса невозможен без общения; игра делает его приятным, желанным, интересным, творческим; принимая на себя различные роли, ребёнок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения [3].

Воспитатель, организовывая игротерапевтический сеанс, часто для достижения высоких результатов «проводит» игру как занятие, т.е. руководит, регламентирует, отводит каждому своё место, предписывает действия, оценивает и т.п. [14].  Игра, проведённая таким образом, не вызывает у детей интереса и желания играть. Только в свободной игре будет происходить социализация детей, развитие навыков общения, воображения и образного мышления [14].

Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема

исследования: «Развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии».

Проблема исследования: каковы возможности игротерапии как средства развития коммуникативных навыков дошкольников?

Цель исследования: теоретически обосновать особенности развития коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии.

Объект исследования:процесс развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Предмет исследования: развитие коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2 Раскрыть психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

3 Рассмотреть особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.

4 Изучить использование средств игротерапии для развития коммуникативных навыков дошкольников;

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования.

Курсовой проект состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.

В первом параграфе «Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» рассматривается основные направления в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Во втором параграфе «Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста» проанализированы  особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста, его характеристики, а также напарвления деятельности педагогов.

В третьем параграфе «Использование средств игротерапии для развития коммуникативных навыков дошкольников» представлены возможности средств игротерапии в процессе развития коммуникативных навыков дошкольников, ее значение, а также специфика ее применения.

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсового проекта составляет  41 страницу машинописного текста. Список использованных источников  включает в себя 62 наименования.


Теоретическое обоснование проблемы развития коммуникативных навыков дошкольников средствами игротерапии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.043 с.)