Профильный анализ внутренней среды оао «мурманский комбинат хлебопродуктов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профильный анализ внутренней среды оао «мурманский комбинат хлебопродуктов»



Выделим экспертно для ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» внутренние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на предварительный системный анализ организации (Задание 1) и проведенный анализ работы комбината в 2004 г.

Ключевые факторы внутренней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» и их фактическое состояние:

1. Качество продукции – на рынке есть более качественные комбикорма и мука отдельных сортов (-5);

2. Уровень цен на готовую продукцию – сравнительно высокие цены на готовую продукцию (-5);

3. Развитость каналов сбыта – хорошо налаженное сотрудничество с крупнейшими потребителями области (3);

4. Уровень расходов на рекламу и продвижение продукции – низкие расходы на рекламу (-3);

5. Репутация у заинтересованных лиц – репутация предприятия, выпускающего качественную продукцию, стабильно выплачивающего з/п, своевременно погашающего % и основной долг по кредитам, оплачивающего закупки сырья и услуги (3);

6. Географическое расположение – предприятие работает в неблагоприятных природно-климатических условиях, в значительном удалении от сырьевой базы (-5);

7. Эффективность работы отделов, в частности, отделов маркетинга, поставок и сбыта – постоянный мониторинг рынка (4);

8. Уровень технического оснащения комбината – высокая степень физического и морального износа ОПФ (-4);

9. Уровень использования ОПФ – низкая загруженность ОПФ (-5);

10. Структура работников – старение кадров (-3);

11. Квалификация работников – высококвалифицированные кадры, но в последнее время наблюдается уменьшение количества работников с профильным образованием (3);

12. Мотивация персонала – низкая мотивация персонала (-3);

13. Затраты на персонал – небольшие расходы на персонал из-за низкой текучести кадров и среднего уровня зарплаты (3);

14. Производительность труда – низкий уровень производительности труда из-за большой численности персонала и малого объема выпуска (-4);

15. Ликвидность – низкая (-5);

16. Рентабельность – низкая (-5);

17. Зависимость от внешних источников финансирования – высокая (-5);

18. Характеристики сырья и уровень их запасов – часто наблюдается низкое качество получаемого зерна и невысокий уровень его запасов из-за дефицита оборотных средств (-5);

19. Уровень управления – за последние 5 лет генеральный директор комбината сменился 3 раза. Наблюдается средний уровень поддержки руководства рабочими (-5).

 

Представим графически фактический профиль внутренней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (табл. 1).

 

Таблица 1

Фактический профиль внутренней среды МКХП

№ п/п

Ключевые факторы внутренней среды

Оценки факторов

-5 -4 -3 3 4 5
1 Качество продукции              
2 Уровень цен на готовую продукцию              
3 Развитость каналов сбыта              
4 Уровень расходов на рекламу              
5 Репутация у заинтересованных лиц              
6 Географическое расположение              
7 Эффективность работы отделов              
8 Уровень технического оснащения комбината              
9 Уровень использования ОПФ              
10 Структура работников              
11 Квалификация работников              
12 Мотивация персонала              
13 Затраты на персонал              
14 Производительность труда              
15 Ликвидность              
16 Рентабельность              
17 Зависимость от внешних источников финансирования              
18 Характеристики сырья и уровень их запасов              
19 Уровень управления              

 

Из табл.1 видно, что внутреннее состояние предприятия крайне неблагоприятное, что, в случае бездействия, может вызвать дальнейшее снижение его конкурентоспособности.


Задание 3. Анализ внешней среды организации

Вводные замечания. Организация является открытой системой. Она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неоднородное образование, содержащее надсистему (систему более высокого порядка, задающую требования и ограничения исследуемой системе), подсистемы (нижележащие, подведомственные системы) и системы одного уровня с рассматриваемой [3].

 

Другими словами, при рассмотрении компании можно выделить следующие виды сред:

1. Внутренняя среда организации;

2. Внешняя среда организации, включающая в себя следующие уровни:

2.1. Микросреда (ближняя среда, непосредственное окружение, среда прямого действия);

2.2. Макросреда (дальняя среда, среда косвенного действия).

Внешний анализ обычно проводится для того, чтобы выявить, какие факторы окружающей среды оказывают наибольшее влияние на существование данной фирмы и ее дальнейший рост.

Цель задания. Анализ внешней среды предприятия.

Оснащение. В качестве инструментов исследования внешней среды организации будем использовать схему внешних фак­торов развития фирмы Х. Виссема, матрицу возможностей / угроз внешней среды, схему конкурентной позиции фирмы в отрасли, метод профильного анализа, метод сценариев на базе морфологической таблицы. Их применение показано на примере ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (Приложения 1-5).

Порядок работы. Первоначально проведем PEST-анализ дальней среды организации. Затем проанализируем ближайшее окружение предприятия. Далее оценим конкурентную позицию фирмы в отрасли. Построим профиль ее внешней среды. Завершим третий раздел исследования составлением сценариев развития внешней среды организации.

 

1. Оценка возможностей и угроз внешней среды предприятия

Х. Виссема предложил следующую схему внешних фак­торов развития фирмы (рис.1) [2].

 

Экономические
Технологические
Ресурсы
Фирма
Конкуренты
Законы и постановления
Потребители
Потребители 2-ой степени
Социальные
Политические

Рис. 1. Схема внешних факторов развития фирмы Х. Виссема

Факторы внешней среды макроуровня (демографические, социокультурные, экономические, политические, технологические, экологические, иституциональные) для удобства были сгруппированы в 4 блока (политические, экономические, социальные, технологические) (рис. 1). В такой группировке факторов можно узнать PEST (ПЭСТ, СТЭП) анализ – средство исследования внешней среды макроуровня.

Проводя изучение различных компонент макроокружения, важно иметь в виду два следующих момента:

Во-первых, все компоненты макроокружения находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменения в одной из компонент обязательно приводят к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение должно вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

Во-вторых, степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные фирмы различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера фирмы, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.д.

Среда непосредственного воздействия (микроуровня) – те группы сил, которые отмечены внутри овала, а именно: блок ресурсов, которые организация закупает, непосредственный круг потребителей и потребителей 2-й степени, а по краям – конкуренты, государственные законы и постановления различных уровней власти, которые воздействуют на деятельность фирмы.

По всем элементам внешней среды макро- и микроуровня выбираются наиболее значимые факторы, что определяется экспертно по степени их влияния на конкурентоспособность организации. В таблицах 1 и 2 приведен примерный список факторов, на который можно опереться при проведении исследования. В реальности их может быть меньше или больше, в зависимости от отраслевой принадлежности компании, ее размера, стадии жизненного цикла и т.д.

Затем дается описание текущего состояния факторов и приводится оценка степени их влияния на организацию, например, по пятибалльной шкале. В случае возможностей для предприятия ставится положительная оценка, в случае угроз – отрицательная оценка. Стоит заметить, что одни и те же факторы, одновременно, могут создавать как возможности, так и угрозы для фирмы. При этом необходимо отдельно выделить положительное и отрицательное влияние факторов, а не их результирующую. В дальнейшем предлагаем учитывать только преобладающее влияние фактора, осознав его двойственную природу.

Исходная информация для анализа внешней среды берется из статистических сборников, книг, СМИ. Кроме того, полезны участие в профессиональных конференциях, анализ опыта деятельности организации, изучение мнения сотрудников организации, проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.

Таблица 1



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.009 с.)