Симтомокомплексы «Кинетического рисунка семьи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симтомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»



 

Симптомокомплекс Симптом Балл
1. Благоприятная 1. Общая деятельность всех членов семьи 0,2
семейная ситуация 2. Преобладание людей на рисунке 0,1
  3. Изображение всех членов семьи 0,2
  4. Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
  5. Отсутствие штриховки 0,1
  6. Хорошее качество линии 0,1
  7. Отсутствие показателей враждебности 0,2
  8. Адекватное распределение людей на листе 0,1
  9. Другие возможные признаки  
2. Тревожность 1. Штриховка 0,1,2,3
  2. Линия основания - пол 0,1
  3. Линия над рисунком 0,1
  4. Линия с сильным нажимом 0,1
  5. Стирание 0,1,2
  6. Преувеличенное внимание к деталям 0,1
  7. Преобладание вещей 0,1
  8. Двойные и прерывистые линии 0,1
  9. Подчеркивание отдельных деталей 0,1
  10. Другие возможные признаки  


При отсутствии на рисунке указанных признаков ставится оценка 0 баллов; 1, 2, 3 балла ставятся в зависимости от степени выраженности соответствующего признака.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК [21 ]

 

При разработке сценария и технологии обследования психолог-диагност должен соблюдать ряд профессиональных этических принципов.

1. Ответственность - необходимость отвечать за содержание, интерпрета­цию и заключение психологического обследования, за все решения, принимае­мые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надежности исполь­зуемых методик;

2. Компетентность - владение методологией, теорией психологии и психо­диагностики, практическими и методологическими умениями и навыками;

3. Этическая и юридическая правомочность психологического исследова­ния - соответствие статуса и образовательного уровня диагноста существующим требованиям;

4. Конфиденциальность - хранение профессиональной тайны, неразглаше­ние информации, полученной в ходе психодиагностического исследования;

5. Благополучие респондента - соблюдение правил добровольности участия в тестировании и информирование о целях исследования, забота о психологиче­ском состоянии обследуемого в ходе и при завершении психодиагностического исследования;

6. Морально-позитивный эффект обследования - принцип «Не навреди»; использование результатов обследования в целях личностного и профессиональ­ного роста человека;

7. Профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда пси­хологии.

ОБЩИЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ [10]

1.1. Психолог, запрашивающий у человека в ходе обследования сведения о его личности или допускающий, чтобы ему доверили эту информацию, делает это только после того, как обследуемый полностью осознал цели обследования, а также цели и способы использования этой информации.

1.2. Любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом об­следовании или эксперименте и тем самым оградить от нежелательного вмеша­тельства свой внутренний мир.

1.3. Когда обследование проводится в интересах какого-либо учреждения, об­следуемый должен быть полностью проинформирован относительно использо­вания получаемых результатов. Желательно также объяснить, что адекватная оценка его личности будет выгодна самому испытуемому.

1.3.1. Результаты обследования, проведенного по личной просьбе и в интере­сах обследуемого, не могут быть предоставлены какому-либо учреждению, если испытуемый не дает на это согласия.

1.3.2. Если обследование проводится в интересах личности и по инициативе организации (школы, предприятия, вуза, суда и т.п.), то для использования полу­ченных результатов в рамках этой организации дополнительного согласия об­следуемого не требуется. Для передачи полученной информации за пределы ор­ганизации необходимо согласие обследуемого.

1.3.3. Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граж­дан результаты психодиагностического обследования должны быть сообщены другому лицу или в официальный орган, обследуемый должен быть поставлен об этом в известность.

1.3.4. Обязательство хранить профессиональную тайну теряет силу, если по­ложение закона обязывает психолога сообщить о полученной информации.

1.4.  При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков
и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета;
в случае же оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его
родителей. По просьбе родителей им должны быть сообщены результаты тестиро-
вания ребенка с соблюдением условий, указанных в пунктах 1.6 и 1.7.

Относительно передачи сведений другим людям соблюдаются требования пункта 1.3 (всех его подпунктов). Представителями ребенка в данном случае яв­ляются его родители. При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.

1.5. Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными необхо­димо, чтобы доступ к ним подлежал строгому контролю.

1.6. При сообщении результатов тестирования необходимо учитывать осо­бенности того человека, которому они предназначаются.

1.7. Индивиду не должны сообщаться результаты его обследования без их ин­терпретации специалистом. В ряде случаев необходим также соответствующий комментарий специалиста.

ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГУ-ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК [10]

 

1.1.  Психологом-пользователем является лицо, имеющее психологическое
образование, работающее по этой специальности в исследовательских и практи-
ческих учреждениях и использующее в своей работе психодиагностические ме-
тодики.

1.1.1. Квалификация пользователя должна быть не ниже той, которая указана в руководстве к тесту.

1.2.Психолог осознает границы своей компетентности и ограниченность сво­их средств и не предлагает свои услуги, а также не использует методы, которые не удовлетворяют профессиональным стандартам, установленным в конкретных областях исследования.

1.3.Психолог-пользователь должен быть способен правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека

ш! жгшря. Он тш шь шшож% ъъ. щшшьш, нрмешяк та %

интерпретацию его результатов, а также за соблюдение этических норм по отно­шению к обследуемому.

1.4.В своей деятельности психолог должен всегда соблюдать принцип «не навреди». Это относится главным образом к сообщениям как обращенным к ис­пытуемому, так и о нем. Психолог должен выражать свое мнение, устное или письменное, с осторожностью.

1.5.Психолог-пользователь обеспечивает тщательное соблюдение всех стан­дартных требований при использовании методики. Он не имеет права отклонять­ся от стандарта в использовании методики, вносить модификации в уже издан­ную методику и распространять скорректированные инструктивные материалы. Работа по модификации и адаптации методики проводится лишь с согласия ав­тора теста или организации, обладающей правом на данную методику.

1.6.Недопустимо тестирование по почте.

1.7.В своей профессиональной деятельности психолог-пользователь руково­дствуется своими знаниями и опытом, на основе которых он самостоятельно принимает решение и лично несет за него ответственность. В сомнительных и спорных случаях психолог обязан проконсультироваться с экспертом в соответ­ствующей области и объективно рассмотреть полученные рекомендации.

1.8.Пользователь имеет право собирать статистический и психологический материал по изданным методикам с целью публикации научных статей и отсыл­ки этих материалов разработчикам методик.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002. - 688 с.

2. Беллак Л. О проблемах концепции проекции. Теория апперцептивного ис­кажения// Проективная психология. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 10-29.

3. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка// Детский практический психолог. - 1994. - Январь. - С. 30-34.

4. Берне Р.С, Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в пони­мание детей через кинетические рисунки/ Пер. с англ. - М.: Смысл, 2000. - 146 с.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000.-440 с.

6. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. - Киев: Ника-Центр, 1997.- 128 с.

7. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на ос­нове метода Роршаха). - Киев: Вища школа, 1979. - 176 с.

8. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - Москва: Российское Педагогическое Агентство, 1998. - 263 с.

10. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 528 с.

11. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное ру­ководство. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. - 160 с.

12. Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного»// Вестник Моск. ун-та, Сер. 14, Психология. - 1986. -№4. - С. 56-59.

13. Додельцев Р.Ф., Панфилова Т.В. Азбука психоанализа// 3. Фрейд. Художник и фантазирование/ Под ред. Р.Ф. Додельцева, К.М. Долгова. - М.: Республика, 1995. - С. 365-386.

14. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - Л.: Меди­цина, 1982.-214 с.

15. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рису­нок в сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.

16. Маховер К. Проективный рисунок человека/ Пер. с англ. - М.: Смысл, 2000.- 154 с.

17. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 240 с.

18. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. - Тбилиси: Мецниереба, 1975. - 243 с.

19. Проективная психология/ Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКС­МО-Пресс, 2000. - 528 с.

20. Прошанский Г.М. Классификация проективных методов// Проективная психология. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 99-105.

21. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Сост. КришеваН.В., Рябликова Н.В. - М.: Геликон, 1995. - 220 с.

22. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992. - 256 с.

23. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001.-416 с.

24. Роршах Г. Психодиагностика: методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов)/ Пер. с нем. - М.: Когито-Центр, 2003. - 336 с.

25. Семаго Н.Я. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка// Школьный психолог. - 2003. - № 35. - С. 8-9.

26. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 176 с.

27. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная пси­хология. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - С. 69-85.

28. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005. - 464 с.

29. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений// Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 165-171.

30. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.

31. Чайка Ю.Ю. К построению «личностно-смысловой проективной методи­ки»// Украинский вестник психоневрологии. - 1999. - Т. 7. - Вып. 1. - С. 120-122.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.019 с.)