Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы применения рисунка в психологической диагностике
1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке. 2. Психолог, работающий в области диагностики, должен быть в состоянии оценить рисунок не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков. 3. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности. 4. В индивидуальной диагностике следует прежде всего опираться на рисунки, за появлением которых можно было наблюдать. 5. Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисовальный материал, например карандаши средней мягкости (М2) и т.п. 6. Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в процессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др. 7. Уровень сформированное™ схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом. 8. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка. 9. Рисунок является индикатором не только творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических). 10. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации. 11. Проективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т.п. 12. Преувеличение значения проективной интерпретации рисунка вызывает значительно большее количество ошибок в психологической диагностике, чем недооценка этой интерпретации. В заключении приведем наиболее адекватные и эффективные по своей диагностической значимости темы детского рисунка (рисуночные тесты), которые могут использоваться психологом (табл. 5). Наиболее важными показателями как использования рисунка в психологической оценке развития ребенка, так и его анализа являются: возрастная соотнесенность темы рисунка и основные анализируемые показатели для разного возраста.
КмйжйЦМШ материалы: лист; бумаги для работы лучше всего брать белый или слегка кремовый, неглянцевый. Карандаш - средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать не следует. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием». После окончания рисования некоторые авторы предлагают ребенку рассказать про образ жизни животного. Рассказ записывается дословно. Затем, если в рассказе отсутствуют соответствующие сведения, то задаются дополнительные вопросы: - Чем животное питается? - Где оно живет? - Чем оно обычно занимается? Что любит делать больше всего? - Чего оно больше всего не любит? - Оно живет одно или с кем-нибудь еще? - Есть ли у него друзья? Кто они? - Есть ли у него враги? Кто они? Почему они его враги? - Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится? Показатели и интерпретация Этот тест построен на теории психомоторной связи. Как известно, тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подымание, падение и т.д. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, по данной концепции связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и его осуществлением). Правая сторона, пространство впереди и вверху связаны с будущим и действенностью. Левая сторона на листе связана с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая (соответственно руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Кроме того, интерпретация рисунка опирается на следующие теоретические положения. 1. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации порождаемый образ фантазии связан с Я-образом. Иногда, кроме проекции Я-образа, рисунок может воплощать: идеальный Я-образ, образ значимого другого, отношение к экспериментальной ситуации. 2. В рисунке отражаются законы невербальной коммуникации (позы, жесты, мимика). 3. На расположение рисунка и его частей оказывает влияние символика пространства. 4. Существует связь образа с метафорами речи («человек с шипами», «железная хватка», «высокие цели» и т.д.) 5. Многозначность отдельных деталей и признаков, поэтому интерпретация возможна только в контексте. Рекомендуется прием эмпатического вживания в рисунок.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.006 с.) |