Проективные методы психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективные методы психодиагностики



И.А. Шляпникова

 

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

Учебное пособие

 

Под редакцией Е.Л. Солдатовой

 

Челябинск

 

Издательство ЮУрГУ 2005

3


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие.............................................................................................. 3

Глава 1. История создания и обоснования проективных методов исследо-
вания личности...................................................................................... 4

1.1. Концепции проекции в обосновании проективного метода..... 8

1.2. Общая характеристика проективных методик: преимущества и не­достатки  11

1.3. Подходы к классификации проективных методов........................................... 16

Глава 2. Проективные рисуночные методы диагностики....................... 18

2.1. Общие закономерности интерпретации рисунков........................ 21

2.2. Детский рисунок: этапы развития и особенности интерпретации... 31

2.3. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»... 45

2.4. Проективная методика «Рисунок семьи».................................. 53

Приложения

Приложение 1. Этические нормы для пользователей психодиагности-
ческих методик...............................................................................   64

Приложение 2. Общие этические принципы психодиагностического

обследования.................................................................................... 65

Приложение 3. Требования к психологу-пользователю психодиагно-
стических методик............................................................................ 66

Библиографический список................................................................... 67

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологи­ческих исследованиях личности проективные методики стали широко использо­ваться во многих областях психологической практики. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности, нередко они служат рабочим инстру­ментом для проверки тех или иных теоретических положений.

Однако не всегда применение проективных методик оправдано задачами кон­кретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются корректно. Проективные методики создавались в разное время, причем одни - чисто эмпи­рическим путем, другие - на основе общепсихологических или частных психоло­гических концепций. Кроме того, их возникновение было связано с потребно­стями сугубо клинической психологии, т.е. отвечало довольно узкому кругу за­дач диагностики дезадаптированной личности. Со временем проективные мето­дики начали использоваться более широко как средства диагностики индивиду­альных особенностей личности. Такое расширение сферы применения с необхо­димостью требует осознания теоретической основы проективных методов - наи­более общих принципов и понятий, в противном случае их некорректное исполь­зование может повлечь за собой серьезные трудности как теоретического, так и практического характера.

Настоящее пособие является учебным пособием по курсу «Спецпрактикум по проективным психодиагностическим методам» и имеет своей целью познако­мить студентов с теоретическими предпосылками создания проективных мето­дов и выявить возможности применения отдельных проективных методик.

В первой главе представлен обзор теоретических представлений об истории формирования проективных методов, основных подходах к пониманию феноме­на проекции как психологического механизма, предложены несколько классифи­каций проективных методов диагностики.

Вторая глава пособия посвящена рисуночным методам диагностики: описаны общие закономерности психологического анализа рисунков, технология прове­дения и интерпретации методик «Рисунок семьи» и «Рисунок несуществующего животного».

В приложении помещены материалы, отражающие этические принципы про­ведения психодиагностического исследования.

Качество линий (нажим)

Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, об­щей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий.

«Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную лич­ность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои дейст­вия.

' Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению со­противления; тревожность.

Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к за­стреванию на тех или иных переживаниях.

Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет сле­ды на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального на­пряжения и высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессо­вой реакции.

Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые ли­нии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. Но иногда слабый нажим может быть свидетель­ством гибкости и подвижности мышления.

В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики.

*Очтъ*шяабтй?тяжмм- нередко сигнализирует о снижении настроения, депрес­сивном состоянии.

Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психо­моторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной ла­бильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.Нажим, слабеющий в процессе рисования, может свидетельствовать о высокой утомляе­мости.

Изменения нажима могут отражать относительную значимость для человека изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются бо­лее сильно. Устш^и^нажима может свидетельствовать о психологической на­грузке, связанной с определенной проблематикой (например, если оно прояви­лось толы со_в_р!:юз^нке_се мьи,"то это может быть показателем неб лагоп олучиясе-мейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается ри­сованию.

Тип линии

Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как тре­вожность, импульсивность, характер самоконтроля.

«Штриховая» >линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения п опасть не туда, ку да требуется. Про­водя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и скор- ректировать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой т ревожный контрол ь нарушает нормальное выполне­ние автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о вы-со кой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тре­воги, а для устойчивого постоянного ее повышения. Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики.

«Эскизная» линия: сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые за­тем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повышен­ной тр евожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как они наведены, то это показа­тель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обучающихся рисованию.

■Множественностьлиний: вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная. Множественность линий характерн а для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги. Она часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у чувст­вительных детей. В случае, когда множественные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для человека повышенную значимость: ассоциац ии, с вязанн ые с ней, вы­зы вают у негс^гдессо вуто реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пони­женной устойчивости к стрессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ не на реальное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспоминание о нем).

Линии на рисунке не попадают в требуемую точку - это свидетельствует ли­бо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и высо­кой импульсивности (возможно, вследствие органического поражения мозга).

Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца, также часто служит проявлением повышенной импульсивности. Однако в соче­тании с ослабленным нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной ис-тощаемости, астении.

Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получа­ется выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом пораже­нии мозга. Они нередки также при психическом заболевании.

Размер рисунка

Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бу­маги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии:

■ увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа;

■ средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа;

■ уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа.

Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока. Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, ко­гда они занимают лист практически целиком (в высоту).

Необычно большие рисунки занимающие практически весь лист, характерны для людей в состоянии эмоционального возбуждения. Обычно оно связано с рез­ким снижением самоконтроля. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты в ситуации острой тревоги, в состоянии стресса.

Рисунки большого размера предполагают агрессивность, либо экспансив­ность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплески­вающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватно­сти могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обыч­но можно^ШарЗ^жить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности.

Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитно­сти и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и не­которой заторможенности при взаимодействии с людьми. Уменьшение размера рисунков может служить признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей за­торможенности, пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к данному зада­нию или к обследованию в целом.

Резкие колебания размера рисунков говорят об эмоциональной подвижности, склонности к частой смене настроений. Они характерны для людей с чередова­нием периодов повышенного и пониженного настроения.

Упорядоченность рисунков

Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.

Люди, находящиеся в депрессивном состоянии или люди с низким интеллек­туальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны.

Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, (например, такими как шизофрения) могут изображать на своих рисунках объекты в беспо­рядочной «базарной» манере, где фигуры расположены непривычно, нестандарт­но, необычно.

В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нуме­руют элементы. Особенно когда их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе. Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних огра­ничений они чувствуют беспокойство и невозможность в реализации своего по­тенциала. Они демонстрируют некоторую ригидность, педантичность в своих отношениях с миром, а также дефицит внутреннего контроля, необходимого им для того, чтобы получать удовлетворение от взаимодействия с окружением.

Когда лишь один из элементов рисунка «закапсулирован», это выражает же­лание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путем ус­тановления «стены» вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней.

Симметрия в рисунке

Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на из­лишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испы­тывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцо­выми.

Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его пове­дение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью.

Стирание нарисованного

Многочисленные стирания и исправления линий - характернейший признак повьппенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Он часто на­блюдается при высоком уровне притязаний и не соответствующей ему (снижен­ной) самооценке, при сильном стремлении к совершенству. Если исправления касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой зна­чимости (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей жизненной сферы. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемо­го, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликт­ной.

Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в ри­сунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некото­рое беспокойство.

В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рису­нок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а так­же на его потребность в достижении.

Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органи­ческими поражениями стирания встречаются довольно редко.

Цвет в рисунке

Если в вашем распоряжении имеются рисунки, сделанные в цвете, то полезно оценить особенности его использования. Для этого в наибольшей степени под­ходят рисунки, сделанные цветными карандашами, но пригодны также рисунки, сделанные фломастерами, пастелью или красками. Характер цветовой гаммы может многое сказать об эмоциональном состоянии ребенка.

Благополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких (но не чрезмерно резких) разнообразных цветов, преимущественно из теплой части спектра (от красного до желто-зеленого).

Преобладание холодных тонов - признак некоторого снижения настроения. При более выраженном снижении настроения к холодным тонам (синему, голу­бому) часто присоединяется черный или коричневый.

Использование темных тонов — значительно более серьезный признак сни­жения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном со­стоянии. Постоянное использование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно соче­тание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым).

Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, ис­пользование простого карандаша, несмотря на наличие цветных - признак сни­жения общего уровня активности. Он часто свидетельствует об астении, ослаб­ленное™, истощении после пережитого стресса.

Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков говорят о высокой сензитивности (чувствительности) и характерны для повышенного уровня тре­вожности. Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе. Такие тона более типичны для девочек; у мальчиков они могут служить призна­ком женственного характера.

Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контра­стность используемых цветовых сочетаний, преобладание ярко-красного или темно-красного цвета характерны для состояния высокой эмоциональной на­пряженности. Как правило, она сигнализирует о ситуативно обусловленном по­вышении уровня тревоги. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности.

Детали рисунка

Степень тщательности, аккуратности и детализированности рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самоконтроля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенностях.

Большое количество разнообразных деталей - узор на платье, бант, украше­ния в рисунке человека, занавески и цветы на окнах в рисунке дома, цветы или грибы, изображенные вокруг дерева и т.п. - встречается при достаточно выра­женной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении поде­литься своими переживаниями). Богатство разнообразных деталей характерно также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию.

Большое количество однотипных деталей, повышенная тщательность вы­полнения рисунков, (например, одинаковые листья на дереве, кирпичи при изо­бражении трубы) свидетельствует о склонности к монотонным однообразным занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую. Подоб­ная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается при высокой ригид­ности, а также при некоторых видах органических поражений мозга.

Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются при стремлении к совершенству, связанном с высоким уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательности отражается недостаточная уверенность в себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родите­лями, педагогами).

Большое количество однообразных деталей встречается при высокой тревож­ности. Однако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщательно; де­тали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небреж­ными.

Низкая детализированность рисунков, их схематичность типична для состоя­ния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности. Иногда бедность деталей свидетельствует о чрез­мерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисо­ванием или к обследованию в целом.

Резкие колебания уровня тщательности и детализированности могут гово­рить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и жизненных сфер, о сосредоточенности личности на этих сферах. Они также часто являются следствием неустойчивости внимания, импульсивности. Нередко встречаются у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений.

Положительное отношение к какому-либо персонажу или какой-либо жиз­ненной сфере проявляется в увеличении числа деталей, их большем разнообра­зии, отрицательное - в бедности деталей, схематичности и нарочитой небрежно­сти изображения. Появление большого числа однообразных деталей обычно го­ворит о напряженном отношении к соответствующей жизненной сфере.

Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотива­ции. Она может служить показателем негативного отношения к психологическо­му обследованию или лично к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда в этом отражается общий негативизм (например, подростковый. Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нару­шениях внимания. Впечатление небрежности может создаваться также наруше­ниями мелкой моторики.

Акцентирование деталей в рисунках

Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к оп­ределенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная, или необычная подача.

Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психо­логического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела.

Прозрачность в рисунке

Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические и психические расстройства.

Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайери-стические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также про­блемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям ри­сунка.

В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными.

Экспозиция рисунка

Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувства отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерпер­сональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа лю­дей.

Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосход­ства, возможно, возникающие как компенсация скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов.

Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чувства недоступно­сти и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определенную область своей жизни.

Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувство теплоты в контактах и психологической доступности. Тени, штриховка в рисунках

Заштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом, обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который имеет особую значимость для человека, несет с собой конфликт и тревогу.

Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно пла­вающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью.

Важным показателем является тщательность и аккуратность штриховки.

Небрежная размашистая штриховка, иногда выходящая за контур рисунка, типична для ситуативного повышения уровня тревоги. Особенно показательна штриховка с нарастающей амплитудой движений (от мелких штрихов ребенок постепенно переходит к длинным, размашистым).

Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, ги­перактивности.

Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к за­стреванию на определенных однотипных действиях, которое может быть следст­вием повышенной тревожности. Подобная штриховка особенно типична при со­четании тревожности с ригидным типом личности.

Штриховка с сильным нажимом, иногда скрывающая отдельные ранее нари­сованные детали (например, детали одежды в рисунке человека), характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности. В остальном она интерпретируется так же, как и вообще особо сильный нажим на карандаш.

Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие штриховки и за­тенения в рисунке может также указывать на личностные нарушения. В опреде­ленной степени затенения встречаются в рисунках хорошо адаптированных лю­дей.

Линия основания в рисунках

Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испы­тывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности по­средством создания твердого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствует степени испытываемых чувств.

Доизобразительный период

Доизобразительный период начинается в возрасте 1,5-2 лет и длится до 3-3,5 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ре­бенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Этот период характеризуется как «доэстетический», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, еще нет эстетической задачи как тако­вой.

Доизобразительный этап в формировании детского рисунка продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяю­щиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображе­ния [22]. Другие авторы [25] различают внутри доизобразительного этапа стадии «марания», ритмических каракулей и ассоциативную стадию.

Стадия «марания». Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулени­ем ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладе­вающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования». Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули - это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка за­кругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ре­бенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2).


 

Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблю­дая действия старших, ребенок пытается их копировать. А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» - это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ре­бенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное».

Стадия ритмических каракулей. Постепенно у ребенка появляется возмож­ность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать од­ни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, стано­вятся ритмичными.

Рис.4. Машина и человек



Ассоциативная стадия - третья и последняя стадия доизобразительного пе­риода рисования - возникает тогда, когда образ предмета непроизвольно возни­кает из каракулей и подсказан только воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ предмета, - называет его. А.А. Смирнов отмечает: «Сначала эти штрихи идут более или менее в одном на­правлении, но по мере того как рука приобретает большую уверенность, они по­немногу меняют его, перекрещиваются друг с другом, принимают форму лома­ных или закругленных линий. В силу этого из их хаотической массы получаются иногда такие случайные сочетания, которые напоминают ребенку какие-либо ре­альные предметы» [цит. по: 22, с. 34]. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» -ребенок может с равной вероятностью дать любое название своему рисунку. Это может быть и солнышко, и мама, и яблоко (рис. 3, 4).

То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. «Ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это отношение к нему самого ребенка.

В 3-3,5 года ребенок переходит к следующему периоду - изобразительному.

 

Изобразительный период

Началом изобразительного периода условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел», то есть цель нарисовать что-либо, и лишь затем производится сам рисунок. По мнению B.C. Мухиной, переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий (ассоциа­тивная стадия), затем - намеренное изображение [17].

Изобразительный период также является продолжительным и неоднородным и делится на несколько стадий.

Стадия примитивных изображений (3-5 лет). У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, утлы, отрезки линий. Ребенок может нарисовать множество изображений, похо­жих на круги, и сказать: «Это камушки». Спустя несколько месяцев «камушки» становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и две отходя­щие линии, а также рот. «Это мама и Таня», - говорит ребенок.

Так в рамках данной стадии выделяется подстадия головоногов, когда в ри­сунках детей человек представлен только двумя элементами: головой и ногами. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую -руки (рис. 5).

 

Рис. 5. Человек

 

О возрастных особенностях изображения человека более подробно будет ска­зано далее в соответствующем параграфе.

Стадия схематических изображений. Она длится очень долго, и в ней, в свою очередь можно выделить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые совсем примитивные схемы наполняются мало по малу более существенным содержанием.

Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, сла­гаясь только из двух основных частей головы и какой-либо подпорки. При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказы­ваются прикрепленными непосредственно к голове. Они рисуются наиболее про­стым способом в виде полок, идущих под некоторым углом.

Далее выделяются новые части человеческой фигуры и среди них прежде все­го туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: оваль­ную, почти квадратную, удлиненной полоски и т.д. Иногда обособление от ног делается прямой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изобра­жаются с пальцами.

Там, где из туловища выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некото­рыми чертами. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удо­стаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутст­вуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает на сцену довольно часто.

При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой. Одежда обычно обознача­ет свое присутствие только пуговицами. Эти изображения чаще всего представ­ляют человека анфас. Лишь постепенно совершается переход к профилю. Про­межуточная ступень характеризуется тем, что часть рисунка изображает челове­ка в профиль, а часть в анфас.

Здесь еще не соблюдаются пропорции, поэтому изображаемые люди чаще всего представляются в виде головастиков.

Нужно специально отметить, что на данной стадии изобразительной деятель­ности дети еще не исправляют ошибки в своих рисунках или делают это очень

 

В целом схематичность наблюдается в любых рисунках этого возраста (жи­вотное, дом, паровоз). Больше всего привлекают динамичные предметы (люди, животные, если дом, то обязательно из трубы валит дым). Для этой стадии ха­рактерно руководство внутренними представлениями о предмете рисования по памяти (образу). Рисование только самого существенного. Фактически это гра­фический рассказ о том, что ребенок знает (рис. 6, 7).

редко. Самый обычный способ исправления для данного возраста - прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги.

Дальнейшая, четвертая стадия - это стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Находят себе приме­нение руки: они держат какой-нибудь предмет. Голова обрастает волосами, ино­гда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появля­ется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду (рис. 8).

Рис. 8

 

Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встре­чаться с промежуточной стадией - стадией смешанной схемы - на которой часть рисунка передается почти схематически.

В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т.п. Корова наделяется рогами, широкой шеей, выменем, прямой спиной. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесками, иногда становится понятно, из какого материала он выстроен.

Наряду с этим происходит значительное тематическое обогащение рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие по рельсам, со столбами и семафором возле них, внутренний вид домов и т.д.

Несмотря на большой соблазн, вряд ли можно приурочить каждую из наме­ченных выше стадий детского художественного творчества к строго определен­ному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная ода­ренность ребенка и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизительную закономерность мы можем все же получить, руководствуясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отно­шении весьма показательны результаты, полученные Г. Кершенштейнером. Од­нако следует иметь в виду, что приводимые показатели развития рисунка соот­ветствуют периоду начала XX века.

Данные Г. Кершенштейнера [22] позволяют судить о степени распространен­ности различных типов рисунка в разном возрасте (табл. 4).


Как видно из таблицы, шестилетние дети рисуют обычно схему, и только на­чиная с 11 -летнего возраста мы встречаемся с ней реже, чем с остальными, более совершенными способами изображения. Правдоподобный рисунок выступает на первый план только после 13 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.113 с.)