Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проективные методы психодиагностикиСтр 1 из 14Следующая ⇒
И.А. Шляпникова
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Учебное пособие
Под редакцией Е.Л. Солдатовой
Челябинск
Издательство ЮУрГУ 2005 3 ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.............................................................................................. 3 Глава 1. История создания и обоснования проективных методов исследо- 1.1. Концепции проекции в обосновании проективного метода..... 8 1.2. Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки 11 1.3. Подходы к классификации проективных методов........................................... 16 Глава 2. Проективные рисуночные методы диагностики....................... 18 2.1. Общие закономерности интерпретации рисунков........................ 21 2.2. Детский рисунок: этапы развития и особенности интерпретации... 31 2.3. Проективная методика «Рисунок несуществующего животного»... 45 2.4. Проективная методика «Рисунок семьи».................................. 53 Приложения Приложение 1. Этические нормы для пользователей психодиагности- Приложение 2. Общие этические принципы психодиагностического обследования.................................................................................... 65 Приложение 3. Требования к психологу-пользователю психодиагно- Библиографический список................................................................... 67 ПРЕДИСЛОВИЕ
Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности, нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. Однако не всегда применение проективных методик оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются корректно. Проективные методики создавались в разное время, причем одни - чисто эмпирическим путем, другие - на основе общепсихологических или частных психологических концепций. Кроме того, их возникновение было связано с потребностями сугубо клинической психологии, т.е. отвечало довольно узкому кругу задач диагностики дезадаптированной личности. Со временем проективные методики начали использоваться более широко как средства диагностики индивидуальных особенностей личности. Такое расширение сферы применения с необходимостью требует осознания теоретической основы проективных методов - наиболее общих принципов и понятий, в противном случае их некорректное использование может повлечь за собой серьезные трудности как теоретического, так и практического характера.
Настоящее пособие является учебным пособием по курсу «Спецпрактикум по проективным психодиагностическим методам» и имеет своей целью познакомить студентов с теоретическими предпосылками создания проективных методов и выявить возможности применения отдельных проективных методик. В первой главе представлен обзор теоретических представлений об истории формирования проективных методов, основных подходах к пониманию феномена проекции как психологического механизма, предложены несколько классификаций проективных методов диагностики. Вторая глава пособия посвящена рисуночным методам диагностики: описаны общие закономерности психологического анализа рисунков, технология проведения и интерпретации методик «Рисунок семьи» и «Рисунок несуществующего животного». В приложении помещены материалы, отражающие этические принципы проведения психодиагностического исследования. Качество линий (нажим) Нажим на карандаш позволяет судить об уровне психомоторного тонуса, общей активности, эмоциональной напряженности. Сила нажима отражается в жирности линий. «Ровный, умеренный по силе, нажим указывает на гибкую и адаптивную личность; уравновешенность, самообладание, склонность обдумывать свои действия. ' Сильный нажим трактуется как сильное психическое напряжение, имеющее выход через амбициозность или агрессивность с тенденцией к их проявлению; настойчивость, проявления напористости, воли, тенденции к преодолению сопротивления; тревожность.
Равномерный сильный нажим возможен при ригидности, склонности к застреванию на тех или иных переживаниях. Необычайно сильный нажим, когда карандаш рвет бумагу или оставляет следы на обратной стороне листа, является знаком большого эмоционального напряжения и высокого энергетического уровня, нередко сигнализирует о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции. Слабый нажим может говорить о недостаточной уверенности в себе, робости, боязливости, нерешительности, колебаниях, беззащитности, часто встречается у пассивных, застенчивых детей. Легкие, слабые, поверхностные, отрывистые линии часто указывают на то, что человек испытывает дефицит доверия к самому себе и дефицит самоуважения. Но иногда слабый нажим может быть свидетельством гибкости и подвижности мышления. В рисунках детей легкий нажим может отражать сдержанность, ограничения в личностных проявлениях или низкий уровень энергетики. *Очтъ*шяабтй?тяжмм- нередко сигнализирует о снижении настроения, депрессивном состоянии. Сильно варьирующий нажим, как правило, говорит о неустойчивости психомоторного тонуса. Он встречается у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений, низкой устойчивостью к стрессу.Нажим, слабеющий в процессе рисования, может свидетельствовать о высокой утомляемости. Изменения нажима могут отражать относительную значимость для человека изображаемых деталей или сюжетов: наиболее значимые детали выделяются более сильно. Устш^и^нажима может свидетельствовать о психологической нагрузке, связанной с определенной проблематикой (например, если оно проявилось толы со_в_р!:юз^нке_се мьи,"то это может быть показателем неб лагоп олучиясе-мейной сферы). Вместе с тем, вариации нажима могут служить художественным выразительным средством и свидетельствовать о том, что ребенок обучается рисованию. Тип линии Особенности линии могут свидетельствовать о таких особенностях как тревожность, импульсивность, характер самоконтроля. «Штриховая» >линия выглядит как бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это происходит из-за опасения п опасть не туда, ку да требуется. Проводя линию, человек многократно прерывает действие, чтобы проверить и скор- ректировать его результат. В итоге точность линий не повышается, а, напротив, понижается, так как такой т ревожный контрол ь нарушает нормальное выполнение автоматизированных действий. Описанный вид линии свидетельствует о вы-со кой тревожности. Он характерен не для ситуативного повышения уровня тревоги, а для устойчивого постоянного ее повышения. Иногда похожая «кусочная» линия встречается и при нарушениях мелкой моторики. «Эскизная» линия: сначала проводятся тонкие (эскизные) линии, которые затем наводятся жирной линией. Такая линия часто служит признаком повышенной тр евожности, сопровождаемой тенденцией к ее компенсации. В этом случае тревожность может не проявляться в повседневном поведении человека, но в стрессовых ситуациях она неизбежно становится заметна. Если человек пытается стирать и переделывать линии уже после того, как они наведены, то это показатель неудачной компенсации тревоги. Иногда эскизная линия с последующим наведением встречается также у детей, обучающихся рисованию.
■Множественностьлиний: вместо одной линии проводится несколько линий с примерно одинаковым нажимом, так что непонятно, какая из них основная. Множественность линий характерн а для ситуативно обусловленного повышения уровня тревоги. Она часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у чувствительных детей. В случае, когда множественные линии появляются только на отдельных рисунках, это свидетельствует о том, что соответствующая сфера имеет для человека повышенную значимость: ассоциац ии, с вязанн ые с ней, вызы вают у негс^гдессо вуто реакцию. Вместе с тем, это одно из проявлений пониженной устойчивости к стрессу (поскольку стрессовая реакция возникает в ответ не на реальное столкновение со стрессором, а на одно лишь воспоминание о нем). Линии на рисунке не попадают в требуемую точку - это свидетельствует либо о двигательных нарушениях, либо о сниженном уровне самоконтроля и высокой импульсивности (возможно, вследствие органического поражения мозга). Линия, в целом идущая в правильном направлении, но не доведенная до конца, также часто служит проявлением повышенной импульсивности. Однако в сочетании с ослабленным нажимом такая линия, скорее, говорит о повышенной ис-тощаемости, астении. Грубые искажения формы прямых линий, когда вместо прямой линии получается выпуклая, вогнутая или волнистая, встречаются при органическом поражении мозга. Они нередки также при психическом заболевании. Размер рисунка Размер рисунка должен рассматриваться в соответствии с размером листа бумаги. Ориентироваться можно на следующие приблизительные критерии: ■ увеличенный размер: рисунок занимает более 2/3 листа; ■ средний размер: рисунок занимает от 1/3 до 2/3 листа; ■ уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа. Для рисунков дерева и многоэтажного дома верхняя граница более высока. Об увеличении размера этих рисунков можно говорить только в том случае, когда они занимают лист практически целиком (в высоту). Необычно большие рисунки занимающие практически весь лист, характерны для людей в состоянии эмоционального возбуждения. Обычно оно связано с резким снижением самоконтроля. Сверхкрупные, выходящие за край листа рисунки часты в ситуации острой тревоги, в состоянии стресса.
Рисунки большого размера предполагают агрессивность, либо экспансивность, стремление к самораспространению и грандиозные тенденции, выплескивающийся вовне потенциал. Люди с чувством приниженности или неадекватности могут также выполнять рисунки большого размера в результате действия компенсаторного защитного механизма. Когда это имеет место, в рисунке обычно можно^ШарЗ^жить и другие признаки наличия конфликта и беззащитности. Маленькие рисунки отражают чувство приниженности, робости, беззащитности и неэффективности. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются в проявлении своих чувств и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Уменьшение размера рисунков может служить признаком снижения настроения и часто встречается при депрессивных состояниях. Оно может также свидетельствовать об общей заторможенности, пассивности и о сниженной самооценке. Иногда уменьшение размера бывает вызвано негативной установкой по отношению к данному заданию или к обследованию в целом. Резкие колебания размера рисунков говорят об эмоциональной подвижности, склонности к частой смене настроений. Они характерны для людей с чередованием периодов повышенного и пониженного настроения. Упорядоченность рисунков Люди с хорошей психологической организацией обычно рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии или люди с низким интеллектуальным уровнем часто изображают несвязанные фигуры или фигуры, связи между которыми минимальны. Люди, страдающие серьезными психическими расстройствами, (например, такими как шизофрения) могут изображать на своих рисунках объекты в беспорядочной «базарной» манере, где фигуры расположены непривычно, нестандартно, необычно. В некоторых случаях, упорядочивая рисунки, люди чертят клеточки и нумеруют элементы. Особенно когда их просят нарисовать несколько рисунков на одном листе. Подобные способы упорядоченности материала демонстрируют люди, которые испытывают затруднения в отношении контроля и управления собственной жизнью, они склонны излишне ориентироваться на авторитеты и полагаться на внешнее руководство. Без внешней регламентации, внешних ограничений они чувствуют беспокойство и невозможность в реализации своего потенциала. Они демонстрируют некоторую ригидность, педантичность в своих отношениях с миром, а также дефицит внутреннего контроля, необходимого им для того, чтобы получать удовлетворение от взаимодействия с окружением. Когда лишь один из элементов рисунка «закапсулирован», это выражает желание испытуемого как бы удалить конфликтную часть из своей жизни путем установления «стены» вокруг проблемы таким образом, чтобы предотвратить дальнейшее столкновение с ней. Симметрия в рисунке
Излишняя симметрия в рисунках создает ощущение застоя, ригидности и очень часто указывает на подавление спонтанных импульсов и эмоций, на излишнее интеллектуализирование. Люди, которые рисуют подобные картинки, часто характеризуются как эмоционально холодные, дистанцированные, испытывающие большое внутреннее напряжение и стремящиеся выглядеть образцовыми. Выраженная асимметрия указывает на то, что человек испытывает чувство незащищенности, чувство дисбаланса, обладает слабым контролем, и его поведение может характеризоваться гиперактивностью и чрезмерной спонтанностью. Стирание нарисованного Многочисленные стирания и исправления линий - характернейший признак повьппенной тревожности, неуверенности в себе и беспокойства. Он часто наблюдается при высоком уровне притязаний и не соответствующей ему (сниженной) самооценке, при сильном стремлении к совершенству. Если исправления касаются лишь отдельных рисунков или деталей, то это говорит об особой значимости (и, чаще всего, о болезненности) соответствующей жизненной сферы. Затертые места в рисунке указывают на то, что привлекает внимание испытуемого, за этим может скрываться область, которая является значимой или конфликтной. Стирание в рисунках не такое уж редкое явление и может встречаться в рисунках хорошо адаптированных людей, но и им может быть свойственно некоторое беспокойство. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении. Как правило, в рисунках детей, у больных шизофренией и больных с органическими поражениями стирания встречаются довольно редко. Цвет в рисунке Если в вашем распоряжении имеются рисунки, сделанные в цвете, то полезно оценить особенности его использования. Для этого в наибольшей степени подходят рисунки, сделанные цветными карандашами, но пригодны также рисунки, сделанные фломастерами, пастелью или красками. Характер цветовой гаммы может многое сказать об эмоциональном состоянии ребенка. Благополучное эмоциональное состояние отражается в использовании ярких (но не чрезмерно резких) разнообразных цветов, преимущественно из теплой части спектра (от красного до желто-зеленого). Преобладание холодных тонов - признак некоторого снижения настроения. При более выраженном снижении настроения к холодным тонам (синему, голубому) часто присоединяется черный или коричневый. Использование темных тонов — значительно более серьезный признак снижения настроения. Он может говорить о депрессивном или субдепрессивном состоянии. Постоянное использование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно сочетание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым). Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яркость цвета, использование простого карандаша, несмотря на наличие цветных - признак снижения общего уровня активности. Он часто свидетельствует об астении, ослабленное™, истощении после пережитого стресса. Сближенные мягкие тона, тонкие градации оттенков говорят о высокой сензитивности (чувствительности) и характерны для повышенного уровня тревожности. Они часто встречаются у детей с недостаточной уверенностью в себе. Такие тона более типичны для девочек; у мальчиков они могут служить признаком женственного характера. Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контрастность используемых цветовых сочетаний, преобладание ярко-красного или темно-красного цвета характерны для состояния высокой эмоциональной напряженности. Как правило, она сигнализирует о ситуативно обусловленном повышении уровня тревоги. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности. Детали рисунка Степень тщательности, аккуратности и детализированности рисунков говорит об отношении к заданию, уровне мотивации и самоконтроля. Отклонения как в ту, так и в другую сторону (как пониженная, так и повышенная тщательность) могут свидетельствовать и о некоторых других личностных и эмоциональных особенностях. Большое количество разнообразных деталей - узор на платье, бант, украшения в рисунке человека, занавески и цветы на окнах в рисунке дома, цветы или грибы, изображенные вокруг дерева и т.п. - встречается при достаточно выраженной демонстративности (потребности во внимании к себе, стремлении поделиться своими переживаниями). Богатство разнообразных деталей характерно также для людей с творческим (художественным) подходом к миру. Оно часто говорит о мечтательности, склонности к фантазированию. Большое количество однотипных деталей, повышенная тщательность выполнения рисунков, (например, одинаковые листья на дереве, кирпичи при изображении трубы) свидетельствует о склонности к монотонным однообразным занятиям, о трудностях переключения с одной деятельности на другую. Подобная «вязкость», склонность к застреванию часто встречается при высокой ригидности, а также при некоторых видах органических поражений мозга. Особая тщательность, аккуратность и детализированность часто встречаются при стремлении к совершенству, связанном с высоким уровнем притязаний. Иногда в повышенной тщательности отражается недостаточная уверенность в себе, привычка к отрицательной оценке своих рисунков окружающими (родителями, педагогами). Большое количество однообразных деталей встречается при высокой тревожности. Однако в этом случае они обычно вырисовываются менее тщательно; детали, ранее рисовавшиеся аккуратно, постепенно становятся все более небрежными. Низкая детализированность рисунков, их схематичность типична для состояния сниженной активности. Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции к уходу от действительности. Иногда бедность деталей свидетельствует о чрезмерно интеллектуалистическом подходе к миру, малой эмоциональности. Низкая детализированность может говорить и о негативном отношении к занятию рисованием или к обследованию в целом. Резкие колебания уровня тщательности и детализированности могут говорить о высокой эмоциональной значимости определенных тем и жизненных сфер, о сосредоточенности личности на этих сферах. Они также часто являются следствием неустойчивости внимания, импульсивности. Нередко встречаются у детей с повышенной эмоциональной лабильностью, частой сменой настроений. Положительное отношение к какому-либо персонажу или какой-либо жизненной сфере проявляется в увеличении числа деталей, их большем разнообразии, отрицательное - в бедности деталей, схематичности и нарочитой небрежности изображения. Появление большого числа однообразных деталей обычно говорит о напряженном отношении к соответствующей жизненной сфере. Небрежность в выполнении рисунков часто встречается при низкой мотивации. Она может служить показателем негативного отношения к психологическому обследованию или лично к человеку, осуществляющему диагностику. Иногда в этом отражается общий негативизм (например, подростковый. Небрежность характерна также для гиперактивности, двигательной расторможенности. Она встречается при импульсивности, сниженном уровне самоконтроля и при нарушениях внимания. Впечатление небрежности может создаваться также нарушениями мелкой моторики. Акцентирование деталей в рисунках Определенными знаками, которые указывают на повышенное внимание к определенному образу или его части, могут быть: подчеркивание, стирание, более сильный или слабый нажим, использование цвета или небрежная, или необычная подача. Такого рода акцентирование внутри одного рисунка отражает наличие психологического конфликта или беспокойства, возможно, соматические проблемы или болезни, локализованные в определенной части тела. Прозрачность в рисунке Когда человеческое тело изображается прозрачным с просвечивающими внутренними органами, за этим обычно скрываются соматические и психические расстройства. Если прозрачной рисуется одежда человека, возможно, имеют место вуайери-стические или эксгибиционистские тенденции у взрослых людей, а также проблемы сексуальной идентичности, что можно конкретизировать по деталям рисунка. В отличие от рисунков взрослых людей, в детских рисунках объекты часто изображаются прозрачными. Экспозиция рисунка Рисунок, представленный как бы в проекции «взгляд снизу», отражает чувства отвержения, несчастливости, приниженности. Тенденции к уходу от реальности, желание оградить свои контакты с людьми, устанавливать лишь один интерперсональный контакт (контакт с одним человеком) характерны для такого типа людей. Рисунки, представленные как «взгляд сверху», отражают чувства превосходства, возможно, возникающие как компенсация скрытых чувств неадекватности или внутренних конфликтов. Очень удаленные, дистанцированные рисунки отражают чувства недоступности и стремление к «уходу» из ситуации. Это может иметь место, когда какая-то определенная ситуация не может быть эффективно разрешена или когда человек отрицает определенную область своей жизни. Рисунки, представленные в близкой проекции, отражают чувство теплоты в контактах и психологической доступности. Тени, штриховка в рисунках Заштриховки, тени в рисунках, сделанных простым карандашом, обозначают беспокойство, тревожность. Часто именно заштрихованная область рисунка указывает на определенный аспект в жизни человека, который имеет особую значимость для человека, несет с собой конфликт и тревогу. Когда заштрихован весь рисунок, беспокойство может быть «свободно плавающим», то есть не связанным с какой-либо конкретной областью. Важным показателем является тщательность и аккуратность штриховки. Небрежная размашистая штриховка, иногда выходящая за контур рисунка, типична для ситуативного повышения уровня тревоги. Особенно показательна штриховка с нарастающей амплитудой движений (от мелких штрихов ребенок постепенно переходит к длинным, размашистым). Особо небрежная штриховка иногда служит признаком импульсивности, гиперактивности. Тщательная, подчеркнуто аккуратная штриховка говорит о склонности к застреванию на определенных однотипных действиях, которое может быть следствием повышенной тревожности. Подобная штриховка особенно типична при сочетании тревожности с ригидным типом личности. Штриховка с сильным нажимом, иногда скрывающая отдельные ранее нарисованные детали (например, детали одежды в рисунке человека), характерна для состояния острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности. В остальном она интерпретируется так же, как и вообще особо сильный нажим на карандаш. Некоторые авторы указывают на то, что полное отсутствие штриховки и затенения в рисунке может также указывать на личностные нарушения. В определенной степени затенения встречаются в рисунках хорошо адаптированных людей. Линия основания в рисунках Прорисовки линии основания в рисунках типичны для людей, которые испытывают чувства нестабильности и пытаются достичь чувства безопасности посредством создания твердого фундамента. Толщина и интенсивность прорисовки линии основания соответствует степени испытываемых чувств. Доизобразительный период Доизобразительный период начинается в возрасте 1,5-2 лет и длится до 3-3,5 лет. Это первые пробы рисования, настоящее «марание», «каракули», когда ребенок «играет» карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Этот период характеризуется как «доэстетический», так как значительная часть детского рисования подчинена не красоте, еще нет эстетической задачи как таковой. Доизобразительный этап в формировании детского рисунка продолжителен и неоднороден. Некоторые авторы делят его на более мелкие стадии: подражание движениям взрослых; разглядывание каракулей; рисование линий; повторяющиеся каракули; орнамент (овладение первичной формой); появление изображения [22]. Другие авторы [25] различают внутри доизобразительного этапа стадии «марания», ритмических каракулей и ассоциативную стадию. Стадия «марания». Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш. Часто стадию каракулей считают сходной с гулением ребенка, возникающим очень рано, до появления речи, когда ребенок, овладевающий «звуковой материей», порождает все новые и новые повторяющиеся и беспорядочные звуки. К. Бюлер даже назвал эту стадию «фонетикой рисования». Малыш может смотреть по сторонам, когда чертит по бумаге, и первые каракули - это случайные метки, которые представляют собой прерывающиеся, слегка закругленные линии, проведенные с одинаково слабым нажимом. Чаще всего ребенок рисует прямые короткие горизонтальные или вертикальные линии, точки, галочки, спиралеобразные линии (рис. 1,2). Возможно и иное объяснение начала изобразительной деятельности: наблюдая действия старших, ребенок пытается их копировать. А.А. Смирнов считает, что стадия «мараний» - это стадия лишенных смысла штрихов, так как в них ребенок еще не пытается выражать что-либо определенное, а только подражает тем действиям, которые он видит у взрослых. Зрительные образы на данной стадии не связаны с рисованием, дети не способны нарисовать что-либо «реальное». Стадия ритмических каракулей. Постепенно у ребенка появляется возможность разнообразить изображаемые линии, он сосредоточивает на них внимание, многократно их повторяет и рассматривает, при этом начинает предпочитать одни каракули другим. Каракули упорядочиваются, штрихи ложатся рядом, становятся ритмичными.
То есть появляется ассоциация между изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка. «Ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это отношение к нему самого ребенка. В 3-3,5 года ребенок переходит к следующему периоду - изобразительному.
Изобразительный период Началом изобразительного периода условно можно считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел», то есть цель нарисовать что-либо, и лишь затем производится сам рисунок. По мнению B.C. Мухиной, переход ребенка от доизобразительного периода к изображению включает две различающиеся фазы: вначале возникает узнавание предмета в случайном сочетании линий (ассоциативная стадия), затем - намеренное изображение [17]. Изобразительный период также является продолжительным и неоднородным и делится на несколько стадий. Стадия примитивных изображений (3-5 лет). У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, утлы, отрезки линий. Ребенок может нарисовать множество изображений, похожих на круги, и сказать: «Это камушки». Спустя несколько месяцев «камушки» становятся крупнее, у некоторых появляются два огромных глаза и две отходящие линии, а также рот. «Это мама и Таня», - говорит ребенок. Так в рамках данной стадии выделяется подстадия головоногов, когда в рисунках детей человек представлен только двумя элементами: головой и ногами. Иногда от головы с глазами и ртом в одну сторону отходят ноги, а в другую -руки (рис. 5).
Рис. 5. Человек
О возрастных особенностях изображения человека более подробно будет сказано далее в соответствующем параграфе. Стадия схематических изображений. Она длится очень долго, и в ней, в свою очередь можно выделить ряд ступеней, в зависимости от того, как первые совсем примитивные схемы наполняются мало по малу более существенным содержанием. Человек, например, сначала изображается в высшей степени упрощенно, слагаясь только из двух основных частей головы и какой-либо подпорки. При этом в качестве такой опоры фигурируют часто лишь ноги, которые в силу этого оказываются прикрепленными непосредственно к голове. Они рисуются наиболее простым способом в виде полок, идущих под некоторым углом. Далее выделяются новые части человеческой фигуры и среди них прежде всего туловище и руки. Туловище имеет обычно самую различную форму: овальную, почти квадратную, удлиненной полоски и т.д. Иногда обособление от ног делается прямой горизонтальной линией. Руки в большинстве случаев изображаются с пальцами. Там, где из туловища выделяется шея, она получает несоразмерно большую длину. Лицо, которое фигурирует во всех рисунках, снабжается обычно некоторыми чертами. В большинстве случаев это глаза, рот и намек на нос. Ухо удостаивается чести попасть на рисунок лишь в последнюю очередь. Брови отсутствуют также очень долго, зато то, что при взгляде на лицо не бывает видно, а именно зубы, выступает на сцену довольно часто. При всем несовершенстве таких портретов ребенок все же старается снабдить изображенного на них человека какой-либо эмблемой. Одежда обычно обозначает свое присутствие только пуговицами. Эти изображения чаще всего представляют человека анфас. Лишь постепенно совершается переход к профилю. Промежуточная ступень характеризуется тем, что часть рисунка изображает человека в профиль, а часть в анфас. Здесь еще не соблюдаются пропорции, поэтому изображаемые люди чаще всего представляются в виде головастиков.
В целом схематичность наблюдается в любых рисунках этого возраста (животное, дом, паровоз). Больше всего привлекают динамичные предметы (люди, животные, если дом, то обязательно из трубы валит дым). Для этой стадии характерно руководство внутренними представлениями о предмете рисования по памяти (образу). Рисование только самого существенного. Фактически это графический рассказ о том, что ребенок знает (рис. 6, 7). редко. Самый обычный способ исправления для данного возраста - прекращение начального рисунка и переход к новому изображению на новом листе бумаги. Дальнейшая, четвертая стадия - это стадия правдоподобных изображений. Она характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. Ноги приобретают уже некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Находят себе применение руки: они держат какой-нибудь предмет. Голова обрастает волосами, иногда тщательно причесанными. Шея имеет значительно меньший объем. Появляется округлость плеч. Наконец, весь человек облачается в какую-либо одежду (рис. 8). Рис. 8
Конечно, все это достигается не сразу. Поэтому вначале приходится встречаться с промежуточной стадией - стадией смешанной схемы - на которой часть рисунка передается почти схематически. В соответствии с переменами в изображении человека меняются и рисунки животных, домов и т.п. Корова наделяется рогами, широкой шеей, выменем, прямой спиной. Дом покрывается соломой, снабжается дверью и ведущим к ней крылечком, его окна украшаются занавесками, иногда становится понятно, из какого материала он выстроен. Наряду с этим происходит значительное тематическое обогащение рисунков: появляются пейзажи, деревни, целые поезда, идущие по рельсам, со столбами и семафором возле них, внутренний вид домов и т.д. Несмотря на большой соблазн, вряд ли можно приурочить каждую из намеченных выше стадий детского художественного творчества к строго определенному возрасту. Здесь больше, чем где-либо сказываются и индивидуальная одаренность ребенка и влияние на него тех образцов, которыми он пользуется. Но приблизительную закономерность мы можем все же получить, руководствуясь статистической обработкой больших коллекций детских рисунков. В этом отношении весьма показательны результаты, полученные Г. Кершенштейнером. Однако следует иметь в виду, что приводимые показатели развития рисунка соответствуют периоду начала XX века. Данные Г. Кершенштейнера [22] позволяют судить о степени распространенности различных типов рисунка в разном возрасте (табл. 4).
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.113 с.) |