Тема 9. Судебная власть в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Судебная власть в зарубежных странах



       Конституционно-правовой статус судебных органов. Вопросы правового статуса судей остаются одними из широко обсуждаемых как в российской, так и зарубежной юридической науке. Правовой статус судей предусматривает четко определенную, достаточно стабильную систему прав и гарантий, обеспечивающих отправление правосудия. Особое внимание конституции уделяют принципам правового положения судьи как носителя судебной власти.

Эти принципы берут свое начало в основной конституционной идее – самостоятельности

И независимости судебной власти. Принципы независимости, неприкосновенности и несменяемости судьи как носителя судебной власти развивают базовую идею самостоятельности этой власти в целом. Принцип независимости судей имеет международные правовые источники, так как он закреплен в ст. 6 конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данный принцип провозглашен почти всеми конституциями. Наиболее известна формула: «судьи независимы и подчиняются только закону». Независимость судей означает, что при осуществлении своих полномочий они руководствуются только законом и никто не вправе давать им какие-либо советы и указания, а тем более оказывать прямое давление. Немаловажной гарантией независимости судей является высокий уровень получаемого ими служебного вознаграждения. «доходы судей должны соответствовать выполняемым им функциям» (конституция Греции, ст. 88). Несменяемость – важнейший фактор, обеспечивающий независимость судьи. Назначенного на должность судью нельзя без его согласия не только уволить или отстранить (кроме как по особым основаниям, оговоренным законом), но и перевести на другую должность – ни на более низкую, ни на более высокую. Особенно четко и последовательно принцип несменяемости закреплен в основном законе ФРГ, ст. 97 которого устанавливает, что судьи «могут быть против их желания до истечения срока полномочий уволены, временно или окончательно отстранены от должности, или переведены на другое место, или уволены в отставку только в силу судебного решения и лишь по основаниям и в форме, которые предусмотрены законом». В современном конституционном праве преобладает пожизненное назначение судей. Статья 179 конституции Польши гласит: «судьи назначаются прeзидeнтoм рeспублики пo прeдлoжeнию oбщeпoльскoгo сoвeтa юстиции на нeoпрeдeлeнное время». Известна формула конституции сша, согласно которой судьи как верховного суда, так и низших судов сохраняют свои должности до тех пор, пока их поведение безупречно. В ряде зарубежных государств принцип неприкосновенности распространяется на уголовную и административную ответственность судей. Что касается дисциплинарной ответственности судей, то вопрос о ней решается органами самой судебной власти, главным образом высшими советами судебной власти. Однако судья не может быть привлечен к дисциплинарной (и тем более уголовной и административной) ответственности за свои решения по конкретным делам, за исключением случаев, предусмотренных законом. Он не отвечает также за материальный ущерб, возникший вследствие его неправильных действий или упущений при осуществлении судебных функций. В судебной системе ряда зарубежных стран правовой статус судьи характеризуется также принципом несовместимости, т.е. Запретом судьям, а точнее, всем относимым к корпусу магистратов, занимать одновременно иные государственные и общественные должности. Данное правило сформулировано не во всех конституциях, но действует во всех странах; законы о судьях содержат специальные разделы или группы статей, раскрывающие принцип несовместимости. Сравнивая конституционно-правовой статус судей в российской федерации и в зарубежных странах, следует отметить, что положения конституций существенно не различаются. Как в рф, так и в ряде зарубежных стран к кандидатам на должность судей предъявляются определенные требования: обязательные профессиональные качества, наличие высшего юридического образования, определенный стаж работы на других должностях в сфере юридической деятельности, высокие моральные качества, отсутствие судимости и т.д.

Судебные системы и структура судебных органов. Успешное развитие и функционирование судебной системы страны невозможны без приведения его в соответствие с требованиями международных стандартов. Сегодня практически все конституции мира содержат разделы или главы, касающиеся судебного устройства. Признание судебной власти отдельным предметом конституционно-правового регулирования объясняется тем, что данная ветвь власти является составной частью государственного устройства. Нынешний этап развития судебной системы в странах Балтии свидетельствует о том, что важное место в структуре государственного механизма занимает именно судебная власть, основной задачей которой является осуществление акта правосудия. Главным принципом построения судебной системы является ее единство, которое обеспечивается на законодательном уровне. Правовой характер судебной системы Латвии определяется: Конституцией Латвии, законом «О судебной власти», законом «О сиротских судах и волостных судах», законом «О Конституционном Суде». Систему судов общей юрисдикции образуют: Верховный суд, окружные суды и районные (городские) суды.  Верховный суд состоит из сената и трех коллегий: гражданского суда, уголовного суда и коммерческого суда. Все судьи верховного суда образуют пленум, который является общим собранием судей сената верховного суда и его коллегий. Пленум принимает руководящие разъяснения для судов о применении законов. В 1996 г. В Латвии учрежден и с 1997 г. Приступил к работе конституционный суд, который в пределах установленной законом компетенции рассматривает дела о соответствии законов конституции, а также другие дела, переданные в его компетенцию. Таким образом, судебную власть в Латвии осуществляют только суды. Особый правовой интерес представляет судебная система литовской республики.

Основные цели и задачи органов правосудия регламентируются главным законом – конституцией литовской республики и законодательством «о судах», который утвердил в стране действующую четырехступенчатую систему судов общей компетенции. В судебную систему входят: Конституционный, Верховный, Апелляционный, Окружные и «апилинковые» суды. В отдельных случаях коммерческие споры рассматривает коммерческий арбитражный суд. Сенат верховного суда, состоящий из председателя верховного суда, председателей его отделений и других судей верховного суда, анализирует судебную практику, применяемую при разбирательстве конкретных дел. Вопросы о судоустройстве эстонской республики регламентированы нормами конституции, исходя из которой судебная система Эстонии имеет три инстанции. Несмотря на то, что конституция позволяет создавать специальные суды для решения дел с более узкой спецификой в рамках гражданского, уголовного или административного права, в нормах конституции не указаны категории «иные суды», кроме действующих. Помимо общих судов в стране запрещено создание чрезвычайных судов.  После проведенной судебной реформы в стране гражданские и уголовные дела в качестве судов первой инстанции стали рассматривать уездные суды.  Судом второй инстанции (апелляционным судом) стал окружной суд. Судом высшей инстанции (кассационный суд) – государственный суд. В настоящее время государственный суд Эстонии одновременно является и судом конституционного надзора, который своим решением вправе признать недействительным любой закон или иной нормативный правовой акт, если он противоречит положениям действующей конституции Эстонии. Как показывает практика, в каждой из прибалтийских стран судебная система имеет свои особенности не только формирования, но и функционирования, которые обусловлены природой государственной власти и национальным устройством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.005 с.)