Тема 12. Конституционное право Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Конституционное право Франции



Национальное собрание Франции. Президент Франции. Правительство. Система органов власти Франции основана на принципе разделения властей. Франция сегодня — это республика с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают Президент и Правительство (Совет министров).  Вместе они образуют центральную исполнительную власть. Институт сильного Президента, венчающий иерархию органов государственной власти, был создан Конституцией 1958 г. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае: признания его виновным в совершении государственной измены, или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. Президент наделен так называемыми «собственными единоличными полномочиями», которые может осуществлять самостоятельно.

Президент является: главой Республики, верховным главнокомандующим, гарантом национальной независимости и территориальной целостности страны, велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики. Как высшее должностное лицо, он осуществляет ряд полномочий в дискреционном порядке, другие полномочия требуют контрасигнатуры Премьер-министра либо ответственных министров. Президент издает важнейшие акты — ордонансы, имеющие силу закона, и декреты для текущего регулирования. Президент имеет широкие полномочия в сфере управления: он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших должностных лиц. Правительство является коллегиальным органом. К исполнительной власти относятся: государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Правительство в полном составе именуется Советом министров, его председателем является Президент. Правительство, несмотря на определенную зависимость от главы государства, обладает обширными полномочиями: определяет и проводит политику нации, в его распоряжении находятся администрация и Вооруженные Силы. Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный Парламент. Нижняя палата - Национальное Собрание - рассматривается как орган общенационального представительства. Оно включает 577 депутатов, избираемых сроком на 5 лет на основе всеобщего и прямого голосования. Верхняя палата - Сенат - представляет интересы территориальных коллективов. Члены сената избираются сроком на 9 лет путем косвенных выборов создаваемыми в департаментах коллегиями. Палаты фактически обладают одинаковой компетенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Внутреннее устройство Сената и Национального Собрания, процедуры их деятельности устанавливаются самими палатами в собственных регламентах на основе конституционных норм и положений органических законов. Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам),обычные.

Судебная система Франции.

Современная судебная система регламентируется в разделе VIII «О судебной власти» Конституции Франции. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а судьи несменяемы. Французское правосудие основывается на принципах: коллегиальности, профессионализма, независимости. Судебная система Франции многоступенчатая, и ее можно разделить на три ветви: суд первой инстанции, апелляционный суд, кассационный суд. Гражданские дела и уголовно наказуемые преступления рассматриваются, в зависимости от их важности, судами: большой инстанции, малой инстанции (определенная часть дел), исправительными судами (правонарушения), полицейскими судами (нарушения административных правил). Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоят несколько магистров.

Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. Наряду с судами общей юрисдикции, во Франции действует довольно большое количество судов, которые можно назвать специализированными.  Они действуют в сфере как гражданского, так и уголовного права.

В литературе можно встретить их иное название — трибуналы. К специальной юрисдикции относятся: советы (трудовые споры), различные суды в уголовной области (например, по делам несовершеннолетних), морские, военные, административные, торговые суды. Уголовные дела рассматриваются в суде присяжных. Эти суды состоят из председателя, двух асессоров — профессиональных судей и девяти присяжных заседателей — обычных граждан, выбранных по жребию из избирательных списков. Особенностью судов присяжных является то, что их решения не могут быть обжалованы в апелляционных инстанциях. Это может быть сделано лишь в Кассационном суде. Вторая инстанция — это апелляционный суд. В настоящее время во Франции существуют 35 апелляционных судов, в том числе 5 вне территории Франции и 2 высших апелляционных суда. Каждый суд обладает юрисдикцией в отношении нескольких департаментов (обычно от двух до четырех). Апелляционный суд всегда выносит решения коллегиально.  Гражданско-правовая часть апелляционного суда состоит из двух палат: по гражданским делам, по социальным делам, имеется также палата по торговым делам, есть также палата жандармерии по делам несовершеннолетних. В каждом департаменте есть суд присяжных. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения — торговые суды и военные суды. Кассационный суд рассматривает жалобы на постановления апелляционных судов (во Франции их 27), которые фактически и по праву пересматривают приговоры и решения, вынесенные судами первой инстанции. Последние делятся в свою очередь на суды по гражданским и уголовным делам. Современная структура Кассационного суда выглядит так: три палаты по гражданским делам,  одна — по торговым и административным, одна — по социальным спорам,  одна — по уголовным делам. Кассационный суд — это Верховный суд Франции и ее заморских территорий. Он был создан в 1790 г. и остается «промежуточным звеном» между законом и практикой его применения, имея целью охрану закона от неоправданных толкований и иных «посягательств». Несмотря на название, этот суд не рассматривается как инстанция, главной целью которой является проверка решений нижестоящих судов. Его задача — обеспечить соблюдение ими закона.

Основаниями для его деятельности являются: нарушение закона, превышение власти, ошибка в компетенции, несоблюдение формы решения, противоречивость решения. Престиж и роль Кассационного суда значительны. В его состав входят первый председатель и шесть председателей палат. Пленум Кассационного суда, куда дела передаются немотивированными определениями первого председателя суда или постановлением палаты, а также по требованию генерального прокурора, решает вопросы принципиального характера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.006 с.)