Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Конституционный механизм государственной власти
Разделение властей в системе государственного механизма зарубежных стран. На протяжении более чем двухсот последних лет одним из фундаментальных принципов организации и функционирования государственной власти признается принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Принцип разделения властей, находя отражение в политико-правовых актах и практике конкретного государства, приобретает определенную национальную специфику, что позволяет говорить о существовании различных моделей реализации. Одним из основных факторов влияния на такую специфику является форма правления в том или ином государстве. Сегодня чаще всего выделяют три модели разделения властей, связанные с особенностью формы правления: первая характерна для президентской республики, вторая — для парламентарной республики и парламентарной монархии, третья — для смешанной формы правления. Наиболее рельефно анализируемый принцип проявляется в президентской республике. Впервые такая модель была закреплена Конституцией США 1787 г. В США «существуют три различные по своей функции сферы государственного правления — законодательная, судебная и исполнительная. Соответственно, различные функции должны осуществляться тремя по-разному управляемыми подразделениями, “ветвями“ государственного механизма. Эти подразделения должны быть по Конституции равноправны и друг от друга независимы». Таким образом, в основу построения и деятельности различных ветвей власти положены полная самостоятельность, независимость и строгое разграничение компетенции между носителями власти. В президентских республиках законодательная и исполнительная ветви власти формируются самостоятельно, независимо друг от друга посредством электоральных процедур. Судебная власть, как правило, формируется на основе взаимодействия президента и парламента. Являясь ключевой фигурой в анализируемой группе государств, президент олицетворяет собой исполнительную ветвь власти, единоличным главой которой он является. Важнейшей особенностью разделения властей в президентской республике является не только независимое формирование законодательной и исполнительной властей, но и невозможность одной из них досрочно прекратить полномочия другой. Специфической чертой президентской республики является также то, что законодательная власть сама предлагает и принимает законы. Причем исполнительная власть правом законодательной инициативы не обладает, в то время как в парламентарных республиках и монархиях обычно правительство монополизирует право законодательной инициативы. Исходя из анализа модели разделения властей в президентской республике, следует отметить, что ее основным преимуществом принято считать прежде всего стабильность исполнительной власти. Жестко определенный, заранее установленный конституцией срок полномочий президента, а также невозможность его досрочного смещения путем парламентского вотума недоверия сводят к минимуму возможные правительственные кризисы. В то же время среди недостатков данной модели иногда выделяют ее жесткость, отсутствие механизмов разрешения конституционных кризисов, особенно в периоды «раздельного правления», когда президент и парламентское большинство относятся к различным политическим партиям, что порой приводит к их открытому противостоянию. Другие авторы, наоборот, полагают, что система «сдержек и противовесов» обеспечивает единство государственной политики даже в случае «раздельного правления». Таким образом, в качестве основных черт системы сдержек и противовесов в данных странах следует выделить: юридическое равенство и независимость друг от друга различных ветвей государственной власти; внепарламентский способ избрания президента; президент — единоличный глава исполнительной власти; президент обладает правом отлагательного вето; отсутствие института парламентской ответственности правительства; невозможность роспуска парламента главой государства. Парламентарные республики и монархии имеют свою специфическую модель разделения властей. Ее характерной чертой является то, что жесткого закрепления принципа разделения властей, в отличие от президентских республик, здесь не наблюдается. Во всех парламентарных республиках и монархиях существует единоличный глава государства — президент либо монарх. Формально он наделен широкими полномочиями, но фактически исполняет лишь представительские функции: вся полнота власти сосредоточена в руках парламента и правительства. Носителем законодательной власти в рассматриваемых странах является парламент, который занимает ключевое положение среди органов государственной власти. Необходимо отметить, что при подобной форме правления парламент играет решающую роль в формировании подотчетного ему правительства — коллегиального органа, осуществляющего исполнительную власть. Таким образом, представляется, что в странах с парламентарной моделью разделения властей данный принцип проводится искусственно и в крайне незначительном объеме, что обусловлено тесной взаимосвязью парламента и правительства. В то же время следует согласиться с В. В. Лузиным, который считает, что система «сдержек и противовесов» не является чисто американским институтом, и парламентарная модель разделения властей содержит уникальную систему контроля и сдерживания, гарантирующую конституционное правление. Среди основных черт такой системы следует выделить: президент (монарх) является номинальным главой государства; исполнительная власть формируется на базе парламентского большинства; допускается совмещение министерского портфеля и депутатского мандата; парламент может отправить в отставку правительство посредством вотума недоверия; правительство, в свою очередь, обладает правом досрочного роспуска парламента и назначения новых выборов. Одной из последних тенденций в мировой конституционной практике является сближение форм правления. Смешанные формы правления в их различных модификациях позволяют сформировать наиболее приемлемую для государства систему разделения властей, сочетая достоинства президентской и парламентарной моделей, учитывая особенности и традиции государства. Наиболее распространенной смешанной моделью разделения властей является президентско-парламентская. Как и во всех других странах, здесь существует законодательная, исполнительная и судебная ветви власти. При этом центральное место в системе государственных органов отведено главе государства — президенту, формально не входящему ни в одну из ветвей власти. По мнению сторонников смешанной формы правления, на практике зачастую возникает опасность нарушения необходимого баланса властей, которое либо ведет к доминированию парламента, что порождает нестабильность и кризисные явления, либо влечет за собой господство исполнительной власти, ведущее к авторитаризму или диктатуре. Для устранения такой опасности и обеспечения равенства законодательной и исполнительной ветвей власти необходим институт президента-арбитра. Весь механизм смешанной модели разделения властей нацелен на то, чтобы сделать максимально эффективной работу государственного аппарата, чему способствует сотрудничество законодательной и исполнительной властей. Такое сотрудничество обеспечивает сильная президентская власть, наделенная специальными полномочиями по координации и арбитражу. Соответственно, в качестве основных черт системы сдержек и противовесов в данных странах следует выделить: президент формально не входит ни в одну из ветвей власти, являясь своеобразным арбитром, возвышающимся над ними; президент не несет политической ответственности перед парламентом, но обладает полномочиями по его досрочному роспуску; президент назначает премьер- министра и участвует в формировании правительства; члены правительства не могут быть одновременно членами высшего представительного органа (парламента); правительство несет политическую ответственность как перед парламентом, так и перед президентом. Структура и компетенция государственных органов. Ученые под механизмом понимают аппарат государства, т.е. систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть. При этом механизм (аппарат) государства определяется как специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Спиридонов Л.И. понимает под механизмом государства систему его органов, посредством которых оно осуществляет государственную власть и реализует свои функции. Памятуя роль социальных потребностей, вызвавших к жизни государство, его механизм можно определить и как функционирующую систему государственных органов, обеспечивающих решение общих дел. Профессор Сырых В.М., также рассматривает понятие механизма государства через системы его органов и определяет его как совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства. Профессор Байтин М.И. определяет механизм современного государства как пронизанную едиными, законодательно закрепленными принципами, основанную на разделении властей и располагающую необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. Системообразующие связи в государственном механизме имеют важное значение и подразделяются на вертикальные, горизонтальные и контрольные связи. Вертикальные связи - это иерархические связи, в основе которых лежит подчинение одних органов другим. Этот вид связи обеспечивает прямое и обратное общение между вышестоящими и нижестоящими органами. Нарушение вертикальных связей ведет к разрушению механизма государства, и в конечном счете - к угрозе существования самого государства. Горизонтальные связи - это параллельные связи, в основе которых лежит координация действий для выполнения общих задач. Контрольные (контрольно-корректирующие) связи - это связи между контрольно- надзорными и поднадзорными органами, обусловленные надзором за соблюдением и исполнением законов и иных решений иерархически высших органов. Признак иерархичности подразумевает построение государственного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а нижестоящие органы, как правило, обязаны выполнять решения вышестоящих органов. Компетенция является свойством, неотъемлемой характеристикой органов государственной власти как субъектов, в первую очередь, административных отношений. Компетенция как круг дел государственного органа не может заключать конкретные, наличествующие права и обязанности государственного органа. Содержанием компетенции является вид и мера возможного и одновременно должного поведения, выраженные на модельном уровне. В этом смысле компетенция – это способность органа государственной власти вступать в правоотношения в целях реализации возложенных на него задач и функций, наполнять конкретным содержанием возложенные на него полномочия. В различных сферах гос. деятельности главы государств наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп. Во-первых, это представительские полномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительства государства вовне и внутри страны. Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства: в законодательной сфере, в сфере исполнительной власти, в судебной сфере. В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности. В-четвертых, чрезвычайные полномочия. Смысл деятельности парламента как общенационального представительного учреждения состоит в согласованном принятии гос. решений, прежде всего законов, после всестороннего обсуждения. Он консолидирует разнообразные интересы и призван выражать волю народа. По структуре парламенты подразделяются на однопалатные и двухпалатные. Специфика компетенции парламента связана с его природой как высшего представительного органа, осуществляющего законодательную власть. Парламент сам вправе определять свою компетенцию путем принятия законов и даже конституции. Он издает основополагающие акты о компетенции органов исполнительной и судебной власти, а в федеративных государствах устанавливает основы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации, разграничивая сферы их ведения. Это единственный орган власти, обладающий законодательной властью и создающий законы. Современный парламент обладает следующими полномочиями: законодательными, представительными, финансово-бюджетными, в сфере международных отношений, обороны и безопасности, организационно-контрольными способ и порядок формирования правительства определяется формой правления, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны. Существуют 2 модели формальной процедуры образования правительства, отличающиеся степенью участия парламента в его формировании: парламентская и внепарламентская. Полномочия правительства широки и разнообразны и в принципе устанавливаются конституционными и законодательными нормами, а в некоторых странах также правовыми обычаями. Вместе с тем в большинстве стран этот центральный орган исполнительной власти фактически осуществляет полномочия, предоставленные главе государства, главе правительства и отдельным министрам, что вытекает из особого места этого института в системе гос. аппарата, его полит значимости. Исходя из предметных и функциональных направлений деятельности данного органа, можно выделить следующие группы полномочий по осуществлению текущего управления, организационно-правотворческие, в сфере обороны, безопасности, внешней политики и внешнеэкономической деятельности, финансово-бюджетные.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.005 с.) |