Тема 6. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Избирательное право и избирательные системы зарубежных стран



Избирательное право зарубежных стран. Выборы являются неотъемлемым институтом современной демократии. Власть народа может быть реально обеспечена только при условии периодического подтверждения обществом полномочий публичных органов власти посредством проведения свободных выборов. Демократические выборы не только легитимируют полит. систему, но и обеспечивают зависимость деятельности публичных органов власти от предпочтений и интересов населения. Выборы - совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности публичных органов власти. Одновременно выборы - это способ формирования органов гос. власти. Цель выборов состоит в том, чтобы все граждане имели возможность выразить свою волю, а публичная власть могла быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Социальная роль выборов в современный период состоит в следующем: это институт прямой демократии, высшее непосредственное выражение народом своей власти;. в юр. смысле выборы есть акт вручения народом своим представителям права на осуществление своей власти;. это демократический способ формирования представительных органов власти и МСУ, а также некоторых других институтов;. выборы представляют легитимный способ системы власти, а также её реформирования;. выборы можно рассматривать как форму управления публичными делами, представляющими общ. интерес. Институт выборов является не только формой осуществления народовластия, но и его гарантией и предпосылкой.

В этом случае важно не только проведение выборов, но и принципы их осуществления. Избирательное право ЗС рассматривается как одно из основных конституционных прав на практике проведение избирательной кампании определяется как средство обеспечения таких избирательных принципов, как состязательность, реальность политического процесса, которая должна осуществляться в рамках возможностей. Избирательное право ЗС в объективном смысле этого слова представляет собой совокупность норм, регулирующих выборы, т.е. характеризуется большим разнообразием в плане содержания и оформления. Термин "избирательное право" в объективном смысле даёт возможность определить нормы, регулирующие выборы как целостное правовое образование. Избирательное право в субъективном смысле характеризует субъективное право гражданина принимать участие в выборах, в тех формах, которые предусмотрены законодательством той или иной страны. Принципы избирательного права максимально соответствуют положениям об общих принципах права. Даже в случаях отсутствия конституционных или законодательных положений они оказывают регулирующее воздействие на избирательную систему соответствующей страны. С другой стороны, они обладают цементирующим свойством, придавая избирательной системе, в общем, цельность и направленность на права граждан государства, что позволяет соблюдать баланс общ. интересов и прав граждан. Принципы избирательного  права находятся не в стагнации, а в состоянии развития. В первую очередь, получили правовое оформление такие принципы избирательного права, как принципы всеобщего, равного и тайного голосования, а также прямого и непрямого избирательного права и свободы выборов под влиянием межд. права на конституционном и обычном уровнях получил закрепление принцип периодичности проведения выборов. Но, чаще всего, большая часть принципов избирательного права, закрепленных нормами межд. права, не получают отражение в текущем законодательстве, поскольку многие межд. нормы прямо включены в национальное законодательство. Для большей части современных конституций характерно включение не определенных положений о принципах избирательного права, а целых их списков. Они входят в разные главы и разделы конституции, что говорит о разном значении выборов для законодателя. В этом отношении можно выделить 3 основных подхода: 1. В некоторых конституциях такие перечни указываются в соответствии с правовым статусом человека и гражданина. Таким образом, выборы рассматриваются, прежде всего, как способ осуществления субъективных прав человека и гражданина. 2. В соответствии со вторым подходом, принципы избирательного права включаются в такие перечни в связи с регулированием статуса выборных органов государства.

Тем самым, подчеркивается получение ими мандата непосредственно от народа. 3. Третий подход заключается в том, что принципы избирательного права выступают еще в одной форме, в частности как проявление суверенитета народа, и соответственно, даются в сочетании с положениями о народном суверенитете.

       Избирательный процесс в зарубежных странах. В современной науке выделили 4 главных подхода к пониманию категории "избирательного процесса". При этом в рамках каждого подхода существуют те или иные вариации, отстаиваемые отдельными учеными: Многие ученые под избирательным процессом понимают урегулированную законом и другими нормативными актами строгую последовательную деятельность по подготовке и проведению выборов. Практически все авторы, придерживающиеся данной точки зрения, отмечают, что избирательный процесс является разновидностью юридического процесса. В силу этого избирательный процесс можно рассматривать как последовательность сменяющих друг друга стадий по подготовке и проведению выборов. Вторая точка зрения основана на признании избирательного процесса системой правоотношений, связанных с организацией и проведением выборов. При этом авторы признают, что отдельные правоотношения объединяются в стадии, но последовательность этих стадий не является строгой. Более того, возможно совершение избирательных действий из различных стадий в один и тот же момент времени. Таким образом, свойство стадийности для избирательного процесса, по мнению отдельных авторов, нехарактерно. Третья точка зрения базируется на постулате, что избирательный процесс представляет собой систему процедурных норм, регламентирующих порядок подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. В этом случае авторы воспринимают избирательный процесс как часть избирательной системы (а точнее, ее нормативную компоненту), вполне справедливо подчеркивая тот факт, что подавляющее большинство норм избирательного законодательства носит процедурный, а не материально-правовой характер. Четвертая точка зрения основывается на признании комплексной природы избирательного процесса. Так, С.В. Серков, В.А. Серков считают, что избирательный процесс представляет собой механизм правового регулирования формирования государственной власти и местного самоуправления путем проведения выборов. При этом сам процесс, по мысли указанных ученых, включает в себя не только сами стадии, но и нормотворческую и правоприменительную деятельность в сфере проведения выборов, избирательные права и принципы, нормы избирательного права и пр. Стадия избирательного процесса – обособленная совокупность материальных и процессуальных избирательных правоотношений, участники которых стремятся к достижению общей процессуальной цели. К подготовительным стадиям избирательного процесса относятся следующие стадии: назначение выборов; регистрация (учет) избирателей, составление их списков; образование избирательных округов и избирательных участков; формирование избирательных комиссий. В состав этапа проведения избирательной кампании кандидатов и избирательных объединений включаются следующие стадии: выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов; проведение предвыборной агитации и информирования избирателей; финансирование избирательной кампании. К числу заключительных стадий относится: проведение голосования, подсчет голосов, определение итогов голосования и результатов выборов, их опубликование и регистрация избранных депутатов и должностных лиц (инаугурация); разрешение избирательных споров. Таким образом, проанализировав существенные признаки избирательного процесса и его стадий, можно прийти к следующим утверждениям: избирательный процесс является системой материальных и процессуальных избирательных правоотношений. Юридическим содержанием этих правоотношений выступают избирательные права и корреспондирующие им обязанности; фактическое содержание избирательного процесса – это строго регламентированная законом деятельность различных участников по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; избирательное право и процесс представляет собой подотрасль конституционного права, регламентирующую порядок подготовки, организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления. Также избирательное право и процесс можно рассматривать как науку и соответствующую учебную дисциплину; избирательный процесс подразделяется на ряд этапов, которые состоят из стадий, некоторые стадии являются комплексными и включают в себя несколько избирательных действий. Избирательные действия, входящие в состав стадий, направлены на достижение общей процессуальной цели.

       Избирательные системы зарубежных стран. Проблема избирательных систем и их классификации является одной из важнейших в избирательном праве. Под избирательной системой обычно понимают порядок определения результатов выборов, позволяющий выявить, кто из баллотирующихся кандидатов избран в качестве депутата или на конкретную выборную должность. В зависимости от порядка распределения депутатских мандатов между кандидатами по результатам голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную; пропорциональную; смешанную. Мажоритарная избирательная система получила свое название от французского слова majorite, что значит большинство. Мажоритарная система ориентирована на двухпартийные системы, например: США – республиканцы и демократы. Такая ориентация имеет как свои плюсы и минусы: положительной стороной является стабильность и устойчивость функционирования органов власти. Негативная сторона заключается в том, что избирательная система не стимулирует развитие многопартийной системы. Еще один минус – это потеря голосов меньшинства избирателей. В результате развития сложилось три варианта этой системы:

мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Согласно этой системе победителем будет тот кандидат, который наберет минимум 50% + 1 голос. Если никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства, тогда проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравшие больше голосов, чем остальные. Альтернативное голосование. Избиратель в бюллетене цифрами указывает предпочтительных для него кандидатов. Мажоритарная избирательная система относительного большинства. В США её еще называют «системой, по которой победитель получает все». Это наиболее простая и распространенная система. Для победы кандидату достаточно получить больше на один голос, чем соперник. Мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства. В этой системе победившим считался кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и превышает абсолютное большинство. Пропорциональная избирательная система. Суть ее в том, что места в представительном органе распределяются между партиями пропорционально подданных за них голосов. Пропорциональная система применятся только в многомандатных избирательных округах, при этом чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута. Для пропорционального распределения мандатов наиболее часто используется метод избирательной квоты и метод делителей. Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Метод делителей позволяют сразу распределить все мандаты в избирательном округе или по стране в целом. Он заключается в последовательном делении числа голосов, полученных каждым списком кандидатов, на определенную серию делителей. Полумажоритарная-полупропорциональная (смешанная) избирательная система. Эта система призвана смягчить недостатки двух основных система.

Данная система может быть двух видов: первый вид, когда в основном применяется мажоритарная система и дополняется пропорциональной. Второй вариант - половина депутатов парламента избирается в одномандатных избирательных округах, которые охватывают всю страну, а вторая половина – по общегосударственным партийным спискам. Анализ избирательных систем показывает, что они определяют не только избирательные технологии. Эти избирательные системы влияют не только на персональный и партийный состав парламента, содействуют становлению партийной системы, стабильности правительства. Избирательная система во многом определяется и политической культурой населения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.006 с.)