Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Служебный подлог (ст. 292 УК рф) ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Непосредственным объектом преступления являются интересы государственной власти, а также порядок составления и оборота официальных документов. Уголовный закон определяет это преступление как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2921 УК РФ). Необходимым признаком подлога является предмет преступления, то есть официальный документ. Согласно ФЗ от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» официальные документы – документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. То есть официальные документы представляют собой письменные акты, которые удостоверяют конкретные факты и события, имеющие юридическое значение, составлены надлежащим образом и содержат необходимые реквизиты (штамп, печать, номер, дату, подписи управомоченных лиц). При всем многообразии официальных документов их общим свойством является то, что они порождают для использующих их лиц последствия, имеющие правовое значение. Согласно п. 35 постановления ПВС от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ, является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля. Предмет подлога могут составить и частные документы, если они находятся в ведении государственных организаций (соглашения, завещания, расписки и др.). Часть 1 ст. 434 ГК РФ также допускает в качестве одной из форм заключения договоров использование электронных средств связи. Таким образом, официальные документы, выполненные в указанной форме, также будут являться предметом анализируемого преступления.
Документы, исходящие из различных коммерческих структур, а также некоммерческих организаций (общественные фонды и т.п.), предметами ст. 292 УК РФ не могут быть, а их подлог может образовать состав преступления, предусмотренный ст. 327 УК РФ. Объективная сторона подлога состоит в совершении следующих действий: внесение в официальные документы заведомо ложных сведений; внесение в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание. Первая форма подлога заключается во внесении в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный способ). При такой форме подлога в подлинный документ вносятся не соответствующие действительности сведения. Причем сам по себе документ сохраняет все признаки и реквизиты подлинного (официальный бланк, указание фамилии и должностей лиц, которые должны были его подписать или заверить). А вот содержание его фиктивное, ибо в него включаются искаженные данные (текстовой материал, цифры). Примером может быть листок нетрудоспособности, выданный здоровому человеку. Вторая форма подлога состоит во внесении в официальные документы исправлений, искажающих его содержание (материальный способ). Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа. Данное преступление имеет формальный состав – оно окончено с момента совершения указанных в законе действий. Субъективная сторона подлога характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что он, используя должностные полномочия либо свое положение государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, вносит в официальные документы как заведомо ложные сведения, так и исправления, искажающие содержание, и желает совершить эти действия. Закон считает необходимыми субъективными признаками служебного подлога корыстную или иную личную заинтересованность. Если по конкретному делу корыстная или иная личная заинтересованность отсутствуют либо не доказаны, состава данного преступления не будет.
Служебный подлог нередко совершается в совокупности с другими преступлениями и, прежде всего, с хищением чужого имущества со злоупотреблением служебными полномочиями, преступлениями коррупционного характера. При сочетании с хищением подлог составляет либо форму приготовления к этому преступлению, либо форму его сокрытия (квалификация происходит по совокупности ст.ст. 159, 160, 290 и 292). Подлог, совершенный в целях сокрытия злоупотребления служебными полномочиями, квалифицируется по совокупности со ст. 285 УК РФ. Квалификацию совокупности служебного подлога и получения взятки иллюстрируют действия В., старшего государственного инспектора инспекторского участка государственной инспекции по маломерным судам МЧС, являвшегося председателем экзаменационной комиссии по аттестации судоводителей на право управления маломерным судном. В. за денежное вознаграждение оформил свидетельство о прохождении О. обучения по программе управления маломерным судном и личной карточки судоводителя на его имя с отметками об успешной сдаче экзамена по аттестации судоводителей и проверке его практических навыков управления маломерным судном без фактического прохождения обучения и сдаче экзамена, что явилось бы безусловным основанием для получения удостоверения на право управления маломерным судном. Приговором Дивногорского городского суда Красноярского края В. осужден по ч. 1 ст. 290 и ч. 1 ст. 292 УК РФ [11] . Субъектом подлога могут быть: должностные лица, государственные и муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами. Условием уголовной ответственности этих лиц за данное преступление будет возложенное на них в установленном порядке составление и выдача официальных документов. В ч. 2 ст. 292 УК РФ предусмотрена ответственность за те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Под существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.
Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 2921 УК РФ) Объектом рассматриваемого преступления является регламентированная законодательством деятельность публичного аппарата власти и управления в сфере предоставления гражданства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства. Дополнительным объектом преступления выступает установленный порядок нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ. Часть 1 ст. 2921 УК РФ содержит, по сути, два состава преступления, характеризующиеся спецификой предмета и совершаемого деяния: 1) незаконная выдача должностным лицом или государственным служащим паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства; 2) внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ. Предметом первого состава преступления является паспорт гражданина РФ. Объективная сторона преступления состоит в незаконной выдаче паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства. В соответствии со ст. 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[12] иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицом без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Иностранные граждане и лица без гражданства вправе находиться на территории РФ на основании следующих документов: 1) миграционной карты. Данный документ подтверждает право на временное пребывание в России иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в страну: а) в порядке, не требующем получения визы, на срок не более девяноста суток; б) на основании выданной визы на срок, определенный сроком ее действия; 2) разрешения на временное проживание. Такое разрешение подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в России до получения вида на жительство и оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение выдается сроком на три года; 3) вида на жительство. Данный документ подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства постоянно проживать в России, а также право на свободный выезд из РФ и въезд в РФ и выдается сроком на пять лет. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. До получения вида на жительство лицо обязано прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Основания приобретения гражданства РФ регламентированы ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[13]. Незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства состоит в выдаче паспорта без приобретения такими лицами гражданства в установленном законодательством порядке, т.е. в отсутствие решения о приобретении гражданства, принятого полномочным органом РФ. Состав преступления является формальным. Преступление окончено с момента фактической передачи паспорта гражданина Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства и получения его данным лицом. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновное лицо осознает, что незаконно выдает паспорт гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, и желает совершить данное действие. Субъект преступления специальный – должностное лицо или государственный служащий ФМС России. Еще одно действие, составляющее объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 2921 УК РФ, – это внесение должностным лицом, а также государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ. Объект преступления совпадает с предыдущим. Предметом преступления выступают документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства. Перечень таких документов в зависимости от основания приобретения гражданства содержится в ст.ст. 10–22.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ[14]. В их числе: - вид на жительство; - один из документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию (справка о доходах физического лица, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, справка о наличии вклада в кредитном учреждении с указанием номера счета, свидетельство о праве на наследство и др.);
- документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в РФ, подтверждающий обращение лица об отказе от имеющегося иного гражданства (за исключением случаев, когда лицо состоит в гражданстве государства, с которым существует международный договор РФ, предусматривающий возможность сохранения имеющегося иного гражданства при приобретении гражданства России). Представление указанного документа не требуется также от лиц, которым предоставлено политическое убежище на территории РФ, и лиц, имеющих статус беженца на территории РФ; - один из документов, подтверждающих владение лицом русским языком (документ государственного образца о получении образования либо сертификат о прохождении тестирования по русскому языку, выданные образовательным учреждением на территории РФ и др.); - иные документы в зависимости от основания приобретения гражданства (мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ; свидетельство о предоставлении политического убежища; документ, подтверждающий признание лица беженцем). Объективная сторона преступления включает в себя: - деяние в форме действия: внесение в документ, являющийся основанием к приобретению гражданства РФ, заведомо ложных сведений; - последствие, выражающееся в незаконном приобретении гражданства; - причинно-следственную связь между совершенным деянием и наступившим последствием. Для привлечения лица к уголовной ответственности необходимо установить, что незаконное приобретение гражданства РФ явилось следствием внесения в соответствующий документ не соответствующих действительности и не дающих право на приобретение гражданства РФ сведений. Состав преступления материальный. Преступление окончено с момента принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, решения о приобретении гражданства. В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 29, п. «е» ст. 30, п. «е» ст. 31 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение вопроса о приеме в гражданство в общем порядке, предусмотренном ст. 13 Закона, а также вопроса о восстановлении в гражданстве на основании ст. 15 Закона осуществляется Президентом РФ; решение вопроса о приеме в гражданство в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 14 ФЗ, – территориальными органами ФМС России, а также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ за пределами России (в случае, если лицо, подавшее заявление о приеме в гражданство, проживает за пределами России). Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект преступления является специальным – это должностное лицо, а также государственный служащий или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом, использующий свои служебные полномочия для внесения заведомо ложных сведений в соответствующие документы (например, должностные лица и государственные служащие подразделений ФМС России, дипломатических представительств и консульских учреждений России за ее пределами, налоговых инспекций ФНС России, государственных (муниципальных) образовательных организаций и др.). В ч. 2 ст. 2921 УК РФ предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло незаконную выдачу паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконное приобретение гражданства РФ. Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками: 1) совершение деяния, которое может быть выражено либо в бездействии (неисполнение должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей), либо в действии (ненадлежащее исполнение своих обязанностей); 2) наступление последствия в виде незаконной выдачи паспорта гражданина РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства либо незаконного приобретения гражданства России; 3) причинно-следственная связь между деянием и последствием. Данный состав преступления является специальным по отношению к составу халатности (ч. 1 ст. 293). Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Виновность лица, а значит, и сам состав преступления исключаются, если в совершенном деянии отсутствует признак недобросовестного или небрежного отношения к службе. Субъект преступления специальный – должностное лицо или государственный служащий. Халатность (ст. 293 УК РФ) УК РФ определяет это преступление как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Непосредственным объектом преступления являются интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления, а также права и законные интересы граждан и организаций. С объективной стороны преступление состоит в небрежном или недобросовестном отношении к выполнению лицом своих обязанностей по службе либо обязанностей по должности, что выражается в их неисполнении или ненадлежащем исполнении. Поведение лица может состоять в активных действиях – ненадлежащем (неполном, несвоевременном, неточном) исполнении, но чаще оно выражается в бездействии – в невыполнении тех действий, которые оно должно было совершать в связи с занимаемой им должностью. Халатность имеет место в следующих ситуациях: небрежное отношение должностного лица к приему и отпуску материальных ценностей, приведшее к крупной недостаче, небрежное отношение к хранению имущества, повлекшее его порчу или хищение, недобросовестное, легкомысленное отношение к ведению документации, нарушающее деятельность организации, ненадлежащее исполнение обязанностей по поддержанию воинской дисциплины, приведшее к появлению «дедовщины». Так, К., являясь главой администрации станицы, был наделен на постоянной основе организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, то есть являлся должностным лицом. К. заключил с индивидуальным предпринимателем С. контракт, предметом которого являлось выполнение работ по реконструкции на сумму 1 545 000 руб. Не создав комиссию по приемке выполненных работ и сам лично не убедившись в выполнении С. объема работ по реконструкции памятника, утвердил акт, в котором указаны завышенные объемы и стоимость выполненных работ. К моменту начала судебного разбирательства в отношении К. С. уже был осужден по ч. 1 ст. 159 УК РФ. Таким образом, ненадлежащее исполнение должностным лицом К. своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе повлекло возможность совершения С. хищения денежных средств, причинившее крупный ущерб. Приговором Сунженского районного суда Республики Ингушетия К. осужден по ч. 1 ст. 293 УК РФ [15] . Для привлечения к уголовной ответственности необходимо точно уяснить круг обязанностей, которые должны были выполняться виновным в связи с его службой или занимаемой должностью, а также выяснить, на основе каких законов, иных нормативно-правовых актов, приказов, должностных инструкций они были установлены. Лицо может отвечать лишь за действия, входящие в сферу его служебной компетенции. Совершение либо не совершение действий, не составляющих круга служебных функций лица, не могут быть вменены ему в ответственность. Для привлечения к ответственности за халатность необходимо сочетание двух обязательных условий: обязанность должным образом выполнять свои служебные функции (к тому же имеющие четкую правовую регламентацию) и реальная возможность эти функции выполнять. Не установление по делу такой реальной возможности (к примеру, лицо должно было отвечать за сохранность материальных ценностей при отсутствии надлежащей их охраны, сигнализации и т.п.) исключает ответственность за халатность. Преступление окончено с момента наступления последствий (материальный состав) – крупного ущерба (имущественного, экологического вреда и т.п.), стоимостное выражение которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупного ущерба, превышающего семь миллионов пятьсот тысяч рублей, либо существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с небрежным или недобросовестным отношением лица к своим служебным обязанностям, в противном случае состав преступления отсутствует. С субъективной стороны халатность возможна только при наличии неосторожной вины (преступное легкомыслие и преступная небрежность), чаще всего имеет место небрежность, когда лицо, выполняя свои обязанности недобросовестно, неаккуратно, не предвидит общественно опасных последствий такого отношения к службе либо обязанностям по должности, но должно было и могло их предвидеть. При решении этого вопроса следует учитывать как объективные факторы, так и личные качества лица, допустившего существенное причинение вреда, – его квалификацию, опыт работы, образование и т.п. Субъектом преступления может быть только должностное лицо. Квалифицированные виды халатности будут налицо в том случае, если действия (бездействие) лица по службе повлекли причинение особо крупного ущерба (ч. 11 ст. 293), а также повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 2 ст. 293), либо смерть двух или более лиц (ч. 3 ст. 293). Причинение смерти в результате халатности можно вменить лицу в ответственность: а) если смерть наступила в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом своих должностных функций, т.е. она находится в прямой связи с его действиями (бездействием); б) вина лица по отношению к смерти может быть только неосторожной. В практической деятельности может возникнуть вопрос о разграничении ч. 2 ст. 293 и ч. 2 ст. 109, а также ч. 2 ст. 118 УК РФ, где предусмотрено неосторожное причинение смерти либо тяжкого вреда здоровью человека вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Разграничение следует проводить по объективной стороне и по субъекту. Статья 293 УК РФ предусматривает наступление таких последствий вследствие небрежного или недобросовестного отношения к своим служебным, а не профессиональным обязанностям. Поэтому врач, другой медицинский работник, фармацевт и иные лица, не являющиеся должностными, за указанные последствия подлежат ответственности по ст.ст. 109, 118 УК РФ, а должностные лица – по ч. 2 ст. 293 УК РФ.
[1] СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063. [2] См.: РГ. 2009. 30 окт. [3] См.: Указ Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // РГ. 1995. 17 янв. [4] См.: Информационно-правовой портал «РосПравосудие». URL: http://rospravosudie.com (дата обращения: 12.08.2015). [5] См.: Келина С.Г. Некоторые вопросы квалификации взяточничества // Прокурорская и следственная практика. 1999. № 3–4. С. 204. [6] Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М.: Академия МВД СССР, 1991. С. 45. [7] См.: Информационно-правовой портал «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com (дата обращения: 12.08.2015). [8] См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М., 2008. С. 379. [9] См.: Информационно-правовой портал «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com (дата обращения: 12.08.2015). [10] См.: Информационно-правовой портал «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com (дата обращения: 12.08.2019). [11] См.: Информационно-правовой портал «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com (дата обращения: 12.08.2019). [12] См.: СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032. [13] См.: СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031. [14] См.: Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571. [15] См.: Информационно-правовой портал «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com (дата обращения: 12.08.2019).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.058 с.) |