Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК рф)
Основной непосредственный объект не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. Вместе с тем в зависимости от действий должностного лица дополнительными объектами преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности. Объективная сторона этого преступления заключается в совершении должностным лицом действий, которые явно выходят за пределы предоставленных ему полномочий при условии, что они существенно нарушают права и находящиеся под охраной закона интересы граждан, общества и государства. В отличие от должностного злоупотребления превышение осуществляется только путем действия. Состоит оно в действиях должностного лица, которые выходят за пределы предоставленных ему полномочий и совершаются вопреки интересам службы. Последствием такого действия является существенное нарушение прав и правоохраняемых интересов. Установление данного состава преступления требует точного выяснения пределов прав и полномочий должностного лица, определения конкретных нарушений этих полномочий и обязанностей, а также их правовой регламентации. Отсутствие регламентации объема прав и полномочий или недоказанность означают отсутствие данного состава преступления. Выделяют четыре типовые формы совершения действий, выходящих за пределы прав и полномочий должностного лица: а) совершение действий, входящих в компетенцию другого должностного лица (секретарь суда действует за судью, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действия, которые могут быть совершены лишь коллегиально (судья единолично разрешает дело, которое должно рассматриваться с участием присяжных заседателей); в) действия, для совершения которых нужны специальные полномочия, отсутствующие у виновного (применение оружия в условиях, когда оснований для этого не было); г) совершение действий, которые не вправе совершать никакое должностное лицо ни при каких обстоятельствах (нанесение побоев посетителю во время приема). При этом действия виновного должны быть связаны с его должностным положением, вытекать из него и быть совершенными в процессе его служебной деятельности или в связи с ней. Отсутствие такой связи исключает состав данного преступления.
Для ответственности за данное преступление необходимо также, чтобы виновное лицо было наделено должностными или властными полномочиями в отношении лиц или организаций, которым его действия причиняют существенный вред. Обязательными признаками объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде существенного нарушения правоохраняемых интересов и причинная связь между действиями лица и нарушением (материальный состав). Типичными формами последствий превышения служебных полномочий являются: физический вред личности, нарушение основных законных прав граждан. Имущественный ущерб для данного преступления не типичен. Субъективная сторона преступления характеризуется только умышленной виной. Явность превышения полномочий означает очевидность этого, прежде всего, для самого виновного, а также и для других лиц. Мотивы и цели преступления могут быть любыми. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, является должностное лицо. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий составляют те же действия, если они совершены лицом, занимающим государственную должность РФ и государственную должность субъекта РФ, а равно главой местного самоуправления (ч. 2 ст. 286). Превышение служебных полномочий становится особо квалифицированным, когда оно сопровождается применением насилия или угрозой его применения, либо применением оружия или специальных средств, либо виновный причиняет тяжкие последствия (соответственно п.п. «а», «б», «в» ч. 3 ст. 286). Под применением насилия понимается любое физическое воздействие, совершенное против или помимо воли потерпевшего: действия виновного, сопряженные с нанесением побоев, причинением физической боли, ограничением его свободы или причинением легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Этот квалифицирующий признак включает также угрозу применения названных форм насилия. Не относится к данному квалифицирующему признаку незаконное задержание или заключение под стражу, т.к. лица, уполномоченные осуществлять такие меры и превысившие свои полномочия, несут ответственность по ст. 301 УК РФ.
Т., являясь должностным лицом и начальником по воинскому званию и должностному положению, в нарушение требований ст.ст. 16, 19, 24, 34, 75, 79 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающих правила взаимоотношений между начальником и подчиненным, из ложно понятых интересов службы, желая получить признание о причастности потерпевшего к хищению радиостанций со склада части, присоединил к пальцам обеих рук потерпевшего оголенные провода и, прокручивая индукторную катушку телефонного аппарата ТА – 57, пустил через тело электрический ток, чем причинил ему физическую боль и нравственные страдания. Приговором Уссурийского гарнизонного военного суда Приморского края Т. осужден по п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ [4] . Под применением оружия следует понимать его фактическое использование для физического воздействия на потерпевшего путем причинения вреда его здоровью, а также для психического воздействия путем угрозы применения такого насилия. При этом к оружию относится лишь огнестрельное и холодное оружие в собственном смысле слова, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение. Спецсредствами следует считать приспособления или устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков и т.п. К числу таких средств относятся наручники, смирительные рубашки, газовые пистолеты и баллончики, дубинки и т.п. В РФ основания, условия и пределы применения представителями власти физической силы, огнестрельного оружия и специальных средств определены в ряде нормативных актов (ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», ФЗ от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» и др.). Применение спецсредств при отсутствии законных оснований существенно повышает опасность превышения служебных полномочий. В то же время одна лишь демонстрация либо угроза применения специальных средств, не создававшие реальной опасности для жизни или здоровья потерпевшего, не образуют квалифицированного вида данного преступления. Тяжкие последствия – категория оценочная, зависит от обстоятельств конкретного дела. Тяжкие последствия могут заключаться в причинении по неосторожности смерти, в самоубийстве потерпевшего, психическом заболевании и т.п. Но если при превышении полномочий должностное лицо совершает убийство или причиняет тяжкий вред здоровью, деяние должно дополнительно квалифицироваться по ст. 105 или ч.ч. 3 и 4 ст. 111 УК РФ. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа (ст. 2861 УК РФ) Неисполнение сотрудником органов внутренних дел приказа посягает на интересы государственной власти и государственной службы. Объективная сторона преступления выражается в неисполнении сотрудником органа внутренних дел приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону. Объективная сторона преступления включает в себя три обязательных элемента: 1) совершение деяния (бездействия) – неисполнение приказа; 2) наступление последствий в виде существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства; 3) причинно-следственную связь между деянием и последствием.
Приказом является категорическое требование уполномоченного должностного лица о совершении того или иного действия, адресованное подчиненному по службе сотруднику. Он должен быть отдан в установленном порядке и не должен противоречить закону, т.е. должен быть принят надлежащим лицом в пределах своей компетенции, в установленной форме и быть законным. Приказ может исходить только от начальника, назначенного на соответствующую должность в установленном порядке и не уволенного с нее (не отстраненного от должности, не находящегося в отпуске, не переведенного на другую должность). Начальником является лицо, которому по службе непосредственно или прямо подчинены другие сотрудники. Приказ адресуется подчиненному сотруднику органа внутренних дел, который также назначен на соответствующую должность в установленном порядке. Закон не оговаривает содержания действий, которые должен был совершить подчиненный сотрудник. Они могут быть самыми разнообразными. Приказ может содержать, например, требование освободить заложников, произвести задержание преступников. Соответственно, преступление будет заключаться в неисполнении этих требований. Ответственности по рассматриваемой статье подлежит только сотрудник, не исполнивший законный приказ. Незаконный приказ не подлежит исполнению; более того, отдавший незаконный приказ и исполнивший его подлежат ответственности, в том числе и уголовной. Содержание существенного вреда правам и интересам граждан либо охраняемым законом интересам общества и государства аналогичны рассмотренным ранее при анализе ст. 285 УК РФ. Часть 2 предусматривает квалифицирующие признаки: 1) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, 2) повлекшее тяжкие последствия. Группу лиц и группу лиц по предварительному сговору образуют исполнители преступления – два или более сотрудника органа внутренних дел, которые подчинены по службе третьему лицу (начальнику), получившие приказ и не исполнившие его. В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. Исходя из этого, в организованную группу могут входить лица, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений, но не являются подчиненными сотрудниками органа внутренних дел. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, совершенного специальным субъектом, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Содержание тяжких последствий рассмотрено нами ранее, при анализе ст. 286 УК РФ. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде как прямого, так и косвенного умысла. Субъект преступления специальный – сотрудник органа внутренних дел. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ) Непосредственный объект преступления – нормальная деятельность конкретных органов государственной власти (Федерального Собрания, Счетной Палаты). Предмет преступления – информация, т.е. сведения о лицах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от форм представления. Согласно ст. 17 ФЗ от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» указанные лица в установленном порядке обеспечиваются документами, другими информационными и справочными материалами. При их обращении в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения должностные лица обеспечивают депутата по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, консультацией специалистов, безотлагательно предоставляют им необходимую информацию и документацию. Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Все объекты аудита (контроля), их должностные лица обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, выполнения задач и функций Счетной палаты. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов) Счетной палате (ее должностному лицу), необходимой для осуществления ее деятельности, а также предоставление заведомо ложной информации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Объективная сторона посягательства состоит в одном из четырех действий должностного лица, в служебные обязанности которого входит предоставление информации (документов или материалов) Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ. Эти сведения могут представлять собой отчетность, относящуюся к определенной отрасли или сфере деятельности, данные бюджетно-финансового характера; сюда же относится и информация, требуемая Советом Федерации, Госдумой или их комитетами либо создаваемыми комиссиями для решения конкретных вопросов либо по запросам депутатов или депутатских групп (фракций). Указанная информация может передаваться в палаты Федерального собрания и Счетную палату периодически либо по различным требованиям.
Первой формой совершения данного преступления является отказ соответствующего должностного лица представить в указанные органы нужную информацию, т.е. открытое проявление нежелания выдать требуемую информацию без уважительных причин. При этом имеется в виду, что отказ был неправомерным, т.е. осуществлялся вопреки требованиям закона либо иных нормативных актов, обязывающих должностное лицо предоставлять информацию. Вторая форма (уклонение от предоставления информации) представляет собой более замаскированный вид отказа. В прямом смысле отказ здесь отсутствует, однако виновный под различными надуманными предлогами (не поступление данных с мест, трудности обработки материала, болезнь и т.п.) всячески уклоняется от предоставления информации. Третья форма состоит в предоставлении виновным неполной информации, то есть содержащей не все сведения и данные, которые должны составлять ее содержание. Принятие решений на основе такой информации дискредитирует систему государственной власти, может повлечь серьезные социально негативные последствия. Четвертая форма заключается в предоставлении уполномоченным должностным лицом ложной, т.е. не соответствующей действительности информации (неверные цифровые данные, искаженные сведения и т.п.). В этом случае дополнительной квалификации по ст. 292 УК РФ (служебный подлог) не требуется. Рассматриваемое преступление в отличие от ст. 285 УК РФ имеет формальный состав. Оно окончено с момента отказа виновного предоставить информацию либо с момента предоставления неполной или ложной информации. Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что он либо отказывается предоставить в названные в законе органы информацию, которую он обязан предоставить, либо предоставляет ее заведомо неполную или ложную, и желает совершить эти действия. Субъектом преступления может быть только должностное лицо, в чьи служебные обязанности входит представление информации перечисленным в законе органам. Мотив и цель значения для квалификации не имеют. Квалифицированный вид этого посягательства налицо в тех случаях, когда те же деяния (отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, либо предоставление ее в неполном или искаженном виде) совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (ч. 2 ст. 287). Особо квалифицированным (ч. 3 ст. 287) данное преступление становится при наличии следующих признаков: а) если эти действия сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностным лицом органа государственной власти, в т.ч. и правонарушений другого должностного лица; б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, при этом сговор должен иметь место минимум между двумя должностными лицами, обязанными представлять информацию, и оба лица так или иначе должны участвовать в совершении объективной стороны преступления (например, подписать ложную информацию) или в) повлекли тяжкие последствия (существенный имущественный ущерб, нарушение конституционных прав значительной группы граждан и т.п.).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.80.187 (0.018 с.) |