Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления  


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

 

Центральный филиал

 

Кафедра уголовного права

 

Тезисы (конспекты) лекции

по дисциплине

«Уголовное право»

 

Тема 16. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 

 

Подготовил:

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Иванченко Р.Б.

 

2020

Учебные вопросы

1 Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие должностного лица
2. Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

 

Литература

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. – Москва: Инфра-М, 2020. – 49 с.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2020. – 134 с.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2020. – 156 с.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – Москва: Инфра-М, 2020. – 238 с.

5. Постановление Пленума ВС РФ № 19 от 16.10.2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

6.  Постановления Пленума ВС РФ от 9.07.2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

Основная:

1. Уголовное право России. Части Общая и Особенная [Электронный ресурс]: учебник / под общ. ред. А.В. Бриллиантова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Проспект, 2015. — 1184 с.

2. Уголовное право России. Части Общая и Особенная [Электронный ресурс]: учебник / под ред. А.И. Рарога. — 9-е издание. — М.: Издательство Проспект, 2017. — 895 с.

3. Уголовное право в 2-х т. Том 1. Общая часть [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / А.В. Наумов [и др.]; отв. ред. А.В. Наумов, А.Г. Кибальник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 410 с.

4. Уголовное право Российской Федерации. Общая и особенная части [Электронный ресурс]: учебник: рек. для бакалавриата / ред. А.И. Чучаев. — М.: Издательство Контракт; ИНФРА-М, 2017. — 704 с. (Высшее образование: Бакалавриат)

Дополнительная:

1. Борков В.Н. Основные признаки должностной халатности (ст. 293 УК РФ) / В.Н. Борков // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2014. – № 1 (38).

2. Гааг И.А. Проблемы квалификации преступлений, связанных со злоупотреблением и превышением должностных полномочий / И.А. Гааг, Е.Н. Разыграева // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 3 (59). – Т. 1.

3. Глазырин Ф.В. Особенности квалификации взяточничества / Ф.В. Гла­ырин // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2011. – № 2 (78). – С. 76.

4. Ишигеев В.С. Квалификации должностных преступлений / В.С. Ишигеев, А.А. Христюк. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.

5. Каплин М.Н. Существенный вред как признак превышения должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) / М.Н. Каплин, С.Д. Бражник // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – 2015. – № 1. – С. 77.

6. Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках / А.А. Храм­кин. – М.: Юриспруденция, 2011.

1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов госу­дарственной службы и службы в органах
местного самоуправления. Понятие должностно­го лица

 

В период построения демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики весьма важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с этим особенно опасны и нетерпимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления. Между тем, преступность, особенно организованная и профессиональная, проникла во властные структуры, в государственную службу и органы местного само­управления. Ряд работников этих органов и служб поражен коррупцией, взяточничеством, протекционизмом и другими негативными явлениями, нарушающими нормальную дея­тельность органов власти и управления, зачастую срывающих и тормозящих решение важ­ных, крупномасштабных мероприятий на уровне РФ, ее субъектов, регионов, территори­альных единиц, властных, управленческих и производственных структур. Опасность пре­ступной деятельности должностных лиц заключается как в причинении материального ущерба, так и в том, что такая деятельность подрывает авторитет государства, вызывает у населения чувство недоверия к органам государственной власти, нежелание сотрудничать с ними. Поэтому преступные действия представителей государственной власти (взяточни­чество, злоупотребления служебными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог) недопустимы и влекут уголовную ответственность.

В законе не содержится определения данной группы преступлений. Теоретически мож­но в обобщенном виде определить эту группу преступлений как предусмотренные гл. 30 УК РФ общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо соз­дающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.

Таким образом, рассматриваемые преступления отличаются от иных специфическими признаками: а) они совершаются в основном специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности), б) их совершение воз­можно лишь благодаря занимаемому служебному положению или с использованием слу­жебных полномочий, в) существенно нарушают нормальную деятельность органов вла­сти и управления (либо содержат реальную угрозу такого нарушения).

Родовой объект преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ, – это государственная власть в целом, т.е. способность и возможность оказывать определенное воздействие на деятель­ность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета.

Видовой объект рассматриваемой группы преступлений можно определить как сово­купность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятель­ность органов власти, государственной службы или органов местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2013 г.)[1] государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, федеральных государственных органов, государственных органов субъ­ектов РФ, а также лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ. Выделяют следующие виды: государственная гражданская, военная и правоохранительная служба.

Под органами власти следует понимать все предусмотренные законодательством РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти РФ. Органы местного само­управления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение во­просов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти, кото­рые образуются в соответствии с федеральным законом, законами субъектов РФ и устава­ми муниципальных образований.

Непосредственный объект данных преступлений – общественные отношения, обеспе­чивающие нормальное функционирование и авторитет отдельных звеньев государственно­го аппарата, органов местного самоуправления. В некоторых случаях эти преступления могут посягать и на дополнительные объекты: на законные интересы граждан или органи­заций (ст.ст. 285, 286); здоровье (ч. 3 ст. 286); жизнь (ч.ч. 2, 3 ст. 293); собствен­ность (ст.ст. 285, 286, 293).

В отдельных преступлениях обязательным признаком является их предмет: информа­ция (документы и материалы), представляемая Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287), взятка (ст.ст. 290 и 291), официальные документы (ст. 292), бюджетные средства (ст. 2851).

Объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения законной деятельности органов власти, управления или местного самоуправления.

Следует отметить, что с объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие – как действиями, так и бездействием. Только в фор­ме действий могут совершаться преступления, предусмотренные ст.ст. 2851, 2852, 286, 288­, 292 УК РФ. Деяния, содержащиеся в ст.ст. 285, 287 и 293 УК РФ, могут быть совершены и путем бездействия.

Особенность данной группы преступлений (преобладающей их части) выражается в двух специфических признаках: 1) они совершаются либо с использованием служебных полномочий либо благодаря занимаемому виновным служебному положению, 2) вопреки (во вред) интересам службы.

Суть первого – лицо использует во зло, т.е. преступным образом, тот объем прав и пол­номочий, которым оно наделено в силу занимаемой должности, вследствие выполнения функций представителя власти или должностного лица, либо лицо может совершить дей­ствие (бездействие) только потому, что оно в силу занимаемой должности может и должно совершать конкретные служебные действия.

Суть второго признака (совершение деяния вопреки интересам службы) надо понимать как действия (бездействие), которые противоречат как в целом интересам и нормальной деятельности органов власти, государственной службы и службы в органах местного уп­равления, так и задачам и функциям, возложенным на отдельные структурные звенья орга­нов власти и управления, включая администрацию государственных организаций, пред­приятий, учреждений, нарушают их деятельность и могут причинять им существенный вред, ущемлять законные права и интересы граждан.

Одна часть преступлений, предусмотренных данной главой, по своей конструкции имеет формальные составы (ст.ст. 2851, 2852, 287, 289–292), другая – материальные (ст.ст. 285, 286, 288, 293). Для второй группы преступлений в число обязательных при­знаков входят общественно опасные последствия и причинная связь.

Субъективная сторона преступлений характеризуется, как правило, умышленной ви­ной. Преступление, предусмотренное ст. 293 УК РФ, совершается по неосторожности.

Для некоторых из них корыстная или иная личная заинтересованность являются обяза­тельными признаками (ст.ст. 285, 290, 292).

Субъектом рассматриваемой группы преступлений в большинстве случаев являются лица, наделенные соответствующими полномочиями по службе, работники органов вла­сти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления (кроме ст.ст. 288 и 291). Полномочия – это совокупность прав и обязанностей, которыми лицо наде­лено при осуществлении им функций представителя власти либо при выполнении органи­зационно-распорядительных и (или) административно-хозяйствен­ных функций.

В соответствии с законом (примечание к ст. 285) субъектами преступлений, преду­смотренных гл. 30 УК РФ, могут быть четыре категории работников: а) должностные лица; б) лица, занимающие государственные должности РФ; в) лица, занимающие государственные должности субъектов РФ; г) государственные и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц (закон оговаривает, что они не­сут ответственность только в случаях, предусмотренных соответствующей статьей главы 30 УК РФ); д) иностранные должностные лица и должностные лица публичной международ­ной организации (несут уголовную ответственность по статьям главы 30 УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами РФ).

К числу должностных лиц закон относит лиц, постоянно, временно или по специаль­ному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государ­ственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285).

В соответствии с п. 3 постановления ПВС РФ № 19 от 16 октября 2009 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»[2] к исполняющим функции представителя власти следует относить лиц, наделенных правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также, исходя из содержания примечания к статье 318 УК РФ, иных лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). Одно и то же лицо может обладать как одним, так и несколькими из перечисленных признаков.

Названные функции могут выполняться постоянно, временно или по специальному полномочию.

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию.

Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. К ним следует относить:

- лиц, занимающих соответствующие воинские должности согласно штату (например, командира отделения, роты, начальника вещевой службы полка);

- лиц, временно исполняющих обязанности по соответствующей воинской должности, а также временно исполняющих функции должностного лица по специальному полномочию.

Лица гражданского персонала являются начальниками для подчиненных военнослужащих в соответствии с занимаемой штатной должностью.

Начальники по воинскому званию определены в статье 36 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (в частности, сержанты и старшины являются начальниками по воинскому званию для солдат и матросов только одной с ними воинской части).

Из смысла закона следует, что выполнение обязанностей может быть как возмездным, так и безвозмездным. Лицо может быть признано должностным, если указанные в законе обязанности возложены на него в установленном законом порядке, т.е. документом, кото­рым оно назначено на должность и который предусматривает сущность должностных пол­номочий.

Для признания лица должностным существенное значение имеет содержание и харак­тер выполняемых функций. Существуют целые категории лиц, которые в одних ситуациях выполняют должностные, а в других – профессиональные функции (медицинские работни­ки, педагоги всех уровней и т.п.). В одних случаях они выполняют чисто профессиональ­ные обязанности (постановка врачом диагноза, проведение лечения, операции и т.п. за не­законное вознаграждение, педагог проводит дополнительные занятия с группой учащихся или студентов за особую плату). В других же случаях они наделяются (хотя бы временно) организационно-распорядительными или административно-хозяйственными обязанностя­ми: педагог является членом приемной, аттестационной комиссии; врач устанавливает не­трудоспособность здорового пациента и выдает ему больничный лист, является членом медико-социальной экспертной комиссии или военно-врачебной комиссии и неоснова­тельно определяет инвалидность и т.п. В первой ситуации названные и другие работники, выполняя только свои профессиональные либо производственные функции, не могут быть признаны должностными лицами и отвечать за должностные преступления (получение взятки, злоупотребление служебными полномочиями и др.). И, наоборот, при наделении этих лиц служебно-должностными обязанностями и полномочиями они становятся долж­ностными лицами и субъектами преступлений, включенных в гл. 30 УК РФ.

Факт возложения на работника материальной ответственности не превращает его в должностное лицо. В судебной практике не раз отмечалось, что заключение работником договора ответственности за сохранность вверенных ему ценностей не является основани­ем для признания его субъектом должностного преступления. Не признаются субъектами указанных преступлений лица, выполняющие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах, совместных предприятиях. Уголовная ответственность данной категории лиц предусмотрена в гл. 23 УК РФ «Преступления против интересов служ­бы в коммерческих и иных организациях».

Помимо этого, следует разграничивать понятие выполнения вышеперечисленных функций в государственных учреждениях от аналогичной деятельности в ряде государст­венных предприятий. Так, в соответствии со ст. 120 ГК РФ государственное учреждение отно­сится к некоммерческим организациям, а унитарные государственные предприятия (про­изводственные объединения) могут быть коммерческими организациями и действия их ра­ботников, совершивших преступление, надлежит квалифицировать в соответствии с гл. 23 УК РФ (по ст.ст. 201 или 204).

Вторую категорию субъектов рассматриваемой группы преступлений образуют лица, занимающие государственные должности РФ. Эти должности устанавливаются Конститу­цией, ФКЗ и ФЗ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Перечень государственных должностей дается в Сводном перечне государственных должностей РФ[3].

К этой категории закон, в частности, относит должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального собрания РФ, депутатов Государ­ственной Думы, членов Совета Федерации РФ и др.

Государственная должность означает должность в федеральных органах государствен­ной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государствен­ных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленным кругом обя­занностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

К числу основных обязанностей лиц, находящихся на государственной службе, отно­сятся такие, как обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдение Конститу­ции, реализация ФЗ и законов субъектов РФ; добросовестное исполнение должностных обязанностей; обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан, исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководите­лей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; при­нятие в пределах компетенции обращений граждан и органов местного самоуправления и принятие по ним решений, хранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обя­занностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан и др.

К четвертой категории субъектов закон относит государственных служащих и муниципальных служащих, не относящихся к числу должностных лиц. Для наличия такого исключения (поскольку первые три категории субъектов вне зависимости от рангов и служебного положения обладают полномочиями должностных лиц) в законе указаны два условия: 1) лицо должно находиться на государственной или муниципальной службе, то есть заниматься профессиональной дея­тельностью по обеспечению исполнения полномочий государственных органов или муниципальных образований, получая денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета и 2) не обладать полномочиями должностного лица. Эта категория лиц может нести ответствен­ность по статьям рассматриваемой главы только в случаях, предусмотренных соответст­вующими нормами (например, по ст.ст. 288, 292).

Исследованию преступлений против государственной власти, интересов государствен­ной службы и службы в органах местного самоуправления посвящали свои труды такие ученые, как Б.В. Волженкин, Н.А. Егорова, Б.В. Здравомыслов, А.И. Кирпичников, Н.И. Коржанский, Ю.И. Ляпунов, П.С. Яни и некоторые другие.

 

2. Виды преступлений против государственной власти,
интересов государственной службы и службы в органах
местного самоуправления

 

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Действующий УК РФ (так же как и прежний) понятие дачи взятки не раскрывает.

Непосредственным объектом является законное функционирование органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления.

Объективная сторона состоит в предоставлении взяткодателем лично или через по­средника имущественной выгоды (взятки) должностному лицу за совершение последним действий (бездействия) в пользу взяткодателя с использованием своих служебных полно­мочий.

Из содержания ст. 291 УК РФ и сопоставления ее со ст. 290 УК РФ следует, что взятка дается должностному лицу за совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Обычно это личные интересы самого взяткодателя. Однако нередко взятка вручается для соверше­ния действий в интересах организации (предприятия, учреждения). ПВС РФ в постановле­нии от 9 июля 2013 г. № 24 (п. 28) предлагает следующую рекомендацию относительно квалифика­ции действий участников такой ситуации. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать взятку должностному лицу, несет ответственность по статье 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, при наличии оснований по статье 2911УК РФ за посредничество во взяточничестве.

 Как справедливо отме­чает А.И. Рарог, указанное положение постановления ПВС не соответствует законодательному понятию исполнителя преступления и других соучастников преступле­ния. Более правильным в такой ситуации было бы квалифицировать содеянное начальни­ком как организацию дачи взятки, а подчиненным – как ее дачу[8].

Привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной статьей 19.28 КоАП РФ.

В случае, если должностное лицо отказалось принять взятку, действия взяткодателя, непосредственно направленные на передачу предмета преступления, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ.

Так, Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, и был доставлен инспекторами дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения в помещение дежурной части. Г., вложив в брошюру «Ингосстрах» имевшиеся при нем две денежные купюры достоинством 1000 рублей каждая и две денежные купюры достоинством 500 рублей каждая, на общую сумму 3 000 рублей, положил вышеуказанную брошюру вместе с деньгами и собственноручно написанной запиской на письменный стол и предложил инспектору ДПС в качестве взятки за непривлечение его к административной ответственности и, как следствие, сокрытие факта совершения им административного правонарушения, то есть за незаконное бездействие, вследствие которого Г. мог избежать привлечения к административной ответственности. Однако Г. по независящим от него обстоятельствам не довел свой преступный умысел до конца, так как инспектор ДПС отказался от получения предложенной ему взятки.

Приговором Элистинского городского суда Республики Калмыкия Г. осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 291 УК РФ [9] .

Субъективная сторона дачи взятки характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный осознает, что он передает взятку или предоставляет иную имущественную выгоду должностному лицу за совершение в его пользу действий (бездействия) с исполь­зованием служебных полномочий, и желает передать должностному лицу взятку.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующим признаком данного преступления является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере, то есть в сумме, превышающей 25 тысяч рублей.

Частью 3 ст. 291 УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия). Положение следует понимать двояко. Во-первых, взятка может даваться за неправомерные, но непреступные действия (за сокрытие прогу­лов, брака, явки на работу в состоянии опьянения, получения чего-либо, на что взяткода­тель не имеет права). Такие действия полностью охватываются ч. 3 ст. 291 УК РФ и дополни­тельной квалификации не требуют. Во-вторых, если взятка дается за совершение преступных действий (служебные подлоги, непередача материалов о совершении взяткодателем преступления в правоохранительные органы), содеянное образует совокупность преступлений (для взяткодателя – дача взятки и соучастие в преступлении).

В части 4 ст. 291 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также дача взятки в крупном размере. Содержание этих признаков аналогично п. «а» и п. «в» ст. 290 УК РФ.

Дача взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) влечет уголовную ответственность по ч. 5 ст. 291 УК РФ.

Уголовный закон предусматривает основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: если лицо, давшее взятку, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.

Понятие вымогательства взятки идентично такому же понятию в составе получения взятки. При вымогательстве воля взяткодателя подавляется действиями взяткополучателя, взяткодатель действует вынуждено, зачастую находясь в безвыходном положении, переда­ет предмет взятки только по принуждению, стремясь таким способом защитить свои правоохраняемые интересы. Отсутствует у взяткодателя в такой ситуации и желание подку­пить должностное лицо. Все это дает основания не привлекать взяткодателя к уголовной ответственности.

Добровольное заявление о факте дачи взятки заключается в сообщении об этом по соб­ственной инициативе, без всякого внешнего принуждения и воздействия органу, имеюще­му право возбуждать уголовное дело. Следовательно, для освобождения взяткодателя по этому основанию от уголовной ответственности требуется сочетание условий: а) полная добровольность заявления (если лицу становится известно, что возбуждено по факту дачи взятки уголовное дело, добровольность исключается); б) мотивы заявления на решение во­проса не влияют при наличии его добровольности (страх перед уголовной ответственно­стью и наказанием, раскаяние); в) заявление адресовано органу, который по закону имеет право возбуждать уголовное дело.

Посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления является законное функционирование органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления. Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления.

Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки взяткополучателю по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Непосредственная передача взятки представляет собой чисто техническую функцию по перемещению предмета взятки от одного лица к другому.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.

Посредник может представлять интересы как взяткодателя, так и взяткополучателя. В отличие от взяткодателя посредник, действующий от его имени и по его поручению, не добивается за счет передаваемой взятки совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий в своих интересах; он представляет не свои, а чужие интересы. Решение о передаче взятки принимает взяткодатель. Посредник выполняет его волю, в силу чего он не может выступать инициатором дачи взятки.

Посредник, действующий от имени взяткополучателя, получает предмет взятки не для себя, а для последнего. Посредник не берет на себя обязательства совершения или несовершения каких-либо действий. Они лежат на взяткополучателе. Взяткополучатель определяет условия получения взятки.

Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия взяткодателя в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291).

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

В судебно-следственной практике встречаются ситуации, когда посредник, предлагая свою помощь в передаче взятки должностному лицу, заранее не собирается передавать кому-либо взятку, а намеревается присвоить предмет взятки себе. В таких случаях деяние посредника надлежит квалифицировать по совокупности преступлений как подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33, соотв. часть ст. 291) и хищение в форме мошенничества (соотв. часть ст. 159).

Частью 2 ст. 2911



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.055 с.)