Получение взятки (ст. 290 УК рф) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Получение взятки (ст. 290 УК рф)



Непосредственный объект – законная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Понятие «взяточничество» охватывает четыре преступления: получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291), посредничество во взяточничестве (ст. 2911), мелкое взяточничество (ст. 2912).

Получение взятки – самое тяжкое из анализируемой группы преступлений. Его особая опасность в том, что должностное лицо, используя свои служебные полномочия, подрыва­ет авторитет государственной власти, престиж государственной службы, создает у многих людей впечатление о том, что все их желания и, прежде всего, те, для удовлетворения которых нет оснований, могут быть удовлетворены за мзду, превращает занимаемую должность в предмет купли-продажи.

УК РФ определяет это преступление как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290).

Необходимым признаком преступления является предмет преступления – взятка.

В общем виде взятка – любая незаконная выгода имущественного характера. В УК РФ раскрыва­ется содержание взятки – деньги, ценные бумаги, выраженные как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги, иное имущество, незаконно оказываемые услуги имущественного характера, иные имущественные права.

Согласно п. 9 Постановления ПВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» предметом взяточничества (статьи 290, 291, 2911, 2912) и коммерческого подкупа (статьи 204, 204.1, 204.2 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

Кроме того, предметом взяточничества может быть и имущество, изъятое из свободного оборота или ограниченное в таком обороте, но тогда виновные несут ответ­ственность по совокупности и за незаконный оборот этих предметов (например, по ст.ст. 290 и 191; ст.ст. 2281, 290 и 228).

В уголовном праве различают взятку за дей­ствие должностного лица, взятку за его бездействие, за покровительство и взятку – вымогательство.

Если имущественные выгоды в виде денег, ценных бумаг, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Выделяют две основные формы получения взяток: открытую и завуалированную. В первой ситуации взяткодатель лично или через посредника непосредственно передает взяткополучателю предмет взятки. Вторая ситуация, как правило, облекается во внешне законные формы (совместительство, выплаты по договору или соглашению, премии).

Закон ничего не говорит о размере взятки – стоимости имущества или размере выгоды имущественного характера, которые получает должностное лицо. Законодатель в приме­чании к ст. 290 УК РФ устанавливает значительный, крупный и особо крупный размер взятки – это суммы денег, стои­мость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышаю­щие соответственно 25 тыс. руб., 150 тыс. рублей и 1 млн. руб. При этом нижний предел не определяется, однако во всех случаях стоимость или размер выгоды должны быть определены, исходя из стоимости имущества или услуги, бывших предметом взятки.

Согласно ст. 575 ГК РФ лицам, замещающим государственные должности РФ, государст­венные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служа­щим, муниципальным служащим, служащим Банка России разрешено принятие обычных подарков, стоимость которых не превышает три тысячи рублей. Исходя из этого положе­ния, С.Г. Келина и ряд других ученых сделали вывод о том, что уголовно наказуемой взят­кой может признаваться лишь подношение должностному лицу стоимостью более указанной в законе стоимости подарка[5]. Однако их мнение подвержено справедливой критике. Счита­ем, что указанный «обычный подарок» отличается от взятки в следующих случаях: если имело место вымогательство вознаграждения, если вознаграждение имело характер подку­па и обуславливало соответствующее поведение должностного лица, если вознаграждение передавалось за незаконное действие (бездействие). Кроме того, как справедливо отмечает Г. Мишин, особенностью правового понятия подарка является его безвозмездность, о чем говорится в ст. 572 ГК РФ, предусматривающей, что «при наличии встречной передачи вещи или права, либо встречного обязательства договор не признается дарением»[6]. Таким обра­зом, взяточничество всегда имеет характер сделки.

Объективная сторона данного преступления заключается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки (содержание ее раскрыто выше) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В законе говорится о получении виновным взятки лично или через посредника. В последнем случае (а делается это обычно для маскировки) должно быть доказано, что имуществен­ную выгоду, предоставляемую через посредника, должностное лицо воспринимает именно как исходящую от взяткодателя, действующего через посредника.

Использование лицом служебного положения выражается в одной из трех форм: а) действия (бездействия), входящего в круг его служебных полномочий, б) способствования таким действиям (очевидно, со стороны иных должностных лиц) и в) общего покровитель­ства или попустительства по службе.

Типичной является первая форма. Суть ее заключается в получении виновным взятки за действия (бездействие), входящие в круг его прав и полномочий (решение кадровых вопросов, рас­поряжение денежными средствами и кредитами, взыскания и поощрения, непроведение инвентаризаций и ревизий, сокрытие недостачи у подчиненных материальных ценностей и т.п.).

Для второй формы характерно использование должностных полномочий в широком смысле слова, т.е. возможностей воздействовать на других лиц, от которых зависит нужное для взяткодателя решение (связей, авторитета, взаимных услуг).

Третью форму использования должностных полномочий составляет общее покрови­тельство или попустительство по службе. Такой способ злоупотребле­ния полномочиями составит признак данного преступления, если покровительство (или протекционизм) принимает конкретные формы (незаслуженные премии и другие поощре­ния, продвижение по службе, отпуск конкретным организациям и фирмам дефицитных то­варов и т.п.). Попустительство также должно носить конкретный характер (непринятие мер по фактам недостач материальных ценностей, не реагирование на правонарушения, прогу­лы, явку на работу в состоянии опьянения и т.п.).

Г., государственный инспектор федеральной государственной гражданской службы Межрегионального отдела оперативного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов Азово-черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, являясь должностным лицом, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, осознавая противоправность своих действий, реализуя преступный умысел, используя свои служебные полномочия, получил взятку в виде денег в сумме 10000 рублей за общее покровительство Ф. при ловле рыбы.

Приговором Красноармейского районного суда Краснодарского края Г. осужден по ч. 1 ст. 290 УК РФ [7] .

В УК РФ нет указаний на необходимость установления обусловленности взяткой исполь­зования лицом своих служебных полномочий, хотя первая форма их использования дает для этого основания. Не говорит закон и о необходимости предварительного соглашения между взяткополучателем и взяткодателем, так же как и о времени дачи взятки (до или по­сле совершения действий).

Действительно, время получения взятки, как указано и в п. 8 постановления ПВС РФ от 9 июля 2013 г. № 24, для наличия состава данного преступления значения не имеет.

Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Не образует состава получения взятки принятие должностным лицом презентов, по­дарков, сувениров и т.п. в связи с юбилейными датами, награждением государственными наградами, присвоением почетных званий и т.п.

В законе сказано о получении взятки за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Таким образом, преступление налицо и тогда, когда за взятку удовлетворяются интересы как самого взяткодателя, так и тех, кого он представляет (организации, учреждения, близкие люди). Действующий УК РФ дает основания полагать, что анализируемый состав предполагает совершение за взятку конкретного дей­ствия (или бездействия). Даже если она дается за покровительство либо попустительство, то и другое выражается в конкретных формах.

Получение взятки сконструировано как преступление с формальным составом. Оно окончено, когда должностное лицо получает обусловленную взятку. Если взятка не полу­чена по причинам, не зависящим от взяткополучателя, хотя предпринимались меры для ее вручения, содеянное образует покушение на получение взятки.

Получение взятки, в том числе через посредника, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом.

Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. Виновное лицо осознает, что получает незаконную имущественную выгоду (взятку) за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, либо воз­действует на других лиц, либо оказывает взяткодателю покровительство или попуститель­ство с использованием своих должностных полномочий, и желает получить взятку. Коры­стный мотив вытекает из сути данного преступления.

Субъектом преступления является должностное лицо, признаки которого рассматрива­лись ранее при характеристике субъекта преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, а также иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия (например, министр, мэр, судья, прокурор).

К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

Ч. 2 ст. 290 УК РФ предусматривает ответственность за получение взятки в значительном размере, то есть в сумме, превышающей 25 тысяч рублей. Получение и дача взятки, а равно посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо – получить взятку в значительном, крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в значительном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 290 УК РФ.

Одним из квалифицированных видов получения взятки УК РФ считает ее получение за не­законные действия (бездействие) (ч. 3). Этот признак повышает опасность преступления за счет того, что виновный получает взятку за действия (бездействие), которые сами по себе являются незаконными и должны быть пресечены. Суть этого признака может выражаться двояко: а) взятка получается виновным за неправомерные действия, не составляющие пре­ступления (внеочередное неосновательное получение квартиры, сокрытие прогулов, явка на работу в состоянии опьянения, нереагирование на допущенные проступки и т.п.), и б) за взятку виновный совершает преступные действия (служебный подлог, соучастие в хи­щении, сокрытие преступления). Во втором случае налицо совокупность преступлений.

В ч. 4 ст. 290 УК РФ квалифицирующим признаком данного преступления закон признает получение взятки (как за правомерные, так и за незаконные действия) лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления. Опасность взяточничества повышается здесь за счет особо ответственного положения взяткополучателя, наделенного значительно боль­шим объемом полномочий по сравнению с другими должностными лицами, а, следова­тельно, и большей ответственностью.

В части 5 ст. 290 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки при наличии следующих признаков: а) получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с вымогательством взятки; в) в крупном размере.

Суть первого признака заключается в том, что получение взятки совершено группой лиц, образующих одну из форм соучастия. При этом получение взятки по предваритель­ному сговору группой лиц будет налицо при следующих условиях: а) в получении взятки должно участвовать не менее двух должностных лиц; б) между ними должно быть достиг­нуто соглашение о получении взятки до ее получения; в) каждый участник группы должен совершить хотя бы часть действий в пользу взяткодателя с использованием служебных полномочий и г) каждый из участников должен получить какую-то часть взятки (или взя­ток).

В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки либо незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из входящих в преступную группу должностных лиц или лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

При квалификации действий указанных лиц не имеет значения, какая сумма получена каждым из членов преступной группы, а также то, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько должностных лиц.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 УК РФ, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются соответственно как посредничество во взяточничестве (ст. 2911).

В соответствии с законом, дающим определение организованной группы (ч. 3 ст. 35), для наличия этого признака виновные должностные лица должны заранее объеди­ниться для получения взятки (или взяток) в устойчивую преступную группу. Условия от­ветственности за эту форму группового получения взятки (или взяток) по сути не отлича­ются от условий ответственности за данный квалифицирующий признак применительно к группе по предварительному сговору. Особенностью этой формы является то, что лицо, создавшее организованную группу взяточников либо руководившее ею, отвечает за все преступления, совершенные участниками группы (в данном случае получение взяток), ес­ли они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35).

В организованную группу, помимо одного или нескольких должностных лиц, могут входить лица, не обладающие признаками специального субъекта получения взятки. Преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения любым членом организованной группы.

Суть второго признака – вымогательства взятки – состоит либо в требовании должност­ного лица дать взятку под угрозой ущемить (нарушить) правоохраняемые интересы взят­кодателя, либо в поставлении последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения или прекращения нарушения его законных интересов. Так, на­пример, как вымогательство взятки расценивается требование взятки под угрозой привле­чения к уголовной ответственности и ареста за мнимое преступление.

Отсутствует вымогательство взятки в ситуации, когда виновный требует взятку, угро­жая совершить законные действия в отношении взяткодателя (уволить за систематические нарушения трудовой дисциплины, передать материал о преступлении в прокуратуру и т.п.). Нет вымогательства и в случаях, когда должностное лицо требует взятку, не подкре­пляя это угрозой нарушить законные интересы взяткодателя.

Для квалификации содеянного по п. «б» части 5 статьи 290 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить указанную угрозу, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

По пункту «б» части 5 статьи 290 УК РФ следует квалифицировать получение взятки и в том случае, когда вымогательство с согласия или по указанию должностного лица осуществлялось другим лицом, не являющимся получателем взятки либо предмета коммерческого подкупа. Действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующей части статьи 2911УК РФ.

Третий признак – крупный размер взятки – непосредственно раскрывается в примеча­нии к ст. 290 УК РФ. В соответствии с законом крупным размером взятки признается сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающая 150 тыс. рублей.

Частью шестой ст. 290 УК РФ предусмотрена ответственность за получение взятки в особо крупном размере, то есть в сумме, превышающей 1 млн. рублей.

Дача взятки (ст. 291 УК РФ)

Действующий УК РФ (так же как и прежний) понятие дачи взятки не раскрывает.

Непосредственным объектом является законное функционирование органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления.

Объективная сторона состоит в предоставлении взяткодателем лично или через по­средника имущественной выгоды (взятки) должностному лицу за совершение последним действий (бездействия) в пользу взяткодателя с использованием своих служебных полно­мочий.

Из содержания ст. 291 УК РФ и сопоставления ее со ст. 290 УК РФ следует, что взятка дается должностному лицу за совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Обычно это личные интересы самого взяткодателя. Однако нередко взятка вручается для соверше­ния действий в интересах организации (предприятия, учреждения). ПВС РФ в постановле­нии от 9 июля 2013 г. № 24 (п. 28) предлагает следующую рекомендацию относительно квалифика­ции действий участников такой ситуации. Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать взятку должностному лицу, несет ответственность по статье 291 УК РФ за дачу взятки, а работник, выполнивший его поручение, при наличии оснований по статье 2911УК РФ за посредничество во взяточничестве.

 Как справедливо отме­чает А.И. Рарог, указанное положение постановления ПВС не соответствует законодательному понятию исполнителя преступления и других соучастников преступле­ния. Более правильным в такой ситуации было бы квалифицировать содеянное начальни­ком как организацию дачи взятки, а подчиненным – как ее дачу[8].

Привлечение указанных лиц к уголовной ответственности за дачу взятки или незаконную передачу предмета коммерческого подкупа не освобождает юридическое лицо, от имени или в интересах которого совершены соответствующие коррупционные действия, от ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, установленной статьей 19.28 КоАП РФ.

В случае, если должностное лицо отказалось принять взятку, действия взяткодателя, непосредственно направленные на передачу предмета преступления, подлежат квалификации как покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ.

Так, Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.26 КоАП РФ, и был доставлен инспекторами дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения в помещение дежурной части. Г., вложив в брошюру «Ингосстрах» имевшиеся при нем две денежные купюры достоинством 1000 рублей каждая и две денежные купюры достоинством 500 рублей каждая, на общую сумму 3 000 рублей, положил вышеуказанную брошюру вместе с деньгами и собственноручно написанной запиской на письменный стол и предложил инспектору ДПС в качестве взятки за непривлечение его к административной ответственности и, как следствие, сокрытие факта совершения им административного правонарушения, то есть за незаконное бездействие, вследствие которого Г. мог избежать привлечения к административной ответственности. Однако Г. по независящим от него обстоятельствам не довел свой преступный умысел до конца, так как инспектор ДПС отказался от получения предложенной ему взятки.

Приговором Элистинского городского суда Республики Калмыкия Г. осужден по ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 291 УК РФ [9] .

Субъективная сторона дачи взятки характеризуется только прямым умыслом. При этом виновный осознает, что он передает взятку или предоставляет иную имущественную выгоду должностному лицу за совершение в его пользу действий (бездействия) с исполь­зованием служебных полномочий, и желает передать должностному лицу взятку.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет.

Квалифицирующим признаком данного преступления является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере, то есть в сумме, превышающей 25 тысяч рублей.

Частью 3 ст. 291 УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействия). Положение следует понимать двояко. Во-первых, взятка может даваться за неправомерные, но непреступные действия (за сокрытие прогу­лов, брака, явки на работу в состоянии опьянения, получения чего-либо, на что взяткода­тель не имеет права). Такие действия полностью охватываются ч. 3 ст. 291 УК РФ и дополни­тельной квалификации не требуют. Во-вторых, если взятка дается за совершение преступных действий (служебные подлоги, непередача материалов о совершении взяткодателем преступления в правоохранительные органы), содеянное образует совокупность преступлений (для взяткодателя – дача взятки и соучастие в преступлении).

В части 4 ст. 291 УК РФ предусмотрены два квалифицирующих признака – совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также дача взятки в крупном размере. Содержание этих признаков аналогично п. «а» и п. «в» ст. 290 УК РФ.

Дача взятки в особо крупном размере (свыше 1 млн. рублей) влечет уголовную ответственность по ч. 5 ст. 291 УК РФ.

Уголовный закон предусматривает основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: если лицо, давшее взятку, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников преступления, обстоятельства его совершения и т.п.

Понятие вымогательства взятки идентично такому же понятию в составе получения взятки. При вымогательстве воля взяткодателя подавляется действиями взяткополучателя, взяткодатель действует вынуждено, зачастую находясь в безвыходном положении, переда­ет предмет взятки только по принуждению, стремясь таким способом защитить свои правоохраняемые интересы. Отсутствует у взяткодателя в такой ситуации и желание подку­пить должностное лицо. Все это дает основания не привлекать взяткодателя к уголовной ответственности.

Добровольное заявление о факте дачи взятки заключается в сообщении об этом по соб­ственной инициативе, без всякого внешнего принуждения и воздействия органу, имеюще­му право возбуждать уголовное дело. Следовательно, для освобождения взяткодателя по этому основанию от уголовной ответственности требуется сочетание условий: а) полная добровольность заявления (если лицу становится известно, что возбуждено по факту дачи взятки уголовное дело, добровольность исключается); б) мотивы заявления на решение во­проса не влияют при наличии его добровольности (страх перед уголовной ответственно­стью и наказанием, раскаяние); в) заявление адресовано органу, который по закону имеет право возбуждать уголовное дело.

Посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ)

Непосредственным объектом преступления является законное функционирование органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления. Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления.

Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки взяткополучателю по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Непосредственная передача взятки представляет собой чисто техническую функцию по перемещению предмета взятки от одного лица к другому.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.

Посредник может представлять интересы как взяткодателя, так и взяткополучателя. В отличие от взяткодателя посредник, действующий от его имени и по его поручению, не добивается за счет передаваемой взятки совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий в своих интересах; он представляет не свои, а чужие интересы. Решение о передаче взятки принимает взяткодатель. Посредник выполняет его волю, в силу чего он не может выступать инициатором дачи взятки.

Посредник, действующий от имени взяткополучателя, получает предмет взятки не для себя, а для последнего. Посредник не берет на себя обязательства совершения или несовершения каких-либо действий. Они лежат на взяткополучателе. Взяткополучатель определяет условия получения взятки.

Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия взяткодателя в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291).

Субъект преступления общий – вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

В судебно-следственной практике встречаются ситуации, когда посредник, предлагая свою помощь в передаче взятки должностному лицу, заранее не собирается передавать кому-либо взятку, а намеревается присвоить предмет взятки себе. В таких случаях деяние посредника надлежит квалифицировать по совокупности преступлений как подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33, соотв. часть ст. 291) и хищение в форме мошенничества (соотв. часть ст. 159).

Частью 2 ст. 2911 УК РФ установлена ответственность за квалифицированные виды посредничества во взяточничестве – посредничество при даче (получении) взятки за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения. Субъект преступления должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 ст. 2911УК РФ.

Посредничество во взяточничестве, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а равно в крупном размере, влечет ответственность по ч. 3 ст. 2911 УК РФ. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, – по ч. 4 ст. 2911 УК РФ.

Частью 5 ст. 2911 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

Так, И. обратилась к К. за консультацией о сдаче экзаменов в ГИБДД для последующего получения водительского удостоверения. В указанное время у К. возник преступный умысел, направленный на предложение посредничества во взяточничестве, реализуя который, он сообщил И., что обладает возможностью за взятку должностным лицам РЭО ГИБДД У МВД России оформить И. водительское удостоверение без фактической сдачи практического экзамена и предложил ей посредничество во взяточничестве, оговорив при этом, что размер суммы взятки, подлежащей предоставлению сотрудникам РЭО ГИБДД, составляет 24 000 рублей, заверив и пообещав И. передать их в качестве взятки должностным лицам РЭО ГИБДД.

В соответствии с достигнутой между К. и И. договоренностью в ходе проведения сотрудниками полиции оперативно-розыскного мероприятия «оперативный эксперимент» К. получил от И. денежные средства в сумме 20 000 рублей для дальнейшей их передачи должностным лицам РЭО ГИБДД, неосведомленным о преступном намерении К.

Приговором Центрального районного суда г. Тольятти К. осужден по ч. 5 ст. 2911 УК РФ [10] .

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.054 с.)