Лекция 2. 3. Рыночное равновесие. Графическое 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. 3. Рыночное равновесие. Графическое



Изображение равновесия

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны.

 В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения изменяет рыночную цену до того момента, когда экономические интересы покупателей и продавцов совпадут.

 Данная ситуация определяет рыночное равновесие, т.е. на рынке устанавливается равенство между объемом и структурой спроса, с одной стороны, и объемом и структурой предложения — с другой.

 Рыночное равновесие изменяется во времени. Для его изучения используется метод сравнительной статистики.

Равновесная цена — это рыночная цена, при которой количество продукта, который произведен и предложен к продаже на рынке, равно количеству продукта, которое покупатели желают и могут приобрести.

Количество продукта, которое потребители желают купить, а продавцы желают продать по равновесной цене, называется равновесное количество товара.

Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной, что возникает дефицит, при котором спрос превышает предложение. Если рыночная цена выше цены равновесия, появляется изб ыток товара, при котором предложение превышает спрос.

Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменение цены, которое, в конечном счете, завершается согласованием между собой этих двух противоположных желаний. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.

Графически рыночное равновесие соответствует точке (Е) пересечения кривых спроса и предложения (рис.5).

Рыночное равновесие постоянно нарушается, т.к. множество неценовых факторов влияет на спрос и предложение. Изменение спроса или предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного объема (рис. 6).

 Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать два обстоятельства:

- монополизм продавца или покупателя, искусственно удерживающего цену в свою пользу;

- административное регулирование цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству.

  Потребительский излишек, или выигрыш потребителя, вставляет разницу между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он платит. Когда суммируются излишки потребителей, которые приобретают  товар, получается совокупный потребительский излишек. Он определяет выгоду, которую получают покупатели от потребления продукции.

Излишек (выгода) производителя — разница между ценой, по которой производитель продает товар, и ценой, по которой он готов был его продать. Излишки всех производите­лей представляют собой рыночный излишек всей отрасли. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.003 с.)