Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



Л.В. Кузина

Экономическая теория

Учебно-методический комплекс

Учебное пособие

Минск

МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ

2017

 

Рекомендовано к изданию НМС МГЭИ им. А.Д. Сахарова

(протокол № 2017 г.)

Автор:

Л.В. Кузина, ст. преподаватель

Кафедры философии, социологии и экономики

 

 

 

Рецензенты:

В.А. Клименко,   консультант департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем Исполнительного комитета СНГ,

доктор социологических наук, кандидат экономических наук, профессор

 

 

А. И. Авраменко, профессор кафедры экономической безопасности Учреждения образования «Академия министерства внутренних дел Республики Беларусь», кандидат экономических наук, доцент

 

 

К66 Кузина, Л. В.

Экономическая теория.  Учебно – методический комплекс: Учеб. пособие / Л.В. Кузина. – Минск: Учреждение образования «Международный государственный экологический институт им. А.Д. Сахарова» Белорусского государственного университета, 2017. – с.

 

 

Учебно-методический комплекс содержит программу, краткий обзор основных тем курса «Экономическая теория» с выделением ключевых понятий и основных положений по каждой теме, материалы для подготовки к  семинарским занятиям, методические рекомендации выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения, вопросы к экзамену, библиографический список новых литературных источников по дисциплине. Комплекс предназначен для оказания помощи студентам в самостоятельном изучении дисциплины, а также для интенсивной подготовки к семинарским занятиям и экзамену по экономической теории.

Введение

Важнейшей задачей перехода к инновационной модели экономики и ее эффективного функционирования является формирование современного экономического мышления у будущих специалистов. По этой причине многократно возрастает роль изучения экономической теории, особенно для студентов неэкономических вузов.

Изучение обязательной дисциплины «Экономическая теория» в составе модуля «Экономика» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений.

Трудности изложения учебного материала по экономической теории для студентов неэкономических вузов общеизвестны: необходимость глубокого изложения материалов в сочетании с краткостью при сохранении достаточной системности.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» разработан  в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе на уровне высшего образования, утвержденном Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.07.2011 г. № 167, и предназначен для организации аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов неэкономических специальностей.

Основными задачами учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономическая теория» являются:

- формирование перечня тем, в совокупности раскрывающих содержание, объем и структуру дисциплины;

- определение видов и последовательности учебной работы;

- оказание помощи студентам всех форм обучения в самостоятельном изучении дисциплины.

Структура учебно-методического комплекса состоит из следующих  основных разделов.

В первом разделе представлена учебная программа дисциплины, в которой приведены примерный тематический план и содержание дисциплины. Последовательность тем программы направлена на качественное усвоение учебного материала.

Теоретический раздел Учебно-методического комплекса содержит краткий курс лекций для подготовки студентов по данной специальности. В курсе лекций в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы, предусмотренные образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Экономическая теория». В логической последовательности представлены следующие модули: «Основы экономической теории», «Основы микроэкономики», «Основы макроэкономики», «Основы международной экономики».

Благодаря интенсификации изложения этот курс, в целом соответствующий стандартам экономического образования, удалось удержать в объеме учебного пособия для неэкономических вузов. Приведенные тезисы лекций способствуют систематизации и закреплению знаний, полученных студентами на лекционных и семинарских занятиях, и помогают подготовиться к экзамену по данной дисциплине.

Практический раздел комплекса содержит материалы, необходимые для подготовки к семинарским занятиям. Для получения и отработки студентами необходимых практических умений и навыков в планах семинарских занятий предусмотрены индивидуальные задания для подгрупп, работа со схемами и графиками, решение задач, тестов. Данная организация работы студентов позволяет преподавателю в течение минимального времени провести текущую аттестацию и выставить оценки.

В практический раздел комплекса также включены задания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения и тематика контрольных работ. Задания обеспечивают формирование базовых умений для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования поставленных задач.

В раздел контроля знаний включены материалы для проведения самоконтроля в ходе самостоятельной работы,  а также для проведения итоговой аттестации. Представленные материалы позволяют адекватно оценивать уровень знаний студентов по дисциплине.

Вспомогательный раздел комплекса включает перечень учебных изданий и информационно-аналитических материалов, рекомендуемых для изучения данной дисциплины.

Учебно-методический комплекс разработан с учетом многолетнего опыта преподавания курса «Экономическая теория» в вузах республики. Изложение материала последовательно, систематизировано и осуществляется в форме, наиболее доступной для понимания и усвоения.

 

 

Примерный тематический план

 учебной дисциплины

«Экономическая теория» для дневной формы обучения

 

 

Содержание

Всего часов

в том числе:

лекции

семинарские занятия

самостоятельная работа
Раздел 1. Основы экономической теории

 

Тема 1. Экономическая теория: предмет и методы 3 1  

2

Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике 5 1 2

2

Тема 3. Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели 9 2 2

5

Раздел 2. Основы микроэкономики

 

Тема 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения 6 2 2

2

Тема 5. Издержки, доход и прибыль 6 2 2

2

Тема 6. Рынки факторов производства 9 2 2

5

Раздел 3. Основы макроэкономики

 

Тема 7. Основные макроэкономические показатели и макроэкономическая нестабильность 6 2 2

2

Тема 8. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке 6 2 2

2

Тема 9. Денежный рынок и денежно-кредитная система 6 2 2

2

Тема 10. Финансовая система 7 2  

5

Тема 11. Экономический рост 5   2

3

Тема 12. Социальная политика 7 2  

5

Раздел 4. Основы международной экономики

 

Тема 13. Современное мировое хозяйство 7 2 2

3

Всего по дисциплине 82 22 20

40

           

Содержание учебной дисциплины

 

По различным признакам

 

В экономической теории классификация экономических систем осуществляется на основе критериев (определяющих признаков), позволяющих разграничить системы. Если за критерий взять способ хозяйствования, то можно выделить два типа экономических систем: натуральное и товарное хозяйство.

В марксистской и западной экономических теориях существуют разные подходы к выделению эволюционных форм экономических систем. Марксистский подход основан на учении об общественно – экономической формации. В основу градации экономических систем К. Маркс положил отношения собственности и систему производственных отношений и соответственно этому выделил пять экономических формаций: первобытно – общинную, рабовладельческую, феодализм, капитализм, коммунизм.  

В мировой экономической теории наибольшее распространение получили взгляды на разграничение экономических систем в соответствии с уровнем развития производительных сил. Основатель теории стадий экономического роста американский экономист У. Росту выделил пять типов экономических систем: традиционное общество, переходное, экономическая система «сдвига», общество экономической зрелости, общество высокого массового потребления. Приведенные классификации экономических систем отражают их эволюционное развитие.

Современные экономические системы различаются по двум признакам: 1) формам собственности и 2) формам регулирования хозяйствен­ной жизни. Как правило, в разных системах наблюдается сочета­ние разных форм собственности, но одна из них преобладает. В за­висимости от того, является ли преобладающей индивидуальная частная, государственная или коллективно-частная собствен­ность, различают классический капитализм, плановую экономику и смешанную экономику. Но одного признака недостаточно для точного определения типа системы. Его нужно рассмотреть в сочетании с преоблада­ющей формой регулирования экономической жизни. Такими формами могут быть обычаи и традиции, рыночная конкуренция и ценообразование, централизованное регулирование.

В современной экономической теории в соответствии с особенностями регулирования экономики различают: традиционную экономику экономически отсталых стран (или феодальных монархий в прошлом), чистый рынок (классический капитализм), плановую экономику (цен­трально управляемое хозяйство социалистических стран)исов­ременную смешанную экономику, которая отличается сочета­нием частной и государственной собственности, рыночного и государственного регулирования.

Дополнительными признаками деления экономических сис­тем можно считать роль государства в экономике, стадию эко­номического роста, развитие социальной и производственной инфраструктуры, демократию.

В современных условиях произошло критическое пере­осмысление формационного подхода к эволюции общества, ко­торый преобладал в экономической теории прошлых десятиле­тий. Формационный и технологический подходы признаны од­носторонними, не отражающими многие важные эволюционные признаки цивилизаций. Им на смену пришел цивилизационный подход, который включает действие как экономических (внутренних), так и неэкономических (внешних) факторов. К внешним факторам относятся социально-культурные, социально-политические, природно-экономические, географические и т. д.

Республика Беларусь выступает со своей стратегией развития. В области совершенствования государственности – это формирование сильного эффективного правового государства; в области общественного развития – постепенный переход к постиндустриальному обществу; в области экономики – создание социально ориентированной рыночной экономики. Белорусская модель учитывает историю страны, традиции народа, его национальный характер и исключает такие составляющие рыночного хозяйства, как наличие безработицы, резкой имущественной дифференциации населения.

 

Изображение равновесия

Основой рыночного механизма является взаимодействие спроса и предложения. На рынке множество продавцов (производителей) и покупателей (потребителей), желания и возможности которых различны.

 В условиях конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения изменяет рыночную цену до того момента, когда экономические интересы покупателей и продавцов совпадут.

 Данная ситуация определяет рыночное равновесие, т.е. на рынке устанавливается равенство между объемом и структурой спроса, с одной стороны, и объемом и структурой предложения — с другой.

 Рыночное равновесие изменяется во времени. Для его изучения используется метод сравнительной статистики.

Равновесная цена — это рыночная цена, при которой количество продукта, который произведен и предложен к продаже на рынке, равно количеству продукта, которое покупатели желают и могут приобрести.

Количество продукта, которое потребители желают купить, а продавцы желают продать по равновесной цене, называется равновесное количество товара.

Если рыночная цена устанавливается ниже равновесной, что возникает дефицит, при котором спрос превышает предложение. Если рыночная цена выше цены равновесия, появляется изб ыток товара, при котором предложение превышает спрос.

Расхождения между предложением продавцов и спросом покупателей порождают изменение цены, которое, в конечном счете, завершается согласованием между собой этих двух противоположных желаний. Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.

Графически рыночное равновесие соответствует точке (Е) пересечения кривых спроса и предложения (рис.5).

Рыночное равновесие постоянно нарушается, т.к. множество неценовых факторов влияет на спрос и предложение. Изменение спроса или предложения влечет за собой изменение равновесной цены и равновесного объема (рис. 6).

 Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать два обстоятельства:

- монополизм продавца или покупателя, искусственно удерживающего цену в свою пользу;

- административное регулирование цен, приводящее, как правило, к дефициту или перепроизводству.

  Потребительский излишек, или выигрыш потребителя, вставляет разницу между ценой, которую потребитель готов заплатить за товар, и той, которую он платит. Когда суммируются излишки потребителей, которые приобретают  товар, получается совокупный потребительский излишек. Он определяет выгоду, которую получают покупатели от потребления продукции.

Излишек (выгода) производителя — разница между ценой, по которой производитель продает товар, и ценой, по которой он готов был его продать. Излишки всех производите­лей представляют собой рыночный излишек всей отрасли. 

 

Сбережений и инвестиций

Создателем современной теории взаимосвязи дохода, потребления, сбережения и инвестиций считают английского экономиста Д.М. Кейнса, который в 1936 году опубликовал свою знаменитую работу «Общая теория занятости, процентов и денег». В качестве главного инструмента анализа  Кейнс использовал такие макроэкономические показатели как национальный доход, потоки сбережений и инвестиций, совокупный спрос и совокупное предложение. По Кейнсу, положительно воздействовать на расширение производства и предложение товаров, способствовать уменьшению безработицы можно лишь путем активизации совокупного спроса, т. е. формирования эффективного спроса.

Эффективный спрос – это совокупный платежеспособный спрос, определяющий высокий уровень занятости.

Главными составляющими эффективного спроса выступают доход, потребление, сбережение и инвестиции.

Под доходами понимается сумма денежных средств, полученных за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг с целью удовлетворения личных потребностей. Доходы могут быть трудовыми и нетрудовыми. К трудовым доходам можно отнести заработную плату, прибыль и др., т.е. доходы, связанные с трудовой деятельностью. Нетрудовые доходы – это законные доходы, но не связанные с трудовой деятельностью: проценты по вкладам, наследство, выигрыши по лотерейным билетам и др.

Потребление представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Прирост потребления, а следовательно и эффективного спроса, зависит от прироста доходов. Зависимость эта прямая – чем выше доход, тем выше уровень потребления и наоборот.

Сбережения – это та часть дохода, которая в настоящее время не потребляется, а предназначена для удовлетворения будущих потребностей. Сбережения представляют собой разницу между располагаемым доходом и потребительскими расходами. Следовательно, та часть дохода, которая остается неиспользованной на текущие производственные и потребительские нужды, накапливается.

Накопление - это откладывание части дохода, прибыли на будущие нужды. Оно само по себе для экономики не опасно, если сбереженные деньги пускаются в оборот, т.е. инвестируются.

Размер инвестиций является главным фактором эффективного спроса, т.к. рост инвестиций способствует увеличению национального дохода как источника благосостояния людей и привлечению в производство дополнительных работников, т.е. сокращению безработицы.

Таким образом, обеспечить нормальный размер инвестиций – это значит перевести все сбережения в реальные капитальные вложения, или другими словами, инвестиции должны быть равны сбережениям.

 

Задание подгруппе 2.  Система и механизм социальной защиты населения

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие и объекты социальной защиты

2. Основные направления социальной защиты

3. Индексация доходов

 

Б) На схеме отразите структуру и формы социальной защиты

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. Что означает правовое регулирование трудовых отношений?

2. Чем система социальной защиты отличается от социального обеспечения?

 

Задание подгруппе 3. Социальные гарантии

Рассмотрите следующие положения:

1. Основные элементы системы социальных гарантий

2. Гарантии в потреблении

3. Обеспечение экологической безопасности

 

Б) На схеме покажите основные социальные гарантии

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем отличие системы социальной защиты от социальных гарантий?

2.Какие социальные стандарты существуют в Республике Беларусь?

 

Задание подгруппе 4. Уровень и качество жизни населения, основные показатели

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие уровня и качества жизни

2. Показатели уровня жизни

3. Потребительская корзина, бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет

4. Уровень жизни и благосостояние

 

Б) На схеме покажите структуру минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. Как рассчитывается потребительская корзина?

2. Должны ли быть равны прожиточный минимум и минимальная заработная плата?

 

Г) Тест

Если цены на потребительские блага растут быстрее, чем располагаемый доход, то: 1.Стабильный уровень реальных доходов сохранится

2. Реальные доходы сократятся, но в меньшей степени, чем рост цен

3. Реальные доходы населения будут снижаться

 

Задание подгруппе 5. Социальная политика государства

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие социальной политики

2. Задачи социальной политики

3. Концепция «развития человеческих ресурсов»

 

Б) На схеме покажите основные направления социальной политики

 

В) Ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое социальное партнерство?

2. Каковы социальные приоритеты текущего пятилетия?

 

Дополнительная литература:

1.Макроэкономика: Социально ориентированный подход. Учеб. пособие /Под ред. Э. А. Лутохиной. – Мн. 2003

2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г - Мн. 2004

3. Макроэкономические проблемы развития Беларуси: Материалы цикла семинаров /Под ред. В. Н. Комкова. – Мн. 2002

4. Цинн К. Г. Социальное рыночное хозяйство: идея и развитие экономического строя в ФРГ. Пер. с нем. – Мн. 1994

 

Семинарское занятие 13 по теме «Мировое хозяйство»

А.Вопросы семинарского занятия:

1.Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения

2. Структура мирового хозяйства

3. Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы

4. Мировой рынок, понятие, структура, особенности

5. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства

 

Б. Задания, контрольные вопросы, тесты и задачи

Задание подгруппе 1. Понятие мирового хозяйства и экономические предпосылки его возникновения

А) Рассмотрите следующие положения:

1.Различные трактовки понятия «мировое хозяйство», применяемые в экономической теории

2. Международные экономические отношения в доиндустриальную эпоху

3. Предпосылки формирования мирового рынка и мирового хозяйства

 

Б) Тест

Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах это:

1) Увеличение объема рабочего времени

2) Технологические изменения в производстве

3) Увеличение объема применяемого капитала

4) Реализация денежно – кредитной и фискальной политики

5) Рост квалификации рабочей силы

 

 Задание подгруппе 2. Структура мирового хозяйства

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Классификация мирового хозяйства по различным признакам

2. Характеристика основных групп стран в мировой экономике

3. Основные элементы всемирной инфраструктуры

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем проявляется новое качество мирового экономического развития?

2. Куда отнесены страны, входившие в систему СЭВ?

 

Задание подгруппе 3. Интернационализация хозяйственной жизни и ее формы

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Международная специализация

2. Международная кооперация

3. Показатели интернационализации хозяйственной жизни

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1.Каковы причины возникновения западноевропейской экономической интеграции?

2. В чем причина экономической интеграции среди стран СНГ?

3. Охарактеризуйте процесс экономической интеграции Республики Беларусь и России

 

Задание подгруппе 4. Мировой рынок, понятие, структура, особенности

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие и элементы мирового рынка

2. Этапы и тенденции развития мирового рынка

3. Беларусь в международном обмене товарами

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. В чем заключается специфика проявления экономических законов на мировом рынке?

2. Каково место Республики Беларусь в международной торговле товарами, услугами, технологиями?

 

Задание подгруппе 5. Глобализация как новая ступень интернационализации мирового хозяйства

 

А) Рассмотрите следующие положения:

1. Понятие глобализации

2. Формы глобализации

3. Основные направления развития глобализации

4. Новые тенденции развития международных отношений

 

Б) Ответьте на следующие вопросы:

1. Каковы отличительные черты процесса глобализации?

2. Назовите основные противоречия в развитии глобализации

 

Дополнительная литература:

1. Мировая экономика и международные отношения. 2001 №9

2. Шимов В. Н. Экономика Республики Беларусь на рубеже столетий: итоги, тенденции, направления развития /Белорусский экономический журнал. – 2001 №1

3. Новикова И. В. Глобализация и рынок. Поиски стратегии экономического развития в ХХ! веке.- Мн., 2001.- 432 с.

Основная литература для всех семинарских занятий:

1. Амосова, В.В., Гукасьян, Г.М. Экономическая теория /В.В. Амосова, Г. М. Гукасьян. – М., 2014. – 736 с.

2. Грязнова, А.Г., Соколинский, В.М. Экономическая теория: учеб. пособие / А.Г. Грязнова, А.Г. Соколинский. – М., 2014. - 464 с.

3. Давыденко, Л.Н. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика трансформации. Международный опыт и белорусский вектор развития: учебн. пособ. / Л.Н. Давыденко. — 2-е изд., перераб. — Минск: ИВЦ Минфина, 2011. - 469 с.

4. Курс экономической теории для неэкономических специальностей: учеб. пособие / под ред. М.И. Ноздрина – Плотницкого. – Минск, - 2016. – 544 с.

5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов по дисц. «Экономика» / [А.В. Сидорович и др.]; рук. авт. кол. и науч. ред. А.В. Сидорович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2007. - 1035 с.

6. Лемешевский, И.М. Экономическая теория. Основы. Вводный курс: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экон. спец. / И.М. Лемешевский. — 5-е изд. — Минск, 2012.- 493 с.

7. Слагода В.Г., Сибикин М. Ю. Экономическая теория: учебник / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. – М., - 2014. – 368 с.

8. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. И.В. Новиковой. – Минск, 2014. - 352 с.

9. Экономическая теория: учеб. для вузов / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - М., - 2014. – 848 с.

10. Экономическая теория: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений по экон. спец. / [А.В. Бондарь и др.; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А.Воробьева]. — Минск: БГЭУ, 2011. – 365 с.

 

 

 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами заочной формы обучения

 по дисциплине «Экономическая теория»

Учебным планом заочной формы обучения предусматривается написа­ние студентами контрольной работы по дисциплине «Экономическая теория». Контрольная работа - это одна из форм самостоятельных учебных заданий студентам, наряду с курсо­выми и дипломными работами.

Контрольная работа, с одной стороны, выступает как средство приобре­тения и углубления студентами знаний, с другой - как форма самоконтроля, а также межсессионного контроля учёбы студентов со стороны кафедры философии, экономики и социологии. Кроме того, выполнение контрольных работ способствует развитию навыков само­стоятельной работы над экономической литературой, учит последовательно и логически излагать свои мысли, связывать теорию с повседневной практи­кой, с хозяйственной политикой, сопоставлять различные точки зрения, оп­ределять собственную позицию.

 Выполнение контрольной работы складывается из трёх последовательных этапов. Первый подготовительный, второй - письменное изложение, третий - защита работы в виде устного собеседования.

1. Подготовительный этап является особенно значительным, так как заклады­вает главные, исходные предпосылки всей работы. Он включает в себя три ведущие составляющие: выбор темы; изучение литературы и привлечение необходимых дополнительных материалов; осмысление и проработка плана и содержания работы.

В процессе предварительной проработки следует руководствоваться следующими требованиями:

- работа выполняется на основе предварительного ознакомления с учеб­ным курсом в целом, а не изучения лишь отдельно избранной темы;

- тщательно изучается и прорабатывается рекомендованная литература;                  - тема работы раскрывается по плану;

- собираются и приводятся новые фактические и статистические данные;

- вопросы экономической теории увязываются с хозяйственной политикой и практикой;

- самостоятельное, творческое изложение темы;

- правильное оформление ссылок, использованной литературы, цитат.

При разработке материала по теме контрольной работы необходимо использовать, кроме учебников и учебных пособий, следующие журналы: "Белорусский экономический журнал", "Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование”, "Вопросы экономики", "Деньги и кредит", "Финансы". Для ознакомления с обзором журнальных статей за год используют указатели опубликованных материалов, которые помещаются, как правило, в последнем номере журнала. Кроме журнальных статей необходимо использо­вать газетные публикации по теме.

2. После изучения отобранной литературы и осмысления собранной инфор­мации наступает момент непосредственной подготовки и письменного изло­жения темы. Предстоит выделение узловых вопросов. Сведение узловых вопросов темы в единую систему есть по существу план работы. Когда будет проработан и осмыслен каждый вопрос плана, составление полного текста контрольной работы с использованием рекомендованных литературных источников, фактического и статистического материала не со­ставит большого труда. Контрольная работа выполняется в письменной форме (набирается на компьютере) в объеме до 15 листов формата А 4, страницы нумеруются. Контрольная работа должна содержать план работы (содержание), введение, изложение содержания темы, заключение (или общие выводы), а также список литературы, изученной автором в процессе работы. Количество использованных источников должно быть не менее 10. Если отсутствует какой - либо из перечисленных разделов, то контрольная работа к оценке не принимается. Если требуется наличие схем и графиков, они должны быть приведены в работе. Вопрос должен быть изложен своими словами без сокращений. Дословное списывание учебной литературы не допускается. Вопросы должны быть раскрыты в соответствии с планом работы. Ответы на вопросы должны быть полными и аргументированными. Каждый вопрос должен быть выделен в тексте перед началом ответа.

На титульном листе контрольной работы необходимо указать:

- полное наименование института;

- указание кафедры, по которой выполняется работа (кафедра философии, социологии и экономики);

- тему контрольной работы;

- кто выполнил контрольную работу с указанием курса, факультета, специальности, формы обучения, номера зачетной книжки;

- кто проверяет контрольную работу, фамилия и инициалы преподавателя;

- сроки предоставления работы.

Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы. В конце работы ставится подпись автора и дата предоставления работы на проверку.

3. В результате проверки контрольная работа допускается к собеседованию, или отправляется на доработку. Замечания указываются рецензентом либо в самом тексте, либо на отдельной странице.

 Результаты проверки можно узнать на кафедре философии, социологии и экономики. Собеседование по контрольной работе проводится во время экзаменационной сессии и является основанием для допуска студента к экзамену по дисциплине «Экономическая теория». Во время собеседования уточняется понимание студентом отдельных вопросов работы. Собеседование проводится только по работам, допущенным к собеседованию. Работы, отправленные на доработку, должны быть дополнены или полностью переработаны в соответствии с замечаниями рецензента и вновь сданы на проверку.

Контрольная работа должна быть сброшюрована и сдана в деканат в установленный срок, но не позже чем за месяц до начала экзаменационной сессии. Во время сессии работы не проверяются.

 

Темы контрольных работ по дисциплине «Экономическая теория

1. Возникновение, основные этапы развития экономической теории, и ее современные направления

2. Потребности: понятие и классификация по различным признакам. Экономические блага и интересы частного собственника, коллектива, общества

3. Экономические системы: содержание, структура, свойства систем. Классификация систем по различным критериям.

4. Экономические ресурсы и факторы производства. Классификация и характеристика ресурсов. Проблема ограниченности ресурсов.

5. Теория производства: предпринимательская деятельность, взаимозаменяемость факторов производства, производственная функция

6. Собственность в экономической системе: понятие, теория прав собственности, субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности в Республике Беларусь, необходимость реформирования государственной собственности

7. Рынок: сущность, функции, структура по различным признакам. Инфраструктура рынка. Преимущества и недостатки рынка.

8. Предприятие (организация) как хозяйствующий субъект. Типы предприятий и формы предпринимательской деятельности

9. Сущность и особенности транзитивной (переходной) экономики.

10.  Экономические системы ХХ1 века: концепции и модели

11.  Зеленая экономика: сущность и перспективы развития

12.  Основы теории спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения

13.  Потребление и полезность. Теории полезности. Бюджетные ограничения и равновесие потребителя.

14.  Издержки производства: понятие, виды издержек Себестоимость продукции. 

15.  Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эффект масштаба производства

16.  Доход фирмы. Концепции прибыли, рентабельность. Подходы к определению уровня производства, при котором фирма будет иметь максимальную прибыль или минимальные убытки.

17.  Рынок труда и его особенности. Заработная плата: сущность, формы.

18.  Рынок капитала и его особенности. Спрос и предложение капитала. Ссудный процент.

19.  Рынок земли и его особенности. Спрос и предложение земли. Земельная рента и цена земли

20.  Национальная экономика и ее общая характеристика. Цели и структура по различным признакам. Валовой внутренний продукт (ВВП). Особенности структуры экономики Республики Беларусь, проблемы сбалансированности.

21.  Экономический рост: понятие, типы, последствия экономического роста. Устойчивый экономический рост

22.  Рынок денег. Спрос, предложение и равновесие на денежном рынке.

23.  Экономический цикл и его фазы. Причины циклического развития рыночной экономики

24.  Безработица, статус безработного, определение уровня безработицы. Типы безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы.

25.  Инфляция: сущность, оценка уровня инфляции. Типы и виды инфляции. Причины и последствия инфляции

26.  Государственный бюджет: понятие, доходная и расходная часть бюджета. Особенности бюджетной системы Республики Беларусь.

27.  Налоги: сущность, принципы налогообложения, виды налогов, налоговая нагрузка. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь.

28.  Социальная политика: понятие, цели, направления, показатели.

29.  Мировое хозяйство, структура, экономические предпосылки его возникновения. Современные тенденции развития мирового хозяйства.

30.  Теории международной торговли. Платежный и торговый баланс: понятие, структура

 

 

 Вопросы к экзамену по дисциплине

«Экономическая теория»

1. Предмет, структура, методы и функции экономической теории



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.176 с.)