Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни политической жизни и их взаимосвязь
Функционирование политической жизни осуществляется на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном. Институциональный уровень Институциональный уровень - это государственно-правовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складываются политические отношения в рамках государственного механизма, функционирующего по принципу рациональной целесообразности. Профессиональная политическая деятельность основывается на государственных интересах и направлена на обеспечение единой политической воли в целях удержания и укрепления власти, с одной стороны, и достижения политической лояльности к существующей власти и поддержки ее политики большинством граждан, — с другой. На этом уровне политическая деятельность сосредоточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономическое развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок, общественный прогресс), на выработке политической стратегии и тактики, закреплении их в соответствующих законах. Представительный уровень Субъектами политической жизни за рамками государственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различных социальных субъектов. Группы по интересам пытаются оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии на основе превращения групповых интересов в политические. Так, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были группами интересов, а в 1900 г. они помогли сформировать лейбористский комитет по выдвижению рабочих в парламент, который в 1906 г. стал лейбористской партией. Сформировавшиеся политические партии стремятся закрепить свои интересы политической властью, обеспечивая свое представительство во властных структурах, и создать условия для свободной деятельности оппозиции. Внегосударственные образования являются интегрирующим звеном между государством и обществом (заметим, что при господстве в обществе одной политической партии политическая система отождествляется с политикой конкретных руководителей, а потому критика руководства механически переносится на систему в целом. В многопартийной системе обвинения правящей партии не распространяются на систему).
В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между государственным аппаратом и ограниченным кругом влиятельных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение определенным ограничениям со стороны государства. Складывается своеобразное «партнерство» бизнеса, профсоюза и государства на основе объединения узкогрупповых и общегосударственных интересов. Через представительные структуры происходит своеобразное проникновение специфических групповых интересов в государственную политику. Индивидуальный уровень Субъектами политической жизни на этом уровне выступают независимые граждане, способные объединяться в массовые движения. Особенностью политической жизни на индивидуальном уровне является спонтанность и стихийность ее проявления - свободное формирование и изложение интересов, мнений, воли неорганизованных людей. Независимые граждане не приемлют организации и давления сверху, и потому движения, в которые они объединяются, развертываются спонтанно на основе естественной целесообразности. Одной из форм спонтанного движения является гражданское неповиновение. Это - символическое нарушение некоего правила, ультимативное средство обращения к большинству с тем, чтобы оно еще раз оценило свое решение и по возможности пересмотрело его. Это возможно в правовом государстве, так как нарушители обосновывают свой протест в свете конституционных принципов. Кроме того, широко распространены массовые протесты, связанные с ухудшением жизненного уровня, отравлением окружающей среды и т. д. Спонтанные процессы власть имущие стремятся использовать в своих интересах (с помощью бюрократического аппарата), добиваясь бюрократизации массового движения и выхолащивания из него свободных импульсов.
В этой связи мне вспоминается фрагмент фильма «Забытая мелодия для флейты» с Филатовым в главной роли. Если помните, герой Александра Ширвиндта, чиновник от культуры, заявляет менее опытному коллеге – «Если хочешь задавить какое-то движение – его не надо запрещать, наоборот – его нужно разрешить, организовать и возглавить.» Любое спонтанное движение может приводить к негативным результатам - например, возможно проникновение в него разрушительных индивидуальных и групповых интересов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло. Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и самозащите. Свободные формы жизни общества должны иметь возможность трансформироваться. Самоорганизующееся движение приобретает свой нормативный фундамент, определенный уровень правосознания и политической культуры и становится способным добиваться выражения своих требований и их удовлетворения. Для спонтанного развития политической жизни необходима свобода, поскольку, во-первых, у государства нет возможности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху, не может предусмотреть все правила управления обществом; в-третьих, через спонтанную политическую жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований естественной целесообразности и обеспечивается учет естественных потребностей людей. Существуют два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный. Конфликтный - это преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе единственное средство - насилие. Но, разрушив групповые интересы, власть все-таки не в состоянии уничтожить объективные условия, которые их породили, а потому рано или поздно подавленные интересы все равно воспроизводятся. Консенсусный способ направлен на регулирование интересов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.006 с.) |