Политическая жизнь и властные отношения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая жизнь и властные отношения



ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Политическая жизнь общества – определение, уровни и их взаимосвязь. Внешние и внутренние факторы функционирования политической жизни. Социальные функции политики.

Наиболее знакомы ми нам и наиболее заметными являются такие разновидности власт и, как семейная, общественная и государственная. Наиболее специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Часть 3. Политическая власть.

Политическая власть (от гр. politike — искусство управления государством, от polis — город-государство) — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели. Она распространяется на все общество, на всех проживающих на территории данного государства.

  Признаки политической власти:

 1) только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;

 2) характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;

 3) имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные);

 4) действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть в современном мире должна быть:

1) ограничена, т. е. разделена на законодательную, исполнительную и судебную;

2) регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;

3)  ннституциональна, т. е. имеет организационное выражение;

4) легитимна (лат. legitimus — законный), т.е. имеет общественно-моральное оправдание и признание. Об этом подробнее и позднее…

 Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть. Государственная власть - один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

  Государственная власть имеет свои отличительные признаки:

1)  публичный характер, т. е. выступает от имени общества;

2) суверенный характер, т. е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении всех вопросов своей политики в отношениях с другими государствами (внешний суверенитет);

3) ограниченность территорией - это базовое условие существования государства.

Т.о., понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

Общественный договор

Томас Гоббс (1588—1679), Джон Локк (1632—1704), Ж.-Ж. Руссо (1712—1788) явились наиболее яркими представителями концепций власти, получивших обобщённое название «теория общественного договора»,

Согласно Т. Гоббсу, государство возникло на основе общественного договора из естественного существования, когда люди жили разобщённо и находились в состоянии «войны всех против всех». Государство было учреждено для обеспечения всеобщего мира и безопасности. В результате общественного договора на государя были перенесены права отдельных граждан, добровольно ограничивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа — высший закон государства. Забота о мире — основа естественного права, созданного общественным договором.

Дж. Локк рисует неизбежность государственной власти с позиции теории естественного права и «общественного договора». Правительству передаётся только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной защиты всех остальных — свободы слова, веры и прежде всего собственности. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и «федеративной» (внешних сношений). Причём само правительство должно подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Ж.-Ж. Руссо определял общественный договор как исторически необходимое состояние человечества, осуществляющего народный суверенитет и фактическое равенство путём подчинения общей воле, которая выражает объективные интересы народа. Основной принцип политической системы состоит в реализации прямой демократии через республиканское государство, управляемое системой законов, принятых собранием всех граждан.

Как видно, исторические концепции государственной власти как тождества власти политической, греш ат идеализацией самого понятия, приданием ему благопристойной видимости. Собственно, ни одна из известных концепций не отражает сути, а маскирует ее.

Источники власти

Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Обобщенно источниками власти вообще являются:

1. Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

2. Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

3. Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти - применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами). К методам прямого насилия нередко прибегает и государство в лице правительства, органов МВД и армии.

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В настоящее время обладание информацией и каналами её распространения также превратилось в актуальный и значительный источник власти. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». «Кто владеет информацией - тот владеет миром» - эта фраза приписывается Натану Ротшильду. Происхождение фразы не связано с политикой и государством, а с биржевой игрой, но справедливо и для политической сферы влияния на людей. Я негативно отношусь к текстам модного писателя Сергея Минаева; как прозаик и политический деятель он фигура очень двусмысленная, но все же рекомендую вам прочитать его книгу «Медиа Сапиенс» об искусственном создании информационных поводов - а именно, о фальшивых террористических актах и использовании этой информации в политических и властных целях. Страшно, если все это происходит на самом деле.

Сила как источник власти также имеет свои определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник политической власти - это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

Признаки политической жизни

ПЖ обладает рядом собственных, специфических признаков. Она:

 1) выступает в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений;

 2) служит областью действия публичного интереса и управления, главным инструментом которых становятся власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации. Такой организацией могут быть сами государства, партии, союзы, движения  и социальные институты;

 3) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.;

 4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей;

 5) центр, узел политической жизни - многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

 Основными элементами политической жизни оказываются политические действия, среди которых можно выделить, например, государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: государство, политические партии, движения и иные общественные объединения, которые, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Содержание политических интересов складывается в процессе их анализа, осуществляемого как группой в целом (на уровне политических программ, целей, идеологий), так и каждым отдельным субъектом политической жизни на основе политической самоидентификации, путем осознания своей принадлежности к той или иной общности, группе, партии.

 В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими специфическими потребностями и интересами, которые обладают способностью воспроизводиться. Этот процесс сопровождается появлением новых политических партий, движений, что придает политической жизни динамичный характер.

 Политической жизни присуща противоречивость. Это обусловлено многообразием политических интересов и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты. При отсутствии должного механизма их регулирования возникает кризис, обострение которого может привести к социальному взрыву.

В этой связи мне вспоминается фрагмент фильма «Забытая мелодия для флейты» с Филатовым в главной роли. Если помните, герой Александра Ширвиндта, чиновник от культуры, заявляет менее опытному  коллеге – «Если хочешь задавить какое-то движение – его не надо запрещать, наоборот – его нужно разрешить, организовать и возглавить.»

Любое спонтанное движение может приводить к негативным результатам - например, возможно проникновение в него разрушительных индивидуальных и групповых интересов, в результате чего спонтанный процесс может быть направлен в разрушительное русло. Отсюда следует, что спонтанное движение нуждается в саморегуляции и самозащите. Свободные формы жизни общества должны иметь возможность трансформироваться. Самоорганизующееся движение приобретает свой нормативный фундамент, определенный уровень правосознания и политической культуры и становится способным добиваться выражения своих требований и их удовлетворения.

Для спонтанного развития политической жизни необходима свобода, поскольку, во-первых, у государства нет возможности рационально оценить все то, что происходит в общественной жизни; во-вторых, порядок, организуемый сверху, не может предусмотреть все правила управления обществом; в-третьих, через спонтанную политическую жизнь осуществляется «вхождение» в политику требований естественной целесообразности и обеспечивается учет естественных потребностей людей.

  Существуют два способа регулирования взаимодействия и развития социально-политических интересов: конфликтный и консенсусный. Конфликтный - это преодоление или даже ликвидация определенной группы интересов. При таком способе единственное средство - насилие. Но, разрушив групповые интересы, власть все-таки не в состоянии уничтожить объективные условия, которые их породили, а потому рано или поздно подавленные интересы все равно воспроизводятся. Консенсусный способ направлен на регулирование интересов.

Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

________________________________________

Как частное лицо, а не руководитель региона я считаю, что эта форма оценки знаний не подходит для российского менталитета. С другой стороны, у нас в Ивановской области больших нарушений и скандалов, связанных с ЕГЭ, не было. Определенные проблемы мы чувствуем и понимаем, но никакой обеспокоенности нет.

Григорий Остер, писатель

________________________________________

Сегодня ЕГЭ — это рассадник нравственного разложения общества и семьи, фактическая угроза национальной безопасности. Если мы хотим проверять знания гастарбайтеров, готовить молодежь в путевые обходчики "Газпрома" или в прислугу для олигархов, ЕГЭ может использоваться. Но если мы хотим, чтобы у нас вновь появились ученые с мировым именем, создавались самолеты, превосходящие зарубежные образцы, нужно принять важное политическое решение и отменить ЕГЭ. Думаю, осенью это должно быть сделано.

Виктор Шудегов, зампред комитета Госдумы по образованию ("Справедливая Россия")

________________________________________

Главный плюс ЕГЭ в том, что это объективная и независимая оценка. И пользы от него больше. Когда речь идет об экзамене или тестировании, нужна независимая оценка и независимые органы контроля. Это как суд — все хотят, чтобы суды были объективными и независимыми. Другое дело, как это подается обществу и как реализуется сама идея независимого контроля. Увы, некоторые педагоги против ЕГЭ именно потому, что это объективная оценка их труда. Конечно, есть вопросы к содержанию и качеству тестов. Особенно по гуманитарным предметам. Но с этим надо работать, а не отвергать саму идею.

Елена Ханга, телеведущая

________________________________________

Это не просто вред, это вредительство. Главная задача ЕГЭ — система объективной оценки — не решена. Зато вылезло множество отрицательных последствий. Все свелось к подготовке к нескольким экзаменам, к однотипным задачам. Нанесен сокрушительный удар по учительству. Недоверие к учителям выросло колоссально. Успешность школ и учителей привязана к ЕГЭ, что делает всю картину искусственной. ЕГЭ в России оказалось больше чем ЕГЭ. И его плюсов я не вижу, даже гипотетических. Его нужно срочно отменять и разделить выпускные и вступительные экзамены. Проблема даже не в скандалах, а в том, что дебилизация выпускников ускоряется. Наконец, отмена ЕГЭ покажет, что впервые на высшем уровне признана допущенная ошибка. А это касается уже не только образования, а всей нации.

Александр Абрамов, член-корреспондент Российской академии образования

На следующем занятии я бы хотела услышать от вас как от думающих людей собственные аргументы за и против. По любому из двух приведенных вопросов. Потому что надеюсь, наши лекции и семинары по политологии и социологии для вас в той или иной степени интересны.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И ВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.022 с.)