Инновационный менеджмент как процесс принятия решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный менеджмент как процесс принятия решений



Основные вопросы принятия УР можно сформу­лировать следующим образом: для чего выбирать, из чего выбирать и как выбирать. От­ветом на первый вопрос явля­ется некоторая совокупность це­лей, которую желает дос­тигнуть ЛПР. Ответом на второй вопрос является множество некоторых исходных аль­тернатив (вариантов действий), которые позволяют достичь сформулированной совокупности це­лей. Наконец, отве­том на третий вопрос является определение конкретного механизма выбора, который используется в данном процессе принятия УР.

Процесс принятия УР можно рассматривать как процесс функциони­рования некоторой инструментальной системы, основ­ными составляющими которой являются ЛПР, привлекаемые им советники и эксперты, а также соответствую­щие компоненты методического, математи­ческого, алгоритмического, лингвистического, информационного, про­грамм­ного, технического, организационного обеспечений. Сово­купность указан­ных компонент обычно рассматривают как систему поддержки принятия решения (СППР).

В инновационном менеджменте УР принимается для перевода предприятия, бизнеса, в общем случае - некоторого управ­ляемого объекта – из текущего состояния в некоторое желаемое. Следова­тельно, для принятия УР необходимо вы­брать, во-первых, это желаемое состояние, и, во-вторых, выбрать способ перехода в него, или образ дейст­вий. Конечно, и желаемое состояние, и образ действий должны соответствовать поставлен­ны­м целям. Поэтому цели при­нятия УР удобно фор­мулировать в терминах состояний. В общем случае под состоянием понима­ется совокупность значений некоторых характеристик объекта. Например, состояние конкретного предприятия (бизнеса) можно оценить совокупностью значений некоторых эконо­мических показа­телей (доход за определенный период, уро­вень продаж, доля рынка, число ра­ботающих, объем заказов на некоторую перспективу и т.д.). Однако само по себе абсо­лютное значе­ние этих показа­телей не определяет ценности состояния для ЛПР. Большую роль играет соотношение этих значений, их сравнение с соответствующими показате­лями конкурентов и амбиции ЛПР.

Процедуру формирования множества целей, выбора желаемого состояния и об­раза действия можно разбить на несколько после­довательных этапов. Заметим сразу, что рас­сматриваемое разбиение является ти­повым, и применяется при рассмотрении некото­рых других про­цедур.

Первым этапом процедуры является формирование множества свойств С, опре­деляющих цели, желаемое состояние или образ действий. Затем для каждого свойства требуется сформировать множество показателей П, кото­рые могут являться инди­като­рами степени выра­женности каждого свойства. При этом желательно, чтобы указанные множества свойств и пока­за­телей были репрезентативными, т.е. полными и минималь­ными. Следующий шаг – вы­бор для каждого показателя адекватной шкалы измерения, т.е. формирова­ние множества шкал Ш. После этого в терминах выбранной шкалы можно сформулировать желаемые, текущие, прогнозные (ожидаемые) или допусти­мые значения показателей (ЗП). Далее, при наличии двух и более пока­зателей, необходимо оп­ределить применяемый механизм выбора (МВ) и правило принятия решения. Наконец, при выборе некоторых неклассиче­ских меха­низмов выбора необ­ходимо оп­ределить не­которую систему отноше­ний на множестве свойств или отражающих степень их выра­женности показа­телей (обозначим эту информа­цию как упорядочение показателей (УП)).

Отметим, что каждый этап рассмотренной процедуры представляет собой задачу принятия решения. Действительно, для оценки состояния может быть использовано большое число ком­бинаций свойств, и в каждом конкретном случае требуется выбрать одну из них, т.е. принять решение. Аналогично, для оценки степени выраженности каж­дого свойства можно использовать достаточно большое число показателей, Например, для оценки такого свой­ства, как надежность технических объектов, существует более 20 стандарти­зированных показателей. Использование такого большого числа показателей для осуществления процедуры выбора весьма за­труднительно. Следовательно, в каждом конкретном случае необ­ходимо из всего воз­можного множества по­казателей выбрать некоторую их минимальную совокупность, кото­рую можно было бы считать репре­зентативной, т.е. при­нять решение. Такая же ситуация и при вы­боре шкалы – для изме­рения каж­дого показателя можно использовать все существующие типы шкал, следова­тельно, в каждом конкретном случае необходимо принятие решения о при­менении конкретной шкалы измерения каждого показателя. На четвертом этапе требуется принять решение о применяемом в данном кон­кретном случае ме­тоде измерения зна­чений показателей, и т.д.

Таким образом, рассматриваемая процедура может быть описана кортежем

<С, П, Ш, ЗП, МВ, УП>.     (1.1)

 

 Компоненты (1.1) по содержанию представляют собой задачу принятия решения, хотя и не являются задачами принятия УР в том смысле, в каком она сформулирована в 1.1. Методология, технология, используемый инструментарий разрешения проблемы во всех этих случаях принципиально одинаков. Поэтому можно утверждать, что менеджмент – это процесс принятия решений, в который включены процедуры оценивания выбранной совокупности показателей в выбранных шкалах, определение назначаемых значений показателей (минимально или максимально допустимых и т.п.), сбор необходимой информации для формирования исходных множеств альтернатив и т.д. Эти задачи являются в высшей мере креативными и эвристическими, особенно в инновационным менеджменте.

Итак, инновационный менеджмент можно представить как процесс принятия решений, обеспечивающих, в совокупности с операциями информационного обеспечения, принятие УР. Этот процесс, вследствие особенностей инновационного менеджмента, является в высшей степени креативным и эвристическим, осуществляется в условиях неопределенности перспектив развития научно-технического прогресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.004 с.)