Объект управления инновационного менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект управления инновационного менеджмента



Специфика инновационного менеджмента, отличие этого вида менеджерской деятельности от других, определяется, прежде всего, объектом менеджмента, каковым является инновационный процесс. Существуют различные определения этого процесса. Основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения, т.е. продукты интеллектуальной деятельности. Инновационный менеджмент - это менеджмент творческих процессов, что требует от него высокого уровня креативности и эвристичности.

В соответствии с известным в кибернетике законом необходимого разнообразия, менеджеры – субъекты инновационного процесса должны обладать не меньшим уровнем креативности и эвристичности, что определяет инновационный менеджмент как менеджмент креативный и эвристический. Эти понятия появились в теории и практике менеджмента в последние годы. Если инновационный менеджмент оперирует с интеллектуальным продуктом как объектом целым и неделимым, то и креативный, и эвристический менеджмент рассматривают данный продукт как сложное структурное образование. Соответственно связанное с ним управление созданием новой системы знаний, умений и навыков должно быть определенным образом разделено на ряд составных элементов, каждый из которых подлежит исследованию и осмыслению в целях осуществления грамотных практических действий. Несколько проще можно сказать: инновационный менеджмент, с одной стороны, креативный и эвристический – с другой, имеют один и тот же объект рассмотрения, но изучают его в одном случае с внешней стороны, как готовый (инновационный менеджмент), в другом (креативный и эвристический менеджмент) – с внутренней, как проходящий процесс создания.

Термин «креативный менеджмент» происходит от английского слова «creative» - творческий, созидательный Отличие эвристического (от греческого heuristro – отыскиваю, открываю) менеджмента от креативного в том, что его объект – управление личностью и ее самоуправление. Оба вида менеджмента ориентированы на условия отсутствия априори существующей определенности, какие характеризуют и инновационный менеджмент. Креативный менеджмент «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а, безусловно, является результатом деятельности коллектива. Эвристический менеджмент, напротив, связан с управлением деятельностью личности, индивидуума как решающего участника создания интеллектуального продукта.

Креативный менеджмент ориентирован на то, чтобы определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для ЛПР. Особая сложность решения данной проблемы состоит в том, что нужно, с одной стороны, перерабатывать огромный массив исходной информации, с другой, - учитывать специфику ЛПР и характера их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными характером, навыками, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения, предлагая исходную для принятия УР информацию. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех интеллектуальных и моральных резервов участников процесса, строиться на полном использовании их творческого потенциала. Способы и формы выявления и лучшего применения потенциала личности, участвующей в процессе создания интеллектуального продукта, - сфера эвристического менеджмента.

Таким образом, креативный менеджмент ближе к управлению кадрами и персональному менеджменту, а эвристический – к личностному менеджменту и самоменеджменту. Креативный менеджмент опирается на креативистику – область знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач, эвристический же – на эвристику, т.е. область знаний о продуктивном творческом мышлении личности.

Совершенствование управления творческим потенциалом личности и коллектива предполагает решение ряда задач. Во-первых, это развитие, увеличение творческого потенциала, усиление способностей ЛПР к принятию нетривиальных решений (индивидуальных и коллективных). Но этого нельзя добиться без соответствующего менеджмента. Опыт показывает, что использование креативно-эвристических методик в научно-техническом творчестве позволяет увеличить эффективность работы научных и инженерных коллективов в несколько раз. Однако этот богатый опыт почти не применяется в практике менеджмента для принятия УР. Конечно, менеджмент имеет дело с объектами значительно более сложными по сравнению с техническими системами, но это не представляется непреодолимым препятствием.

Во-вторых, надлежит добиваться раскрепощения индивидуальности – как в обособленном функционировании личности, так и в участии последней в деятельности коллектива. Здесь проблемы упираются, прежде всего, в сохранившуюся еще систему воспитания личности, фактически нацеленную на подавление оригинальности, своеобразия, неординарности. На креативный и эвристический менеджмент в данной связи надо рассчитывать как на ориентир и, в то же время, на прочный якорь в борьбе с однотипностью, заурядностью. Человек, владеющий методами указанных видов менеджмента, осуществляет по определенным правилам мониторинг своей мыслительной деятельности так, чтобы добиваться адекватности использования имеющегося творческого потенциала выдвигаемым целевым установкам.

В-третьих, оптимизация усилий и ресурсов, направляемых на совершенствование методического аппарата деятельности специалистов.

Еще раз отметим, что рассматриваемые проблемы неразрывно связаны с инновационным менеджментом. В течение какого-то времени казалось, что инновационный менеджмент вполне способен решить сложную задачу обеспечения гармонизированного развития науки, производства и социальных процессов в условиях научно-технической революции. Но довольно быстро обнаружилось, что такие надежды чересчур оптимистичны. Это связано с тем, что инновационный менеджмент обращен к творчеству человека, к потенциалу его способностей, который в данных условиях может быть реализован. Практики на интуитивном уровне разделили области инновационного и креативного (эвристического) менеджмента. Постепенно сформировалось понимание креативного и эвристического менеджмента, которое рассмотрено выше и, конечно, не претендует ни в коей мере считаться исчерпывающим и завершенным. В контексте данной работы важно отметить, что креативность и эвристичность инновационного менеджмента, прежде всего, относится к процессу принятия УР. Это предопределяет некоторые подходы к выбору методологии и инструментария принятия УР в современном инновационном менеджменте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.)