Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Набор, прием и отбор персонала
ПЛАН: Источники найма персонала. Понятие и этапы карьеры. Высвобождение персонала.
Источники найма персонала. Одним из важнейших этапов в технологии УП – подбор кадров – процесс, при котором на рынке труда подбираются сотрудники для выполнения определенных функций в организации. Прежде всего, кадры подбирают на базе общих требований к работникам, далее на основе требований к конкретным постам и должностям. Принципы подбора кадров: • Принцип ситуации, т.е. учет не только общего соответствия должности и кандидата, но и конкретной ситуации. • Принцип сочетания – подбор работников из своей организации и со стороны. • Принцип сочетания «старых и молодых кадров»: первые- носители опыта, традиций, вторые – более активны, лучше вооружены современными знаниями. • Принцип компенсации - суть набирать кадры, чтобы отрицательные качества одного компенсировались положительными качествами другого. • Принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильности – стабильность ориентирует работника на устойчивые перспективные результаты, мобильность - планомерно организованное движение кадров, она включает и выдвижение и ротацию. Для того чтобы нанять работников нужно сделать анализ содержания работы и требований к исполнителю. Анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы. Существуют два метода анализа: 1. метод наблюдения; 2. метод использования перечня контрольных вопросов. Он состоит из блоков: 1 блок – метод ключевых слов (что делается, как это делается, почему это делается, где это делается); 2 блок – пункты ответственности (ответственность за подчиненных, за оборудование, материалы, инструмент, финансовая ответственность); 3 блок - рабочие взаимоотношения (с вышестоящими работниками, коллегами, работниками других отделов, с общественностью, с клиентами, подчиненными); 4 блок - требования, предъявляемые работой (уровень производительности и результатов, навыков и опыта, аналитические способности, физические данные и состояние здоровья, уровень мотивации); 5 блок - условия труда (физические условия и окружающая среда, социальные условия и рабочий коллектив, экономические условия);
6 блок - проверка выполнения работы (проверка работы исполнителем и начальником). На основе анализа содержания работы составляется должностная инструкция. После анализа содержания работы определяются требования к тому типу исполнителя, который необходим для выполнения работы, более точно определяются навыки, знания, квалификация и качества, которые понадобятся при выполнении данной работы, а также практический опыт и черты характера. Следующий этап – это поиск человека, который будет удовлетворять этим требованиям. Имеются два возможных источника набора: - внутренний набор ( из работников организации); - внешний набор ( из людей, до того никак не связанных с организацией). Методы набора: · размещение объявлений внутри организации; · прежние сотрудники, ушедшие из организации по собственному желанию; · случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы; · клиенты и поставщики могут предложить кандидатов; · размещение объявлений в средствах массовой информации; · государственные и коммерческие агентства по трудоустройству; · набор в учебных заведениях; · набор студентов во время летних каникул; · использование ярмарки рабочих мест для информирования об имеющихся вакантных местах. Источники набора кадров различны по уровням затрат и эффективности. К ритериями принятия решения о приеме на работу являются: - профессиональная подготовка - знания и навыки; - интеллектуальный уровень – общий интеллектуальный потенциал и умение решать проблемы; - наклонности - специальные качества, такие как, умение выражать свои мысли, математические способности, пространственное воображение, сноровка, навыки канцелярской работы и т.д.; - личностные качества - темперамент, характер; - физические характеристики. На процесс набора кандидатов влияют факторы внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды: - законодательные ограничения; - ситуация на рынке труда; - состав рабочей силы на рынке и месторасположение организации. Факторы внутренней среды:
- кадровая политика - принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы (продвижение работников, уже занятых в производстве); - образ организации – насколько она считается привлекательной как место работы (крупные фирмы, фирмы известные своей продукцией).
Понятие и этапы карьеры. КАРЬЕРА - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанное с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Различают 2 вида деловой карьеры: * профессиональная карьера – последовательная смена стадий конкретного человека в процессе своей профессиональной деятельности. Среди стадий выделяют обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии человек может переживать последовательно на разных предприятиях; * внутриорганизационная карьера – последовательная смена стадий развитие работника в рамках одного предприятия. Карьера может реализоваться в 3 направлениях: · в вертикальном, при котором наблюдается подъём на более высокую ступень структурной иерархии. · в горизонтальном, предполагающем перемещение в другую функциональную область деятельности, либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения) · в центростремительном, т.е. движение к руководству предприятия, получение доступа к информации, важные поручения руководства, доверительное обращение.
Для того чтобы управлять карьерой, требуется информация о том, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. С этой целью проводятся специальные исследования, результаты которых оформляют в виде карьерограммы. В основу её построения закладываются известные общие для всех сотрудников закономерности развития деловой карьеры. Выделяют следующие этапы карьеры: 1 – Предварительный этап – длится 25 лет и включает учёбу в школе, получение среднего и высшего образования. За этот период человек может сменить несколько работ в поисках работы, удовлетворяющей его потребности и отвечающей его способностям. 2 – Этап становления – охватывает возраст от 25 до 30 лет. В этом периоде работник осваивает выбранную профессию, приобретает навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность в установлении независимости. Его начинают беспокоить безопасность существования и забота о здоровье, появляется желание получать более высокую заработную плату. 3 – Этап продвижения – протекает в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идёт процесс роста квалификации. Работник активно продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растёт потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и ещё большей независимости, в этот период гораздо меньше уделяется внимание удовлетворения в потребности безопасности, усилия сосредоточены на вопросах, касающихся роста размера оплаты труда и заботы о здоровье. 4 – Этап сохранения – характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и протекает в возрасте от 45 до 60 лет. В этот период наступает пик совершенствования квалификации и происходит её повышение за счёт активной деятельности и специального обучения и передачи знаний молодёжи. Период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъём на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. И хотя многие потребности удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, и появляется интерес к другим источникам дохода.
5 – Этап завершения – протекает в возрасте от 55 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата. Наблюдается кризис карьеры (получение меньшего удовлетворения от работы и состояние психологического и физиологического дискомфорта), однако самовыражение и уважение к себе и другим достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но вместе с тем стремиться увеличить и другие источники доходов (участие в прибылях, покупка акций, облигаций), которые бы заменили заработную плату при выходе на пенсию. 6 – Пенсионный этап – завершение карьеры. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности (садоводство, живопись, работа в общественных организациях). Уважение в среде пенсионеров, но финансовое положение и состояние здоровья могут стать причиной постоянной заботы о других источниках дохода. В результате карьерного роста работников происходят трудовые перемещения, это связано: А) с развитием производства, способствующим возникновению потребности в новых кадрах; Б) с развитием человеческих ресурсов, стремлением выбрать занятие по интересам и в соответствии со способностями, а также с желанием увеличить свой доход или изменить место обитания, улучшить социально-жилищные условия. Различают следующие виды трудовых перемещений: · профессиональные перемещения - перемена трудовых функций, переход к другой специальности внутри одной и той же профессии, овладение новой профессии. Разновидности этого типа перемещений – межпрофессиональные и междолжностностные. · функциональные – перемещения работника из одной категории персонала в другую (руководители, специалисты, служащие, рабочие). · квалификационные – перемещения работников от одного уровня квалификации к другому. · внутрипроизводственные – перемещения работников по прежним должностям или профессиям внутри предприятия без изменения места работы и жительства, вызванные проведением организационно-технических и социально-экономических мероприятий.
· территориальные – перемещения работников между экономическими районами, городами и населенными пунктами. Трудовые перемещения происходят в одной из 2-х форм: 1. организованная (планово-управляемая форма) – переходы на другие предприятия, внутри предприятия, набор и переселение во вновь осваиваемые районы. 2. неорганизованные (стихийная форма)- трудовые перемещения, осуществляемые по инициативе самих работников. Трудовые перемещения выполняют ряд функций: Экономическая функция способствует обеспечению развивающихся и новых отраслей рабочей силой, в результате чего создается возможность расширения перспективных производств, освоение новых территорий. Социальная функция повышение жизненного уровня работников, появление объективной возможности самозанятости, развития, расширения производственного профиля, деловой активности и кругозора. Развитию карьеры также предшествует пребывание работника в кадровом резерве. КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Типы кадрового резерва выделяются: 1. По виду деятельности: - резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений карьеры: профессиональной или руководящей. - резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру. 2. По времени назначения: - группа А – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время; - группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1 – 3 года. Формирование кадрового резерва основывается на принципах: · актуальность резерва – потребность в замещении должна быть реальной; · соответствие кандидата должности и типу резерва – требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности; · перспективность кандидата – ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности динамичность карьеры в целом, состояние здоровья. Этапы работы по формированию кадрового резерва: 1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров. 2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов. 3. Определение кандидатов, включаемых в резерв 4. Составление и утверждение списка кандидатов, включаемых в резерв.
Высвобождение персонала. ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА- вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержки со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Различают 3 вида увольнений: · увольнение по собственному желанию; · увольнение по инициативе администрации; · выход на пенсию. В соответствии с российским законодательством о труде, увольнение по инициативе администрации может быть обусловлено причинами: - ликвидация предприятия, сокращение численности и штата работников; - неисполнение работником своих служебных обязанностей без уважительных причин; - прогул, в т.ч. отсутствие на работе более 3-х часов в течение рабочего дня; - неявка на работу вследствие болезни в течение более 4-х месяцев подряд; - восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (декретный отпуск, отпуск по уходу за детьми); - появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; - совершение по месту работы хищения государственного или общественного имущества; - совершение работником, обслуживающим денежные или товарные ценности, таких действий, которые дают основания для утраты доверия к нему со стороны администрации; - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка. Эффективность работы служб управления персонала в большей степени характеризует коэффициент текучести, чем он ниже, тем лучше. Текучесть кадров – одна из форм трудовой мобильности, которая проявляется в виде увольнений по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины. Причины текучести: 1. личные или семейно-бытовые причины, неудовлетворенность работника условиями и оплатой труда; 2. нарушение трудовой дисциплины. Этапы управления текучестью персонала:
Социально-нормативная текучесть персонала составляет 5-6%. Тема 5
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.034 с.) |