Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Персонал предпрприятия как объект управленияСтр 1 из 8Следующая ⇒
Тема 1 ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРПРИЯТИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАН: Место и роль управления персоналом в системе управления организацией. Сущность, технология управления персоналом. Цели и задачи управления персоналом. Сущность, технология управления персоналом. Предметом исследования науки управления персоналом являются действующий персонал организации и потенциальные работники. Сущность управления персоналом состоит в организации эффективной деятельности и способности создать условия для реализации каждым работником своих потенциальных возможностей и найти в каждом конкретном случае необходимый инструмент воздействия на человека в целях решения стоящих задач и достижения целей. Технология управления персоналом включает в себя: - анализ рынка труда и управление занятостью; - подбор, отбор, прием и адаптацию работника; - планирование карьеры кадров организации, их профессионального и административного роста; - анализ затрат и результатов труда; - обеспечение рациональных условий труда, создание социально-психологического климата; - разработку системы мотивации работника; - разработку социальной политики организации, пенсионную политику; - разрешение конфликтов. Механизм управления – представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени.
Состав издержек на персонал Издержки на персонал |
||||||||
Издержки приобретения | Издержки подготовки | Восстановительные издержки | |||||||
Косвенные: Продвижение или внутренний набор | Прямые: Набор, Отбор, Оформление, Рабочее место | Прямые: Ориентация, Формальная подготовка, Обучение на рабочем месте | Косвенные: Время и оплата инструктора, Снижение производительности труда новичка и коллег | - Издержки приобретения,
- издержки обучения
- издержки ухода:
| |||||
Прямые: Выплаты по увольнению | Косвенные: Издержки простоя, снижение производительности труда перед увольнением увольняющегося и его коллег |
По мере развития рыночных отношений появляется необходимость учитывать новые виды затрат, связанные с участием работников в прибылях и капитале организации.
|
Управление затратами на персонал может осуществляться с помощью:
- изменения численности;
- изменения структуры затрат на персонал;
- изменение общих задач и целей фирмы.
4. Сущность, цели и задачи кадрового планирования.
Кадровое планирование - это кадровая программа, направленная на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале.
ЦЕЛЬ кадрового планирования заключается в том, предоставить рабочие места в нужное время и в необходимом количестве в соответствии как с их способностями и склонностями работников, так и с требованиями производства.
СУЩНОСТЬ кадрового планирования состоит в том, что кадровое планирование осуществляется как в интересах организации, так и в интересах персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения целей организации. А работников привлекают в первую очередь те рабочие места, где созданы условия для развития их способностей и гарантирован высокий и постоянный заработок, когда организация создает условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой.
ЗАДАЧАМИ кадрового планирования являются:
- определение числа работников нужной квалификации необходимых для определенного времени и места работы (когда и где они необходимы);
- привлечение необходимого и сокращение излишнего персонала без нанесения социального ущерба;
- использование персонала в соответствии с его способностями;
- обеспечение развития кадров для выполнения новых квалифицированных работ и поддержание их знаний в соответствии с требованиями производства (подготовка и переподготовка кадров);
- определение затрат на запланированные кадровые мероприятия;
- учет интересов всех работников организации.
Кадровому планированию подвергаются следующие потребности организации:
· потребность в замещении персонала по годам, в связи с уходом на пенсию, увольнением, переходом на инвалидность и т.д.
|
· потребность в снижении численности персонала вследствие внедрения новых технологий, сокращения объемов производства, простоев, неплатежей, и т.д.
· потребность в увеличении численности персонала в связи с расширением производства и с развитием предпринимательской деятельности.
При планировании численности работников на предприятии руководствуются следующими принципами:
- соответствие численности и квалификации работников объему запланированных работ и их сложности;
- обусловленность структуры персонала предприятия объективным факторам производства;
- максимальная эффективность использования рабочего времени;
- создание условий для повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.
Кадровое планирование только тогда эффективно, когда оно включено в общий процесс планирования в организации.
При планировании численности работников на предприятии руководствуются следующими принципами:
- соответствие численности и квалификации работников объему запланированных работ и их сложности;
- обусловленность структуры персонала предприятия объективным факторам производства;
- максимальная эффективность использования рабочего времени;
- создание условий для повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.
Кадровое планирование только тогда эффективно, когда оно включено в общий процесс планирования в организации.
На рисунке 7 показано место кадрового планирования в системе управления работой с персоналом в организации
Рис. 7. Место кадрового планирования в системе управления работой с персоналом в организации
Кадровое планирование создается на базе целей организации и состоит из 4 составляющих:
- кадровые стратегии - разработка основ будущей кадровой политики организации, определение возможностей должностного и профессионального роста, обеспечение развития кадров для выполнения работ новой квалификации и адаптация их знаний к изменяющимся условиям производства;
- кадровые цели - определение конкретных целей организации и каждого работника, вытекающих из кадровой стратегии, достижение максимального сближения целей организации с индивидуальными целями работников;
- кадровые задачи - обеспечение организации кадрами, которые необходимы для достижения целей;
- кадровые мероприятия - разработка плана кадровых мероприятий для реализации конкретных целей и задач организации и каждого работника, определение затрат на реализацию плана кадровых мероприятий.
Кадровое планирование охватывает прогнозирование перспективных потребностей организации в персонале и разработку мероприятий по обеспечению удовлетворения потребности.
В качестве измерений кадрового планирования используют долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
Каждый из видов имеет свои цели, мероприятия и потенциалы и образуют многомерную структуру кадрового планирования.
Стратегическое кадровое планирование является составной частью стратегического планирования организации, но более детализированной. Это проблемно-ориентированное долгосрочное планирование (от 5 до 10 лет), которое в большей степени зависит от внешних факторов (экономического, социального и технического развития). Основными задачами становятся своевременное распознавание главных направлений развития организации, их качественная оценка и информация о технической политике организации и долгосрочной производственной программе. Стратегические решения являются основополагающими и руководящими, т.е. – основой для тактического планирования.
|
Тактическое планирование – среднеориентированный перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом (от 1года до 5 лет) Этот вид планирования строго ориентируется на цели, заявленные стратегическим кадровым планированием, где более детально фиксируются подробности кадровых мероприятий, поэтому тактическое планирование является как бы мостиком между стратегическим и оперативным кадровым планированием.
Оперативное кадровое планирование – краткосрочное (сроком до 1 года), ориентированное на достижение отдельных оперативных целей планирование. Оперативный план состоит из точно обозначенных целей и конкретных мероприятий, необходимых для их достижения и выделяемых материальных средств с указанием их вида, количества и времени. Оперативные планы детально прорабатывают все подробности для наилучшего контроля выполнения и составляются только на основе точной информации.
Планирование персонала реализуется посредством осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, объединенных в оперативном плане работы с персоналом.
Существуют следующие виды оперативного кадрового планирования:
1.- планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования. Оно базируется на данных и запланированных рабочих местах, плане организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей.
Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.
Рис. 8. Структура оперативного плана работа с персоналом на предприятии
Определить необходимую численность рабочих и их профессиональный и квалификационный состав позволяют: производственная программа, нормы выработки, планируемый рост повышения производительности труда и структура работ.
|
При планировании потребности в персонале следует различать: Общую, дополнительную и фактическую потребность.
Общая потребность - это вся численность работников, необходимых для выполнения запланированных задач;
Общая потребность предприятия в кадрах определяется
А = Ч + ДП, где А – общая потребность
Ч – базовая потребность в кадрах, определяемая объемом производства;
ДП - дополнительная потребность в кадрах
Базовая потребность Ч определяется:
Ч = ОП / В, где ОП – объем производства,
В - запланированная выработка на 1 работающего.
Общая потребность в управленческом составе определяется:
Чобщ= Чнач + Чдоп, где Ч нач – численность управленческого состава на начало планируемого периода
Ч доп – дополнительная потребность в управленческом составе.
Более конкретные расчеты проводятся по следующим категориям:
· рабочие сдельщики (с учетом трудоемкости продукции, фонда рабочего времени, уровня выполнения норм)
Чрсд = ____Тпр____
Фрв х Вн, где Тпр – производственная трудоемкость
Фрв – фонд времени на 1 рабочего
Вн – план. выполнение норм выработки
· рабочие повременщики - расчет численности рабочих повременщиков имеет свою специфику, это связано в тем, что обычно отсутствуют достоверные данные об объеме работ на планируемый период и недостаточно применятся нормативные документы (с учетом закрепленных зон и трудоемкости работы, норм численности персонала, трудоемкости нормируемых заданий, фонда рабочего времени)
· ученики (с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения);
· обслуживающий персонал (ориентируясь на типовые нормы и штатное расписание)
· руководящий персонал (определяется исходя из норм управляемости)
Чрук = Чр/ Ну, где. Чр – численность рабочих,
Ну – норма управляемости для руководителя
Дополнительная потребность – это количество работников необходимых предприятию к уже имеющейся численности, ДП = Чобщ - Чнач
это различие между Чобщ-общей потребностью и Чнач -наличием персонала на начало расчетного периода.
Она характеризуется 2-мя показателями:
количественным – это величина дополнительной потребности и качественным – т.е. профессиональная и квалификационная структура дополнительной потребности.
При расчете дополнительной потребности учитывается:
* развитие предприятия (научно обоснованное определение прироста должностей в связи с увеличением производства):
ДП = Чпл – Чб где, Чпл и Чб – общая потребность в специалистах в планируемый и базовый периоды;
* частичная замена практиков, временно занимающих должности специалистов:
|
ДП = Чпл х Кв, где Кв – среднегодовой коэффициент выбытия специалистов (практика показывает, что это 2-4% от общей численности в год)
*возмещение естественного выбытия работников, занимающих должности специалистов и руководителей (оценка демографических показателей кадрового состава, уровень смертности)
* вакантные должности, исходя из утвержденных штатов, ожидаемого выбытия работников.
фактическая потребность в рабочей силе показывает, сколько работников и какой профессии и квалификации необходимо привлечь с внутреннего источника (дополнительная работа, перераспределение заданий или трудовое перемещение работников) или внешнего рынка труда (наем новых работников).
Источники привлечения персонала
Внутренние: Внешние:
Дополнительная работа наем новых работников
Перераспределение заданий
Внутриорганизационное перемещение
работников
2. - планирование использования кадров осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей, с целью экономичного распределения потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами с учетом повышения квалификации, возраста, изменениями технологического процесса, условий труда.
3. – планирование высвобождения или сокращения персонала показывает, кого следует сократить, где и когда. Причинами высвобождения могут быть явления организационного, экономического или технологического плана (рационализация производства, сокращение объемов выпуска продукции, выход на пенсию)
4.- планирование обучения включает переподготовку и повышение квалификации работников и охватывает планирование мероприятий по внутри организационному, внеорганизационному обучению и самоподготовке, способствует использованию собственных производственных ресурсов работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда и ускорению периода адаптации работников на рабочем месте.
5. – планирование сохранения персонала включает планирование мероприятий по мотивации и стимулированию труда, снижению текучести кадров, т.к. от этого во многом зависит имидж организации и ее микроклимат.
6. планирование деловой карьеры, служебно-профессионального продвижения заключается в необходимости организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника с момента его принятия и предполагаемого увольнения по системе должностей или рабочих мест.
7. планирование затрат на персонал должно учитывать внешние и внутренние факторы:
К внешним факторам, влияющим на планирование затрат на персонал относится:
- изменение законодательных норм и тарифных соглашений;
- нормативные требования по охране труда и природоохранные нормы;
- темпы инфляции
К внутренним факторам, влияющим на затраты на персонал относится:
- результаты планирования численности и профессиональной структуры персонала;
- результаты планирования других организационных аспектов деятельности организации
(расширение производства, рационализация производства, трудоемкость производственных программ, полное или частичное сокращение производства)
Тема 4
Источники найма персонала.
Понятие и этапы карьеры.
Высвобождение персонала.
Источники найма персонала.
Одним из важнейших этапов в технологии УП – подбор кадров – процесс, при котором на рынке труда подбираются сотрудники для выполнения определенных функций в организации. Прежде всего, кадры подбирают на базе общих требований к работникам, далее на основе требований к конкретным постам и должностям.
Принципы подбора кадров:
• Принцип ситуации, т.е. учет не только общего соответствия должности и кандидата, но и конкретной ситуации.
• Принцип сочетания – подбор работников из своей организации и со стороны.
• Принцип сочетания «старых и молодых кадров»: первые- носители опыта, традиций, вторые – более активны, лучше вооружены современными знаниями.
• Принцип компенсации - суть набирать кадры, чтобы отрицательные качества одного компенсировались положительными качествами другого.
• Принцип динамизма, сочетание стабильности и мобильности – стабильность ориентирует работника на устойчивые перспективные результаты, мобильность - планомерно организованное движение кадров, она включает и выдвижение и ротацию.
Для того чтобы нанять работников нужно сделать анализ содержания работы и требований к исполнителю.
Анализ содержания работы – это процесс систематического и подробного исследования содержания работы.
Существуют два метода анализа:
1. метод наблюдения;
2. метод использования перечня контрольных вопросов. Он состоит из блоков:
1 блок – метод ключевых слов (что делается, как это делается, почему это делается, где это делается);
2 блок – пункты ответственности (ответственность за подчиненных, за оборудование, материалы, инструмент, финансовая ответственность);
3 блок - рабочие взаимоотношения (с вышестоящими работниками, коллегами, работниками других отделов, с общественностью, с клиентами, подчиненными);
4 блок - требования, предъявляемые работой (уровень производительности и результатов, навыков и опыта, аналитические способности, физические данные и состояние здоровья, уровень мотивации);
5 блок - условия труда (физические условия и окружающая среда, социальные условия и рабочий коллектив, экономические условия);
6 блок - проверка выполнения работы (проверка работы исполнителем и начальником).
На основе анализа содержания работы составляется должностная инструкция.
После анализа содержания работы определяются требования к тому типу исполнителя, который необходим для выполнения работы, более точно определяются навыки, знания, квалификация и качества, которые понадобятся при выполнении данной работы, а также практический опыт и черты характера.
Следующий этап – это поиск человека, который будет удовлетворять этим требованиям.
Имеются два возможных источника набора:
- внутренний набор ( из работников организации);
- внешний набор ( из людей, до того никак не связанных с организацией).
Методы набора:
· размещение объявлений внутри организации;
· прежние сотрудники, ушедшие из организации по собственному желанию;
· случайные претенденты, самостоятельно обращающиеся по поводу работы;
· клиенты и поставщики могут предложить кандидатов;
· размещение объявлений в средствах массовой информации;
· государственные и коммерческие агентства по трудоустройству;
· набор в учебных заведениях;
· набор студентов во время летних каникул;
· использование ярмарки рабочих мест для информирования об имеющихся вакантных местах.
Источники набора кадров различны по уровням затрат и эффективности.
К ритериями принятия решения о приеме на работу являются:
- профессиональная подготовка - знания и навыки;
- интеллектуальный уровень – общий интеллектуальный потенциал и умение решать проблемы;
- наклонности - специальные качества, такие как, умение выражать свои мысли, математические способности, пространственное воображение, сноровка, навыки канцелярской работы и т.д.;
- личностные качества - темперамент, характер;
- физические характеристики.
На процесс набора кандидатов влияют факторы внешней и внутренней среды.
Факторы внешней среды:
- законодательные ограничения;
- ситуация на рынке труда;
- состав рабочей силы на рынке и месторасположение организации.
Факторы внутренней среды:
- кадровая политика - принципы работы с персоналом, стратегические кадровые программы (продвижение работников, уже занятых в производстве);
- образ организации – насколько она считается привлекательной как место работы (крупные фирмы, фирмы известные своей продукцией).
Понятие и этапы карьеры.
КАРЬЕРА - это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанное с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека.
Различают 2 вида деловой карьеры:
* профессиональная карьера – последовательная смена стадий конкретного человека в процессе своей профессиональной деятельности. Среди стадий выделяют обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии человек может переживать последовательно на разных предприятиях;
* внутриорганизационная карьера – последовательная смена стадий развитие работника в рамках одного предприятия.
Карьера может реализоваться в 3 направлениях:
· в вертикальном, при котором наблюдается подъём на более высокую ступень структурной иерархии.
· в горизонтальном, предполагающем перемещение в другую функциональную область деятельности, либо расширение или усложнение задач в рамках занимаемой ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения)
· в центростремительном, т.е. движение к руководству предприятия, получение доступа к информации, важные поручения руководства, доверительное обращение.
Для того чтобы управлять карьерой, требуется информация о том, что происходит с людьми на различных этапах карьеры. С этой целью проводятся специальные исследования, результаты которых оформляют в виде карьерограммы. В основу её построения закладываются известные общие для всех сотрудников закономерности развития деловой карьеры.
Выделяют следующие этапы карьеры:
1 – Предварительный этап – длится 25 лет и включает учёбу в школе, получение среднего и высшего образования. За этот период человек может сменить несколько работ в поисках работы, удовлетворяющей его потребности и отвечающей его способностям.
2 – Этап становления – охватывает возраст от 25 до 30 лет. В этом периоде работник осваивает выбранную профессию, приобретает навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность в установлении независимости. Его начинают беспокоить безопасность существования и забота о здоровье, появляется желание получать более высокую заработную плату.
3 – Этап продвижения – протекает в возрасте от 30 до 45 лет. В этот период идёт процесс роста квалификации. Работник активно продвигается по служебной лестнице. Накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растёт потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и ещё большей независимости, в этот период гораздо меньше уделяется внимание удовлетворения в потребности безопасности, усилия сосредоточены на вопросах, касающихся роста размера оплаты труда и заботы о здоровье.
4 – Этап сохранения – характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и протекает в возрасте от 45 до 60 лет. В этот период наступает пик совершенствования квалификации и происходит её повышение за счёт активной деятельности и специального обучения и передачи знаний молодёжи. Период характеризуется творческим самовыражением, возможен подъём на новые служебные ступени. Человек достигает вершин независимости и самовыражения. И хотя многие потребности удовлетворены, его продолжает интересовать уровень оплаты труда, и появляется интерес к другим источникам дохода.
5 – Этап завершения – протекает в возрасте от 55 до 65 лет. Работник начинает готовиться к уходу на пенсию. В этот период идут активные поиски достойной замены и обучение кандидата. Наблюдается кризис карьеры (получение меньшего удовлетворения от работы и состояние психологического и физиологического дискомфорта), однако самовыражение и уважение к себе и другим достигает наивысшей точки за весь период карьеры. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но вместе с тем стремиться увеличить и другие источники доходов (участие в прибылях, покупка акций, облигаций), которые бы заменили заработную плату при выходе на пенсию.
6 – Пенсионный этап – завершение карьеры. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности (садоводство, живопись, работа в общественных организациях). Уважение в среде пенсионеров, но финансовое положение и состояние здоровья могут стать причиной постоянной заботы о других источниках дохода.
В результате карьерного роста работников происходят трудовые перемещения, это связано:
А) с развитием производства, способствующим возникновению потребности в новых кадрах;
Б) с развитием человеческих ресурсов, стремлением выбрать занятие по интересам и в соответствии со способностями, а также с желанием увеличить свой доход или изменить место обитания, улучшить социально-жилищные условия.
Различают следующие виды трудовых перемещений:
· профессиональные перемещения - перемена трудовых функций, переход к другой специальности внутри одной и той же профессии, овладение новой профессии. Разновидности этого типа перемещений – межпрофессиональные и междолжностностные.
· функциональные – перемещения работника из одной категории персонала в другую (руководители, специалисты, служащие, рабочие).
· квалификационные – перемещения работников от одного уровня квалификации к другому.
· внутрипроизводственные – перемещения работников по прежним должностям или профессиям внутри предприятия без изменения места работы и жительства, вызванные проведением организационно-технических и социально-экономических мероприятий.
· территориальные – перемещения работников между экономическими районами, городами и населенными пунктами.
Трудовые перемещения происходят в одной из 2-х форм:
1. организованная (планово-управляемая форма) – переходы на другие предприятия, внутри предприятия, набор и переселение во вновь осваиваемые районы.
2. неорганизованные (стихийная форма)- трудовые перемещения, осуществляемые по инициативе самих работников.
Трудовые перемещения выполняют ряд функций:
Экономическая функция способствует обеспечению развивающихся и новых отраслей рабочей силой, в результате чего создается возможность расширения перспективных производств, освоение новых территорий.
Социальная функция повышение жизненного уровня работников, появление объективной возможности самозанятости, развития, расширения производственного профиля, деловой активности и кругозора.
Развитию карьеры также предшествует пребывание работника в кадровом резерве.
КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
Типы кадрового резерва выделяются:
1. По виду деятельности:
- резерв развития – группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений карьеры: профессиональной или руководящей.
- резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
2. По времени назначения:
- группа А – кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;
- группа В - кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1 – 3 года.
Формирование кадрового резерва основывается на принципах:
· актуальность резерва – потребность в замещении должна быть реальной;
· соответствие кандидата должности и типу резерва – требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;
· перспективность кандидата – ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности динамичность карьеры в целом, состояние здоровья.
Этапы работы по формированию кадрового резерва:
1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров.
2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов.
3. Определение кандидатов, включаемых в резерв
4. Составление и утверждение списка кандидатов, включаемых в резерв.
Высвобождение персонала.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА- вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержки со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Различают 3 вида увольнений:
· увольнение по собственному желанию;
· увольнение по инициативе администрации;
· выход на пенсию.
В соответствии с российским законодательством о труде, увольнение по инициативе администрации может быть обусловлено причинами:
- ликвидация предприятия, сокращение численности и штата работников;
- несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе;
- неисполнение работником своих служебных обязанностей без уважительных причин;
- прогул, в т.ч. отсутствие на работе более 3-х часов в течение рабочего дня;
- неявка на работу вследствие болезни в течение более 4-х месяцев подряд;
- восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (декретный отпуск, отпуск по уходу за детьми);
- появление на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- совершение по месту работы хищения государственного или общественного имущества;
- совершение работником, обслуживающим денежные или товарные ценности, таких действий, которые дают основания для утраты доверия к нему со стороны администрации;
- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка.
Эффективность работы служб управления персонала в большей степени характеризует коэффициент текучести, чем он ниже, тем лучше.
Текучесть кадров – одна из форм трудовой мобильности, которая проявляется в виде увольнений по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины.
Причины текучести:
1. личные или семейно-бытовые причины, неудовлетворенность работника условиями и оплатой труда;
2. нарушение трудовой дисциплины.
Этапы управления текучестью персонала:
Социально-нормативная текучесть персонала составляет 5-6%.
Тема 5
Содержание социально-трудовых отношений и их регулирование.
Содержание социально-трудовых отношений и их регулирование.
Социально-трудовые отношения часть многообразных связей между группами и подразделениями предприятия, а также между отдельными работниками внутри подразделения, которые непосредственно касаются трудовой деятельности.
Классификация социально – трудовых отношений по субъектам предусматривает их деление на индивидуальные, предусматривающие взаимодействие одного работника с работодателем, и коллективные, когда работодатель и работники взаимодействуют между собой.
Субъектами социально-трудовых отношений являются: наемный работник, работодатель и государство. Государств, как субъект социально-трудовых отношений, выступает в качестве собственника имущества и работодателя (для государственных предприятий), законодателя, защитника прав.
Субъекты социально трудовых отношений
/ / /
наемный работник - работодатель государство
/ /
индивидуальные + коллективные
Предметы социально-трудовых отношений определяются целями, к достижению которых стремятся люди на разных этапах их деятельности. Принято различать 3 основные стадии жизненного цикла человека:
· от рождения до окончания обучения
· период трудовой и семейной деятельности
· период после трудовой деятельности
На 1 стадии социально-трудовые отношения связаны преимущественно с проблемами профессионального обучения.
На 2 стадии основными являются отношения найма и увольнения условий и оплаты труда.
На 3 стадии центральной является проблема пенсионного обеспечения.
Типы социально-трудовых отношений характеризуют психологические, этические и правовые формы взаимоотношений в процессе трудовой деятельности.
По организационным формам выделяют следующие типы социально-трудовых отношений:
1. Патернализм - характеризуется значительной долей регламентации социально-трудовых отношений со стороны государства или руководства предприятия.
2. Партнёрство – система детально проработанных правовых документов, в соответствии с которыми наёмные работники, предприниматели и государство рассматриваются как партнёры в решении экономических и социальных задач.
3. Солидарность предполагает общую ответственность и взаимную помощь, основанную на общности интересов группы.
4. Субсидиарность означает стремление человека к личной ответственности за достижение своих целей и за свои действия при решении социально-трудовых проблем.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.183 с.)