Организационно-правовые основы деятельности суда с участием присяжных заседателей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые основы деятельности суда с участием присяжных заседателей



 

История становления суда присяжных. Закон РФ от 16.07.1993 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях"*(441) учредил суд с участием присяжных заседателей в Российской Федерации. Возрождение суда с участием присяжных заседателей явилось закономерным этапом осуществляемой в Российской Федерации судебной реформы.

Часть 4 ст. 123 Конституции РФ устанавливает: в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 47 Конституции РФ обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

В России институт присяжных был впервые введен Уставами в ходе судебной реформы 1864 г. Реформировалась одновременно вся система судопроизводства. Ликвидировались сословные суды. Малозначительные уголовные и гражданские дела были подсудны мировым судьям, основная масса дел рассматривались окружными судами и судебными палатами, венчал систему судебных органов Сенат - единственная в империи кассационная инстанция. Были провозглашены: равенство всех перед судом, независимость суда от администрации, несменяемость судей, гласность, состязательность, право обвиняемого на защиту, презумпция невиновности, отказ от теории формальных доказательств и закрепление оценки доказательств по внутреннему убеждению судьи. Учреждались институт судебных следователей, адвокатура, суд присяжных, реорганизовывалась прокуратура. Суд присяжных был ядром реформы уголовной юстиции.

Судебные Уставы, утвержденные 20 ноября 1864 г., вводились в действие на протяжении трех с половиной десятков лет. Практическая реализация идеи суда присяжных в России началась с открытия весной 1866 г. окружных судов в Петербурге и Москве. Затем суды с участием присяжных заседателей были введены в Астраханской, Олонецкой, Оренбургской, Уфимской губерниях. Впоследствии было признано желательным введение суда присяжных в Енисейской и Иркутской губерниях, Забайкальской и Амурской областях, губернии Прибалтийского края и Варшавского судебного округа. Однако на окраинах дореволюционной России суд присяжных так и не начал действовать, и вместе с другими судебными установлениями он был упразднен после Октябрьской революции 1917 г. и отсутствовал 75 лет.

Суд с участием присяжных заседателей в Российской Федерации вводился на протяжении длительного периода времени. Первоначально он учреждался на территории девяти субъектов РФ: в Ставропольском крае, Ивановской, Московской, Рязанской и Саратовской областях - с 1 ноября 1993 г.; в Алтайском и Краснодарском краях, Ульяновской и Ростовской областях - с 1 января 1994 г.*(442) Пункт 2 ч. 2 ст. 30 УПК, предусматривающий рассмотрение уголовных дел в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей, вводился поэтапно, начиная с 1 июля 2002 г.*(443) С введением с 1 января 2010 г. в действие п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК в Чеченской республике суды с участием присяжных заседателей действуют на всей территории РФ*(444).

Поэтапное введение суда с участием присяжных заседателей в Российской Федерации породило правовую коллизию, связанную с назначением наказания в виде смертной казни. Согласно ч. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей является непосредственно действующим, конституционно установленным. Исходя из равенства граждан перед законом и судом законодатель на протяжении некоторого переходного периода, конкретные временные границы которого в Конституции РФ не указаны, обязан был обеспечить механизм реализации этого права всем обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против жизни. Не обеспечение на всей территории РФ на протяжении длительного времени реализации права обвиняемого в преступлении, за совершение которого установлена в качестве исключительной меры смертная казнь, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, было признано Конституционным судом не соответствующим ст.ст. 19, 20, 46 Конституции РФ. В соответствии с постановлением Конституционного суда до введения в действие закона, обеспечивающего на всей территории России каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого в качестве исключительной меры предусмотрена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело с участием присяжных заседателей или в ином составе*(445).

Положения указанного Постановления в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого - с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, - происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, означают, что введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей*(446).

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей. Под судом с участием присяжных заседателей понимается рассмотрение уголовного дела судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из двенадцати присяжных заседателей. В соответствии со ст. 324 УПК производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом следующих особенностей, предусмотренных 12 разделом УПК РФ:

1. альтернативность указанной формы судопроизводства. т.е. существование ее наряду с иными формами судопроизводства. Обвиняемый в совершении преступления, подсудного суду с участием присяжных заседателей, вправе выбрать, каким составом суда в соответствии с ч. 2 ст. 30 УПК будет рассмотрено его уголовное дело. Праву обвиняемого на выбор определенной формы судопроизводства корреспондирует обязанность следователя при ознакомлении обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела разъяснить обвиняемому право ходатайствовать о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей. Согласно ч. 2 ст. 218 УПК желание обвиняемого воспользоваться правом на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей или отказ от этого права отражается в протоколе об ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела;

2. добровольность выбора альтернативной формы судопроизводства. Право выбора принадлежит обвиняемому. В соответствии с ч. 5 ст. 217 УПК обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных при объявлении ему

об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления всех материалов дела. Обвиняемый может отказаться от заявленного ходатайства в ходе предварительного слушания;

3. разграничение компетенции профессионального судьи и присяжных заседателей, или, иначе говоря, раздельное существование "судей права" и "судей факта". Присяжные заседатели принимают решение по делу самостоятельно и независимо от председательствующего судьи. Они разрешают вопросы, предусмотренные п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 299 УПК, а именно: доказано ли, что имело место соответствующее деяние, доказано ли, что деяние совершил подсудимый, виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. В случае признания подсудимого виновным возможно признание его заслуживающим снисхождения. Все остальные вопросы п.п. 3, 5-17 ст. 299 УПК разрешаются председательствующим. Разграничение компетенции между коллегией присяжных заседателей и председательствующим обусловливает особую структуру судебного разбирательства: судебное следствие, прения сторон и последнее слово подсудимого проводятся в два этапа: первый этап с участием присяжных заседателей до вынесения ими вердикта о виновности или невиновности подсудимого, второй - в процессе обсуждения сторонами последствий вынесенного вердикта;

4. более полная реализация принципа состязательности, предусматривающая обязательность участия защитника в рассмотрении уголовного дела, вступительные заявления сторон, независимость коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта, четкое разграничение процессуальных функций между судом и сторонами. Задача сторон - собрать доказательства для убеждения коллегии присяжных заседателей в верности своей позиции, председательствующего судьи - обеспечить условия для состязания сторон и адекватного восприятия коллегией присяжных заседателей обстоятельств дела, обеспечения их участия в исследовании доказательств. Нормы УПК РФ, предоставляя суду определенные полномочия по собиранию доказательств, председательствующему - полноту судебной власти по руководству ходом процесса, предполагают в то же время вынесение

судебного решения прежде всего на основе доказательств, предоставленных сторонами судебного состязания. Пункт 4 ч. 2 ст. 333 УПК запрещает присяжным заседателям собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. Председательствующий имеет право на любом этапе судебного разбирательства освободить присяжного заседателя от исполнения обязанностей, если его объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие знания им обстоятельств дела из не процессуальных источников. Присяжные заседатели не знакомятся заранее с материалами дела, обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, не должны влиять на вердикт присяжных заседателей. Разрешение присяжными заседателями вопросов вопросного листа только на основе сведений, полученных в ходе судебного разбирательства, - безусловное требование при разрешении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей;

5. особенности судебного следствия, которые проявляются в определении круга обстоятельств, подлежащих доказыванию с участием присяжных заседателей, и обстоятельств, подлежащих установлению председательствующим судьей, исследовании определенных доказательств и разрешении некоторых вопросов (например, об исключении доказательств) в отсутствие присяжных заседателей.

Суды с участием присяжных заседателей, несмотря на относительно небольшой процент уголовных дел, рассматриваемых ими, являются органичной частью российской правовой системы, свидетельством демократизма уголовного судопроизводства. Концепция судебной реформы в РФ подчеркивает: к числу достоинств суда присяжных относятся привнесение в атмосферу казенной юстиции житейского здравого смысла и народного правосознания; стимулирование состязательности процесса, способность испытывать правоту законов применительно к конкретному случаю*(447).

Подсудность дел суду с участием присяжных заседателей. Конституция РФ, отнеся к безусловной компетенции суда с участием присяжных заседателей особо тяжкие преступления против жизни, за совершение которых может быть назначено наказание в виде смертной казни (ч. 2 ст. 20 Конституции РФ), возможность рассмотрения судом с участием присяжных заседателей иных категорий уголовных дел определяет случаями, предусмотренными федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей рассматривает уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 131 ч. 5, 132 ч. 5, 134 ч. 6, 212 ч. 1, 275, 276, 278, 279 и 281 УК РФ.

Таким образом, только верховные суды республик, краевые, областные и другие равные им по уровню суды уполномочены рассматривать уголовные дела в составе судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей.

Из предметной подсудности областных и равных им по уровню судов и тем самым - из подсудности суда с участием присяжных заседателей исключены уголовные дела о преступлениях, возможность назначения пожизненного лишения свободы или смертной казни за которые, предусмотренная санкциями статей Особенной части УК РФ, блокируется другими требованиями данного кодекса. В соответствии со ст.ст. 57, 59 УК РФ пожизненное лишение свободы и смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. Также эти виды наказаний не назначаются в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве (ч. 4 ст. 62 УК РФ) и за приготовление к преступлению и покушение на преступление (ч. 4 ст. 66 УК РФ).

При предъявлении обвинения по нескольким составам преступлений, часть которых подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, а часть является исключительно предметом рассмотрения суда в составе профессиональных судей, по общему правилу, признается приоритет суда с участием присяжных заседателей. Однако при включении в объем обвинения преступлений, специально исключенных из подсудности суда с участием присяжных заседателей (наряду с составами преступлений, подлежащих рассмотрению судом с участием присяжных заседателей), уголовное дело в целом не подлежит рассмотрению с участием присяжных заседателей.

Определение подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей через подсудность дел верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду допускает возможность рассмотрения судом с участием присяжных заседателей не только особо тяжких и тяжких преступлений, но и некоторых деяний, отнесенных законодателем к преступлениям небольшой и средней тяжести (публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК РФ); реабилитация нацизма (ст. 354.1 УК РФ).

Порядок заявления ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК следователь по окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела обязан разъяснять обвиняемому право ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, а также юридические последствия удовлетворения такого ходатайства, включая особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения.

Возможность рассмотрения дел судом присяжных определяется подсудностью дел указанному составу суда и волеизъявлением хотя бы одного из обвиняемых.

Если лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений, обвиняемый имеет право на рассмотрение дела судом присяжных, если это возможно хотя бы по одному из преступлений.

Если по делу обвиняется несколько лиц, ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных вправе те из них, которым предъявлено обвинение в совершении преступлений, подсудных суду с участием присяжных заседателей. При привлечении к уголовной ответственности по одному уголовному делу нескольких лиц позиции обвиняемых относительно рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей могут разойтись. Поэтому ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных должен заявить каждый из обвиняемых, либо при наличии возражения кого-либо из обвиняемых против рассмотрения дела судом с участием присяжных следователь обязан решить вопрос о выделении уголовного дела в отношении обвиняемых, отказывающихся от суда с участием присяжных заседателей, если это не отразится на всесторонности и объективности исследования и разрешения уголовного дела. О невозможности выделения дела выносится мотивированное постановление. Отсутствие такого постановления является основанием для возвращения дела прокурору с этапа предварительного слушания.

В соответствии с ч. 2 ст. 325 УПК уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. Суд при проведении предварительного слушания - с учетом обстоятельств, лежащих в основе ходатайства отдельных обвиняемых против рассмотрения их дела с участием присяжных заседателей, - разрешает вопрос о выделении дела для обеспечения его рассмотрения в отношении этих лиц судом в составе профессиональных судей, если это не препятствует всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, рассматриваемого в составе суда с участием присяжных заседателей. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей*(448).

Обвиняемый вправе заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления материалов дела. Позиция обвиняемого фиксируется в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. В соответствии с ч. 2 ст. 218 УПК в протоколе делается запись о разъяснении обвиняемому его права, предусмотренного ч. 5 ст. 217 УПК, особенностей рассмотрения дела, порядка обжалования судебного решения и отражается его желание воспользоваться этим правом или отказаться от него*(449).

Часть 3 ст. 229 УПК предоставляет обвиняемому заявить ходатайство (о проведении предварительного слушания для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей) и после направления уголовного дела с обвинительным заключением в суд в течение трех суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения. Кроме того, обвиняемый может заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей по истечении этого срока как до, так и во время предварительного слушании, назначенного по другим основаниям, предусмотренным ст. 229 УПК.

Отказ обвиняемого от указанного ходатайства возможен в ходе предварительного слушания. После предварительного слушания возражения против рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей не принимаются.

Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. В деятельности суда с участием присяжных заседателей вправе принимать участие граждане России, независимо от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания. Федеральный закон от 20.08.2004 "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"*(450) определяет требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Присяжными заседателями признаются граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела при отсутствии обстоятельств, делающих невозможным или ограничивающие возможность участия лица в качестве присяжного заседателя в отправлении правосудия по уголовным делам.

Исключение лица из списков либо освобождение его от участия в суде может быть осуществлено в одних случаях по его волеизъявлению, в других - независимо от этого.

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из списков в случаях выявления указанных обстоятельств.

Исключение из списков кандидатов в присяжные заседатели возможно по письменному заявлению лица о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим, а также гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение 5 лет со дня увольнения;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение 5 лет со дня ее прекращения; имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - во время службы и в течение 5 лет со дня увольнения;

ж) священнослужителем.

В Законе указаны также обстоятельства, при наличии которых лицо не допускается судьей к участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела. Присяжными заседателями не могут быть:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

з) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Составление списков присяжных заседателей. Федеральным законом от 20.08.2004 "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (ст. 4) обязанность по составлению общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели возложена на высший исполнительный орган субъекта РФ. Списки составляются каждые четыре года из числа граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ после установления порядка и сроков составления списков кандидатов в присяжные заседатели сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта РФ от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте РФ.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан.

Из списка граждан, полученных путем случайной выборки, исключаются лица, не отвечающие требованиям, предъявляемым к присяжным заседателям в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 20.08.2004. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает население о составлении списков, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться со списками и рассматривает заявления лиц, подавших письменные заявления об исключении из указанных списков.

Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. На основании поступивших списков из районов, городов составляется общий список кандидатов в присяжные заседатели, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и скрепляется печатью краевой, областной администрации.

Список кандидатов в присяжные заседатели с указанием фамилии, имени и отчества кандидатов, а также изменения и дополнения, внесенные в списки, подлежит публикации в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Изменение, дополнение (исключение граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включение в них тех, кто был отобран дополнительно) списков кандидатов в присяжные заседатели производится исполнительно-распорядительный органом муниципального образования и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда).

Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели, в который включаются граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда. Целью составления запасного списка является обеспечение вызова дополнительных кандидатов в присяжные заседатели в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 327 и ч. 12 ст. 328 УПК.

Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

При составлении запасного списка действуют те же правила, что и при составлении общего списка.

 

§ 2. Особенности предварительного слушания и подготовки к рассмотрению дела судом с участием присяжных заседателей

 

Особенности предварительного слушания дела судом с участием присяжных заседателей. При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей обязательно назначается предварительное слушание, которое проводится по правилам гл. 34 УПК.

Предварительное слушание является одной из процессуальных форм осуществления правосудия в ходе производства по уголовному делу. Главной, но не единственной задачей предварительного слушания по делам, подсудным суду с участием присяжных заседателей, является решение вопроса о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. В ходе предварительного слушания необходимо выяснить позицию обвиняемого, поддерживает ли он (либо заявляет) ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, представляет ли юридические последствия удовлетворения такого ходатайства. Когда по делу обвиняется несколько лиц и кто-либо из обвиняемых на предварительном следствии заявил возражение против рассмотрения дела с участием коллегии присяжных заседателей, судья выясняет у этого обвиняемого, не изменилась ли его позиция. Лицо, ранее заявившее ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей, вправе до удаления судьи в совещательную комнату для вынесения решения отказаться от заявленного ходатайства. При отсутствии ходатайств о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленным ст. 30 УПК. В случае изменения прокурором обвинения (в результате которого изменяется подсудность) и неподсудностью уголовного дела суду с участием присяжных заседателей (ч. 5 ст. 236, ч. 3 ст. 325 УПК) решается вопрос о направлении уголовного дела по подсудности.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 УПК по поступившему в суд уголовному делу решение о назначении предварительного слушания должно быть принято не позднее 30 суток с момента поступления дела в суд, а если обвиняемый находится под стражей - не позднее 14 суток. Срок же начала разбирательства уголовного дела в судебном заседании определяется ч. 1 ст. 233 УПК: не позднее 30 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении предварительного слушания. Так как в соответствии с ч. 1 ст. 234 УПК РФ предварительное слушание проводится с соблюдением требований гл. 33, 35, 36 УПК, то согласно ч. 2 ст. 233 и ч. 2 ст. 265 УПК судебное разбирательство уголовного дела не может быть начато ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта, постановления об изменении обвинения*(451).

По групповым делам вызываются все обвиняемые, независимо от их отношения к заявленному ходатайству о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Если надлежащим образом извещенный обвиняемый не явился на предварительное слушание, то в этих случаях предварительное слушание может проводиться лишь при наличии данных о подтверждении ранее заявленного ходатайства либо отказе от него о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей. Эти данные могут содержаться в заявлении обвиняемого, в котором он обращается к суду с соответствующей просьбой о проведении заседания в его отсутствие. Заявление представляется в письменной форме самим обвиняемым или с помощью защитника. При обсуждении заявления участие защитника обязательно - он не может передоверить такую обязанность защитнику другого обвиняемого.

Постановление судьи о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей является окончательным и в дальнейшем не может быть пересмотрено по мотиву отказа подсудимого от рассмотрения дела таким судом. Особенностями указанного постановления является определение количества вызываемых кандидатов в присяжные заседатели, а также указание о том, закрытым, открытым или частично закрытым будет судебное заседание. В последнем случае суд должен определить, в какой части будет закрыто судебное заседание (в соответствии с ч. 23 ст. 328 УПК формирование коллегии присяжных заседателей проводится в закрытом судебном заседании). Копии постановления судьи вручаются сторонам по их просьбе

Подготовка к рассмотрению дела судом с участием присяжных заседателей. Назначая уголовное дело к слушанию с участием присяжных заседателей, судья определяет количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание. Их должно быть не менее 20 (ч. 4 ст. 325 УПК).

После назначения судебного заседания по распоряжению председательствующего секретарь суда или помощник судьи, руководствуясь принципом случайной выборки, отбирает из находящихся в суде общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели то количество присяжных, которое необходимо для составления предварительного списка присяжных заседателей.

Из списка, полученного методом случайной выборки, секретарь суда или помощник судьи исключают лиц при наличии обстоятельств, препятствующих участию в качестве присяжного заседателя, перечисленных в ч. 2, 3 ст. 3 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 20.08.2004 "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

В случае установления несовпадения данных о личности кандидата в присяжные заседатели, указанных в списке, составленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с паспортными данными кандидата в присяжные заседатели он не может принимать участие в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей*(452).

При составлении предварительного списка учитывается требование ч. 2 ст. 326 УПК: одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза.

После этого составляется предварительный список присяжных заседателей с указанием их фамилий, имен, отчеств и домашних адресов. Список составляется в том порядке, в каком происходила случайная выборка. Включенным в предварительный список кандидатам в присяжные заседатели не позднее, чем за 7 суток до назначенной даты судебного заседания вручаются извещения, в которых должны быть указаны имя, отчество и фамилия вызываемого, цель вызова, время и место явки. Извещение обязывает присяжного явиться в суд для выполнения своего гражданского долга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.044 с.)