Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философско-правовые воззрения на уголовное преследование: природа концепта, соотношение со смежными категориями, концепция
От искусства всякий получает лишь столько, сколько он вносит в него сам, но только в неразвитом виде. То же будет и с... философией, ибо она будет философия как искусство. Всякий будет понимать в ней лишь столько, сколько он сам стоит: поэтому в общем она на деле понравится немногим и будет достоянием paucorum hominum, и это будет для нее большой похвалой.
А. Шопенгауэр
Историко-философское объяснение природы концепта. Собственно концепция преследования зародилась издавна, так как тесно связана с возникновением публичной власти общества в лице государства. Именно становлению публичной власти государства преследование обязано своим зарождением, так как именно в государстве возникла необходимость исполнения всеобщей воли через принуждение, через процедуру привлечения к уголовной ответственности. Другой вопрос - каким образом она осуществлялась. Обращаясь к истории вопроса, можно ответить словами Ж. Сервана - Мысль о преступлении и мысль о наказании должны были быть тесно связаны и "следовать друг за другом без перерыва. Сформировав в сознании граждан цепочку мыслей, вы можете гордиться тем, что исполняете роль их вождей и хозяев. Глупый деспот приковывает рабов железными цепями; истинный политик связывает их еще крепче цепью их собственных мыслей. На мягких волокнах мозга возводится мощный фундамент мощнейших империй"*(119). Таким образом с философских позиций в самых общих чертах объясняется взаимосвязь и взаимообусловленность преступления и наказания и определения через эти категории ответственности и, в свою очередь, самого преследования. Вместе с тем возникновение уголовной ответственности вслед за преступным деянием еще не равно ее фактическому осуществлению. Для того чтобы уголовная ответственность была реализована, необходимо с соблюдением требуемых процессуальных гарантий раскрыть общественно опасное и противоправное деяние, точно установить вину лица и поставить его в такие условия, в которых оно независимо от своих субъективных намерений исполнило бы свои обязанности. Однако суть обозначенной концепции не в исследовании пути, который проходит индивид от преступления и далее, а в том, что, предлагая поставить новую цель и изменить масштаб, предлагая найти новые методы регулирования наказания и адаптации его последствий, установить принципы регуляции, совершенствования, обобщения и унификации искусства наказывать, сделать однородным его применение, предлагается соотнести преследование и ответственность через категории преступления и наказания.
Допустим, закон - это договор, и если гражданин его нарушил, то он враг всего общества, но при этом он участвует в применяемом к нему наказании, признает свои обязанности перед обществом, налагает их на себя. И тогда преступник оказывается существом, парадоксальным с юридической точки зрения, так как, с одной стороны, любое преступление направлено против всего общества, а с другой стороны, преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности*(120). А потому уголовное наказание есть обобщенная функция, сопряженная со всем телом общества и с каждым его элементом. Совершение преступления противопоставляет индивида всему обществу; для того чтобы наказать его, общество вправе подняться против него всем миром. В этой борьбе вся сила, все права - у одной стороны. И это обоснованно и справедливо: ведь дело касается защиты каждого индивида. Таким образом возникает право общества (в лице государства) осуществлять процедуру привлечения к уголовной ответственности (уголовного преследования), ибо преступник становится общим врагом. Вместе с тем он хуже врага, поскольку наносит удары изнутри общества. "В такой ситуации сохранение государства несовместимо с сохранением жизни преступника; один из двух должен погибнуть; виновного предают смерти не столько как гражданина, сколько как врага"*(121). Право наказывать из мести превращается в защиту общества. Но оно снова включает в себя элементы столь сильные, что становится едва ли ни еще более грозным. Преступник спасается от угрозы, которая по самой своей природе избыточна, но подвергается ничем не ограниченному наказанию. Налицо возврат к устрашающей чрезмерной власти. И отсюда возникает необходимость установить для власти рамки, обозначив пределы преследования, определить, насколько далеко может заходить власть, преследуя и наказывая преступника.
Отвечая на этот вопрос, приведем аполог о "крайнем преступлении" - пример предельного преступления. Представим себе чудовищное злодеяние, попирающее самые непреложные законы общества. Оно совершилось на самой грани возможного, в столь необычных условиях, в столь глубокой тайне, с такой безудержностью, что не могло бы не быть уникальным (во всяком случае, последним в своем роде): никто никогда не смог бы повторить его; никто не смог избрать его примером для себя или даже возмутиться им. Оно обречено на бесследное исчезновение. Надо ли преследовать за такое преступление? Какова в таком случае мера наказания? Казалось бы, преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают целям охраны прав и свобод человека, что и отказ от преследования невиновных, освобождение их от наказания. Однако если оставить в стороне собственно материальный ущерб, который (даже когда он невозместим, например, в случае убийства) имеет малое значение для общества в целом, вред, причиняемый преступлением обществу, заключается в подаваемом примере, возможном желании повторить его, если оно не наказано, в возможности его широкого распространения. Наказание может быть полезным, а значит, справедливым, если имеет целью последствия преступления, т.е. ряд событий, которые оно может инициировать. Соотношение между наказанием и характером преступления определяется влиянием нарушения договора на общественный порядок. Но влияние преступления не обязательно прямо пропорционально его жестокости: преступление, поражающее своей жестокостью, часто влечет за собой меньше последствий, чем проступок, который все терпят и готовы повторить. Предельные преступления - редкость, однако всегда существует опасность, несомая и распространяемая обычными преступлениями*(122). Концепция. Наказание за совершенное преступление должно быть искусством последствий, вместо того чтобы противопоставлять чрезмерность наказания чрезмерности проступка, надлежит соразмерять друг с другом два следующих за преступлением ряда: его собственные следствия - начало преследования, и следствия наказания - претерпевание мер ответственности. Преступление, не имеющее последствий, не требует наказания; так же как и общество, находящееся на грани распада и исчезновения, не имеет права возводить эшафоты. Самое "предельное" из преступлений не может не остаться безнаказанным. Примерно ту же мысль о связи преступления и наказания, о зависимости меры наказания от общественной опасности преступления и лица, его совершившего, выразил К. Маркс: "Если понятие преступления предполагает наказание, то действительное преступление предполагает определенную степень наказания. Действительное преступление ограничено. Должно быть, поэтому ограничено и наказание, хотя бы для того уже, чтобы быть действительным, - оно должно быть ограничено принципом права, чтобы быть правомерным. Задача состоит в том, чтобы сделать наказание действительным следствием преступления. Наказание должно явиться в глазах преступника необходимым результатом его собственного деяния, - следовательно, его собственным деянием. Пределом его наказания должен быть предел его деяния"*(123).
Соотношение уголовного преследования со смежным категориями. Вышеприведенное позволяет выстроить последовательную цепочку следующих умозаключений: всякое преступление, как и преступник, обладает своеобразием, неповторимостью. Но стержневым элементом всегда выступает деятель (преступник). Нет деятеля - нельзя вести речь и о преступлении. В связке "деятель-преступление" первое исходно, второе - результат. В свою очередь деяние, содержащее все признаки состава преступления, является единственным основанием уголовной ответственности. В паре "преступление" и "уголовная ответственность" ведущая роль отдается преступлению. Нет преступления - нет основания вести речь об уголовной ответственности. Далее, уголовная ответственность должна быть реализована путем индивидуального воздействия на преступника, которое достигается посредством уголовного преследования, поскольку одна из целей последнего - возложение на лицо, совершившее преступление, уголовной ответственности и обеспечение применения к нему заслуженного наказания. Схематически это можно представить следующим образом: деятель - преступление - уголовное преследование - уголовная ответственность - наказание. Таким образом, уголовное преследование имеет не только процессуальное, но и уголовно-правовое содержание. Уголовно-правовое в том смысле, что содержание уголовного преследования в значительной степени предопределяется содержанием уголовной ответственности. Например, юридическая конструкция состава преступления предопределяет юридическую конструкцию предмета доказывания; концепция вменяемости или невменяемости лица, привлекаемого к уголовной ответственности, существенно воздействует на порядок применения принудительных мер медицинского характера, несовершеннолетний возраст лица обусловливает применение принудительных мер воспитательного воздействия и т.д. Из сказанного ясно, почему преступление и наказание выступают в качестве основных звеньев исследуемой концепции, а состав преступления играет роль связующего звена между ними. Однако здесь существует опасность свести весь дискурс в плоскость общественных отношений и отождествлению всех указанных категорий с последними. Вместе с тем есть вполне убедительные основания для отрицания данной точки зрения. Еще Г. Гегель утверждал, что сущность любого явления или предмета заключена не в них самих, а "находится" вовне, будучи опосредована той тотальной целостностью, моментами которой выступают изучаемые феномены*(124). На этих же позициях стоит и современный системный анализ (только в его понятийном аппарате термин "тотальная целостность" заменен термином "система"). Но и в том и в другом случае предмет исследования обнаруживает сущностные (системные) свойства, приданные ему целым (системой), частью (элементом) которого он является.
Право, преступление, наказание известны только в обществе, порождены и детерменированы той тотальностью (системой) общественных отношений, которая делает их социальными явлениями. Но если сущность и определяющая ее тотальность общественных отношений находятся вне каждого отдельного преступления (как, впрочем, и уголовно-правовой нормы, это преступление определяющей), то преступление, преступник и наказание в принципе не могут отождествляться с общественными отношениями. Это различные, не совпадающие друг с другом феномены. В противоположном случае сущность опосредствовала бы не явление, а саму себя, а наука, потеряв свой предмет, превратилась бы в искусство тавтологии. Именно поэтому, изучая общественно опасное поведение, тем самым с определенной стороны познается и общественное отношение, в рамках которого оно совершается. В этом как раз проявляются две линии объективации преступления и преступника. С одной стороны, преступник, рассматриваемый как общий враг и преследование которого отвечает общим интересам, выпадает из договора, дисквалифицирует себя как гражданина; он предстает негодяем, злочинцем, возможно - сумасшедшим и больным. В итоге он подвергается уголовному преследованию и, соответственно, уголовной ответственности. С другой стороны, необходимость измерять изнутри воздействие государственного принуждения предписывает тактику воздействия на всех преступников, будь то действительных или возможных: тактику, предполагающую организацию механизма уголовно-правового регулирования, установление пределов предмета доказывания, сообразовывание фактического и формального статуса лица, в отношении которого осуществляется преследование, - все это также ведет к объективации преступников и преступлений. В обоих случаях очевидно, что отношение публичной власти, лежащее в основе осуществления преследования, начинает дублироваться объектным отношением, которое вовлекает в себя не только преступление как факт, но и преступника как индивида. Несколько иначе обстоит дело с уголовным преследованием и уголовной ответственностью. Эти категории, несомненно, находятся в плоскости отношений, правда, правовых. Однако, значение, например уголовного правоотношения, ограничивается здесь тем, что оно выполняет функцию способа реализации нормы уголовного права, всегда осуществляемой в определенной уголовно-процессуальной форме. Вот почему в качестве основных элементов (звеньев) уголовно-правовой системы (механизма) и концепции в том числе, следует рассматривать нормы уголовного права как нормативную основу механизма, ответственность как цель, преследование как средство достижения указанной цели, уголовное правоотношение как способ реализации уголовно-правовых норм, а уголовный процесс как процессуальную форму реализации уголовно-правовых норм. Сказанное в рамках обозначенной концепции не мешает заявить: "Фактически уголовная ответственность - это не что иное, как последствие совершения преступления в виде возможного наказания, а уголовное преследование - последствие совершения преступления в виде совокупности действий, направленных на изобличение преступника".
Вот для чего нужны эти два типа объективации преступления и преступника. Объективация преступника как человека вне закона, как естественного человека, - пока лишь возможность, линия горизонта. Придется долго ждать того момента, когда homo criminalis станет объектом ответственности. Напротив, объективация другого типа имеет намного более ранние и определенные результаты (такие, как установление события преступления, квалификация преступления и т.д.), поскольку она тесно связана с правом публичной власти наказывать. А также потому, что опирается на дискурс*(125), уже созданный идеологами*(126).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.103.209 (0.013 с.) |