Методика проведения социологического исследования мнения работников организации относительно условий труда на рабочих местах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения социологического исследования мнения работников организации относительно условий труда на рабочих местах



 

Социологический опрос может быть проведен студентами с работниками цеха или участка во время прохождения производственной или преддипломной практики.

 

Система управления профессиональными рисками должна быть объективной и использовать все виды информации о состоянии и условиях труда на рабочих местах. Для достижения этой цели необходимо дополнить существующие методики оценки профессионального риска анкетированием и опросами, что позволит работодателю поддерживать обратную связь с работниками по вопросам профессиональных рисков и сделает количественную оценку реально объективным показателем.

Основными этапами проведения анкетирования, посвященного условиям труда на рабочих местах, могут стать:

- определение масштабов исследования, целей и задач с участием ремонтного и обслуживающего персонала из других подразделений, а также контрольных служб и главных специалистов предприятия;

- вовлечение широкого круга работников в решение вопросов обеспечения промышленной безопасности на рабочих местах, выявление проблемных зон;

- использование комплексных методов математического и системного анализа полученных ответов;

- исследование рисков, сопровождающих рабочего в процессе работы, конкретизация опасностей и составление карт-схем опасных зон;

- разработка корректирующих мероприятий и плана доработки нормативно-технической базы, расстановка проблем по должностным уровням их решения, согласование сроков и назначение ответственных лиц;

- комплексная оценка организационных работ, ранжирование служб цеха или предприятия по степени эффективности организационных мероприятий по обеспечению безопасности труда.

Для проведения социологического исследования формируется группа работников, объединенная каким-либо признаком. Это могут быть работники одной профессии, одного цеха, одного участка, одного пола, одного возраста, с одинаковым стажем работы и т.д. Так же группа может формироваться на основании признака, являющегося определяющим для данного вида производства.

Схема проведения анкетного опроса на предприятии представлена на рисунке 7.

Перед началом работ формулируются цели и задачи исследования. Они могут быть следующими:

- получение дополнительных сведений об условиях труда;

- проведения мониторинга удовлетворенности работников качеством производственной среды и системой управления охраной труда в целом;

- сбор данных для изучения отдельных явлений и событий (внедрение нового оборудование, результаты реализации мероприятий по улучшению условий труда, изменения нормативных требований, результаты обучения и инструктирования и т.д.);

- изучение состояния здоровья работников;

- получение данных для совершенствования системы управления охраной труда и т.д.

После определения целей исследования осуществляется планирование работ. На этой стадии проводятся следующие работы:

- определяются признаки, на основе которых будет производиться отбор участников анкетирования (участники объединяются одним из следующих или несколькими признаками: принадлежность к тому или иному структурному подразделению, однотипное используемое оборудование, схожие результаты специальной оценки условий труда и т.д.);

- проводится работа по подготовке анкеты к исследованию (адаптируется макет анкеты под конкретные цели исследования, включаются дополнительные вопросы или исключаются ненужные, проводятся консультации с руководителями структурных подразделений для того, чтобы в анкете учесть особенность исследуемого производственного подразделения);

- осуществляется сбор предварительной информации об участниках анкетирования (наличие специальной оценки условии труда, обученность работников, общее количество работников, подлежащих анкетированию);

- определяется место и время проведение анкетирования (совместно с руководителем структурных подразделений определяется наиболее благоприятное время для проведения анкетирования, это особенно важно для отраслей с большим количеством нестационарных рабочих мест).

После того как осуществлен отбор участников проводится разъяснительная работа среди работников и руководителей структурных подразделений. Работникам разъясняются цели и задачи исследования, а также правила выдачи, заполнения и сбора анкет.

В социологическое исследование должно быть вовлечено максимальное количество работников организации.

Процедуру заполнения работниками анкет необходимо проводить в отдельных кабинетах оборудованных достаточным количеством письменных столов и стульев. На заполнение анкет отводится порядка 30-50 минут рабочего времени, либо анкетирование проводится во время обеденного перерыва по согласованию с работниками [1].

 

Литература

1. Макаров П.В. Социальное партнерство как основа управления профессиональными рисками / П.В. Макаров, А.Ф. Борисов, Е.А. Минеев // Справочник специалиста по охране труда. – 2007. - №10. – 5-22 с.

 

АНКЕТНЫЙ ОПРОС

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.008 с.)